Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)


16. Основные направления в западноевропейской ф-фии 20в.(Экзистенциализм, неотомизм, постпозитивизм, структурализм, герменевтика)

Неотомизм – авторитетное течение католической церкви базируется на учении Фомы Аквинского. Неотомисты различают два источника познания – естественный разум (науку ) и божественное откровение ( религию), считая, что они не противоречат друг другу, так как чел. создал Бог.

Экзистенциализм возник в начале 20-х гг. в Германии (Хайдеггер, Ясперс), позже, в годы  второй мировой войны,- во Франции (Сартр, Камю, Мерло – Понти).. Э. – фил. концепция, в центре которой находятся проблемы уникальности чел. существования. Основной пункт фил. э. – индивид, взятый сам по себе, вне его общественных связей. Главная проблема э. – проблема существования (экзистенция). Экзистенция – это Я сам, мир моих переживаний, неповторимость моего личного опыта. Чел. улавливает свою эк-ую в пограничной ситуации: Хайдеггер – боязнь не найти своё предназначение, ради которого можно пожертвовать и жизнью; Ясперс – земные болезни, вина, смертельная опасность; Сартр ( использование феноменологического метода – познание чел. не логикой, а феноменом, который обязательно проявиться в деятельности) – переживание беспочвенности своих ожиданий, предчувствие бесполезности практических начинаний. Камю обратил внимание на проблему смерти и самоубийства в первую очередь.

Герменевтика (греч. Hermeneuo — разъясняю) — искусство и теория истолкования, имеющего целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значения слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований.

Постпозитивизм – пестрое движение, выдвигающее множество моделей науки; оно по своему интерпретирует задачи современного рационализма: основная задача – именно Ф науки (вывод на базе истории науки); все направления постпозитивизма отталкиваются от положений логического неопозитивизма.

Структурализм представляет собой вариант позитивистской рационалистической философии, поскольку верит в силу научного знания. В основе структурализма лежит представление о том, что различные явления социальной и духовной жизни (язык, художественная литера­тура и искусство, научное знание, культурные и социальные образова­ния, массовая культура) организованы в виде структуры — устойчиво­го набора связей и отношений между элементами, сохраняющегося в качестве устойчивого образования даже при внешних изменениях и трансформациях.


17. Основные идеи философии постмодернизма.

В 80-е гг. в западноевропейской культуре укореняется термин ’’постмодернизм”, приобретая статус общеупотребляемого. Постмодернизм представляет собой совокупность фил. идей и тенденций, отражающих специфику переживания человеком западной цив. реалий конца 20-го века. К постмодернизму относят – Деррида, Делеза, Лиотара, Бодрийра, Рорти.

