Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по "Философии".

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 79.69 Кб (Скачать файл)

Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это  бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.  
Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).  
Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.  
Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.  
Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии. 

 

Вопрос 37. Проблема субстанции. Материя как философская  категория. Развитие научно-философского понятия материи. Основные свойства материи. Многообразие материального  мира.

В истории философии для  обозначения первоосновы, которая  не нуждается для своего существования  ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория "субстанция" (в переводе с латинского - сущность; то, что лежит в основе).. 
Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, огню, воздуху или мысленным конструкциям, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо отчего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, бог, сознание, идея и т.д. Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости оттого, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, если более двух - плюрализмом. 
 
Понятие "материя" является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно встречается впервые в философии Платона. Термин "материя" имеет немало определений. Аристотель трактовал ее как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного – силы.

“Матеpия есть философская категоpия для обозначения объективной pеальности, котоpая дана человеку в ощущениях его, котоpая копиpуется, фотогpафиpуется, отобpажается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Матеpия - это объективный миp в целом, а не то , из чего он состоит. Отдельные пpедметы, явления не состоят из матеpии, выступают конкpетными видами ее существования.

Универсальными свойствам  материи являются:

Несотворимость и неучтожимость.

Вечность существования  во времени и бесконечность в  пространстве.

Материи всегда присуще движение и изменение, саморазвитие, превращение  одних состояний в другие

Отражение - проявляется во всех процессах, но зависит от структуры  взаимодействующих систем и характера  внешних воздействий

Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению  высшей его формы – абстрактного мышления.

 

Материальный мир, природа  – это бесконечное разнообразие предметов, тел, явлений и процессов. Это неорганическая природа, органический мир, общество во всем их неисчерпаемом  богатстве и многообразии. Многообразие мира заключается в качественном различии материальных вещей и процессов, в многообразии форм движения материи.

 

Вопрос 38. Движение, его противоречивость и основные формы. Движение и покой, движение и  развитие, прогресс и регресс.

В мире все находится в  движении, от атомов до вселенной. Все  пребывает в вечном стремлении к  иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку  движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существования материи. Движение заключено в самой природе материи.

Движение материи - не только механическое перемещение тел в  пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний  объектов, которые вызываются этими  взаимодействиями. Движение - это и  взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

Основные типы движения:

Механические (перемещение в пространстве)

Физические (тепловые движения, превращение электрическое, превращение  «тепло-холод»

Химическое (переход из одного состояния в совершенно другое состояние)

Биологическое

Социальная ( присоединяется мышление – работа сознания)

Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и  более простые входят в более  сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество  видов движения. 

 

Под покоем понимается неизменность вещей, их стабильность, временное единство противоположностей, равновесие, сохранение вещей и их состояний. Если движение является причиной возникновения конкретных, качественно различных вещей, то покой является причиной сохранения относительной устойчивости этих конкретных вещей, условием их существования. Если представить себе, что состояние покоя не существует, то всю материю придется представить как нечто хаотичное, лишенное всякой определенности,, качественно неразличимое. Таким образом, благодаря движению образуются конкретные качественно различные предметы, а благодаря состоянию покоя они существуют какое-то время в определенном состоянии и в известном месте. Таким образом, состояние покоя, состояние временного равновесия является, как и движение, необходимым условием дифференциации материи. Вместе с тем важно отметить, что сама возможность покоя, относительной устойчивости вещей определяется движением материи. Не было бы движения, не было бы и качественно различных предметов, не было бы и равновесия, стабильности и т.д., т.е. не было бы и покоя. Это еще раз приводит к мысли, что "движение абсолютно, а покой относителен".

 

Процессы, связанные с  преобразованием кач-ва предметов, с появлением новых кач-ых состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих кач-ых состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им систем.

В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и созна

Прогресс - тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Прогресс предполагает такую дифференциацию и интеграцию элементов и связей системы, которая повышает степень ее целостности, ее приспособленность к среде, функциональную эффективность, устойчивость, надежность и обеспечивает высокий потенциал последующего развития. Если же в результате процесса развития уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ранее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и связей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедеятельность данной системы, то такой процесс называют регрессом.

 

39. Пространство  и время. Субстанциональная и  реляционная концепции пространства  и времени. Специфика пространственно-временных  отношений в природных, социальных, психологических процессах.

