Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по "Философии".

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 79.69 Кб (Скачать файл)

Возможность и  действительность. Случайность и необходимость относительны: необходимое в одних условиях может предстать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения следует каждый раз тщательно учитывать конкретные условия. В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с соотношением возможного и действительного, с превращением возможности в действительность.

Возможность – предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность – две последовательные ступени развития явления, два этапа формирования причинных отношений в природе,   обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления. Действительность воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.

Волюнтаризм – направление  в идеалистической философии, предписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы  и общества, отрицающее объективную  закономерность  и необходимость. Фатализм – вера в неотвратимость судьбы в то, что все в мире заранее предопределено таинственной силой.

 

Вопрос 50. Нелинейность и системность бытия. Глобальный Эволюционизм и синергетика как  современные формы диалектического  миропонимания.

Под системностью бытия понимается тот факт, что все существующее не является хаотичным скоплением отдельных, никак не связанных друг с другом предметов, явлений, процессов. Мир представляет собой сложную систему, со стоящую из многих подсистем и элементов, находящихся в многочисленных структурных связях.

Система – это ограниченное множество элементов, находящихся  в устойчивых взаимосвязях.

Нелинейность также вытекает непосредственно из существования  многих уровней  организации. Внутри одного уровня – мир линеен. Одноуровневый  мир линеен, ибо здесь «правит» количество: качество не играет информационной роли, поскольку оно одно. Переходя на новый уровень (подуровень) организации, система обретает новое качество, которое не является суперпозицией  – линейным результатом сложения – качеств всех элементов, образующих эту систему. Нелинейность таким образом всегда связана с энтропийным барьером, так как возникает с его преодолением.

Под глобальным эволюционизмом понимают универсальный процесс  необратимого изменения от простейших до наиболее сложных форм, который  характеризуется генетической преемственностью четырех типов эволюции космической, химической, биологической и социальной. Это рассмотрение неживой, живой  и социальной материи как единого  универсального эволюционного процесса. Глобальный эволюционизм обеспечивает единство всей совокупности эволюционных процессов во Вселенной. Синергетика  представляет собой процесс усложнения, в результате которого образуются высокоупорядоченные  структуры, качественно отличающиеся от исходных.

 

 

 

Вопрос  51. Проблема познаваемости мира в философии. Субъект и объект познания. Созерцательный и активно-деятельный подходы к  познанию. Роль практики в познании.

Вместе с развитием  практики, с ее усложнением, внутренним дифференцированием развивается и человеческое познание. Познание на определенном этапе развития общества обособляется в специализированное духовное производство.

Познавательная деятельность человека, вплетенная в ткань его реальной жизни, всегда неразрывно связана с работой его сознания, с эмоциями, волей, памятью, она предполагает также убежденность, веру, ошибки, иллюзии, заблуждения. Однако суть познавательного отношения человека к миру заключается в выработке адекватного произведения действительности, без которого невозможна реальная ориентация человека в мире и успешное преобразование этого мира.

Сущность познавательного отношения к миру является предметом философского осмысления, ибо оно связано с анализом и решением коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности.

Субъект познания – тот кто познает( как отдельная личность, так и группа людей). Объект– это то, на что напрвлено знание субъекта.

Субъект не существует без  объекта, а объект – без субъекта. В субъекте и объекте есть момент относительности, если что-то в одном  отношении выступает как объект, то в другом отношении может быть субъектом, и наоборот. Объекты могут  выступать не только материальные, но и духовные явления.

В рамках созерцательного  подхода к познанию объект познания рассматривается как некая данность. В контексте деятельностного подхода объект рассматривается как фрагмент мира, который на данном этапе развития социальной практики включен в сферу человеческой деятельности (теоретической или практической), то есть объект познания имеет исторический характер и обусловлен характером этой деятельности.

Практика деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек  создает новую реальность – мир  человеческой культуры, формирует новые  условия своего существования, которые  не даны ему природой в готовом  виде. По своему содержанию и способу  существования практика носит общественный характер.

 

Вопрос 52. Чувственное  и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь. Интуиция и  ее роль в познании.

Познание имеет две  стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное  взаимодействие1. Чувственное познание – это отражение действительности в чувственных образах, рациональное – в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Основные формы чувственного познания:

1. Ощущение - это отражение свойств, признаков, сторон отдельных материальных предметов, вещей, явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

2. Восприятие - это целостный  образ предмета, объекта, воздействующего  на органы чувств.

3. Представление - это образы  предметов, восстановленные благодаря  сохранившимся в нашем мозге  следам, но при отсутствии самих  предметов.

Что в целом дает нам  чувственное познание? Знание отдельных  свойств, признаков вещей, внешних  связей между ними, т.е. дает знание единичного, конкретного, видимого. Знание же общего, существенного, закономерного, абстрактного достигается рациональным познанием, разумом. Естественно, изучая отдельный предмет, мы получаем представление и о совокупности однородных предметов. Значит, момент общего, общих связей дает и чувственное познание. Однако, выделить это общее, отделить его от частного, конкретного, единичного может только разум. Основные формы рационального (логического, абстрактного познания): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это мысль (форма  мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках («понять - значит «схватить», «поймать», «объять»).

