Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:24, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры по философии.doc

— 357.50 Кб (Скачать файл)


22.Философия русского космизма: основные проблемы и темы (Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский и др.).

Космизм - мысль, обосновывающаяся фундаментальной необходимостью выхода человека за пределы самой Земли. Необходимость- общая черта космистов. Западная философия - пессимистичный взгляд. Россия- гуманистическая, оптимистическая мысль. Космизм: естественнонаучный, религиозный. Философствующие естествоиспытатели: Чижевский (соавтор астробиологии), Вернадский (ноосфера), Циолковский (необходимость выхода человека в космос, открытие ракет; Земля - колыбель, но нельзя же жить в колыбели), Умов, Купревич. Естественнонаучный космизм, зачем? Естественнонаучное объяснение - учет влияния космических явлений на жизнь на Земле. Солнечные вспышки - геомагнитные явления, влияющие на поведение животных организмов, миграцию популяций, мировые революции, социальные потрясения и т.п. Чижевский - биоритмы. Вернадский - создатель теории ноосфера. Встал на позиции фундаментальности существования жизни. Живые существа - такое же вещество, как и любое другое. На любом отрезке геохимического процесса обнаруживается живое вещество. Хотя и не отрицал, что живое может произойти из неживого. Но все же живое скорее всего существует всегда. Существует направленность эволюционного процесса (у Бергсона существует первоначальный импульс), хотя есть ответвления, зигзаги; нет понятного движения. На определенном уровне движение достигает такой стадии развития, что способно оказывать влияние на окружающий мир. Человек - участник геологического процесса (поворачивание рек и пр.). Способность к разрушению столь велика, что природа не справляется. Необходима следующая стадия развития разумного начала, необходима ноосфера - сфера разума. Ноосфера охватывает всю оболочку и появляется из биосферы. Ее назначение в гармонизации отношений человека с природой. Человек становится главным регулятором природы. Эта сфера должна увеличиваться. Человек исчерпывает ресурсы - надо использовать ресурсы космоса. Циолковский. Познание законов природы. Необходимо автотрофное питание (как растения непосредственно забирают энергию Солнца). Выход человека в космос как следствие ограниченности ресурсов и постоянного роста численности населения. Освоение других миров в Солнечной системе и т.д. Фантазирует об автотрофном питании в космосе. О теории относительности не знает. Космос безграничен, звезд много, планет много - должна быть жизнь. Жизнь есть всегда в силу масштабов вселенной. Федоров: “Общее дело”. Задача не только выбросить смерть, но и воскресить всех живших на земле. В религии мы стремимся брать пример с Христа-страдальца, а надо не страдать, а воскрешать. Воскрешение по цепочке от отца к сыну. Если говорить, что будем жить только мы, то это безнравственно по отношению ко всем доведшим нас до этой стадии. Фёдоров – космист и гуманист. Отрицания эгоизма и альтруизма, «ни для себя, ни для др., но со всеми и для всех». Братство и любовь. Против индивидуализма, за коллективизм. Видел необходимость в достижение бессмертия. Взаимная ответственность предков и потомков. Поднял соц-нравств. планку на большую высоту.


23.Философия белорусского нац.-гос-го возрождения: проблемы и перспективы.

