Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

С убеждением Юма в причинном  характере процессов ассоциирования связан центральный пункт его  гносеологии - учение о причинности. Поставив проблему объективного существования  каузальных (причинных) связей, Юм решал  её агностически: он полагал, что эта  проблема недоказуема, т. к. то, что считают  следствием, не содержится в том, что  считается причиной, и не похоже на неё. Психологический механизм, вызывающий убеждение людей в объективном  существовании причинности, основан, по Юму, на восприятии следования во времени  события Б после А, а также  регулярности появления Б после  А; эти факты принимаются за свидетельство  необходимого порождения следствия  причиной; эта ошибка перерастает  в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку, и, наконец, в «веру», что в будущем всякое появление  А повлечёт за собой появление  Б.

Отвергая свободу воли с позиций психического детерминизма, Юм использовал этот вывод для  критики понятия духовной субстанции. Личность, по Юму, есть «... связка или  пучок... различных восприятий, следующих  друг за другом...» Критика духовной субстанции перерастала у Юма  в критику религиозной веры, которой  он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую «естественную  религию».

В основе этики Юма - концепция  неизменной человеческой природы. Человек, по Юму, - существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование  приносит ему не знания, но привычки. Юм считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. В поисках мотивов, которые заставили  бы людей следовать требованиям  «общественного блага», он обращался  к альтруистическому чувству общечеловеческой «симпатии», которое противопоставлял индивидуализму.

20. Картины мира  и их специфика.

Анализ сущности философского знания в разные исторические эпохи  и содержания таких его функций, как обобщающая, синтезирующая и  интегрирующая — приводит к выводу, что одной из важнейших задач  философии является постижение онтологического  отношения человека к миру, формирование целостного представления о нем, в совокупности всех его элементов  и проявлений. Такое представление  в современной культуре обозначается понятием «картина мира» (КМ). В ее построении существенную роль играет онтология – учение о бытии, раздел философии, в котором создается картина мира на основе выработанных в конкретной философской системе общих принципов познания мира.

«Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.

В силу исторического характера  знаний и опыта людей на каждом этапе развития человечества КМ различаются, сменяя и дополняя друг друга. Эти  различия определяются не только уровнем  развития общества и его культуры, науки, производства, но и мировоззренческими установками людей. Каждый человек, стремясь определиться в мире, выбирает такой вселенский образ, который  в наибольшей степени соответствует  потребностям его духа. Кто я –  творец или творение мира? Что я  могу в этом мире? Каков смысл  моего существования? Каково мое  предназначение в мире? Следует особо  подчеркнуть, что картины мира формируются  в мыслях человека, но, сложившись в  определенный образ, они являются средством  онтологизации наших представлений, а следовательно, детерминируют ориентации человека в мире, направленность и характер его целесообразной деятельности.

Картина мира формируется  как в сознании отдельного человека, так и в общественном сознании, что объясняет различные проекции мира в существующих картинах.

Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины  мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями: 1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира и 2) основными идеями, которые  предлагают КМ для решения своей  проблемы.

Исторически первыми складывались мифологически-религиозные картины  мира. В РКМ обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:

  • абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца;
  • сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.

Творец создает мир  «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком  рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. Человеку в РКМ отводится роль дитя, которого любят, поощряют и возвышают по мере его стремлений и усилий приблизиться к Творцу и жить по его наставлениям. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма , божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.

Научная картина мира начала формироваться с появлением первых достоверных знаний об отдельных  сторонах и свойствах мира еще  в странах Древнего Востока и  Греции, однако ее идеи и представления  были органично вписаны в натурфилософскую космоцентристскую картину мира. Собственно НКМ интенсивно начинает складываться в XVI - XVII веках, когда на смену геоцентризму приходит гелиоцентризм и возникает классическая механика.

Под НКМ понимают целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях мира, которая возникает в результате обобщения и синтеза основных научных понятий и принципов, отражающих эти объективные закономерности.

В НКМ следует различать  общенаучную (ОНКМ) и частнонаучные (ЧНКМ) картины мира. В ОНКМ обобщаются и синтезируются научные знания, накопленные всеми науками о природе, обществе, человеке и результатах его деятельности. Среди ЧНКМ называют физическую, химическую, космологическую и космогоническую, биологическую, экологическую, информационную, политическую, экономическую и т.д. и т.п. картины мира.

