Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпоры_по_философии.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Познание – это  процесс избирательно-активного  действования, отрицания  и  преемственности  исторически  сменяющихся,  прогрессирующих форм приращения информации.

Гносеология  (теория познания, эпистемология) – это раздел философии  (и  отрасль  философского  знания),  в  котором  изучаются:  проблемы природы познания и его возможности; отношение знания к реальности; исследуются  всеобщие  предпосылки  познания;  выявляются  условия  его  истинности.  Другими  словами,  философия  в  лице  гносеологии  в  качестве предмета своей рефлексии полагает саму рефлексию: каковы ее основания, механизмы, степень достоверности и т. п.

Как уже известно, основной вопрос философии имеет два аспекта: онтологический (Что первично: материя  или сознание?) и гносеологический.  Гносеологический  аспект  заключен  в  вопросе  «Познаваем  ли мир?». Попытки ответить на этот вопрос привели к следующему расколу

в философии:

1. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ  ОПТИМИЗМ: От  абсолютной  веры  в  безграничные  способности  человеческого   разума до  идеи  принципиальной  возможности познания.

2. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ:

а) СКЕПТИЦИЗМ Идея  относительности  знаний  о  мире, сомнение в возможности  получения абсолютно  достоверного знания. Мир,  скорее  всего, не  познаваем,  чем познаваем.

б) КРИТИЦИЗМ Познавательные  возможности человека носят  ограниченный  характер. С  целью  контроля  необходимо  устанавливать  границы  или  пределы  познающему  разуму, выйдя за которые тот  не  способен  продуцировать  достоверные знания.

в) АГНОСТИЦИЗМ Идея  невозможности  познания мира  в  его  объективных  характеристиках. Мир,  каким  он является,  на  самом  деле не познаваем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.  Структура  и основные закономерности познавательного  процесса. Проблема субъекта и  объекта познания в истории  философии. 

Структура  познания,  представленную  следующими уровнями:

1. ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ: формы познания:

а) ОЩУЩЕНИЯ отражают  отдельные свойства  и  стороны  объекта  (цвет,  запах и т. д.)   и  сами по  себе не  дают  цельной  картины объекта познания.

б) ВОСПРИЯТИЯ синтез ощущений, при котором  формируется целостный образ предмета  в  единстве  его сторон и свойств.

в) ПРЕДСТАВЛЕНИЕ образ  ранее  воспринятого и сохранившегося в памяти  предмета или  явления  или  созданный  продуктивным воображением.

2. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (МЫШЛЕНИЕ):

а) ПОНЯТИЕ форма  мышления,  посредством которой отражаются  предметы (вещи,  явления,  процессы)  в их  существенных признаках Возникновение понятия – это всегда  скачок  от единичного  к всеобщему,  от  конкретного к абстрактному, от явления к сущности.

б) СУЖДЕНИЕ форма  мышления,  в которой  утверждается  или  отрицается связь  между  предметами мысли и их признаками,  отношения между  предметами,  а также  факт  их  существования.

в) УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ форма  мышления,  в  которой  из  одного  или  нескольких  истинных  суждений  на  основании  определенных  правил  вывода  получается  новое суждение,  с  необходимостью или с определенной степенью  вероятности следующее из них.

3. ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ  ПОЗНАНИЕ: ИНТУИЦИЯ определяется  как   способность  постижения  истины  путем  прямого ее  усмотрения без обоснования с помощью доказательств, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается только итог мысли – истина.  Подсознательный характер  интуитивного  мышления  не  означает  его отрыва от осознанного мышления.

Во-первых,  интуитивное  мышление  совершает  свою  работу  над  проблемой не раньше и не позже  того, когда над проблемой  бьется осознанное мышление. Во-вторых, решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям (моделям) осознанного мышления именно то, чего им не достает.

В структуру познавательного  процесса входит объект и субъект  познания.

Проблема субъекта и объекта познания.