История формирования фил.и общ.-истор. мысли бел. народа уходит своими корнями в глуб. древность. Её зарождение связано с образованием Киевской Руси. Важн. знач-е для дух. жизни Др.Р.имело христ-во (988-гос.ре-лигия):способствовало распространению образования, изданию рукописных книг, развитию лит-ры, становлению опред.системы фил.мысли. Задолго до нее сущ-л фольклор, оказавший бол.влияние на дух. жизнь людей и развитие бел.,русск.и украин.этноса. В 10-11в. на б.землях появляются 1-ые лит.памятники. Распространяются произведения - «Слово о полку Игореве»,Повесть временных лет. Выдающ.мыслителем в расцвет Киев.Р. был Кирилл Туровский. Призывал к просвещению и «книжному почитанию. В 14-16 вв. формируется бел. народность со своим языком. Образование бел.народности в этот период связано с благотворным влиянием эпохи Возрож-я. Распространяются работы по истории, праву, медицине, сочинения антич. авторов. Значит. роль принадлежала и Реформации. Давала возможность индивид. чел.разуму решать религ.и нравств. вопросы. Особое место в бел.Возр-и занимает Скорина-просветитель и мыслитель-гуманист. Хар-ное: стремление к эмансипации от традиций церковно-феодальных воззрений, попытка утвердить права чел. разума, показать его значение и силу. Осн.девиз- все для науки и блага простых людей. Продолжателем Скорины во вт.пол.16в.выступил Будный. Использовал идеи реформации в борьбе за бел.культуру, распростра-нение светских зн-й. Его позиция вела к атеизму, т.к. от отрицания бессмертия души недалеко и до отрицания самого Бога. В истории развития полит.учений в Беларуси видное место занимает Андрей Волан- ф-ф и правовед, идеолог реформационного движения. Признавал сущ-е догосуд.общ-ва и считал, что необходимость в гос-ве возникла лишь при появлении угрозы естественным правом людей. Идея правового общ-ва и гос-ва получила обоснование в произведениях Сапеги. 17в.в Беларуси – период резкого усиления идейной борьбы в феодальном общ-ве. В ряде религиозно-полемических трактатов отстаивались идеи веротерпимости, национ. свободы, защиты культуры угнетенных народов. В 18в. в Беларуси получают распространение идеи Просвещения. Взгляды боль-ва просветителей развивались в русле теории «натурального права».В 1840-1850гг. растет интерес к изучению бел. фольклора, быта, истор.прошлого Беларуси. Начинается 2-ое национальное Возр-е, связанное со становлением бел.языка и лит-ры. Подъем революционного и национально-освободит.движения в Беларуси значительно активизировал дея-сть представителей революционно-демократического направления. В тв-ве Купалы, Коласа стало проявляться осозн-е необходимости революционного решения осн.соц.проблем. Выдвигали требования: уничтожение самодержавия, свободное развитие национ.культуры. 20в.в общ.полит.мысли можно выделить 3 направления:1).ре-лиг.-пол-кое.2)марксиское;3).нац.-возрожденческое. Начиная с 20г.в Б. развивается только марксиская ф-я, к-ая на протяжении 70 лет сущ-я в кач-ве офиц-ой постепенно эволюционировала от ортодаксального марксизма с абсолюцизацией револ.диалектики к пониманию ф-и как самоценности,особого феномена культуры.20-30гг.-интерес к прогрессивным фил. напра-влениям запада. Уже в 60г.бел.ученые преступают к исследованию фил.мысли Б во главе с Лущитским. В 70г., также работали Дорошевич,Конан. В 90 гг.20 в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения об-ва, связанная с обретением гос. суверенитета.


24.Метафизика и онтология. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия.

Мир осмысливается с помощью понятий “сущее”, “мироздание”, “миропорядок”, “действительность”, “реальность”. Он раскрывается, в первую очередь, благодаря категории “бытие”.

В широком смысле бытие - это всеобъемлющая реальность;  это - полагание существования и целостности мира (сущее).

В конкретном смысле  бытие есть представленность в действительности различных форм и видов существующих в мире; развертывающаяся целостность.

Категория бытия понимается на основе сопоставления с понятиями “не-бытие”, “существование”, “сущее”, “материя”, “сознание”, а также посредством обращения к понятиям “становление”, “движение”, “пространство”, “время”. 

Бытие является  философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания и воли человека.

Раздел философии, занимающийся проблемами бытия, изучающий основополагающие и фундаментальные принципы бытия, мироздания, предельно общие сущности и проблемы реальности называется онтологией. 

Проблема бытия возникает в случае, когда человек ставит перед собой вопрос о способах существования мира.

Как существует мир: это ли - целостность объективная либо производна духом, сознанием; это ли - изначальная и вечная раздвоенность, дуальность, борьба духа и плоти?

В философии возникает проблема одновременно с “расчленением” мира, различением много единичного, объединять все существующее в классы, типы, формы по сходству их характеристик.

              Выделяют три главных сферы бытия:

1) природа (космос), 2) общество, 3) сознание.

              По способу существования бытие разделяют на: а) объективное бытие (бытие материального, природного мира) и б) субъективное (бытие духовно-психического состояния субъекта).

              Основные формы бытия:

1) бытие вещей; 2) бытие человека; 3) социальное бытие.

Метафизика и диалектика.

Метафизика  как учение о сущем и неизменном в мире, о бытии как таковом.

Диалектика  как учение об изменчивости бытия, связях и закономерностях его развития.


25.Понятие материи. Современная философия и наука о структурной организации материи. Единство и многообразие мира.

Понятие материи в своем осмыслении прошло несколько этапов развития.