Главная особенность НКМ  состоит в том, что она выстраивается  на базе фундаментальных принципов, лежащих в основе той научной  теории и в той области науки, которая занимает в данную эпоху  лидирующее положение.

Одним из самых первых и  вечных вопросов в понимании и  осмыслении мира был вопрос о возникновении  Вселенной и ее эволюции. Уже в  мифологическом мировоззрении древних  народов, особенно в космогонических  мифах китайцев, индийцев, греков через  обожествление и мистификацию сил  природы, через очеловечивание повседневных условий бытия и определение  в них роли неба, солнца, звезд, прослеживается стремление людей связать бытие  отдельных фактов во взаимосвязанное  целое. Этот синтез смогла обеспечить философия, создав космоцентрическую картину мира античной эпохи. В этой картине мира огромную роль играли наблюдения за движениями Солнца, Луны, звезд и попытки их рационального объяснения (например, предсказание солнечных и лунных затмений, разливов рек). Теоцентризм средних веков был серьезным тормозом в научном анализе сущности и строения Вселенной. Только с XV века начинают формироваться новые идеи. В натурфилософских произведениях Н.Кузанского, Н.Коперника, Дж.Бруно выстраиваются концепции бесконечности Вселенной, многообразия ее проявлений и их взаимосвязи. В Новое время Вселенная представляется как сложнейший механизм и, хотя у Р.Декарта и И.Ньютона уже есть идеи об эволюции Вселенной и возникновении звезд, только в XVIII веке И.Кант разрабатывает концепцию происхождения Солнечной системы из газопылевой туманности. Наука ХХ века осуществила грандиозный прорыв в космологических представлениях о строении Вселенной на уровне микромира и мегамира. Эти представления рисуют Вселенную как безграничный и бесконечно эволюционирующий организм, в котором человек является одним из элементов единой, сложнейшей, постоянно изменяющейся, самоорганизующейся системы.

Предельно общую картину  мира дает философия. Создаваемая в  рамках онтологии ФКМ определяет основное содержание мировоззрения  индивида, социальной группы, общества. Будучи рационально-теоретическим способом познания мира, философское мировоззрение носит абстрактный характер и отражает мир в предельно общих понятиях и категориях. Следовательно, ФКМ есть совокупность обобщенных, системноорганизованных и теоретически обоснованных представлений о мире в целостном его единстве и месте в нем человека.

В отличие от РКМ, которая  в XX веке уже достаточно нейтрально относится к данным науки, а иногда использует их для обоснования бытия  Бога, ФКМ всегда опирается на НКМ  как надежный фундамент. Более того, ФКМ в своем развитии всегда была органически связана с НКМ  конкретной эпохи так, что их изменения  обусловливали друг друга. Космоцентристская ФКМ античности вполне соответствовала натурфилософскому уровню развития античной науки. На формирование натурфилософии и антропоцентризма Возрождения оказал мощное влияние гелиоцентризм Н.Коперника и Дж.Бруно. Механическая модель мира возникла на основе классической механики И.Ньютона и в ее основе лежали философские принципы единства мира, а также закономерности и понятия механики (масса, частица, сила, энергия, инерция). Сменившая ее диалектическая, релятивистская КМ строилась на научном фундаменте квантовой механики и теории относительности, а теперь в ее фундамент легли принципы глобального эволюционизма и синергетики.

От того, какой в конкретный момент времени представляется ОНКМ, во многом зависят мировоззренческие  и методологические проблемы науки, а идеи и проблемы господствующей ФКМ определяют перспективные направления  развития научного знания. Например, еще  в начале XX века признавались очевидными бесконечность и вечность Вселенной  по всем четырем измерениям пространственно-временного континуума. Все явления Вселенной - планеты, звезды, жизнь – возникают, проходят стадии своего развития и  погибают, а затем возникают в  другом месте и так бесконечно, мир вечен. Вопросы о «начале», о времени, «когда еще не было времени», о мирах, не принадлежащих нашей  Вселенной, считались схоластическими. Но после создания Л.А.Фридманом теории «извергающейся из точки Вселенной» и подтверждения Э.Хабблом прямыми наблюдениями предсказанное разбегание галактик вопрос о смысле пространства-времени стал определяющим в методологических дискуссиях. Или еще пример. Двадцать лет назад одной из актуальнейших проблем была идея элементарности. Все попытки выделить «наиболее элементарные» частицы оканчивались неудачей и начало складываться представление об обнаружении своеобразного «дна» мира, а следовательно, о возможности создания «исчерпывающе полной» теории физических явлений. Но открытие «суперэлементарных частиц» – глюонов и кварков вновь отодвинуло возможный «конец физики» как фундаментальной науки. На смену идее «элементарности» пришли новые проблемы – неожиданно тесной связи микромира и мегамира, общих характеристик и тенденций во взаимодействиях элементарных ч астиц и глобальных свойств Вселенной.

