Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

56. Философия права  в системе философских и юридических  наук.

По своему статусу философия  права представляет собой комплексную, смежную дисциплину, находящуюся  на стыке философии и юриспруденции. Данное обстоятельство требует четкого  определения ее места и роли в  системе философии и правоведения.

Выход на проблематику философии  права может быть осуществлен  с двух противоположных сторон: от философии к праву и от права  к философии.

Давайте рассмотрим особенности  этих двух подходов к философии права.

Первый путь выхода на философско-правовую проблематику (философский подход к  праву) связан с распространением той  или иной философской концепции  на сферу права. Такое обращение  философии к осмыслению правовой реальности, особенно характерное для  эпохи Просвещения, оказалось весьма плодотворным для самой философии. Известно, что многие из серьезных  достижений классической философии  — результат такого обращения.

В сфере философии права  происходит своеобразная проверка познавательной силы той или иной философской  концепции, ее практической состоятельности  в одной из важнейших сфер человеческого  духа. Все это дает полное основание  заключить, что без рефлексии оснований права, философского осмысления правовой реальности в целом, философская система не может считаться полноценной.

Другой путь формирования философии права (юридический подход к праву) направлен от решения  практических задач юриспруденции  к их философской рефлексии. Например, от осмысления таких частных правовых проблем, как основания уголовного права, вина и ответственность, выполнение обязательств и др., — к постановке вопроса о сущности права. Здесь  философия права предстает уже  как самостоятельное направление  в правоведении, специфический уровень  изучения собственно права.

Такое философское осмысление права осуществляется правоведами  в его большей практической ориентированности, при которой идеальные первоосновы  права рассматриваются в тесном соотношении с позитивным правом. Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется  на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и  принципов.

57. Функции философии  права.

Мировоззренческая функция  философии права заключается  в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия, определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности и значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.

Методологическая функция  философии права находит свое отражение в формировании определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований. С этой целью философия права разрабатывает методы и категории, при помощи которых и проводятся конкретные правовые исследования. Результирующим выражением методологической функции права является оформление имеющегося знания о праве в виде способа его осмысления как содержательно-смысловой конструкции, обосновывающей его основные идеи.

Отражательно-информационная функция обеспечивает адекватное отражение права как специфического объекта, выявление его существенных элементов, структурных связей, закономерностей. Это отражение синтезируется в картине правовой реальности или «образе права».

Аксиологическая функция  философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиции этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

Воспитательная функция  философии права реализуется  в процессе формирования правосознания  и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в том  числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву. Выбор правовых установок может считаться справедливым, если люди не добиваются соглашений, наиболее выгодных с точки зрения их собственного представления о благе, а защищают свою свободу, пересматривают представления о благе и следуют ему.

58. Юридический позитивизм в контексте философско-правового анализа.

Юридический позитивизм - направление философии права, которое видит в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти. Характерными чертами данного подхода к праву являются: формальное определение права (когда под правом понимается то, что признается таковым в данном сообществе); отождествление права с действующим законодательством; автономный характер права (его независимость от морали и исторических традиций).

Позитивизм отрицает «естественное  право», которое рассматривается  как заблуждение умов, ведущее  к нарушению порядка. Эмпирическое познание права осуществляется на основе чисто юридических критериев, обособленных от моральных оценок права, а так  же от его социально-политических характеристик. Сущность права признается непознаваемой - оно не нуждается в иных обоснованиях, кроме факта своего существования. В итоге право предстает в  относительно определенной и легко  обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений.

59. Основные черты  философско-правового мировоззрения.

Юридическое мировоззрение, идеалистическая система взглядов, в соответствии с которыми право и государство рассматриваются как основа и главный движущий фактор общественного развития. Ю. м. складывалось в ходе борьбы буржуазии против феодальных отношений и абсолютизма. Ф. Энгельс называл Ю. м. "классическим мировоззрением буржуазии" которое приходит на смену теологическому мировоззрению средних веков. Гносеологически представления о праве как первооснове общества связаны с тем, что правовые формы простого товарного производства, выраженные ещё римским правом, оказались необходимыми и для отношений капиталистического товарного хозяйства. Поскольку эти правовые формы пережили смену общественных формаций и разных политических систем, возникла иллюзия, будто они и есть наиболее прочная и совершенная основа общества. В период становления капитализма существенно возросла роль права как в экономике, так и в политике, что также способствовало упрочению Ю. м. Хотя Ю. м. подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеодальным требованием "заменить правление людей правлением закона", оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Ю. м. абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием фактическое неравенство, за формулой свободы договора — экономическое принуждение и т. д. На Ю. м. был основан и т. н. юридический социализм А. Менгера и др. — реформистская теория о возможности перерастания капитализма в социализм исключительно путём совершенствования законов.

В процессе превращения промышленного  капитализма в монополистический, потребовавшего значительных правовых модификаций, в условиях обострившихся  классовых антагонизмов Ю. м. теряет своё доминирующее положение. Вместе с  тем юридическо-мировоззренческие  тенденции проявляются в современной  буржуазной юридической науке, в  попытках считать буржуазное право  одним из средств коренной трансформации  капитализма.

 

 

60. Методологические  принципы понимания права.

Методологические принципы познания среды права являют собой  осмысление сущности его бытия. Среда  права понимается в первую очередь  в философско-правовом смысле, ибо  ее назначение - показать, что постижение существа права невозможно вне контекста  постижения как можно более широкого пласта социальной действительности, в которой право существует. В  то же время среда права - это "реально  действующая" правовая категория, значимость которой обусловлена широким  пониманием права. Поэтому методологические принципы исследования среды права  нацелены на рассмотрение всего многообразия


Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"