1) Материя понимается как всеобщая вещь, вещество, субстрат. В античности  складываются учения о материальной первооснове бытия: Фалес, Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит.

2) Под материей мыслится свойство, атрибут (Дж. Локк, Б. Спиноза). Французские материалисты XYIII в. (П. Гольбах) рассматривают материю не только как совокупность механических свойств, присущих предметам, но как все то, что воздействует на органы чувств, вызывая ощущения.    

3) Материя как отношение между вещами и сознанием, как понятие, отражающее объективно существующую реальность. Материя первична по отношению к сознанию. Она является абстракцией, философской категорией, выражает тем самым глубинную сущность бытия материального мира - существовать независимо от сознания человека.

              Реальность  как все существующее в действительности. Разделяется на реалность объективную (материальную) и реальность субъективную (идеальную).

Проблема единства и многообразия мира.

              Во взглядах на единство мира прослеживается ряд точек зрения.

1)           Единство мира в его материальности.

2)           Единство мира в его сотворенности и управляемости мировым разумом.

3)           Единство мира в его бытии.

4)           Единство мира в мышлении о нем.

5)           Единство мира в его системной организации.

              Современная наука выделяет три  вида существования материального мира:

1. неорганическая природа, 2. органическая природа, 3. социально-организованная природа.

Кроме того, ученые выделяют три уровня организации материальной реальности: 1)  мегамир,  2) макромир, 3) микромир.                   

                            Источники и характер его изменения.

Источники: открытость системы, взаимодействие элементов самоуничтожимость без смены состояний; объективный и противоречивый, направленный и закономерный характер.

 


26.Философский смысл понятий движения, пространства, времени. Основные формы движения, их соотношение, качественная специфика и взаимосвязь

Движение рассматривают в качестве атрибута материи, которое отражает любые взаимодействия и изменения состояний предметов, явлений и их свойств.

В Новое время складывается механистический взгляд на движение.

              В XIX в.  в связи с открытиями в области физики (закон сохранения и превращения энергии) возникает ряд научных парадоксов. Теория энергетизма (Оствальд). Теория “тепловой смерти Вселенной” (Р. Клаузис, У. Томпсон).

Ф. Энгельс в “Диалектике природы” и “Анти-Дюринге” показал, что материя без движения также немыслима, как и движение без материи. Движение  есть изменение вообще.

В XX в. складывается понятие движения как:

1) атрибутивного (неотъемлемого и имманентного) свойства бытия;

2) как всякого изменения вообще (видоизменение, превращение, колебание, взаимопревращение, становление, трансформация);

3) как способа существования материальных предметов и процессов.

Виды движения:  а) объективное (существующее независимо от восприятия человека), б) перцептуальное (воспринимаемое органами чувств), в) концептуальное (теоретически воспроизводимое и интерпретируемое). 

              Два типа движения:

1) с сохранением качества системы (устойчивость) - движение электронов и атомов, перемещение в пространстве и пр.;

2) с изменением качества системы (изменчивость) - развитие.

                            Основные формы движения.

              Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения. Это - 1) механическая, 2) физическая, 3) химическая,  4) биологическая, 5) социальная. Б. Кедров кроме общих форм движения материи (механическое, электромагнитное, тепловое, гравитационное, кибернетическое), выделяет и частные формы. В  классе ядерно-физических взаимодействий находятся:

    взаимодействие элементарных частиц и полей;

    ядерная форма движения:

    субатомная форма движения.

              Разрыв высших и низших форм движения недопустим, как и сведение более высокой формы движения к более низкой (редукционизм).

              Пространство и время как атрибуты материи*.

            Пространство характеризует протяженность и структурную организацию бытия, наличие, расположение одного возле другого.

Время выражает длительность существования, последовательность смены состояний, протекание, существование  одного после другого.

              Характеристики: общие (объективность, всеобщность, неуничтожимость и пр.) и  особенные (время однонаправлено, пространство многомерно и т.д.)


27.Развитие как философская проблема. Диалектика как философская теория. Исторические формы диалектики. Альтернативы диалектики в познании и логике мышления.

Проблема развития - многоуровневая и многоаспектная. Философский подход отличается комплексным,  обобщенно-абстрактным и  универсальным подходами к феномену развития.Изменение состояний предметов, процессов, явлений с сохранением их исходного состояния, основы, приводящее к их новому качественному состоянию называется развитием. Характеристики развития: а)объективность;б) разноплановость;  в) непрерывность;  г) многоуровневость; д) системность;  е) многоэтапность;ж) комплексность.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"