Фил. постмодернизма не существует как нечто целостное, представленное в систематизированном виде. Объясняется это не только тем, что среди его представителей нет единства, но и тем, что они выступают против фил. как особого вида интеллектуальной деятельности, имеющей свою специфику, а также единые мировоззренческие и теоретические основания. По мнению постмодернистов, наступила смерть философии в её традиционном понимании. Философское мышление исторично, поэтому фил. как самостоятельный жанр дух. творчества исчерпала свои возможности и переросло прежние рамки. Постмодернисты считают необоснованными притязания фил. на роль научной дисциплины, поскольку в отличие от науки она не имеет преемственности проблем и прогресса в их решении. Сторонники постмодернизма не просто предлагают изменить технику и процедуру фил. анализа, они предлагают переосмыслить роль, место и статус фил. в культуре. Если фил. не является поиском истин и не содержит их в себе, то она не может быть определителем того, какая из областей культуры более адекватно представляет действительность, следовательно, у неё нет преимущества перед остальными культурными сферами. Постмодернисты считают, что фил. должна разомкнуть границы и соединиться с искусством, став при этом “искусством мышления”, или исчезнуть, растворившись в других явлениях культуры. Постмодернисты считают необходимым пересмотреть понимание бытия. Прежде всего, следует отказаться от идей теоцентризма и онтоцентризма, в рамках которых либо бог, либо бытие являются условиями, обеспечивающими единство мира и его целостность. Не является  оправданным деление бытия на объективную и субъективную реальность. Они обращают внимание на то, что смоделированная компьютерами реальность (виртуальная), является результатом интеллектуальной деятельности. Но по отношению к тем, кто в неё погружается, она является боле объективной, чем дождь за окном. Анализируя ситуацию, сложившуюся в современном н.п. и науке в целом, представителе фил. постмодернизма предлагают свой вариант её понимания. Реальность в силу своей фрагментарности не только не поддаётся практическим преобразованиям, но и не может быть адекватно систематизирована и осмыслена, и нельзя создать систему, из которой реальность не выпадала бы, а полностью вмещалась. Это происходит потому, что событие всегда предшествует теории, последняя же постоянно отстаёт, появляясь тогда, когда само событие уже стало другим. Постмодернисты обращают внимание на то, что для изучения открытых систем (природа, об-во, политика, экономика) не подходят теории, созданные на основе традиционной логики и системы понятий со строго фиксированным смыслом. И поэтому необходимы новые понятия, иной стиль мышления, новые правила интеллектуальной деятельности. Будучи уверенным, что разум исчерпал свои возможности и Деррида предлагает свой проект  постмодернистской логики, включающей следующие идеи: 1.извлечение элементарной бинарной оппозиции (мужчина-женщина).2.выделение негативного термина.3.фиксация общей нейтральной предпосылки (в оппозиции мужчина-женщина – человек.4.инверсия негативного термина позитивному.


18. Возникновение, основные этапы развития и наиболее характерные черты русской философии. Практически-нравственная направленность русской философии. Идеал полного и истинного знания: от рационального сознания к целостному духу.

Русская философия и как особый феномен, и как особая сфера интеллектуальной жизни стала оформляться достаточно поздно: лишь в XVII веке на Украине, наиболее тесно контактировавшей с католи­ческой Польшей, зародилась схоластическая философия; с XVIII века в Россию начинают приглашать немецких философов, которые читают курсы философии в университетах.

К.Д. Каве­лин, соратник и друг П.Я. Чаадаева, придерживался взглядов о несамо­стоятельности русской мысли. Он считал, что русский человек начал жить лишь в XVIII столетии, до этого же испытывал лишь тревожное и беспокойное стремление к такой жизни — не более того. Философские взгляды русских мыслителей были лишь слабым подражанием европейским образцам. Русская философия традиционно занима­лась вопросами, которые в европейской традиции вряд ли рассматри­вались бы как собственно философские. Например, это проблема места России в мире, который дискутировался на протяжении всей истории русской философии и представляет собой специфичную для нее проблему.

Прекрасную характеристику специфики русской философии дал А.Ф. Лосев:

1) Русской философии, в отличие от европейской, и более всего не­мецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интел­лектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим по­нятиям, а только в символе, в образе посредством силы воображе­ния и внутренней жизненной подвижности.

2)   Русская философия неразрывно связана с действительной жиз­нью, поэтому она часто является в виде публицистики, которая бе­рет начало в общем духе времени, со всеми его радостями и стра­даниями, со всем его порядком и хаосом...

3)  В связи с этой «живостью» русской философской мысли находит­ся тот факт, что художественная литература является кладезем самобытной русской философии.

Оригинальность русской философии связана с тем, что Россия изначально является православной страной, впитавшей в себя не рим­скую традицию, а в большей степени мисти­ческую, чувственную византийскую традицию. Для русской философии в гораздо большей степени характерны мистические обертоны и склон­ность к интуитивному, чувственному познанию.

Кроме того, русская философия начала XX века находилась в аван­гарде мысли. А частности, здесь можно отметить то, что русские фи­лософы (Лев Шестов, Николай Бердяев и др.) стояли у истоков экзи­стенциализма — одного из наиболее влиятельных направлений в со­временной мировой философии. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, и русская философия активно вбирает в себя все то, что волей судьбы было для нее недоступно.

 


19.Дискуссии славянофилов и западников по проблеме путей исторического развития России и их современный смысл.