Пространство – обычно протяженность, время – длительность. Пространство и время обладают своими свойствами. Простьранство обладает трехмерностью, оно симметрично, т.е. нет не обратимых процессов, пространство однородно (каждая точка пространства м/б взята за начало координат), пространство изотропно, т.е. нет направлений (вверх, вниз, влево, вправо). Время – длительность, оно асимметрично, т.е. необратимо. Время может пониматься по-разному: циклическое время (календари); время может толковаться как некоторая симметрия, т.к. ряд процессов не является не обратимыми. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. Демокрит полагал что есть пустота – время и вместилище – пространство. Эти взгляды поддерживал Ньютон.

В истории философии и  науки сложились две основных концепции пространства и времени:

1. Субстанциальная концепция  рассматривает пространство  и  время как особые самостоятельные  сущности, которые существуют наряду  и независимо от материальных  объектов. Пространство сводилось  к бесконечной пустоте («ящику  без стенок»), вмещающей все тела, время — к «чистой» длительности. ( Демокрит, Ньютон)

2. Реляционная концепция  рассматривает пространство и  время не как особые, не зависимые  от материи сущности», а как  формы существования вещей (Аристотель, Лейбниц, Гегель, Энгельс).

Субстанциальная и реляционная  концепции не связаны однозначно с материалистическим или идеалистическим  толкованием мира, обе развивались  на той и другой основе.

Благодаря специфическим  особенностям биологического времени  осуществляется многоуровневое функционирование всех подсистем любого живого организма. Жизнь человека постоянно вносит изменения в пространственно-временные  отношения человеческой деятельности. Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных  социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом.

 

Вопрос 40. Тело и  душа человека: их единство и различие. Душа как субъективная реальность. Природа идеального.

Человеческое ТЕЛО есть основа душевной жизни: тело и душа образуют единство в противоположность единству духовному через мозг, нервы, состав крови, внутреннюю секрецию, наследование, состояние здоровья и т. д. тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями и т.п.

Вторая составляющая человека – ДУША. Душа - это совокупность побуждений сознания (и вместе с тем основа) живого существа, особенно человека; антитеза понятий тела и материи.

душа понимается как субстанция.

Душа – это жизненная энергия человека, которая соединяет тело с «духом». Дух возвышается над уровнем сознания и души и устанавливает связь человека уже не только с материальным миром, окружающим его, но и с общим идейным содержанием (идеями) вещей, в связи с чем человек выше всего поднимается над миром животных и, конечно, больше всего удаляется от природы.

Душа – это эмоции, Дух  – это воля, это потенциальность  Истины. Личный дух может и не развиться, а вот душа есть у каждого.

Идеальное — характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека.

 

Вопрос 41. Бессознательное, его элементы, роль в жизнедеятельности  человека. Бессознательное и творчество, бессознательное и интуиция.

Бессознательное - рефлекторное внесознательное действие (инстинкт, рефлекс, под гипнозом)

Бессознательное – это  сделанное машинально, механически, автоматически, не задумываясь, на рефлексе

Бессознательное выражается в существовании жизненного опыта, информации, которая накапливается  в течение всей жизни и оседает  в памяти. Бессознательное проявляется в импульсивных действиях, когда человек не даёт себе отчета в последствиях своих поступков. Не все в бессознательном является ранее автоматизированным. Именно за счет неподвластных сознанию психических явлений общее поле психики шире сознания. В душе содержится огромное богатство испытанных ощущений, впечатлений, представлений и мыслей. Когда припоминается какое-либо представление или мысль,  они выносятся из тьмы бессознательного и поднимаются до уровня существования в сознании. Бессознательное – ступень, база для работы сознания. Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений и желаний.

Интуиция - специфический  познавательный процесс, непосредственно  продуцирующий новое, чутье, тонкое понимание чего либо, проникновение в самую суть чего-нибудь, непосредственное, без основания доказательствами постижение истины .

Истина – состояние, когда  память подсказывает, это возможное  извлечение варианта из памяти.

Творчество - создание новых  по замыслу культурных и материальных ценностей, поиск варианта перебирания.

 

Вопрос 42. Сознание, его происхождение и сущность. Основные формы сознания: воля, чувства, мышление. Связь мышления и языка.

Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку,  форма отражения  объективной действительности, способ его отношения к миру и к  самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется приобретаемыми только через общение  с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных  образов предметов, являющихся ощущением  или представлением и поэтому  обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической  деятельности, мышления и языка. Таким  образом, сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью  и управления ею.

Воля - часть сознания, которая  обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых  для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.

Чувства. Все, что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Богатство чувств и эмоций проявляется в лексике языка. Есть несколько сотен слов, содержанием которых являются чувства и эмоции. Бедность индивидуального словаря человека говорит и о его эмоциональной бедности его сознания, а следовательно, и личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"