Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)

 


6.Место средневековой философии в духовной культуре общества.

Средние века — особый период в истории человеческой мысли. И его особенность состоит в том, что на первый план выступает христианство и христианская идеология.

Можно выделить три наиболее важных признака философии Сред­них веков:

а) теоцентризм. Для средневековой философии характерной чер­той является постановка в центр картины мира бога. Это суще­ственно отличает философию Средних веков от античной филосо­фии, для которой центром мира были природа, космос. Средневе­ковая философия тесно связана с христианством и, по сути, явля­ется продолжением христианских идей, преломленных и обосновы­ваемых с точки зрения рационального;

6) идея творения. Если в античности боги были частью природы, то в Средние века бог рассматривается как внеприродное начало. в) идея откровения. Если высшим бытием является надприродный бог, то познать его рациональным путем невозможно.

Необходимо также отметить, что со времен Августина основной задачей философии являлось обоснование Писания и, шире, представ­лений католической церкви.

Этапы развития философии Средних веков

В средневековой философии принято выделять три периода.

1.  Период формирования, или патристика (2—6 вв.). Патристику подразделяют на несколько разновидностей: доникейскую (II—IV вв.) и посленикейскую (IV—VI вв.). Особо выделяют греко-византийскую патристику (Ориген, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.), которая отводила главное место непосредственному созерцанию  Бога в схватывающем интуитивном акте, то есть мистическому познанию, и латинскую патристику (Ав­густин, Боэций и др.), которая развивалась на пересечении мистицизма и рационализма.

2. Период спора между номинализмом и реализмом, когда фи­лософы спорили по поводу идеи творения мира по Слову и Его воплощения в мире (VII—X вв.).  Реализм - направление в средневековой схоластике, утверждавшее, что общие понятия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуюто существованию единичных вещей. Номинализм - направление в ср.фил-ии, считавшее общие понятия лишь именами единичных предметов. В противоположность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако, номиналисты не понимали, что общие понятия отражают реальные качества объективно сущ-их вещей и что единичные вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин, Дунс, Скотт, Оккам.

3.  Схоластика (XI—XIV вв.). В рамках этого периода выделяются: 1) ранняя схоластика (XI—XII вв.), представителями которой являют­ся Иоанн Росцелин, Ансельм Кентерберийский, Петр Абеляр, Бер­нард Клервоский и др.;

2) поздняя схоластика (XIII—ХМВВ.), к которой принадлежат Рай­монд Луллий, Фома Аквинский, Бонавентура, Сигер Брабантский, Иоанн Дуне Скот.

Обычно в средневековой философии различают «рационалисти­ческую» линию, связанную с верой в разум, и «мистическую» линию, опиравшуюся  главным образом на откровение.


7.Философия эпохи Возрождения.

Возрождение — это переходная эпоха между Средневековьем и Новым временем, когда христианство начинает постепенно ут­рачивать позиции ведущей идеологии. В эпоху Возрождения фор­мируется совершенно новый для европейской культуры тип чело­века; меняются экономика, государственность, образование, куль­тура. Если в античности в центре мира стояла природа, а в Средние века — бог, то в период Возрождения на это место становится чело­век. По этой причине говорят об антропоцентризме философии Воз­рождения.

Одним из наиболее ярких проявлений специфики эпохи Воз­рождения в философии, науке, культуре, экономике и политике является процесс секуляризации — отделения указанных сфер от влияния церкви. Церковь постепенно утрачивает свое влияние, а сфера внерелигиозной жизни расширяется, и ее важность становится все более заметной.

Другое важное качество философии эпохи Возрождения -переход от теоцентризма к антропоцентризму. Впрочем, не стоит думать, что все философы данной эпохи были атеистами. Конечно, атеизм — явление для эпохи Возрождения весьма характерное. Одна­ко в целом философия Возрождения остается религиозной филосо­фией. Действительный поворот в философии, который произошел в то время, следует описывать скорее как возвышение человека до уров­ня бога, чем как ниспровержение бога. А это значит, что Возрожде­ние просто существенно трансформировало существовавшую в Сред­ние века картину мира.

Такие изменения в картине мира привели и к иному подходу к человеческой деятельности. Теперь ученый, художник, инженер были подобны богу: открывая законы, по которым бог создавал отдельные вещи, они как бы уподоблялись ему и творили новый мир. При этом инженер и ученый рассматривались скорее как художники, а не как особый тип творца. В эпоху Возрождения художественно-эстетичес­кий подход к действительности преобладает над всеми остальными. В период Возрождения формируются новые философские направления: пантеизм и деизм. С точки зрения пантеизма бог -это то же самое, что и мир. По выражению Джордано Бруно, «при­рода есть Бог в вещах». Один из наиболее заметных представителей пантеизма Николай Кузанский рассматривал бога как бесконечный максимум, а мир — как ограниченный максимум. Согласно деистичес­ким воззрениям, Бог — это лишь первоначало мира, и, сотворив мир, он больше не вмешивается в ход событий.

