Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

Герменевтический метод  предполагает необходимость такого подхода к объекту, при котором  в нем выявляются и анализируются  не только явные признаки, стороны  и отношения, но и те, которые подразумеваются "контекстом" самого существования  объекта и спецификой его взаимоотношения  с субъектом познания (деятельности). Первоначально герменевтика являлась прежде всего искусством и методом  понимания чужой индивидуальности (Шлеймахер и Ф. Шлегель), в дальнейшем она была обоснована М. Хайдеггером и Гадамером не просто как метод гуманитарных наук, но как учение о бытии, обогащенное П. Рикером, Т. Куном, А. Аппелем и др. как методология переоценки прямых свидетельств нашего сознания и истолкование действительности через синтез текстового и контекстного знания.

Диалектический метод  подразумевает рассмотрение объекта  сквозь призму движущих его развитие и саморазвитие противоречий. При  этом предполагается, что движение (развитие) объекта осуществляется по определенной схеме (см., например, диалектическую философию Гегеля и его учение о трех основных законах диалектики): законе отрицания отрицания, законе о количественных и качественных переходов и законе о тождестве и борьбе противоположностей).

Эвристический метод предполагает проблемное восприятие анализируемой  сферы действительности, а также  постановку проблемы и выявление  методологии ее решения с принципиально  новых, "неожиданных" позиций.

37. Сущность и  специфика бытия человека.

«Бытие» это одно из тех  понятий, которые многие мыслители  Прошлого и современности считают  не только одним из древнейших, но и  важнейших для философии. С полным основанием можно сказать, что в  философии нет более фундаментальной  по значимости и сложной по решению  проблемы, чем выяснение сущности бытия. Ее важность определяется тем, что  уяснение сущности бытия, основы всего  существующего стало одной из первых проблем философии, которой  начали заниматься античные философы. М. Хайдеггер — представитель  философии экзистенциализма, утверждает, что проблема бытия предрешила судьбу западноевропейской философии, так  как со времен античности и До настоящего времени эта проблема находится  в центре философских исследований.

Бытийственная проблематика в философии оформилась в особую философскую дисциплину — онтологию (учение о бытии, его формах, атрибутах и принципах). Термин «онтология» впервые появился в философии Р. Гоклениуса (1613 г.), тогда как первые вопросы и проблемы относительности сути бытия, как было отмечено выше, волновалиумы философов уже со времен античности.

В настоящее время в  мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Удивляться этому  не стоит, так как сущность бытия  выступает в форме явлений, которые  по мере познания их человеком, раскрывают все новые свои качества. Интерпретация  этих качеств, а в связи с этим и самой сущности бытия, приводит к различным толкованиям этой проблемы.

Обыденное мышление, воспринимает термины «быть», «существовать», как  синонимы. Философия же долгое время  использовала понятие бытия для  обозначения не просто существования, т. е. того, что есть, а того, что  гарантирует существование. И в  этом смысле «бытие» оказывалось  синонимом не внешних характеристик  предмета, а его сущности, внутренних закономерностей. Именно в таком  своем значении и появляется впервые  категория бытия у древнегреческого философа Парменида. Платон, Аристотель, Демокрит, Фома Аквинский, Р. Декарт, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, М. Хайдеггер и другие философы предложили свои оригинальные трактовки бытия, сосредоточившись на том или ином конкретно-историческом понимании бытия и его форм.

38. Соотношение  биологического и социального  в человеке.

Идеи о единстве биологического и социального в становлении  человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую  древность, напомним, что в эпоху  Просвещения многие мыслители, дифференцируя  природное и общественное, рассматривали  последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и  обычаи. Именно в этот период широкое  распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль".

Естественное, или природное  рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного  устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как  бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной  среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различныетеории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизньпринципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и  его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек  воплощает и концентрирует в  себе все развитие мира. Природа  в процессе своего исторического  развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как  бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в  науке утвердилось мнение о биосоциальной  природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении  Homosapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании  человека, и об этом уже было сказано  раньше, огромная роль принадлежит  социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными  институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его  природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых  им от родителей. Необходимо также сказать  и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами  и женщинами, которые можно отнести  к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими  и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными  условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в  человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homosapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homosapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homosapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

39. Понятие личности. Индивид, индивидуальность, человек,  личность.

Для качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид и личность. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому  роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные —  рост, цвет глаз, строение тела, и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная  степень духовной культуры. С понятием "индивид" тесно связано понятие "индивидуальность". Прежде всего  индивидуальность проявляет себя в  природных и психических качествах  человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки  имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. Следующая более  высокая степень характеристики социальных свойств человека — его  превращение в личность. Правомерно сказать так: каждая личность — человек, но не каждый человек — личность. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет и используется оно лишь для того, чтобы в самой краткой форме выразить степень социального различия между человеком и личностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества.

Личность служит предметом изучения многих наук, таких, как философия, социология, психология, физиология, изучающих их под различным углом зрения. С философской точки зрения можно так определить ее суть. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе, а порой, и в мире события. Какие же факторы влияют на формирование личности и чем конкретная личность отличается от других людей? Определяющая, но не единственная, роль в ее формировании принадлежит социальным условиям — воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. От воспитания зависит то, какие моральные и общественные ценности усвоил ребенок в детские и юношеские годы, подвигли ли они его в будущем на служение отечеству. Образование дает человеку разнообразную информацию и что самое важное развивает у него мышление, способность к оценке и анализу происходящих событий в различных сферах земной жизни.

40. Проблема цели  и смысла жизни.

С проблемой природы и  сущности человека теснейшим образом  связан вопрос о цели и смысле жизни  человека, имеющий существенное значение в психологической практике социальной работы. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители  материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и  реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических  направлений устремляют свой взгляд к богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д.

Одним из тех, кто размышлял  и мучился над вопросом о смысле и цели жизни был Л.Н. Толстой. В итоге он пришел к выводу, что  и то и другое заключается в  самосовершенствовании личности. Однако, в конечном счете, Толстой все  же не разрешил для себя эту проблему. «Одна тайна всегда останется  для человека, только одна: зачем  я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем  Он этого хочет? Это – тайна» таков  окончательный вывод Толстого.

По мнению Ф.М.Достоевского, без твердого представления себе, для чего ему жить, человек «не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле». В этой связи большое значение имеет теория и практика логотерапии, разработанная В. Франклом. Она ставит своей задачей помочь обрести людям, нуждающимся в этом, смысл жизни и тем самым излечить

их душу. В социально  – психологической работе это  особенно важно, так как отсутствие смысла жизни может привести людей  даже к трагическому исходу.

Имея в виду этот реальный для человека, а не абсолютный смысл  жизни, в общем плане можно  сказать следующим образом: смысл  жизни состоит в развитии человека в его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование  человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в  его силах, он может подчинить  всю природу». А поскольку человек  по своей сути существо общественное, поэтому и смысл его жизни  может быть найден только на пути сопряжения интересов и целей общества и  личности. Общность индивида и рода, личности и социума дает основание оптимистически смотреть на бытие человека в мире и смысл его жизни. Трагизм индивидуальной смерти не снимается, но он может быть смягчен осознанием того, что человек после смерти остается в результатах своей деятельности, своего творчества и благодарной памяти потомков.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"