Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)


32.Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человечества. Смысл жизни и предназначение человека. Идеал всесторонне развитого человека.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых является наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции

Смысл жизни – это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентирует человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Иными словами – смысл жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, тем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.


33.Сознание и его сущность. Сознание как высшая форма психической деятельности. Философское понимание диалектики сознательного и бессознательного.

   Природа сознания состоит в определении его как особой разновидности психической деятельности человека.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи – мозга человека, продукт и необходимая сторона  трудовой деятельности, существующее на основе общественных форм жизни. Отличие сознания человека от психики животных:

1) целеполагание - целесообразное поведение;2) абстрактное  мышление - конкретно-предметное мышление; язык (вторая сигнальная система)   звуки (первая сигнальная система)

3) самосознание  - отсутствие рефлексивных форм.

Сознание – свойство высокоорганизованной материи мозга человека, высшая форма психики, которая способна отражать мир в форме идеальных образов, характеризующаяся при этом целеполаганием, языковым мышлением и самосознанием.

Способ жизнедеятельности человека отличен от жизни животных. Человек приспосабливается к миру путем изменения внешней среды, приспосабливая ее к своей жизнедеятельности. Формой жизнедеятельности его является труд. Чем активнее человек  в этом процессе, тем ярче проявляется его человеческая сущность. Сознание детерминировано практикой человека, его трудом, возникает из практики.

Сознание формируется в онтогенезе. Процесс развития труда – процесс становления человека и его мышления.

Возникновение и генезис сознания составляют три взаимосвязанных и взаимообусловленных историко-генетических процесса:

антропогенез; социогенез; культурогенез.

Концепции происхождения сознания:1. Мифологическая. 2. Теологическая. 3. Идеалистическая .4. Материалистическая.

Сущность сознания заключается в  его принадлежности к идеальной реальности.

Специфика сознания как высшей формы отражения действительности состоит в :а)осознанном характере деятельности, б)творческом характере понимания  и отражения действительности в виде преобразовательной деятельности;

Сознание имеет сложную структуру, включающую в себя:

- элементы подсознания, бессознательного;

- собственно сознание, состоящего из: а)феноменов чувственного  восприятия (ощущения, восприятия, представления), эмоций;б)абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения), в)языка как ядра второй сигнальной системыг)памяти; способности воспроизводить информацию.д) самосознания;е) ценностно-целевых установок.


34.Природа идеального. Связь сознания и языка. Проблема моделирования мышления.

Мышление обозначает процесс выработки и фиксации знаний, процесс образования понятий и умозаключений.

Сознание обозначает, результат этого процесса, деятельность по применению мыслительных действий к действительности с целью ее познания и преобразования. Сознание также идеально, оно – отражение внешнего, объективного мира в субъективных образах и понятиях.

Мысль человека всегда выражается в языке. Язык – это форма мысли. Это – особая знаковая система, состоящая из условных знаков, обозначающих предметы и процессы (слов), а также из правил их образования и построения в предложения.  Если мышление и сознание идеальны, то язык – материален. Он воспринимается органами чувств, имеет физические характеристики.

Природа языка как и  мышления социальна, они не существуют друг без друга и вне общества.

Идеальное – область реальности, существующая в  форме знаний, эмоций, волевых и интеллектуальных актов. Идеальное не имеет самостоятельного от материального мира существования, оно всегда бестелесно. Это – субъективный образ объективного мира. Содержанием идеального всегда выступает материальный мир.

Материальное – область реальности, существующая объективно в  форме  веществ, полей, предметов и явлений.

 



35.Общественное сознание и его структура. Индивидуальное и общественное сознание. Формы общественного сознания. Общественная психология и идеология.

Общественное сознание, будучи отражением общественного бытия, реального образа жизни, развивается по законам, независимым от сознания отдельных людей, но всегда воздействует на способ их жизнедеятельности.

Между личным и общественным сознанием существует взаимосвязь и  взаимодействие.

Многие  идеи, предложенные  личностями,  становятся социально значимыми, являются идеалами, программами жизнедеятельности.

Общественное сознание имеет сложную и стройную структуру. 

По глубине отражения реальности оно разделяется на уровни:

1) обыденное общественное сознание и 2) теоретическое общественное сознание.

Основные формы общественного сознания а) политическое общественное сознание, б) правосознание, в) экономическое общественное сознание. Кроме того,  широко представлены в обществе такие формы как г) религиозное, д) философское, е) нравственное, ж) эстетическое, з) научное. и) мифологическое сознание, к) историческое, л) национальное сознание народов, м) экологическое сознание.

Вульгарный материализм – философское учение, рассматривающее сознание как особый вид материи, присущий человеку. Бюхнер, Фохт, Молешотт: сознание выделяется мозгом, как желчь печенью.

Панпсихизм -  идеалистическое учение о всеобщей одушевленности природы.  У Лейбница монадология – учение о душе и психике как единственной и подлинной сущности мира.