Каждая ступень развивающейся  ФКМ выдвигает перед наукой и  философией задачу осмысления тех или  иных понятий, углубления, уточнения  или принципиально нового определения  содержания фундаментальных философских  категорий, посредством которых  и выстраивается ФКМ.

21. Диалектика  природного и социального бытия.

При анализе природной  формы бытия надо исходить и из того, что в силу своей первичности  и объективности, в силу своей  бесконечности и безмерности, природа  или универсум в целом никогда  раньше, а, следовательно, и в будущем  не может быть охвачена не только восприятием, но даже человеческим воображением и  мыслью. Материальное бытие, произведенное  человеком или, как его еще  называют “вторая природа” — это  не что иное, как предметно-вещественный мир, созданный людьми и окружающий нас в повседневной жизни. “Вторая  природа” или “второе бытие” —  это тот вещественный мир, предметно-бытовой  и производственный, который создан и используется для удовлетворения индивидуальных и специальных потребностей людей. Как это ни покажется странным, но и это бытие, возникнув однажды  по воле человека, затем продолжает существовать относительно независимой  от человека, — а порой и человечества — жизнью в течение очень длительного  времени, охватывающего столетия и  тысячелетия. Так, например, орудия труда, средства передвижения изменяются быстрее, чем вещественные предметы, используемые отдельным человеком для жизни (жилища), обучения (книги), быта (столы, стулья). Во взаимоотношениях между  первой и второй природой определяющая роль принадлежит первой, хотя бы уже  потому, что без ее участия невозможно не только существование, но и создание “второй природы”. Вместе с тем, и это стало особенно ощутимым и заметным в последнее столетие, вторая природа обладает способностью локального разрушения “первого”  бытия. В настоящее время это  проявляется в виде экологических  проблем, порождаемых непродуманной  или социально неконтролируемой деятельностью человека. Хотя “вторая  природа” не может разрушить первое бытие, рассматриваемое в его  космических измерениях, тем не менее  земному бытию в результате разрушительных действий может быть нанесен невосполнимый  урон, который при известных обстоятельствах  сделает физическое существование  человека невозможным.

Нельзя не коснуться такой  особенности человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В  то время, как другие природные вещи и тела функционируют автоматически  и можно с достаточной определенностью  предсказывать их поведение на ближайшую  и дальнюю перспективу, этого  нельзя сделать относительно человеческого  тела. Его деятельность и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными  и социальными мотивами. Необходимо упомянуть и о такой форме  человеческого бытия, как индивидуализированное  духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие. Поддуховным, не претендуя на охват всей его сущности, подразумевается единство сознательного и бессознательного в деятельности человека, нравственность, художественное творчество, знания, материализующиеся в конкретных символах и предметах. Индивидуализированное духовное бытие — это прежде всего сознание индивида, его осознанная деятельность, включающая в себя элементы неосознанного или бессознательного. Индивидуализированное духовное в определенной степени, хотя и не очень значительной, связано с эволюцией всеобщего бытия, в целом же оно является относительно самостоятельной формой бытия. Вообще, оно существует и дает о себе знать благодаря тому, что есть другая форма духовного бытия — общечеловеческое духовное бытие, которое, в свою очередь, также является относительно самостоятельным и не могло бы существовать без индивидуального человеческого сознания. Поэтому эти формы бытия можно и нужно рассматривать только в неразрывном единстве. Предметно-вещественным проявлением общечеловеческого духовного бытия выступают литература, произведения искусства, производственно-технические предметы, нравственные принципы, идеи о государственном и политическом устройстве общественной жизни. Эта форма духовного бытия практически вечна, правда, сугубо в человеческомвремяизмерении, т.к. ее жизнь детерминирована существованием человеческого рода. Индивидуализированное духовное бытие и общечеловеческое духовное бытие, хотя и созданы искусственно, но без них существование человечества было бы невозможно.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"