Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

22. Понятие и  структурные уровни организации  материи.

Материя (лат.Materia – вещество), «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от нас».

Материя – это бесконечное  множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых  свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые  объекты и тела природы, но и все  те, которые в принципе могут быть познаны в будущем на основе совершенствования  средств наблюдения и эксперимента. С точки зрения марксистско-ленинского понимания материи, она органически  связана с диалектико-материалистическим решением основного вопроса философии; оно исходит из принципа материального  единства мира, первичности материи  по отношению к человеческому  сознанию и принципа познаваемости  мира на основе последовательного изучения конкретных свойств, связей и форм движения материи.

Современная наука выделяет в мире три структурных уровня.

Микромир – это молекулы, атомы, элементарные частицы — мир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная разномерность которых исчисляется от 10-8 до 10-16 см, а время жизни — от бесконечности до 10-24 с.

Макромир — мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин, а также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов; мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время — в секундах, минутах, часах, годах.

Мегамир — это планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов — миллионами и миллиардами лет.

И хотя на этих уровнях действуют  свои специфические закономерности, микро-, макро - и мегамиры теснейшим образом взаимосвязаны.

На микроскопическом уровне физика сегодня занимается изучением  процессов, разыгрывающихся на длинах порядка 10 в минус восемнадцатой  степени см., за время - порядка 10 в  минус двадцать второй степени с. В мегамиреученые с помощью приборов фиксируют объекты, удаленные от нас на расстоянии около 9-12 млрд. световых лет.

23. Движение, пространство  и время как характеристики  бытия.

Бытие на уровне неживой  и живой природы характеризуется  пространственновременными характеристиками с конкретными метрологическими, топологическими, физическими, химическими, биологическими свойствами. Философию интересует главный вопрос, связанный с тем, что пространство и время являются обьективной реальностью, отражаемой общественным сознанием в форме перцептуальных, концептуальных, социокультурных представлений. Перцептуальные отображения имеют психоэмоциональное выражение. Концептуальные отображения имеют рациональное основание и представлены научными и философскими обьяснениями сущности пространства и времени.

Научные представления о  пространстве и времени формируются  в предметном поле математики, физики. Современная научная картина пространства и времениисходит из тезиса о существовании пространственновременного континуума. Его топологические свойства описываются евклидовыми и неевклидовыми геометриями, теорией относительности, квантовой механикой.

Философские обьяснения сущности пространства и времени акцентированы на традиции конкуренции субстанциальной и реляционной концепций. В первом случае пространство и времярассматриваются как самодостаточные сущности. Во втором случае они трактуются как атрибуты бытия, непосредственно вытекающие из особенностей обьектов. С этой точки зрения следует, что метрические свойства пространства и времени зависят от гравитационных возмущений, создаваемых космическими телами, находящимися в непрерывной динамике (А. Эйнштейн). Для отражения динамических свойств материального бытия используется категория движения.

Движение – это философская  категория, которая отражает все  типы изменений и взаимодействий в мире. По словам Ф. Энгельса, движение – это изменение в широком плане или изменение вообще. Движение внутренне присуще любой сфере бытия, оно абсолютно, т.к. и материальные, и идеальные объекты существуют благодаря взаимодействию составляющих их элементов и взаимодействию с другими объектами.

Относительная устойчивость, единство и целостность мира, стабильность его состояний во времени характеризуются  понятием покоя. О покое можно  говорить только относительно конкретной системы отсчета. Если изменить систему  отсчета, то обнаружится движение. Следовательно, покой относителен. Любой объект устойчиво существует лишь постольку, поскольку в нем происходит воспроизводство  определенных типов движения. Выделяются следующие типы движения: 1) предмет  взаимодействует с окружающей средой и устойчиво воспроизводится  в своих основных состояниях и  характеристиках; 2) происходит качественное, направленное и необратимое изменение  объекта. Второй тип называется развитием. Устойчивость и развитие – два  аспекта движения.

Характеристики движения своеобразны для каждой сферы  бытия, каждой специфической формы  его организации. На этом основании  выделяются формы движения. Одну из первых классификаций форм движения предложил Ф. Энгельс. Он выделил механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную формы движения. Наука открывает новые формыорганизации мира, а, следовательно, и новые формы движения. Например, тепловое, электромагнитное, гравитационное, кибернетическое. При этом основной принцип классификации, разработанной Ф. Энгельсом, сохраняется: каждая высшая форма включает в себя низшие, но не сводится к ним.

24. Проблема познаваемости  мира.

Познаваем ли мир? Способен ли человек в своих представлениях и понятиях составить верную картину  действительности?

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать  окружающий его мир. С разных позиций  и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские  материалисты XVIII в. и Фейербах, русские  материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом (греч. - недоступный  познанию, непознаваемый).

Важно отметить, что понимание  агностицизма как учения, отрицающего  возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать  философов, полностью отрицающих такую  возможность. Агностицизм следует  определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей  природы и общества.