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

1. Первая  традиция: Объект  подлинного знания изначально  задан субъекту. Он  определяет  и направляет познавательную  деятельность субъекта. Познание  как процесс припоминания.

2. Вторая  традиция: Субъект  изначально  задан. Он  несет в себе  основные объективные характеристики.  В субъекте  все рассчитано на воспроизведение в своих структурах мирового порядка. Познание как конструирование.

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: Субъект в процессе познания привносит от себя в объект свой эффект. Познание как истолковывание, интерпретация.

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: Провозглашается смерть субъекта. Познающее  Я  само по  себе  есть не  более  чем  текст,  сотканный  из  культурных  универсалий,  кодов  и  интерпретационных  соглашений. Фактически  ни  в филогенетическом, ни в онтогенетическом плане человек не существует до  языка,  –  в  познавательной  плоскости  это  значит,  что язык учит нас понимать человека, а не наоборот.

ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: Субъект  в процессе познания  воздействует на  объект, изменяет  его  и  при  этом  изменяется  сам.  Познание есть  «свернутая»  форма  человеческих  предметных действий в мире.

 

 

 

43.  Проблема  истины в теории познания.

Множественные попытки  определения сущности истины в истории философии привели к поиску критерия, прочного основания, с помощью которого  можно  было  бы  решить  вопрос  об  истинности  знания.  Одни видели такой критерий в общезначимости, считая истинным то, что соответствует  мнению большинства.  Другие  полагали,  что достоверность всего человеческого знания можно доказать путем выведения его из небольшого числа всеобщих положений, истинность которых самоочевидна в силу их ясности и отчетливости. Третьи настаивали на том, чтобы за истинное  принимать знание,  несущее человеку  некую пользу.  В конечном  итоге,  возникла  задача  найти такой критерий,  который,  во-первых,  был бы  непосредственно связан  со  знанием,  определял бы  его развитие и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединить в себе всеобщность с непосредственной действительностью. Таким феноменом оказалась практика. 

Помимо  практики  в  познании  существуют  и  другие  критерии  истины. Среди них выделяется логический критерий. Его сущность – в логической последовательности мысли,  в  ее  строгом  следовании  законам  и правилам формальной  логики  в  условиях,  когда  нет  возможности  опираться  на  практику.

Выявление логических противоречий в рассуждениях или в структуре концепции становится показателем ошибки или заблуждения.  Большое место  в  познании  (особенно  в  общественных науках)  занимает  и  аксиологический  критерий,  т. е.  обращение  к  общемировоззренческим,  социально-политическим,  нравственным и  эстетическим  принципам. Но, тем не менее, вне практики мышление оказывается лишенным ценностного измерения, а значит, и философского смысла. Именно поэтому она лежит в основе логического и аксиологического, и всех других критериев истины. Какие бы  способы установления истинности  суждений и концепций ни существовали в науке – все они в конечном итоге (через ряд посредствующих звеньев) оказываются связанными с практикой. 

Практика  –  общественно-историческая,  чувственно-предметная  деятельность  человека,  направленная  на  познание  и  преобразование мира,  на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. 

Видами  практики  считаются  материальное  производство,  социально-политическая  деятельность,  научный  эксперимент.  Практика  неразрывно связана с познанием и выполняет по отношению к нему определенные гносеологические функции. 

Во-первых, она выдвигает  цели познанию, направляет его на решение  назревших и наиболее актуальных задач. 

Во-вторых, практика помогает правильно определить объект исследования, понять, что в нем наиболее существенно и важно на данном этапе. Чем более развивается процесс практики, чем больше объектов вовлекается  в  орбиту  познания,  тем полнее и  точнее  определяется  круг  первоочередных познавательных задач. 

В-третьих,  практика  поставляет  основные материальные  средства  познанию и тем самым  определяет его конкретные возможности  и границы. 

В-четвертых,  практика  выступает  и  как  источник  всех  фактических данных. Она  непосредственно включается в познавательный процесс в форме наблюдения, предметного обследования, опроса, эксперимента.

