Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

Выявляются два типа модернизации. Первые тип – оригинальная спонтанная модернизация – характерен для стран, переживающих переход к рациональным общественным структурам в результате постепенного развития внутренних процессов.

Другой тип – вторичная, "обращенная" модернизация – характерен дл стран по тем или иным причинам, отставшим в своем развитии и теперь, при широком использовании опыта передовых государств, пытающихся достичь того же уровня и качества жизни.

В целом же характерная  черта теории модернизации – концентрация внимания на межформационных, длительных линиях истории в поисках решения проблемы преемственности развития стран как результата противоречивого взаимодействия внутренних и общецивилизационныхсоцкультурных факторов.

Рассматривая общество как  развивающуюся систему, следует  специально подчеркнуть одно важное обстоятельство. При различных подходах к его исследованию мы имеем не "ставший" объект, а "становящийся", подвижный, изменяющийся. Кроме того, все его функциональные элементы тоже подвижны. Они коэволюционно развиваются, даже если в определенные периоды вступают в противоречие друг с другом.

46. Общественные  отношения и их структура.

Современная социальная философия  усматривает в общественных связях ту «клеточку» социума, с которой  необходимо начинать его изучение. Общественные связи разнообразны по форме и организуемому ими  содержанию. Непосредственное взаимодействие людей друг с другом осуществляется в виде общения.

Общением называются живые, межсубъектные отношения людей. Структура человеческого общения диалогична. Ход общения предполагает социальное действие: постановку целей и определение средств их достижения, занятие (или смену) субъектом определённой социальной позиции, выполнение человеком конкретной социальной роли, обмен информацией, опытом, непосредственную и опосредованную кооперацию людей, то есть соединение разделённых звеньев человеческой деятельности в единое целое. Изменяя социальную позицию, человек реально или мысленно ставит себя на место другого, действует за него. В ходе общения обнаруживается таким образом социальная эквивалентность и взаимозаменяемость индивидов.

Общественные отношения - это многообразные формы взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между отдельными людьми, различными социальными группами, а также  внутри них.

Общественные отношения  объединяют разрозненных индивидов  в единое «многополярное» целое, придают их действиям определённое единообразие, стабильность и социальную эффективность. Социальная философия  различает отношения между людьми двух типов: отношения личного общения  и социально-анонимные отношения.

Личные отношения между  людьми вырастают из жизнедеятельности  каждого человека и потому их иногда называют «естественными» и «органическими». В ходе усложнения общественной жизни  ещё в оболочке личных отношений  начинают формироваться отношения  более сложного типа. Личное в отношениях приобретает превращенную (замещённую или отчуждённую) форму. В личные отношения людей вклинивается посредник, чаще всего - «звонкая монета». Она обусловливает  переход к опосредованным (или  собственно социальным) отношениям.

Собственно социальными  отношениями философия считает  отношения, интегрирующие раздробленных  или «атомизированных» индивидов. Отношения такого рода связывают людей опосредованно, без непосредственного контакта между ними, а иногда - без четкого осознания человеком характера и даже наличия таких связей. В общественные ассоциации людей подталкивают объективные потребности, которые диктуют их носителям необходимо-принудительные формы связи, обусловленные чаще всего своекорыстным интересом и меркантильным расчётом.

Личные отношения заменяются отношениями вещными (через вещи). Массовые формы объединения людей  в рамках социально-корыстных отношений  возникают в обществах с рыночной экономикой. В частнопредпринимательском  обществе индивиды взаимодействуют, входя  в производственно-финансовые объединения, акционерные компании, принимая участие  в деятельности транснациональных  корпораций, фирм, являясь представителями  деловых кругов и вообще объединений  «людей своего круга». К объединениям такого рода относят различные политические группы: ассоциации, партии, движения, административные институты -вплоть до государства. На фоне формального равенства  людей, которые объединены социально-общественным видом отношений, никто не скрывает, что видит в своём контрагенте  средство для достижения собственной  выгоды. Общественные отношения выполняют  роль форм производственного, торгово-экономического, социально-политического, межэтнического и межкультурного общения и т.д.

