Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по "Философии".

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 79.69 Кб (Скачать файл)

Мышление – образование  знаний (т.е. в процессе своего познания, он образует новые знания, новые  образы и понятия)

Мышление - это процесс  отображения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого  познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной  реальности, осуществляет в процессе познания переход “от явления  к сущности”. Мышление тесно связано  с сознанием и бессознательным, и благодаря этому, оно позволяет  человеку получать знания о таких  свойствах, процессах, связях, которые  не могут быть восприняты его органами чувств.

Язык - это знаковая система  любой физической природы, выполняющая  познавательную и коммуникативную  функции в процессе человеческой деятельности. Язык является формой существования  и проявления мышления и в то же время играет значительную роль в  формировании сознания.

 

 

 

 

Вопрос 43. Самосознание, его связь с сознанием, роль в поведении и деятельности людей. Самопознание, самооценка, саморегуляция как стороны самосознания.

Самосознание понимается как отношение к действительности.

   Сознанию присущ  статус бытия: оно есть в  практике реальной жизни и  для целей этой жизни. Сознание  есть осознанное бытие, оно  обнаруживается в системе социальных  связей и отношений, в которые  втягивается и в которых действует  человек.

      Необходимым  и первым этапом в становлении  рефлексивного сознания является  самосознание. Самосознание как  осознание себя, как сознание своего «Я» в зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные формы и проявляться как самопознание, как самооценка, как самоконтроль, как самопринятие. Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения, общения. Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

Самооценка - это тот компонент  самосознания, который включает в  себя и знание о себе, и оценку человеком самого себя. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.

   Завышенные оценки  и самооценки приводят к формированию  таких особенностей личности, как  самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

   Результатом самопознания  человека является выработка  им системы представлений о  самом себе или "образа Я". "Образ Я" определяет отношение  индивида к самому себе, выступает  основой построения взаимоотношений с другими людьми.

Саморегуляция – найти себя, встроить в общество в котором находишься.

 

Вопрос 44. Духовность и духовный мир человека. Стремление к Добру, Истине, Красоте – проявления духовности человека.

ДУХ - носитель жизни, сущность Бога, снизошедшая на человека.

Личный дух становится самим собой благодаря врастанию  индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую  он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо, отличающееся своей духовностью, т. е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность другим живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения.

Духовность — свойство психики человека, состоящее в  преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Духовно богатый человек характеризуется высокой культурой, готовностью к самоотдаче и саморазвитию. Его духовные потребности побуждают его размышлять о вечных ценностях бытия, смысле жизни. Духовность — это ответственность человека за себя, свои поступки, судьбу Родины.

. Духовной жизни человека  и общества соответствуют такие  виды духовной деятельности, как  религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют  и три идеала ценностей, к  которым стремится личность:

истина — адекватное отражение  действительности субъектом, воспроизведение  ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;

добро — общее оценочное  понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность  злу;

красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору  и слуху человека.

Человек руководствуется  в силу своей образованности и  воспитанности множеством ценностей, созданных предшествующими поколениями. Истинное богатство человека заложено в его духовном мире.

 

Вопрос 45. Диалектика как метод философии. Исторические формы диалектики. Структура диалектики (объективная и субъективная диалектика; принципы, законы и категории диалектики). Метафизика как альтернатива диалектики.

Метод – способ, форма, путь, выбор изучения. Диалектика – метод  познания в философии, с помощью  философии.

Диалектический метод  – способ познания действительности, когда его представляют в виде движущегося, изменяющегося, развивающегося от простого к сложному, от низшего к высшему.

Диалектика – филосовское учение о всеобщих связях, о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Диалектика видит весь мир (бытие) во взаимосвязи, взаимодействии, взаимовлиянии всего со всем. Все  со всем взаимодействует -- > все друг на друга влияет --> все изменяется.

Исторические формы диалектики: стихийная, идеалистическая, материалистическая

Стихийная диалектика ( пока я изучаю, этот объем изменяется,  первые знания к концу обучения становятся другими знаниями). Гераклит рассматривал первоначально огонь – «Все течет -  все изменяется» (изменчивость природы, изменчивость бытия – все изменчиво).Период к 18 в. – н. 19 в. Появляется школа диалектики: «Классическая немецкая диалектика». Создателем школы были Кант и Гегель. Идеалистическая диалектика – признает развитие идеи в виде конкретного знания, т.е. в нашем сознание есть изменение.

В середине 19 в. Приходит новый этап. Материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс)

С точки зрения материалистической диалектики, развиваются не понятия, а окружающий человека мир. Понятия  являются отражением мира, не  являясь  при этом самостоятельными.

