Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на экзаменационные билеты по "Философии".

Файлы: 1 файл

filosofia.docx

— 79.69 Кб (Скачать файл)

Качество любого предмета, явления, по Гегелю, определяется через  его свойства. Свойства предмета –  это способность его определенным образом соотноситься, взаимодействовать  с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между  предметами, явлениями и т.д. Свойство – это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.

Качество выступает как  внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это проявляется  только при взаимодействии данного  предмета с другими предметами. Число  свойств у каждого предмета теоретически бесконечно.

Количество Гегель определял  как внешнюю для бытия определенность, видел в нем нечто относительно безразличное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что  он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т.д. Вместе с тем, Гегель рассматривал качество и количество как взаимопроникающие  противоположности и считал, что  как нет качества без количественных характеристик, так нет быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.

Непосредственно конкретное единство качества и количества, качественно  определенное количество Гегель выражал  в категории меры.

Мера – это единство качественной и количественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать  определенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие  меры показывает, что качеству принадлежат  не каждые, а лишь определенные количественные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать  данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно  существует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться –  уменьшаться или увеличиваться  – в количественном отношении, но если эти количественные изменения  протекают в границах специфической  для каждого предмета и явления  меры, то их качество остается прежним, неизменны. Если же подобное уменьшение или увеличение перейдет границы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество.

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

Гегель показал, что переход  от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается  всегда в результате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок – это всеобщая форма  перехода от одного качественного состояния  к другому. Гегель характеризует  скачок как сложное диалектическое состояние. Скачок – это состояние  борьбы нового со старым, отмирание  прежних качественных определенностей  и замена их новыми качественными  состояниями.

 

Вопрос 48. Отрицание  отрицания в развитии. Цикличность  и поступательность прогрессивных  изменений. Диалектическое и метафизическое понимание отрицания.

Закон отрицания отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту  сторону развития выражает закон  отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качественного состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества.

Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного  состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого  новым. Она обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа  проявляется в том, что отрицание  представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение  нового.

Отрицание отрицания в  двойном виде включает в себя эти  три момента и характеризует  цикличность развития. Эту цикличность, Гегель связывал с происхождением в  процессе развития трех стадий: утверждение  или положение (тезис), отрицание  или противоположение этого утверждения  – (антитезис) и, наконец, отрицание  отрицания, снятие противоположностей (синтез). На уровне природы действие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растений. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зернышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном  и более размере. Произошло отрицание  отрицания.

Главное в этой цикличности это то, что в развитии осуществляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», и переходящую на новую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Таким образом, процесс развития характеризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Диалектическое понимание  отрицания  означает, что все человечество понимает, что не должно быть перерывов, все вечно, все в развитии.

Метафизическое понимание  отрицания означает, что есть начало и есть конец.

 

Вопрос 49А: Категории  диалектики: единичное и общее, явление  и сущность. Понятие видимости, кажимости.

Единичное  и  общее. В мире существует бесконечное многообразие вещей.  Все вещи и события различны между собой, единичны в своем бытии. Но в науке известно такое явление, как гены, которые содержат в себе неповторимую, всегда индивидуальную информацию, свидетельствующую о том, что во всем мире нельзя отыскать двух совершенно во всем одинаковых друг другу людей. Так, неодинаковость любой пары кленовых листьев обусловливается различиями в освещении, питании, температуре, энергетическом микроклимате, что, в свою очередь, предопределяет различия в их размерах, оттенках цвета, форме и т. п. Единичное, таким образом, есть объект, взятый  в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс.

Нет двух абсолютно тождественных вещей, мы можем говорить, что нет и двух абсолютно различных вещей. Нельзя не согласиться с тем, что,  хотя все люди и индивидуальны, мы тем не менее без труда фиксируем присущую им всем родовую сущность, выделяя тем самым за их уникальностью, неповторимостью и нечто общее им всем, выражаемое в общем понятии “человек”. Общее – это единое во многом. Или, по – другому, общее – объективно существующее сходство характеристик единичных предметов.

Диалектика единичного и  общего проявляется в их неразрывной  связи. Таким образом, как единичное  невозможно без общего, так и общее  невозможно без единичного, которое  служит предпосылкой и субстратом общего.

Сущность и  явление. Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого ко все более глубокому, скрытому – к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Как листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так, например, и этические, политические, философские, научные, эстетические идеи выражают сущность определенного общественного строя. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.

Явление же – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или  иного предмета, относительно самостоятельной  области объективной реальности.

Явление и сущность – диалектически  связанные противоположности. Они  не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты  предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о  видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж – зрительное видение.

Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается  и в их гибкости, относительности. Человеческое познание движется от явлений  к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д.

 

Вопрос 49Б. Категории  содержание и форма, причина и  следствие. Принцип детерминизма.

Содержание и  форма. Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что “содержится” в объекте, составляет его содержание. Например, было бы бессмысленно считать содержанием организма атомы, из которых состоят молекулы, образующие клетки. Вы никогда не узнаете, что такое голубь, если будете тщательно изучать каждую клетку его организма под электронным микроскопом. К составным элементам, образующим содержание, относятся части целого. Содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее – весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме. Содержанием общества является все богатство материальной и духовной жизни действующих в нем людей, составляющих это общество, все продукты и орудия их деятельности.

Когда мы воспринимаем и мыслим какой – либо объект, мы выделяем его из окружающего фона, фиксируя тем самым его внешний облик, внешнюю форму.

Кроме того, категория формы  употребляется также в значении способа выражения и существования  содержания. Здесь мы имеем дело не с внешней, а с внутренней формой. Таким образом, форма – принцип  упорядоченности, способ существования  того или иного содержания. Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность  при ведущей роли содержания. Каждое изменение формы представляет собой  отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета.

Причина и следствие - категории, отображающие одну из форм всеобщей связи  и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием.

Причины бывают важными, основные, существенные, второстепенные.

Производимое причиной следствие  зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между  причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении  является причиной, а каждая причина  в соответственном отношении  есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. 

П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.

В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности  явлений и соответственно — многообразие причинно-следственных зависимостей. В современной науке классификация причинно-следственных связей проводится по различным признакам.

Детерминизм – учение о  закономерности и причинной обусловленности  всех явлений природы и общества

Индетерминизм - отрицается причинность связей.

 

Вопрос 49В. Категории  необходимость и случайность, возможность  и действительность. Фатализм и волюнтаризм  в мышлении и деятельности людей.

Необходимость и  случайность. Случайность – это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях  может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе.

случайное – это возможное  при соответствующих условиях. Оно  противостоит закономерному как необходимому в соответствующих условиях. Необходимость – закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Поскольку закономерность выражает общее, существенное в явлении, постольку необходимость неотделима от существенного.

Необходимость, так же как  и случайность, может быть внешней  и внутренней, то есть порожденной  собственной природой объекта или  стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для  множества объектов или только для  единичного объекта.

Необходимость и случайность  выступают как соотносительные  категории, в которых выражается философское осмысление характера  взаимозависимости явлений, степени  детерминированности их возникновения  и существования. Именно случайности  оказывают влияние на ход необходимого процесса: ускоряют или замедляют  его. Итак, случайность находится  в многообразных связях с необходимостью, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление  развития определяет именно необходимость.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"