Оригинальные поиски рус. философской мысли продолжались на протяжении 16-18 вв. Эти поиски проходили в атмосфере противоборства 2-х тенденций. Первая акцентировала внимание на самобытности русской мысли и связывала эту самобыт­ность с неповторимым своеобразием русской духовной жизни. Вто­рая же тенденция выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Представители этой тенденции считали, что поскольку Россия встала на путь развития позже дру­гих стран Европы, то она должна учиться у Запада и пройти тот же исторический путь. Наиболее четкое теоретическое и общественно-политическое оформление эти две тенденции получили в 40 — 60-х годах XIX в. Первую тенденцию представляли славянофилы, а вторую—западники. Славянофилы (Хомяков, Аксаков, Киреевский, Островский, Тютчев, Самарин)– представители консервативного политического и идеалистического философского течения русской общественной мысли 19в., стремившиеся обосновать непроходимость особого (по сравнению с западноевропейским) пути развития России. По своему объективному смыслу это была утопическая программа перехода русских дворян на путь буржуазного развития с сохранение максимума их привилегий. Программа С. была сформулирована в период, когда необходимость отхода от старых норм эксплуатации и приспособления правящего класса к новым историческим условиям стала ясной даже самым  реакционным деятелям, вплоть до Александра 2. Первое литературное выражение идеи славянофильства получили в 1839, развивались в 40-50 гг. и были восприняты панславизмом, послеоктябрьской рус. эмиграцией. С., считали особенностями рус. истории православие, обширный быт (который они идеализировали), покорность рус. народа, отсутствие в его истории классового расслоения, социальных противоречий и классовой борьбы, что явилось извращением истории России. Эту концепцию С. Обосновывали социологически, утверждая, что религия народа, определяющая характер его мышления, - основа общественной жизни. Поскольку истиной религией является для С. православие, постольку лишь исповедующие его народы, и прежде всего русский, могут, с их точки зрения, рассчитывать на прогресс, а остальные народы - лишь в той мере, в какой они воспринимают православную цивилизацию. Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40-х гг. 19в. Выступали за ликвидацию феодально-крепостнических отношений и развитие Росси по “западному”, т.е. буржуазному, пути. В средине 40-х гг. в московский кружок З. Входили Герцен, Огарев, Грановский и др. Тесную связь с кружком имел Белинский. К З. Относились также  И. Тургенев, П. Анненков, И. Панаев и др. Признание определенного единства во взглядах З. (осуждение самодержавно-крепостнического строя, борьба против идеологии “официальной народности”, развитие идей Просвещения, стремление к европеизации России и т.п.) и объективно-буржуазного их содержания не отменяет факта разногласий между ними. Первоначально полемика среди З. (по эстетическим, философским, а затем социально-политическим вопросам) не выходила за рамки кружков. Однако к концу 40-х гг. все четче пробиваются две основные тенденции: Белинский, Герцен и Огарев выступают как материалисты, революционеры-демократы и социалисты; Каверин, Боткин, Корш и др. защищают идеализм, в политических вопросах олицетворяют линию буржуазно-помещичьего либерализма. Наряду с этим отдельные З (например, Грановский) продолжают оставаться на позициях надклассового просветительства.


20.Антропологические и исторические представления в русской религиозной философии 70х - 90х годов ХIХ века (Ф.Достоевский, Л.Толстой, В.Соловьев).

Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф Р фил во многом складывалась  под влиянием социально културных процессов, происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в становлении рус. фил мысли. Самобытным русск. мыслителем был Лев Толстой Подвергая критике общ-полит устройство Р., Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею истор. прогр. он связывал с решением вопр. о назначении чел и смысле жизни, ответ на кот должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божье внутри нас” - он не приемлил обычное религ. понимание бога. Всякая власть - насилие — отрицание гос-ва. Т.к. он отвергал борьбу, то упразднение гос должно произойти путем отказа каждого от выполнения общ и гос обязанностей. Достоевский. В своих обществ-полит исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ. с усвоением религиозно-нравств. идей. Исповедовал идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность фил осмысления судеб рус истории. Вся истор. человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Р. народ - миссия, носитель высшей дух истины. Религ-я ф-я Соловьева Картина  мира: божественный  мир  в  трех  главных сферах: субстанционный, умственный и чувственные миры. Субстанционный мир - мир находится в единстве с богом. Умственный мир - умственно-идеальная сфера. Чувственный мир - мир людей. Существа в мире связаны не только с богом, но и друг с другом. Задача человечества - воссоединиться с Богом. Соловьев вводит термин: "София" - идеальное человечество, достигаемое через соединения чувственной сферы, действует не только воля бога, но и воля умов. Человек раздираем внутренними противоречиями между безусловным и условным (божественным и человеческим). Метод их преодоления: обращение к религии и через действия и помощь государства. Работы: "Теократическая София", "Чтения о богочеловеке".