В материалистической трактовке  общественные отношения делятся  на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные.

Идеалистическое понимание  общественных отношений исходит  из примата духовного начала как  объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.д. В этом случае государственная идеология выполняет  роль скелета общественного организма, «порча» идеи приводит к развалу  государства и деградации человека.

Выделение всего многообразия общественных отношений, и прежде всего  материальных и духовных, позволяет  увидеть в обществе самостоятельную  целостную систему._

Общество есть система  материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и  те социальные группы, в которые  он включен.

Общество имеет сверхсложный и иерархический характер; многообразие его подсистем определенным образом  скоординировано и субординировано. Но то, что делает его системой, связывает людей и их разрозненные действия, средства и механизмы этих действий в единый социальный организм, - это общественные отношения. Именно система этих отношений и составляет специфическую природу общества.

47. Проблемы типологии исторического процесса.

Философы и историки по-разному  смотрят на исторический процесс. Историки подходят к изучению истории общества с позиций науки, их цель — получение  достоверного, истинного знания в  отношении любых конкретных, зафиксированных  фактов и событий.

В философии истории последняя  предстает в виде целостного процесса, связывающего воедино прошлое, настоящее  и будущее. Но таким исторический процесс можно увидеть только в том случае, когда ему придана  концептуальная оформленность, когда он устремлен, хотя бы в теории, к такому будущему состоянию, которое философ признает за ко-нечную цель, неважно, в абсолютном смысле или в относительном. Философия истории, таким образом, вопреки ее названию, обращена равным образом от настоящего как в прошлое, так и в будущее.

Философия истории как  теоретическое знание начинается с  идеи истории. Откуда она берется? Отдельные  намеки на нее, различные аспекты  постоянно обсуждаются в различных  сферах культуры общества. Философия  призвана уловить эти умонастроения, составляющие самосознание определенной эпохи, и выразить в теоретической  форме, в виде философского текста.

В философии истории, пожалуй, с наибольшей полнотой проявляется  природа социально-философского знания. Философия выражает духовные, идеальные  устремления конкретного общества или цивилизации, которым она  пытается придать теоретическую  форму, т.е. логически последовательно  и упорядоченно изложить смысл истории, который принимает для себя страна или цивилизация. Но это теоретическое  знание нельзя назвать чисто научным.

Признание закономерного  характера процесса развития приводит к выделению определенных этапов в истории общества. В христианской философии истории насчитывается  три этапа — от сотворения мира до явления Христа, затем от явления  Христа до его второго пришествия, которое означает конец истории, и, наконец, установление Божьего царства  на земле, когда спасутся лишь истинно  верующие. Французский философ-просветитель М. Кондорсе в конце XVIII в. писал о  десяти стадиях прогресса человеческого  разума. Он считал развитие знания и  просвещения главной движущей силой  исторического прогресса. В начале XIX в. французский философ-утопист  А. Сен-Симон разработал свою схему  чередования ступеней эволюции общества — ангинная, рабовладельческая, феодально-крепостническая  и, наконец, научно-промышленная стадии.

Гегель в грандиозном  труде «Философия истории» пишет  о направленности исторического  процесса и его закономерном характере. Смысл истории — в развитии свободы. Всемирная история направляется с Востока на Запад, т.е. Европа есть, безусловно, конец всемирной истории, а Азия ее начало. Восток знал и знает  только, что «один свободен», греческий  и римский мир знает, что «некоторые свободны», германский мир знает, что  «все свободны». Таким образом, всемирная  история проходит четыре ступени, и  на последней, в германском государстве, абсолютный дух — основа и движущая сила всемирной истории — достиоет полной зрелости, возвращается к себе через полное раскрытие своего идеального содержания, которое он вмещал в себя, однако, еще до начала реального процесса всемирной истории.