Элементы агностицизма содержались  в релятивизме ( от греч. - относительный  – методологический принцип, состоящий  в признании относительности  и условности всех наших знаний) древнегреческих софистов. Приняв тезис  Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и  знания о вещах изменчивы и  текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным  образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Мнений об одной и той же столько, сколько  людей ее воспринимает: как кому кажется так оно и есть на самом  деле; любое суждение об одной и  той вещи равнозначно любому другому.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного  скептицизма (от греч. - рассматривающий, исследующий - философская концепция, подвергающая сомнению возможность  познания действительности). Представитель  скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем  предпочесть какое бы то ни знание о них. Обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Если логическое познание основывается на доказательстве, значит, предполагается истина, на которую  оно опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. Поэтому  никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики.

Таким образом, ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания, его общезначимость. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостыо вещей, они игнорировали их относительную устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в философии и науке релятивизм и скептицизм сыграли положительную роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рационального обоснования, выдвинули важные философские проблемы.

Скептицизм — необходимый  элемент философии. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление  догматизма, абсолютизации истин.

Однако крайний скептицизм как философская концепции смыкается  с агностицизмом.

В наиболее последовательной форме агностицизм проявился  и скептицизме Юма. Если древние  скептики не сомневались в существованли объективного мира, ставя под вопрос истинное и. знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, это чувственные восприятия, за пределы которых мы принципиально не можем выйти. Поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности.

В отличие от Юма Кант признавал существование объективного мира (вещей в себе), но считал их непознаваемыми. Юм и Кант также  не отрицали полностью возможность  познания, ограничивая его чувственными восприятиями.

Во второй половине XIX и  в XX в. позиция агностицизма характерна для ряда течений философии, а  также для некоторых естественно-научных  теорий: «физиологического идеализма» «теории иероглифов» и др.

Чтобы ответить на вопрос: «Как возможно достоверное познание?», нужно  прежде всего рассмотреть познавательную деятельность, складывающуюся из субъекта и объекта познания и самою  познавательного процесса.

25. Чувственное  и рациональное познание, их формы.

Познание имеет две  стороны: чувственную и рациональную, между которыми существует сложное  взаимодействие. Есть два вида познания, - утверждал Демокрит, - одно посредством чувств, другое - мысли.. Чувственное познание - это отражение действительности в чувственных образах, рациональное - в понятиях, суждениях, умозаключениях.

Основные формы чувственного познания:

1. Ощущение - это отражение  свойств, признаков, сторон отдельных  материальных предметов, вещей,  явлений (зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные: цвет, свет, звук, запах, вкус и др.).

2. Восприятие - это целостный  образ предмета, объекта, воздействующего  на органы чувств. Этот образ  возникает в результате одновременной,  взаимосогласованной работы нескольких  органов чувств.

3. Представление - это  образы предметов, восстановленные  благодаря сохранившимся в нашем  мозге следам, но при отсутствии  самих предметов.

Что в целом дает нам  чувственное познание? Знание отдельных  свойств, признаков вещей, внешних  связей между ними, т.е. дает знание единичного, конкретного, видимого Но видимое еще не есть достоверное. Не все то золото, что блестит.. Знание же общего, существенного, закономерного, абстрактного достигается рациональным познанием, разумом. Естественно, изучая отдельный предмет, мы получаем представление и о совокупности однородных предметов. Значит, момент общего, общих связей дает и чувственное познание. Однако, выделить это общее, отделить его от частного, конкретного, единичного может только разум. Основные формы рационального (логического, абстрактного познания): понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это мысль (форма  мышления), отражающая предметы в их наиболее общих и существенных признаках («понять - значит «схватить», «поймать», «объять»).

Как образуются понятия? Они  образуются за счет выделения общего и существенного, т.е. таких признаков, которые отличают данные предметы среди  множества других предметов и  вещей материального мира. Выделение  общего сопровождается в то же время  отвлечением (абстрагированием) от других признаков, менее важных для характеристики данного рода предметов. Например, в  понятии «стул» мы отвлекаемся от формы спинки, наличия или отсутствия обивки, формы ножек, цвета и т.д. Зато в понятии «стул» сконцентрированы такие признаки, которые помогут  нам выделить стул, как предмет  для сидения, имеющий 4 ножки и  спинку. Имея понятие о стуле, мы назовем стулом любой предмет, имеющий  эти признаки и сможем отличить его, например, от кресла или дивана. Т.о., понятие есть и общее, существенное и в то же время отвлеченное, абстрактное. В речи понятие выражается словом.

Есть понятия, которые  отражают предметы (человек, растение, животное, земля, луна и т.д.), свойства (теплое, холодное, сладкое, горькое, зеленое, красное, светлое, темное и др.), взаимодействие (движение, покой, скорость, энергия  и т.д.)

Суждение - это форма мысли, в которой что-либо утверждается или отрицается о чем-либо. Суждение эта такая форма рационального  мышления, в которой человек выражает вещь в ее связях и отношениях. В  речи суждение выражается в форме  предложения. Существует несколько  видов суждений: суждение единичности (трение есть источник теплоты); суждение особенности (механическая форма движения - источник теплоты); суждение всеобщего (любая форма движения способна превращаться в любую другую форму движения).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"