Есть понятия, которые  отражают предметы (человек, растение, животное, земля, луна и т.д.), свойства (теплое, холодное, сладкое, горькое, зеленое, красное, светлое, темное и др.), взаимодействие (движение, покой, скорость, энергия  и т.д.)

Суждение – это форма  мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение эта такая форма рационального  мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях.

Умозаключение – процесс  мышления, когда из двух или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание по сравнению  с исходными посылками.

Интуиция – это состояние,  когда память подсказывает вариант. Интуиция помогает принимать решения, делать выбор., решать сложные проблемы при недостаточном количестве фактов, данных или при ОТСУТСТВИИ предшествующего опыта. Хотя мы интуицией пользуемся бессознательно, но при достаточном ее развитии она помогает поступать нам разумно. Порой, интуиция — это единственное, что может нам помочь выжить в сложных обстоятельствах.

 

 

 

Вопрос 53. Учение об истине. Субъективное и объективное в истине. Диалектика абсолютного и относительного знания в истине. Конкретность истины. Практика как основной критерий истины.

Истина - соответствие наших  знаний действительности.  Употребляя понятие «истина», следует иметь и виду истинное знание, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других его формах.

Объективное и субъективное в истине.  Объективная истина — это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Например, суждение «Земля — планета Солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Признавать объективную реальность — значит признавать объективную истину. Вместе с тем истина субъективна. Как характеристика знания она вне человеческого сознания не существует. Таким образом, истина содержит в себе оба момента — и объективное, и субъективное, представляет их единство. 

Форму выражения объективной  истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующую степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Таким образом, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точно выражающими объективную истину.

Совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной. И, тем не менее, абсолютная истина существует; и ее надо понимать как ту цель, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина — это ступенька, шаг, приближающий нас к этой цели.

Таким образом, относительная  и абсолютная истины — это лишь разные уровни, или формы, объективной  истины. Наше знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т. д. Чем выше уровень нашего познания, тем полнее мы приближаемся к абсолютной истине. Но процесс этот может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития мы открываем новые стороны и свойства в окружающем нас мире и создаем о нем все более полные и точные знания.

Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций  его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий.

Практика лежит в основе и логического, и аксиологического, и всех других критериев истины 
Практика исторически ограничена, она выступает не в абсолютном, а в относительном смысле, определенной форме, на определенном уровне своего развития. Случается, что на одном своем уровне она не в состоянии определить истину, а на другом, более высоком уровне обретает такую способность по отношению к тому же самому комплексу знания.  Сама практика как критерий истины находится в развитии. Таким образом, критерием истины является практика, взятая в процессе своего движения, развития 

 

Вопрос 54. Научное  познание, его основные формы и  методы. Общелогические методы, методы эмпирического и теоритического познания.

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Выделяют следующие формы  научного знания.

Проблема – совокупность положений, фиксирующих невозможность  непосредственного усмотрения к.-л. связей и отношений.

Научный факт – это фиксация какого-либо явления, свойства и отношения. Методами установления факта являются наблюдение, эксперимент и описание.

Гипотеза – это предположение, исходящее из ряда фактов и допускающее  существование предмета, его свойств, определенных отношений.

Теория – это система  объективно верных, проверенных практикой  знаний, воспроизводящих факты, события  и их предполагаемые причины в  определенной логической связи.

Методы научного познания можно подразделить на три группы по степени общности:

1) Специальные методы применимы  лишь в рамках конкретных наук. Их объективной основой являются  законы.

2) Общенаучные методы характеризуют  ход познания во всех науках. Их объективной основой являются  общеметодологические закономерности познания. Примерами могут служить методы эксперимента, наблюдения, моделирования и т.д.

3) Универсальные методы  характеризуют человеческое мышление  в целом и применимы во всех  сферах познавательной деятельности  человека с учетом их специфики.  Их объективной основой выступают  общефилософские закономерности  понимания окружающего нас мира, самого человека, его мышления  и процесса познания и преобразования  мира человеком. 

Общелогические методы познания (анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование,абстрагирование)
Анализ - процесс расчленения предмета, явления на части.

Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в  единое целое.

индукция (наведение), особый вид обобщения данных опыта. При  индукции мысль исследователя движется от частного к общему.

дедукция, где, опираясь на общие знания, делают вывод частного хар-ра.

Моделирование – это метод  изучения объектов с помощью моделей, к-рые берутся место оригинала.

Абстрагирование. дать целостный образ исследуемого явления.

Методы эмпирического  и теоретического исследования: 
- Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, счёт, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д. Методы этой группы конкретно связаны с изучаемыми явлениями и используются на этапе формирования научной гипотезы. 
- Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д. На теоретическом уровне производится логическое исследование собранных факторов, выработка понятий, суждений, делаются умозаключения

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"