Радикальный подход к анализу  исторического процесса как порочное достояние западной мысли был  критически переосмыслен К. Марксом при создании им формационной теории развития общества. Эта теория приобрела впоследствии огромную известность. Она сыграла важную роль в осмыслении мировой истории, особенно последних двух веков.

48. Формационное и цивилизационное представление об обществе.

Другим понятием, используемым для фиксации ступеней развития общества, является «цивилизация». Оно наиболее часто употребляется в современной  науке и публицистике и происходит от латинского слова «civilis», что означает «государственный, гражданский, политический».

В современной научной  литературе цивилизация трактуется:

как синоним понятия культуры;

тип общества, отличающийся от дикости и варварства общественным разделением труда, письменностью  и развитой системой государственно-правовых отношений;

тип общества с характерной  только для него материальной и духовной культурой.

Современное обществоведение  отдает предпочтение последней трактовке, хотя и не противопоставляет ее двум другим. Таким образом, понятие «цивилизация»  имеет два основных значения: как  отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и  продолжающегося в настоящее  время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого  понятия получило название цивилизационного подхода к анализу человеческой истории.

В рамках цивилизационного подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две  основные:

- локальных цивилизаций;

- мировой, общечеловеческой  цивилизации.

Анализ общества с позиций  теории общемировой цивилизации  близок к формационному подходу, сформированному в рамках марксизма. Под формацией понимается исторически  определенный тип общества, возникающий  на основе определенного способа  материального производства. Ведущую  роль играет базис - совокупность экономических  отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений  и учреждений составляет надстройку.

В настоящее время формационная теория переживает кризис, более распространенным становится цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Цивилизационный подход имеет более  конкретный исторический характер, учитывает  не только материально-технические  аспекты общественного развития, но и влияние факторов, возникающих  в других сферах общества.

В целом формационный и  цивилизационный подходы не исключают, а дополняют, обогащают друг друга.

В общественных науках давно  идут дискуссии по принципиальному  вопросу: движется мир к единой цивилизации  с общечеловеческими ценностями или реализуется тенденция к  культурно-историческому многообразию и человечество будет представлять собой совокупность локально развивающихся  цивилизаций? Сторонники первой точки  зрения ссылаются на бесспорные факты  распространения ценностей, зародившихся в европейской цивилизации: рыночной экономики, идейного плюрализма, правового  государства, гуманизации, демократизма, современных технологий и др. Сторонники второй позиции подчеркивают, что в основе развития любого жизнеспособного организма, в том числе общественного, лежит взаимодействие противоположных сторон, разнообразие. Распространение же единых, общих для всех народов ценностей, культурных укладов жизни, глобализация мирового сообщества якобы влекут конец развития человечества.

Различные теории дают возможность  по-разному увидеть историю. В  формационной и общецивилизационнойтеориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, в теории локальных цивилизаций — индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, различные подходы имеют свои преимущества и дополняют друг друга.

49. Основные концепции  философии истории.

Философия истории анализирует  проблемы смысла и цели существования  общества, перспективы его развития.

С возникновением христианства оказалось возможным иное понимание  истории. Оно предполагало поступательное прогрессивное развитие в истории  человечества: от акта творения Богом  до ее "финала" - второго пришествия Христа и Страшного суда. В новое  время земная история перестала  восприниматься как священная история. В XVIII веке в работах просветителей  постоянно звучала тема мощи человеческого  разума, который следовало лишь освободить от пут религии и предрассудков. История оценивалась теперь как  история разума. Наиболее системно представление о неизбежности прогресса  в движении человечества было дано в философии Гегеля. В марксистской концепции общества прогресс рассматривался как результат неуклонного развития производительных сил. С конца XX века понятие прогресса общества и  истории все более связывается  с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. С  особой силой философия истории XX века поставила проблему коммуникации как основания человеческого  существования. История возможна лишь в той мере, в какой люди открыты  миру и друг другу. История реализуется  через общение.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"