Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

10. Характерные  черты, основные этапы и школы  античной философии.

Античная философия (сначала греческая, а затем и римская) охватывает период непосредственного существования с VII—V вв. до н. э. по V—VI в. н. э. Античная философия зародилась в древнегреческих полисах (городах-государствах) и направленностью содержания, методом философствования отличалась от древних восточных способов философствования и от мифологического объяснения мира, характерного для произведений Гомера и сочинений Гесиода. Ранняя греческая философия тесно связана с мифологией, чувственными образами и метафорическим изъяснением. В мифе — рефлективной форме сознания — образ мира и действительный мир неразличимы и соответственно несоотносимы. Для древних греков, живших в период становления цивилизации, мир — огромное скопление различных природных и общественных сил и процессов. Бытие ассоциировалось со множеством стихий, постоянно меняющихся, а сознание — с ограниченным количеством занятий, отрицающим стихии в неподвижном и постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в постоянно изменчивом круговороте явлений, событий необъятного Космоса — главная цель древних философов.

Основные этапы  развития античной философии:

В развитии античной философии  выделяют развития философии четыре основных этапа. Первый - охватывает период с VII до V в. до н. э., обычно его называют досократовским (а философов — соответственно, до-сократиками). Сюда же относятся философы Милетской школы, Гераклит Эфесский, Элейская школа, Пифагор и пифагорейцы, древнегреческие атомисты Левкипп и Демокрит.

Второй этап — примерно с половины V в. и до конца IV в. до н. э.— классический, связан с деятельностью  выдающихся греческих философов  Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля, философское наследие которого наиболее полно обобщает и выражает достижения античности.

Третий этап в развитии античной философии (конец IV в.— II в. до н. э.) называют обычно эллинистическим. В отличие от классического этапа, связанного с возникновением значительных, глубоких по содержанию философских  систем, формируются философские  школы: перипатетики, академическая  философия, стоическая и эпикурейская школы, скептицизм. На этот период приходится творчество видных философов Теофраста, Карнеада и Эпикура. Все школы объединяет одна особенность: переход от комментаторства учения Платона и Аристотеля к разработке проблем этики, морализаторским откровениям в эпоху заката и упадка эллинистической культуры.

Четвертый этап в развитии античной философии (Iв. до н.э.— V—VI вв. н. э.) — период, когда решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние которого попадает и Греция. Римская философия формируется под влиянием греческой философии, особенно эллинистического периода. Соответственно в римской философии выделяют три направления: стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий), скептицизм (Секст Эмпирик), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). В III—Vвв. н. э. в римской философии возникает и развивается неоплатонизм, наиболее видным представителем которого выступил Плотин. Неоплатонизм оказал огромное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на всю средневековую религиозную философию.

Первым назвал философию  философией, а себя философом Пифагор  в VI в. до н.э. Но первое упоминание о  философии встречается немного  раньше Пифагора: на Пифийских играх  в 582 г. вводятся мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Там впервые упоминаются знаменитые семь мудрецов.

Одновременно в середине - второй половине VI в. до н.э в Малой Азии возникают крупные культурные центры, в том числе Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

В 532 г. до н.э. Пифагор основывает в Италии свою Школу. Собственно, с  этого момента начинается античная философия, которая завершится через  тысячу с небольшим лет, в 529 г., когда  эдиктом императора Юстиниана будут  закрыты последние языческие  школы и последний схоларх Академии Дамаскин вынужден будет покинуть Афины. Греческая философия возникла на Востоке, в Малой Азии и в Великой Греции (юг Италии), достигла расцвета в Афинах и через Александрийские школы и Родос перешла в Рим.

В 60-х г. V в. до н.э. в Афинах возникает течение софистов - учителей красноречия; в противовес этому  появляется учение Сократа, а через 40 лет, после смерти учителя, - школы  его учеников.

Самой знаменитой школой стала  Академия Платона (387 г. до н.э.), последние  следы деятельности которой можно  увидеть почти 2000 лет спустя - в  эпоху Возрождения.

В 335 г. до н.э. ученик Платона  Аристотель основал собственную  школу - Ликей, или Перипат.

По подсчетам римских  историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых  помимо великих философских школ выделяется учение киников и киренских  философов. В 306 г. афиняне издают закон, запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философские  школы. И хотя через год его  отменяют, в Афинах остается четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа).

В истории греческой философии  выделяют три периода: космополитический (до Сократа), антропологический (познание человека) и систематический (Платон, Аристотель и другие). Дальше начинается период эллинистической и римской  античной философии, которая будет  продолжать и разовьет многие из греческих  учений.

11.Общая характеристика  средневековой философии.

Средневековая философия  — исторический этап развития западной философии, охватывающий период с V по XIV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов и приверженностью идеям креационизма.

Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия  становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия  личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и  номиналисты).

В общем, философия была в  Средние века просто инструментом религиозной  деятельности. Основной задачей философии  считалось обоснование религиозных  догматов: прежде всего – доказательство существования Бога, доказательствобессмертия души и оправдание Бога за существование зла в мире (теодицея). Философия перестаёт искать истину, теперь считается, что все вечные истины уже открыты и излагаются в священных текстах. Их требуется только извлечь оттуда, правильно истолковать и свести воедино – вот для чего богослову могут пригодиться утонченные методы и многовековой опыт античной философии. Философия превращается в экзегетику.

«Творческий метод средневекового философа, как и метод художника  той эпохи, можно назвать иконографическим. Его задача – передать современникам и потомству образ истины таким, каким он дается в первообразе, не привнося ничего от себя… Как почти все произведения искусства той эпохи, так и многие философские произведения дошли до нас безымянными»[1].