В эпоху Возрождения происходит переосмысление античного наследия. Если в Средние века наследие древнего мира интересова­ло мыслителей исключительно с точки зрения возможности обосно­вания догматов христианства, то с приходом Возрождения характер этого интереса кардинально меняется. Люди эпохи Возрождения могли посмотреть на философию и культуру античности иначе, менее предвзято: там они могли увидеть восхищение перед природой и кра­сотой, в том числе и человеческой. Если Средневековье видело в ан­тичности авторитет, то для Возрождения она стала идеалом.

 


8.Философская мысль Беларуси в эпоху Возрождения.

В равной мере многие бел, мыслители принадлежат к культурам соседних народов—Сымон Будный, М.Смотрицкий, К.Лыщинский, Симеон Полоцкий. Стиль фил.мышления,постановка проблем вобрала в себя опыт как западной латинско-римской традиции,так и восточной православно-русской. На протяжении 15-18вв. в Беларуси, входившей в состав  ВКЛ, складывались реальные предпосылки для становления духовной культуры нового типа. Неоценимую роль в формировании фил. в Беларуси сыграло появление и развитие высшей школы. В университетах, кроме светских дисциплин читались курсы  схоластической фил.Значительное воздействие на  формирование духовной жизни ВКЛ оказывала античная культура.Идеи античной фил. получили отражение в творчестве Ф.Скорины,Гуссовского,Будного. В истории бел.Возрождения исследователи выделяют 3 периода: 1 – фил. и общественно-политическая мысль ран.Возрождения ( первая пол.16 в.,от Скорины до реформации).Это период становления ренессансно-гуманист. миропонимания.2-фил. и общ.-политическая мысль зрелого Возрождения (вторая пол.16в.).Наблюдаются попытки пересмотра традиционных религиозных,фил. концепций.3-фил. мысль позднего бел. Возрождения и контрреформации (к.16-17 в.). Утверждается и получает довольно большое распространение схоластическая философия. Ф.Скорина(1490-1551)—знаменитый первопечатник, мыслитель, гуманист, просветитель и учёный. Для С. интересы народа и отечества выше религиозных. Любовь для С. есть наивысшая христианская добродетель. Самобытным мыслителем эпохи Возрождения был Сымон Будный(1530-1593). Будный—теолог-реформатор. Был глубоко убеждён в превосходстве разума над верой. Бог превращался у Б. в безликое начало. Особенность взглядов Б.—отрицание бессмертия чел. души и реального существования загробного мира. Согласно его учению, индивидуальный человеческий разум есть важнейшее ср-во познания. В нравственном отношении люди равны, добро и зло не заложены в них от природы, а явл. следствием обстоятельств, среды, воспитания. Более основательное рассмотрение нравственных проблем находим у Андрея Волана(1530-1610)—одного из основателей светского направления в этической и соц.-политич. мысли Беларуси, идеолога белорусского реформационного движения. Природные задатки должны быть усовершенствованы, развиты, в противном случае у человека нет никаких оснований претендовать на благородство и добродетель. Как и Скорина, Будный—Волан обосновывал идею об определяющем влиянии нравственности на жизнь общ-ва. Волан не был сторонником социального равенства, однако он выступал за равенство всех граждан перед законом. Необычную для своего времени интерпретацию бытия даёт Н.Гуссовский(1470-1553). В «Песне о зубре» он отвергает всё фантастическое и сверхъестественное античной мифологии, народных легенд, веру в кудесников, колдунов. Он утверждает, что практический опыт, непосредственное знание жизни, постижение природы должны превалировать над книжной мудростью. На рубеже 16-17вв. светский хар-р философствования утверждал Бениш Будный. Он развивал свои идеи на основе комментирования античных авторов. Эпоха Возрождения в Беларуси стала временем формирования профессиональной философии.

 


9.Формирование философии Нового времени и ее основные особенности. Проблема метода познания. Сенсуализм и рационализм.

В 17 веке определилась просветительско - модернистская философская парадигма, формируется вера в неограниченные возможности разума. 

