Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга  Моисеева). В горящем, но не сгорающем  кусте, купине неопалимой, явившийся  на горе Хорив Моисею Господь так  объявил ему о Своем имени: «Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).

В экзистенциализме для человеческого  бытия духовное и материальное слиты  в единое целое: это одухотворенное бытие. Главное в этом бытии —  сознание временности (экзистенция есть «бытие к смерти»), постоянный страх перед последней возможностью — возможностью не быть, а значит, сознание бесценности своей личности.

Материя

Первое, что поражает воображение  человека, когда он наблюдает окружающий мир, — это удивительное многообразие предметов, процессов, свойств и  отношений. Нас окружают леса, горы, реки, моря. Мы видим звезды и планеты, восхищаемся красотой северного  сияния, полетом комет. Разнообразие мира не поддается счету. Нужно иметь  большую силу мысли и богатое  воображение, чтобы увидеть за многообразием  вещей и явлений мира их общность и единство.

У всех предметов и процессов  внешнего мира есть такой общий признак: они существуют вне и независимо от сознания, отражаясь прямо или  косвенно в наших ощущениях. Другими  словами, они объективны. Прежде всего  по этому признаку философия объединяет и обобщает их в одном понятии  материи. Когда говорится о том, что материя дана нам в ощущениях, то имеется в виду не только прямое восприятие предметов, но и косвенное. Мы не может видеть, осязать, например, отдельные атомы. Но мы ощущаем действие тел, состоящих из атомов.

Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. То, что видят, осязают, есть определенный вид материи. Материя не есть одна из вещей, существующих наряду с другими. Все существующие конкретные материальные образования  и есть материя в различных  ее формах, видах, свойствах и отношениях. Не существует «безликой» материи. Материя  — это не реальная возможность  всех форм, а действительное их бытие. Единственным относительно отличным от материи свойством является лишь сознание, дух.

Каждое сколько-нибудь последовательное философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. В первом случае мы имеем дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим  монизмом (от греч.один, единственный). Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма (от лат.двойственный).

Некоторые философы усматривают  единство предметов и процессов  в их реальности, в том, что они  существуют. Это действительно есть то общее, что объединяет все в  мире. Но принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество конкретных существующих систем, элементов и конкретных свойств  и закономерностей, а общность материи  как субстанции, как носителя многообразных  свойств и отношений.

Бесконечное мироздание как  в великом, так и в малом, как  в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется универсальным  законам, связующим все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть. Сознание принадлежит  не к какому-то потустороннему, а  к материальному миру, хотя и противостоит ему как духовность. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи.

Материя в физическом смысле имеет разнообразное, прерывистое  строение. Она состоит из частей различной величины, качественной определенности: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, коллоидных частиц, планет, звезд и  их систем, галактик.

От «прерывных» форм материи  неотделимы «непрерывные» формы. Это  разные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают  частицы материи, позволяют им взаимодействовать  и тем самым существовать.

Мир и все в мире —  это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне  расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в  составе целого. Бытие и движение материи невозможны вне ее структурной  организации. Понятие структуры  применимо не только к различным  уровням материи, но и к материи  в целом. Устойчивость основных структурных  форм материи обусловлена существованием ее единой структурной организации.

Один из атрибутов материи  — ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения.

Движение

Движение — это способ существования сущего. Быть — значит быть в движении, изменении. Нет в  мире неизменных вещей, свойств и  отношений. Мир слагается и разлагается, он никогда не бывает чем-то законченным. Движение несотворимо и неуничтожимо. Оно не привносится извне. Движение сущего есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она есть причина самой себя. Поскольку движение несотворимо и неуничтожимо, оно абсолютно, непреложно и всеобще, проявляясь в виде конкретных форм движения.

Если абсолютность движения обусловлена его всеобщностью, то относительность — конкретной формой его проявления. Формы и виды движения многообразны. Они соответствуют  уровням структурной организации  сущего. Каждой форме движения присущ определенный носитель — субстанция.

Движение любой вещи осуществляется только в отношении к некоторой  другой вещи. Понятие движения отдельного тела — чистая бессмыслица. Для изучения движения какого-либо объекта нужно  найти систему отсчета — другой объект, по отношению к которому можно рассматривать интересующее нас движение.

В бесконечном потоке никогда  не прекращающегося движения сущего всегда присутствуют моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в  сохранении состояния движения, а  также в форме равновесия явлений  и относительного покоя. Как бы ни изменялся предмет, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Обрести абсолютный покой означает перестать существовать. Все относительно покоящееся неизбежно причастно  к какому-либо движению и в конечном счете — к бесконечным формам его проявления в мироздании. Покой  всегда имеет только видимый и  относительный характер.

Пространство и время

Пространство есть форма  координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается  в том, что объекты расположены  вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и  т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок  сосуществования этих объектов и  их состояний образует структуру  пространства.