Структура диалектики:

Объективная диалектика (развитие объекта, развитие всего бытия, развитие человека как человека)

Субъективная  диалектика (диалектика как отдельного индивида, так и группы и коллектива.

ОСН-Е ПРИНЦИПЫ МАТЕР-ОЙ ДИАЛЕКТИКИ:  1. развития, 2. всеобщей связи

Принцип развития  заключается  в таком подходе к миру, при  котором он рассматривается как  система, находящаяся  в  состоянии  постоянного развития.

Согласно принципу всеобщей связи, в мире  нет  явлений  и  процессов, которые не  были  бы  связаны друг с другом, причем эта связь может носить различный характер.

Категория диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует  философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.

Законы диалектики:

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений

Закон отрицания отрицания

вскрывает проблему источника, причины развития. Существовали теория первоидеи, первотолчка, однако, в конце концов, эти идеи приводили к Богу. В диалектике признается саморазвитие и самодвижение, т.е.  каждый объект мира  развивается  не в силу к.-л. внеш. причин, а в силу наличия в себе противоположных процессов.

вскрывает  механизм диалектического развития, т.е.  отвечает на вопрос: как, каким образом происходит развитие в природе и в человеческом сознании. Согласно этому закону, развитие происходит путем постепенных количественных изменений, а затем скачкообразного перехода к новому качеству.

показывает направленность развития. Согласно этому  закону, развитие представляет  собой процесс бесконечных отрицай, в результате которых происходит поступательное развитие от простого  к  сложному, от низшего к высшему.

Эти три закона диалектики достаточно раскрывают принцип диалектического  развития, охватывая его со всех сторон.

Метафизика – категория.

В средние века: метафизика – это вся философия

Во времена Гегеля и  Канта: метафизика – материализм

Метафизика – метод  познания

Метафизика: отрицание является полным и абсолютным

Диалектика: характеризуется  преемственностью. Любое отрицание  предполагает удержание в самом  себе самое главное и  ценное, что  может быть в развивающемся  объекте.

 

 Вопрос 46. Единство  и взаимоисключение противоположностей  в развитии. Противоречие, его структура  и типы. Специфика социальных  противоречий.

Закон единства и борьбы противоположностей

Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в  том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления. Каждый предмет содержит в себе иное самого себя. Внутренняя противоречивость любого объекта состоит в том, что в едином предмете в одно и то же время имеет место и взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие возможно только благодаря противоречию, т. е. возникновению активного взаимодействия, столкновения, борьбы противоположностей. Борющиеся противоположности находятся между собой в единстве в том смысле, что они присущи одному предмету, явлению. Противоречие, выражающееся в борьбе противоположностей в рамках данного единства, составляет источник развития. Закон взаимопроникновения противоположностей  вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Тождество – категория  выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства  объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности –  это категория, отражающая взаимоотношения  таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения  и взаимоотрицания противоположностей.

Категория противоречия является центральной в данном законе. При  раскрытии действия этого закона, прежде всего,  Гегель подчеркивал  существование связи и взаимодействия между противоположностями.

Он доказывал, что истинные действительные противоположности  постоянно находятся в состоянии  взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные  и взаимодействующие тенденции  и моменты. Неразрывная взаимосвязь  и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая их них имеет свою иную противоположность и существует лишь постольку, поскольку существует эта ее противоположность. Взаимопроникновение противоположностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество.  «Северный полюс в магните, - писал он, - не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другой южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электричество не суть два различных, отдельно существующих флюида»

Другой неотъемлемой стороной диалектического противоречия является взаимное отрицание сторон и тенденций. Именно поэтому, стороны единого  целого суть противоположности, они  находятся не только в состоянии  взаимосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания.

Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой  развития мира. Развитие представляет собой процесс становления, обострения и разрешения противоречий.

Особо важно понимать специфику  противоречий в обществе. Социальные противоречия возникают посредством  деятельности человека, развиваются  и разрешаются также в этой деятельности.

Особенности социальных противоречий:

1. Человек сам включен  в структуру социальных противоречий. Социальные противоречия собственной  его жизни могут возникать  и разрешаться без его участия;  возникать без участия, но разрешаться  только им; возникать и разрешаться только им.

2. Объемность социальных  противоречий: уровень объективных  общественных отношений, различные  интересы людей, практические  действия 

 

Вопрос 47. Взаимопереход количественных и качественных изменений в развитии. Качественные и количественные характеристики вещей. Понятие меры. Скачок и его формы.

Закон перехода количественных изменений в качественные  описывает  механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя  формами начальной ступени бытия  идеи. Качество – это внутренняя определенность предмета, явление, которое  характеризует предмет или явление  в целом. Оригинальность, неповторимость, как то, что отличает данный предмет  от другого.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"