В Новое Время в отличие от античности и Средневековья сформировалось новое представление о науке. Наукой стали заниматься ради практической пользы. Появилось стремление познать природу. Природа стала пониматься как практическое бытие и поэтому главной наукой стало естествознание. Происходит "очищение" философии от гуманизма и ориентация на познание объективной природы, осмысление и обобщение результатов науки, утверждение философского материализма.

Особенностью науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на опытно-экспериментальное знание как средство достижения истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны, успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала механика (наука о движении тел, наблюдаемых непосредственно или с помощью инструментов).

Формируется механическая и метафизическая картина мира. С позиции данной картины мира трактуются все явления природы (машины, созданной Творцом). В данной картине мира роль Бога сведена к минимуму - создание материи и ее первотолчка. Далее - развитие мира подчиняется законам причинно-следственных связей.

Развитие науки побуждает философов постоянно согласовывать свои представления с достижениями науки. Ф перенимает у естествознания стиль мышления, идеалы, ценности. Акцент философов 17 в. - на методологических проблемах. Познание рассматривается как зеркальное действительности в сознании человека. Разуму отводится роль стороннего наблюдателя.

17 в. - время критики Средневековой схоластики. Наиболее ярый критик схоластики - Рене Декарт. Френсис Бекон и Томас Гобс утверждали, что построить надежное здание истинной философии можно только опираясь на опытно-экспериментальное естествознание. Именно они заложили фундамент эмпиризма (источник познания - в опыте). Для эмпиризма характерно взаимодействие 2-х источников получения знания - органов чувств человека и разума. Рене Декарт, Барух Спиноза, Лейбниц видели в математике проявление "естественного света человеческого разума, который способен проникнуть в любую тайну и постичь истину".

Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление. Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

 


10. Философия эпохи Просвещения. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения. Механицизм как способ объяснения мира. Атеистический материализм (Ламетри, Дидро, Гольбах, Гельвеций). Философское учение Руссо.

Хотя Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли оно впервые оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической чёткостью. Просветительские идеи на длительный период предопределили развитие всей духовной культуры Франции. В социально-политическом отношении французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой французской революции. Движение Просвещения было во Франции философской революцией, которая подговила революцию политическую. Вера в мощь чел. разума и его безграничной возможности, в прогресс науки—вот основной пафос Просвещения. Разум и прогресс—2 главных лозунга философии Просвещения. Итак, 18в. осознал себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета науки и искусства, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. Фр. просветители престиж философии и утвердили взгляд на философский разум как на высшую инстанцию при решении всех вопросов, волнующих человечество. Среди французских просветителей выделялась группа убеждённых материалистов-атеистов (Ламетри, Гольбах, Гальвеций и др.). Эти мыслители решительно порвали с деистической формой материализма и попытались разработать последовательно материалистическое понимание природы и человека. При всех их индивидуальных различиях для них была характерна метафизичность, антиисторическая концепция неизменной «человеческой природы», стремление к перенесению законов природы на общественную жизнь. Они завершили создание механико-материалистической картины мира. Жюльен Ламетри (1709-1751). Система Ламетри была, как он сам говорил, чрезвычайно проста: не существует ничего, помимо материи и все предметы состоят из неё. Но существует один предмет, материальность которого обосновать труднее, чем материальность других предметов. Этот предмет—человек. Поль Анри Гольбах был выдающимся систематизатором мировоззрения французских материалистов. Клод Гельвеций—наиболее яркий представитель этического направления просвещения. Г. убеждённый защитник чувственного познания, кот. так высокомерно было отвергнуто в абстрактно-рационалистических философских системах. Г. отрицал какие бы то ни было врожденные способности человека. Дени Дидро  осуждает всякий религиозный фанатизм, отстаивал идеи материальности мира, о единой, вечной материи, Дидро вплотную подошёл к пониманию движения как изменения вообще. Центром концепции Д. была природа ,всё, что не  является природой ,есть лишь зло и обман. Бог не существует, поскольку его бытие никак не проявляется в природе. Жан Жак Руссо(1712-1778) попытался вскрыть первопричины соц. гнёта. Причины неравенства он усматривал в возникновении частной собственности. Главной его идеей было нормативное ограничение роста цивилизации. Это ограничение достигается натуральным воспитанием каждого человека. Влияние идей Просвещения было громадным,но критика данных идей приобрела широкий размах. Философы Просвещения были убеждены в том, что разум явл-ся высшей инстанцией. Критики учения философов Просвещения ( материализма, атеизма, гедонизма) главной задачей видели разрушение авторитета, который в их философии приобрёл разум. Первый сильный удар по  просветительскому рационализму нанёс Руссо, затем Кант.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"