Характеризуя  практику  как  критерий  истины,  следует  подчеркнуть, что  сама  практика  исторически  ограничена.  Определителем  того,  какое знание является истинным, а какое ложным, практика выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, в определенной форме, на определенном  этапе своего  развития. Случается,  что на  одном уровне  она не  в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне, обретает такую способность по отношению к тому же комплексу знания.

 

44.  Специфика  научного познания. Структура научного  познания.

1. Специфика научного  познания определяется, прежде всего,  непосредственно  спецификой  самого  объекта  научного  познания.  Если обыденное познание отражает  только  те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в практической деятельности, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые или человеку не даны в опыте по причине их бесконечно малого или большого размера, или могут стать предметом освоения только в практике далекого будущего. Она  также  зачастую  оперирует  моделями  таких  объектов,  явлений,  процессов,  в  действительности  не  существующих,  для  которых в реальном мире имеются лишь некоторые прообразы. 

2.  Наука  предполагает  с  необходимостью  использование   специального языка, поскольку  возможностей обыденного языка  принципиально не хватает   для  научного  описания  по  ряду  причин.  Во-первых,  обыденный язык приспособлен для описания объектов, вплетенных в наличную практику  человека  (наука же  выходит за  ее  рамки). Во-вторых, понятия обыденного языка нечетки и многозначны, их точный смысл чаще всего обнаруживается  лишь  в контексте языкового  общения,  контролируемого  повседневным опытом. Наука же  стремится,  как можно более  четко фиксировать  свои  понятия  и  определения,  и,  как  следствие,  она  вырабатывает свой, специальный (искусственный) язык описания. 

3. Научные исследования нуждаются в особой системе специальных орудий  (приборов),  которые, непосредственно  воздействуя на  объект, позволяют выявить возможные  его  состояния. Орудия, применяемые в производстве и быту, как правило, для этой цели непригодны. 

4. Стремление  науки  к  исследованию  объектов  относительно  независимо  от  обыденного  опыта  предполагает  специфические  характеристики субъекта  научной  деятельности.  Занятия  наукой  требуют  особой  специальной подготовки познающего субъекта, в ходе которой он осваивает исторически сложившиеся средства научного познания, обучается приемам и методам оперирования с этими средствами. Для обыденного познания такой подготовки не нужно, вернее, она осуществляется автоматически, в процессе социализации индивида.

Структура научного познания.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: Базируется  на  непосредственном  практическом  взаимодействии исследователя  с  изучаемым  объектом.  Предполагает  осуществление  наблюдений,  индуктивных  обобщений  и  экспериментальную  деятельность. На этом уровне в объекте фиксируются факты, дается  их  описание на  ступени явления. Средства  этого уровня  включают  в себя  приборы и другие  средства  реального наблюдения  и эксперимента. Данное  познание  доставляет материал,  который затем обрабатывается теоретическим познанием.

Смыслом  эмпирических  терминов  являются  особые  абстракции, которые  можно  было  бы  назвать  эмпирическими  объектами.  Эмпирические  объекты  –  это  абстракции,  выделяющие  в  действительности некоторый набор свойств и отношений. На этом уровне

выявляются явления  и их связи; в этих связях возможно даже уловить проявление закона (эмпирического).

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: На  этом  уровне  отсутствует  непосредственное  практическое  взаимодействие с объектами, объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия. Идеализированные  теоретические  объекты,  в  отличие  от  эмпирических, наделены не  только  теми признаками,  которые мы можем обнаружить  в  реальном мире, но и признаками,  которых нет ни  у одного реального объекта  (конструкции ума исследователя). Здесь применяются особые методы: мысленный эксперимент; особые методы построения теории; методы логического и исторического исследования и т. д.

Главной задачей этого уровня является раскрытие причин и сущностных связей между явлениями, а также объяснение изучаемых явлений. Здесь знание фиксируется в форме законов, принципов и научных теорий, в которых раскрывается сущность явлений.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"