21.«Русский философский Ренессанс» (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.) и его влияние на современную культуру.

Новый этап в раз-тии рус. ф-фии  начин на рубеже 19-20в. Ценность личности и личной судьбы была противопоставлена господствовавшей весь19в ценности социальности, что не означало отрешение от социально-философской проблематики, а углубление её анализа. Представители: Струве, Булгаков, Бердяев, Франк, Шестов, Флоренский и др. следует подчеркнуть, что рус. ф-фы на новом этапе значительно углубляют соловьёвскую концепцию всеединства. Булгаков. Основной мотив ф-фии Б.- определение мира, утверждение ценности и осмысленности здешнего бытия., чётко различая Абсолют и космос. Исток и направленность творческой активности материи в контексте проблемы «Бог и мир» ф-ф раскрывает в учении о Софии, ядро его ф-фии- идея 2х Софий. Первая, или Божественная София, есть душа, идеальная основа мира, всеорганизм идей или божественных замыслов. Вторая, или тварная, становящаяся София есть просвечивающий в самом мире лад бытия, потенциальная красота, которую призван осуществить чел. Софиология Б. оказывается антропологией, рассматривающей чел. в качестве центра мироздания, микрокосмоса, соединяющего в себе относительное и абсолютное, что делает возможным обожествление жизни. Противоречивость учения о свободе: свобода фаталична, являет собой неустранимый момент акта творения, но при этом распространяется лишь на ход истор. процесса, но не на его исход. Бердяев отвергает концепцию всеединства Соловьева, рассматривая как наиболее важную идею Богчеловечесва. Б. отвергает традиционную онтологию, построенную на категории бытия, подчёркивая, что бытие не первично, а вторично, оно есть уже конструкция мысли. Первичным, ни из чего не выводимым началом, ф-ф объявлял свободу; свобода становится основной категорией его ф-фии. Свобода и рациональность, полагает Б ., несовместимы. Свобода не может быть ограничена никаким ей чуждым бытием, в том числе и Божьим. Франк. Непостижимо, по Ф., не есть непознаваемое, о его существовании мы знаем до всякого познания, т е познание- прежде всего самопознание индивида в форме «ведающего неведения». Смысл познания помимо самого акта познания состоит в его трансцендентности. Разум при этом не исключается, но включается в систему всеохватывающего интуитивно-эмоционального (сердечного) познания мира как необходимая, но не высшая форма постижения. Таким образом, должно наличествовать внутреннее свидетельство бытия, без которого факт познания остаётся необъяснимым. Своего высшего выражения онтологизм рус. ф-фии достигает в опирающейся на принципы имяславия символической онтологии Флоренского. В центре филосовствывания выходят концепты языка, слова, имени, или символа. Символ здесь является не столько семиотической единицей, сколько онтологической, он не только обозначает нечто иное, но и становится реальным носителем этого иного. Символ принципиально антиномичен, в нём неслитно объединяются два мира - тот, к которому символ принадлежит предметно, и тот, на который он указывает. Символ имеет внутреннюю связь с тем, что он символизирует; он наделён, хотя бы частично, духовной силой обозначаемого. Современный этап развития духовной культуры России характеризуется возрождением национальной философской традиции, которая, будучи выраженной на философском языке рубежа 20-21в., оказывается чрезвычайно созвучной переходному характеру национальной и мировой истории.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"