Средоточием философского мышления, каким в античности была идея Космоса, становится теперь идея Бога.

Самым известным и влиятельным  из отцов церкви был Аврелий Августин (354-430), прозванный “Святым” (Sanctus, в русской богословской традиции его прозвище – «Блаженный»). Среди множества написанным им книг выделяется «Исповедь» – автобиографическое сочинение, в котором Августин описывает, как он пришёл к принятию христианства, – и книга «О граде божьем», посвящённая основам христианской этики.

Схоластика (от греч. scholasticos – школьный, ученый) возникает и существует в XI-XIV вв. в тесной связи с преподаванием богословия и семи “свободных искусств”: грамматики и риторики, логики (ее в то время чаще звали “диалектикой”), арифметики и геометрии, музыки и астрономии, – в школах и в первых, только что появившихся университетах Болоньи, Парижа и Оксфорда.

В отличие от первых христианских отцов церкви, схоластики в большинстве  своем отдают предпочтение Аристотелю перед Платоном.

Всех средневековых мыслителей, равным образом и отцов церкви и схоластиков, объединяет одна общая сверхпроблема: все они стремятся так или иначе определить соотношение разума и веры, религиозного откровения и философской истины – примирить и синтезировать эти два начала человеческого духа или, напротив, провести меж ними непереходимую черту.

Патри́стика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

12. Характерные  черты и направления философии  Нового времени.

Европейскую философию 17 века принято называть философией Нового времени. Данный период отличается неравномерностью социального развития. Так, например, а Англии происходит буржуазная революция (1640-1688). Франция переживает период рассвета абсолютизма, а Италия вследствие победы контрреформации оказывается отброшенной  с переднего края общественного  развития. Общее движение от феодализма к капитализму носило противоречивый характер и часто принимало драматические  формы, в борьбе между силой власти, права и денег.

Разложение феодализма, зарождение и развитие капитализма связано  с прогрессом в экономике, технике, преобразованиями в социальной сфере  и политике. В эпоху Нового времени  блестящие европейские учёные и  мыслители в свете новых представлений  осмысливали различные проблемы, волновавшие умы современников - это проблемы смысла истории, власти, свободы личности, проблема Бога и  мира. Человеческий опыт был провозглашён главным источником знания о природе (Ф.Бэкон), человек был признан главным орудием познания мира (Р.Декарт). Мир был объявлен познаваемым с помощью тех средств, которые были доступны человеческому разуму. Наука стала считаться той силой, которая способна изменить природу и человека, а научное знание стало восприниматься как коллективное общественное достояние.

XVII век иногда называют "веком гениев", имея в виду  плеяду прекрасных учёных и  философов (Галилей, Кеплер, Декарт, Паскаль, Лейбниц, Ньютон и  др.), естественнонаучные и математические открытия которых определили содержание научной революции. Дело, однако, не только в больших научных открытиях. Принципиально важным было то, что были сформулированы идеалы и нормы научной деятельности, процедуры исследования и доказательств, которые впоследствии получили название классических и которые в некоторых областях науки действуют и сегодня.

Крупный шаг в развитии теории познания был сделан европейской  философией XVIIв., в которой гносеологическая проблематика заняла центральное место. Меняется сознание людей, происходит дискуссия о научном познании, которое включает в себя два основных уровня - эмпирический и теоретический. Они связаны, но отличаются друг от друга, каждый имеет свою специфику. Изучение процесса познания философами Нового времени является отправной точкой дискуссии о методе познания и критериях истинности знания.

В силу всего перечисленного, философия Нового времени не является тематически и содержательно  однородной, она представлена различными национальными школами и персоналиями. Но, несмотря на все различия, сущность философских устремлений одна: доказать, что между фактическим и логическим положением дел существует принципиальное тождество. По вопросу о том, как  реализуется это тождество, существуют две философские традиции: эмпиризм и рационализм. Для философии  Нового времени принципиальное значение имеет спор между эмпиризмом и  рационализмом. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и  принижают роль чувственного познания.

Успешное освоение природы  в рамках капиталистического способа  производства было немыслимо без  развития наук о природе, а претворение  в жизнь новых социально-политических идеалов предполагало иную, по сравнению  с теоцентризмом, модель человеческого участия в переустройстве мира. Новое время входило в жизнь и развивалось под лозунгами свободы, равенства, активности индивида. Главным орудием реализации этих лозунгов явилось рациональное знание.

Один из классиков философии  Нового времени, Ф.Бэкон, выразил это в ставшем знаменитым утверждении: "Знание есть сила, и тот, кто овладеет знанием, тот будет могущественным"

13. Общая характеристика  немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия  – это значительнейший этап в  развитии философской мысли и  культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724–1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762– 1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775–1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770– 1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804– 1872).

Немецкая классическая философия  представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется  следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием  роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы  полагали, что философия призвана  быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2. Исследовались не только  человеческая история, но и  человеческая сущность. У Канта  человек рассматривается как  нравственное существо. Фихте подчеркивает  активность, действенность сознания  и самосознания человека, рассматривает  устройство человеческой жизни  согласно требованиям разума. Шеллинг  ставит задачу показать взаимосвязь  объективного и субъективного.  Гегель расширяет границы активности  самосознания и индивидуального  сознания: самосознание индивида  у него соотносится не только  с внешними предметами, но и  с другими самосознаниями, из  чего возникают различные общественные  формы. Он глубоко исследует  различные формы общественного  сознания. Фейербах создает новую  форму материализма – антропологический  материализм, в центре которого  стоит реально существующий человек,  который является субъектом для  себя и объектом для другого  человека. Для Фейербаха единственными  реальными вещами являются природа  и человек как часть природы.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"