Явления характеризуются  длительностью существования, последовательностью  этапов развития. Процессы совершаются  либо одновременно, либо один раньше или  позже другого; таковы, например, взаимоотношения  между днем и ночью, зимой и  весной, летом и осенью. Все это  означает, что тела существуют и  движутся во времени. Время — это  форма координации сменяющихся  объектов и их состояний. Оно заключается  в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и  состояний образует структуру времени.

Пространство и время  — это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность  этих форм бытия заключается в  том, что они — формы бытия  всех предметов и процессов, которые  были, есть и будут в бесконечном  мире. Не только события внешнего мира, но и все чувства, мысли происходят в пространстве и во времени. В  мире все простирается и длится. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет  три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление  от прошлого через настоящее к  будущему.

Пространство и время  существуют объективно, их существование  независимо от сознания. Их свойства и  закономерности также объективны, не являются порождением всегда субъективной мысли человека.

Взаимосвязь категорий.

Категории взаимосвязаны  между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой изменения  качества, следствие превращается в  причину и т.д. Эта текучая взаимосвязь  категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий, данной раз и навсегда. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.

9. Периодизация  и типология истории философии.

Условно можно выделить следующие  этапы в развитии мировой философии:

1. Философия Древнего мира (Индия, Китай, Греция) - космоцентризм.

2. Философская и научная мысль эпохи Восточного Ренессанса (IX - XV вв.).

3. Средневековая Западная философия - теоцентризм.

4. Философия эпохи Возрождения - антропоцентризм.

5. Философия Нового времени.

6. Немецкая классическая философия.

7. Философия второй половины XIX и XX веков.

  • Типология - научная классификация предметов или явлений по общности каких-либо признаков. Если говорить об истории философии, то имеются частные и общие типологии, опирающиеся на те или иные критерии и принципы. Ф. Тренделенбург предложил при систематизации истории философии учитывать решение проблемы отношения субъекта к объекту и соответственно выделять материализм и идеализм как основные разновидности философского знания. В. Дильтей изменил схему Тренделенбурга, выделив три главные разновидности философских учений:
    • натурализм (Демокрит, Гоббс, Гольбах, все сенсуалистические теории познания, релятивизм и скептицизм, материализм как метафизика);
    • идеализм свободы (Анаксагор, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Кант, Якоби, Шиллер, Вольтер, Руссо, Бергсон, ряд христианских философов);
    • объективный идеализм (элеаты, Гераклит, Бруно, Спиноза, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр).

К. Ясперс в книге "Великие философы" высказал мнение, что историко-философские классификации надо строить не вокруг отдельных проблем и методов, а принимать в расчет тесно связанные с личностью, с самой жизньюособенности философствования. Ясперс выделяет группу мыслителей, оказавших на человечество наиболее глубокое влияние, - Сократ, Будда, Конфуций, Иисус. Их мысль тесно связана с их жизненным деянием. Вторая группа - собственно "великие философы". К третьей группе мыслителей-философов Ясперс относит тех, чьи размышления обращены к жизни и поэзии: греческие трагики, Данте, Шекспир, Гёте, Гёльдерлин, Достоевский и др.

  • Обобщенные типологии истории философии строятся также:
    • сообразно временному членению истории: античная, средневековая философия, философия Нового времени, философия современности (современная философия);
    • сообразно региональному (а внутри него - национальному) членению: европейская, восточная (индийская, китайская, арабская и т. д.) философия. Таким образом можно встретить, например, "Историю философии в Др. Руси", "Историю философии в России", и "Историю русской философии".

Знакомство с научной  литературой позволяет увидеть  множество точек зрения, узнать о  множестве дискуссий относительно того, как совмещаются друг с другом целостность истории философии как мирового процесса и региональные, национальные особенности тех или иных конкретных форм философского знания? Эта проблема связана с проблемой соотношения общего и специфического в историко-философском процессе.

  • Против идеи целостности мирового философского процесса выдвигаются аргументы, в которых подчеркивается:
    • независимое друг от друга существование образцов философствования (в Др. Китае, Др. Индии, Др. Греции);
    • неповторимое своеобразие восточной (индийской, китайской) и западной философий;
    • специфика философии отдельных исторических этапов;
    • уникальность философских концепций отдельных мыслителей.

Каждое крупное философское  образование специфично и неповторимо  настолько, что может вызвать  недоумение при подходе, ориентированном  на философии других эпох и регионов. Наиболее оригинальное решение проблемы соотношения общего и специфического в историко-философском процессе предложил Гегель. Изучив историю  философии, он пришел к следующим  выводам: "во-первых, что во все  времена существовала только одна философия, одновременные расхождения которой  составляют необходимые стороны  единого принципа; второй вывод заключается  в том, что последовательность философских  систем не случайна, а представляет собою необходимую последовательность ступеней этой науки; третий вывод заключается  в том, что последняя философия  данной эпохи представляет собою  результат этого развития, его  истину, воплощенную в том высшем образе, который сообщает себе самосознание духа о себе. Последняя философия  содержит поэтому в себе предыдущие, включает в себя все предшествующие ступени, есть продукт и результат  всех прежних философий; нельзя уже  больше быть теперь, например, платоником".

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"