Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

Насилие в современном  мире отличается не только своим многообразием. Оно всё более становится непрямым, косвенным, но всеобъемлющим, охватывающим все стороны бытия человека. Причины  роста насилия видятся в нарастании масштабов человеческой деятельности, средства которой далеко не всегда адекватны поставленным целям. Остановить насилие с помощью науки, техники  и цивилизации сегодня уже  нельзя. Нужна иная ценностная ориентация, в качестве которой выступает  ненасилие.

В современной социально-философской  мысли сложились следующие трактовки  понятия ненасилия. Во-первых, ненасилие - это совокупность философских, моральных  и религиозных принципов, провозглашающих  человека и жизнь высшими ценностями; во-вторых, ненасилие рассматривается  как способ разрешения конфликтов; в-третьих, ненасилие видится как  социально-политическая концепция  будущего общественного устройства, основанного на любви и справедливости.

Ключевыми для понимания  сущности и содержания ненасилия  являются философские, моральные и  религиозные принципы ненасилия. К  ним относятся следующие принципы: во-первых, ненасилие как метод  сопротивления. В данном принципе, взятом на вооружение ненасильственными движениями, ненасилие рассматривается как  метод сопротивления злу, способ борьбы с ним, как опосредованное насилие, утратившее свою разрушительную силу. Во-вторых, конечной целью ненасильственной борьбы является не победа над противником, а построение общества, достойного человека. В-третьих, ненасилие в  своих действиях направляется против зла, а не против конкретных людей, которые  его осуществляют, т.е. ненасильственные действия в первую очередь имеют  своим объектом структуры, поддерживающие социальную несправедливость. В-четвёртых, духовное насилие недопустимо так  же, как и физическое. Наконец, в-пятых, ненасилие содействует утверждению  справедливости, а тем самым восполняет пробелы в общественном устройстве.

Принципы ненасилия нашли  свою реализацию в современной истории, поэтому иногда ненасилие называют социальным изобретением нынешнего  века. Действительно, опыт ненасильственной борьбы индийского народа под руководством Махатмы Ганди за своё освобождение от господства англичан, борьба негров США против расовой сегрегации, ненасильственное смещение диктатуры Маркоса на Филиппинах - всё это яркие примеры, подтверждающие превращение ненасилия в огромную общественную силу в нашем мире. Ненасилие несёт в себе зачатки  новой истории, основанной на свободе  воли человека и его ответственности, на справедливом общественном порядке.

53. Культура и  цивилизация.

Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания  и овладения человеком сил  природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную  комплексную характеристику человека. Первоначальное понятие культуры, восходящее к латинскому слову Сultura (возделывание, обработка), употреблялось главным образом для определения воздействия человека на природу, что указывает на связь происхождения этого понятия с активной, преобразующей деятельностью людей . Впоследствии оно получило и другое, переносное значение - просвещенность, воспитанность, образованность человека

И материальная, и духовная культура существует в двух основных формах: предметной, существующей вне  человека (например, в виде технических  сооружений, научных выводов, зафиксированных  в формулах, книгах), и личностно-деятельностной, т.е. в знаниях и желаниях людей она существует наряду с субъектом как субъективная культура.

Анализ всего комплекса  явлений, включенных в понятие культуры, позволяет дать следующее ее обобщенное определений "Культура - это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление  человека как субъекта культурной деятельности"

Необходимо учитывать  различие понятий "культура" и "цивилизация"

Становление цивилизации - процесс  исторический. В условиях первобытного строя человек был слит с обществом (родом, племенем). В таких условиях социальные и культурные условия  общества не разделялись, социальная жизнь  была одновременно жизнью самой культуры. Разложение и распад родоплеменной  целостности и переход к классовому обществу был одновременно переворотом  в механизмах его функционирования и развития, означавшим становление  цивилизации.

Однозначной трактовки этого  термина в литературе не существует. В большинстве словарей термин "цивилизация" интерпретируется как синоним культуры. В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и  духовных достижений общества в его  историческом развитии, в узком смысле - только материальную культуру.

Первоначально это понятие  возникло в русле толкования прогресса  и употреблялось как противоположная  варварству стадия истории, основанная на разуме и справедливости. Впоследствии с осмыслением разнообразных  культур стала складываться "этнографическая" концепция цивилизации, в основу которой было положено представление  о том, что у каждого народа своя цивилизация (Т. Жуффруа).

• Цивилизация же - тот  ее этап, который связан с разделением  труда обменом, товарным производством, усложнением социальной структуры  общества и взаимоотношений между  социальными субъектами, индивидами и классами

Если понятие культуры характеризует человека, определяет меру его развития и самовыражения  в деятельности, то цивилизация характеризует  бытие самой культуры.

Шпенглер, понимая цивилизацию  как совокупность технико-механических факторов, противопоставлял ее культуре как царству органически жизненного. Цивилизация, по его мнению, - это заключительный этап любой культуры, для которого характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы и искусства. Культура - это осуществление внутренних возможностей, совершив которые, она исчерпывает себя и становится цивилизацией. Таким образом, различие между культурой и цивилизацией в том, что первая задает высшие ценности, жизненные смыслы, вторая - технологию их реализации

Более четкую установку на соотношение понятий культуры и  цивилизации провел А.Вебер  Находясь под влиянием идей О.Шпенглера о расколотости культуры на восемь культурно-исторических типов, он вслед за ним излагал мировую историю на ряд всемирно-исторических эпох. "Культуры, несмотря на уникальность и неповторимость, сходны в том, что каждая из них переживает период молодости, зрелости и упадка. В отличие от Шпенглера он рассматривает культуру и цивилизацию не как два относительно самостоятельных аспекта истории - собственно духовного и научно-технического, а как взаимодействующие между собой, но протекающие по разным законам процессы. Кроме того, он еще выделяет и третий социальный аспект истории (государство). Развитие цивилизации происходит в определенных социально-исторических и культурных условиях, зависящих от экономических и политических факторов. Поэтому если цивилизация употребляется для обозначения определенной ступени развития общества, то под понятием культуры А. Вебер имеет в виду качественную сторону цивилизации.

Цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет собой такой аспект человеческой деятельности, который  обеспечивает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.

Предельным уровнем типизации  исторического процесса является мировая  цивилизация. Это понятие включает в себя всю совокупность общечеловеческих достижений и ценностей, затрагивающих  интересы всего человечества, безотносительно  к их формационным, расовым, национальным, классовым и иным различиям.

54. Проблемы и  перспективы современной цивилизации.

Сегодняшний и завтрашний день человечества можно  рассматривать как «диалог» или  «встречу» цивилизаций - такое взаимовлияние  народов и культур, при котором  они заимствуют кое-что друг у  друга, но все же остаются собой, не сливаются с другими, не поглощаются ими. С точки зрения «глобалистского» подхода различные цивилизации взаимодействуют и развиваются таким образом, что общечеловеческий компонент в них постоянно возрастает, приобретает все больший удельный вес, так, что в отдаленной перспективе весьма реальна единая культура человека.     

Проблема  существования человечества как  целого может быть рассмотрена в  следующих аспектах: человечество существует реально и объективно; люди земли  едины сущностно - социально; люди земли  едины интеллектуально. Единство и всеобщность возрастают от поколения к поколению, мировое хозяйство, всемирное хозяйство как нечто целостное стало предметной основой, стягивающей воедино все сегменты культурно-исторического калейдоскопа человеческого бытия.     

В современную эпоху происходит глобализация проблем человечества. Их актуальность связана с целым  рядом факторов: ускорение процессов  общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д.     

Не  всякую проблему можно назвать глобальной и не любая проблема общественного  развития могла стать глобальной.     

Все существующее существует в некотором количестве и, следовательно, может быть измерено. Данное обстоятельство необходимо прежде всего учитывать  в вычленении глобальных проблем. Одним  из важнейших критериев определения  глобальных проблем является количественный — геопространственный фактор. Речь в этом случае идет о пространственном масштабе, т. е. территории, где данные проблемы значимы и актуальны. В соответствии с этим критерием, любую проблему можно назвать глобальной, если она касается всей планеты, любого ее региона в целом, в отличие от региональных или локальных, свойственных какому-либо одному государству или группе государств.

55. Сущность философского  подхода к правовым явлениям.

азвитие современного правового мира в целом и российского права, в частности, убеждает, в необходимости преодоления кризиса позитивного права на основе возрождения его как социокультурного феномена и обогащения духовными ценностями. Такой подход к проблемам правовой эволюции делает объективно неизбежным осмысление сущности права с философско-антропологической позиции. Причем о важности такого подхода к исследованию права говорил еще в XVIII в. Ф. Бэкон. В своем трактате «Великое восстановление наук» он утверждал, что правовые вопросы нужно рассматривать с философской точки зрения и с позиции тех наук, которые «прекрасно знают человеческую природу и природу общества, а также природу общественного блага, естественной справедливости, нравы различных народов, различные формы правления и способы вынесения суждения на основе принципов и положений как естественной справедливости, так и общественной пользы».

Основой для разработки философско-антропологического подхода изучения права, с нашей  точки зрения, может рассматриваться  общее методологическое движение, в  которое была вовлечена мировая  философская мысль в XX веке. В  сфере методологии социального  знания на смену классическому этапу  пришел неклассический, возникший под  влиянием эволюции культуры, фундаментальных  изменений в науке, а затем  последовал пост классический этап. Характерными особенностями последнего принято  считать:

- «признание бессмысленности  попыток реализации просвещенческих  проектов освобождения людей  через рационалистический критицизм  и; реформизм»;

- отказ от жестких детерминистских  схем в объяснении социальной  реальности;

- формирование убеждения,  что различные исследовательские  парадигмы должны не исключать,  а скорее дополнять друг друга,  поскольку степень сложности  социальной реальности такова, что  требуется их взаимодействие;

- признание невозможности  элиминации оценочного момента  при изучении социального, необходимости  обеспечения единства каузального  и аксиологического подходов;

- рост внимания к общенаучным  методам и методикам, способным  синтезировать в общей картине  социальной жизни как объективные  (циклы, ресурсы, стимулы, тенденции), так и субъективные (стереотипы, ориентиры, мотивы, оценки) основания  социальной активности;

- понимание того, что в  этой сфере действительности  рациональность органически связана  с социальными условиями: свободой, автономией благосостоянием.

Припост классицизме, таким образом, не происходит никакого отрицания, а лишь появляются новые методы и способы интерпретации социальной действительности, которые, дополняя друг друга, открывают новые грани в ее бесконечной сложности. Это означает, что эпоха пост классицизма может рассматриваться как период методологического плюрализма.

Движение к методологическому  плюрализму, как справедливо резюмирует А. И. Демидов, предполагает: во-первых, расширение горизонта рациональности, признание ее несводимости только к  аналитическим методикам; во-вторых, представление о методологии  как способе синтеза методов  и их интерпретаций; в-третьих, признание  возможностей различных методов  и их использование для оптимизации  результатов познания. Методологический плюрализм при изучении права, иных правовых явлений, следовательно, делает не только необходимым, но и возможным  использование достижений самых  разнообразных наук: философских, антропологических, социологических, культурологических, психологических, юридических и  других.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"