Гилозоизм -  учение о наделенности праматерии сознанием, отрицающее границы между живым и неживым миром, учение о всеобщей одушевленности материи, универсума. (Вердениус, Ксенофорд и др.)

 


36.Вопрос о познаваемости мира в философии. Познавательное и ценностное отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Многообразие форм познания.

Способы разрешения  вопроса о  познаваемости мира.

1) Гносеологический оптимизм: “ДА”, мир познаваем. (объективные идеалисты, материалистические течения)

              2) Скептицизм: Отчасти явления мира можно познать, но сам мир “НЕТ”. (античные скептики, Кант) а) признает возможность получения знания о мире, но б) утверждает, что это знание не может быть абсолютно истинным, достоверным, соответствующим миру.

3) Агностицизм: Мир принципиально познать НЕЛЬЗЯ” (софисты, представители субъективного идеализма Юм, Беркли, Мах, Авенариус

В самом широком смысле объект познания - вся объективная реальность, то, что познается. Объект - определенная область материальной действительности во всем ее многообразии, вовлеченная в процесс ее изучения субъектом. Вещь отлична от объекта познания, тем что она выступает безотносительно к субъекту познания. Объект - сама реальность или какой-то ее фрагмент, освоенный человеком. Предметом познания  выступает одно из конкретных проявлений данного объекта (его сторона, качество, свойство, отношение и пр.).

Под субъектом познавательной деятельности понимается прежде всего человечество в его  историческом развитии, хотя в конкретном процессе познания  участвует не человечество в целом, а  те или иные индивиды, группы людей, социальные общности и т.д.

              В процессе познания всегда существует взаимодействие субъекта и объекта. Причем, это гносеологическое отношение носит характер активности, единства и противоположности этих сторон.

Типы, формы и модели познания

Познание многообразно по формам отражения действительности. Оно выступает в форме: 1) индивидуально-субъективного знания (личные  восприятия и представления вещей) и 2) объективированного  (вне человека существующего) знания: литература, научные теории и пр.

              Познание разделяют по типам, по глубине отражения той или иной сферы жизнедеятельности:

1.элементарное познание (характерно для высших животных);

2.житейское ( строится на жизненном опыте и здравом рассуждении);3. донаучное (добытое знание приближенное, построенное на предположении или вере);4. художественное, вненаучное (построенное на эстетическх образах, культурных фенностях);5. научное (обоснованное, доказанное с помощью неопровержимых научных данных). Оно, в свою очередь, разделяется на: а) естественнонаучное, б) техническое, в)  социально-гуманитарное. Последнее, в частности, также можно разделить на: этическое, юридическое, филологическое, экономическое и т.д.

  

 


37.Структура и динамика познавательного процесса. Единство чувственного и рационального в познании. Познание как творчество. Познание и интуиция.

Структура  познавательного процесса.

              Среди важнейших элементов познавательного процесса выделяются:а) система знания;б) процедуры, правила, в) принципы и методы;г) инструментарий, средства познания; д) знаковая система и язык науки;е) идеалы и нормы научного знания.

Особое место в структуре познания принадлежит результату познания. Без него - познание не мыслимо, а знание не достижимо.

Познавательный образ является результатом отражения объекта познания в сознании субъекта. Образ объективен по своему источнику - отражаемому объекту и субъективен по способу (форме) своего существования. Материальной основой воплощенного  образа выступают практические действия, знаковые системы. Специфической формой образа является художественный образ.

На чувственной ступени познания образами (формами) познания являются ощущения, восприятия, представления.

Ощущения  представляют собой чувственный, конкретный образ отдельных свойств предмета, который возникает благодаря непосредственному воздействию предмета на органы чувств. В результате фиксации в сознании чувственных образов, а также их анализа и синтеза происходит переход познавательных действий к следующей, более высокой форме чувственного познания - восприятию. Восприятие - целостный чувственный образ предмета как совокупности свойств и качеств предмета. Запоминание чувственных образов, воспоминание и воображение на их основе способствует развитию познавательных действий на следующей стадии чувственного уровня - представление.Представление - это форма чувственного образа, созданная продуктивным воображением человека на основании ранее сформированного наглядно-образного знания. Если чувственное познание способно дать и воссоздать знание и явлениях либо сторонах предметов, то следующий уровень познания, рациональный, либо абстрактное мышление,  помогает исследователю проникнуть  в их сущность, отразить и выразить сущности в чистом виде. С его помощью познание  устанавливает законы и закономерности, существенные связи и отношения между предметами, формирует мир понятий, абстракций, гипотез, теорий.  Процесс абстрактного мышления протекает в трех основных формах: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - отражение в мышлении в общих и существенных чертах признаков и свойств  предметов. Суждение - это форма мысли, в которой отражается связь понятий и отражает знание о способах отношения между понятием и явлением.  Умозаключение – умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий  суждения различного содержания с обобщающим их выводом.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"