Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

Аналогия - вероятное, правдоподобное заключение о сходстве двух предметов или явлений в каком-либо признаке, на основании установленного их сходства в других признаках. Аналогия с простым позволяет понять более сложное. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч.Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными (материальными), например, модели самолетов, макеты зданий.фотографии, протезы, куклы и т.п. и идеальными (абстрактными), создаваемые средствами языка (как естественного человеческого языка, так и специальных языков, например, языком математики. В этом случае мы имеем математическую модель. Обычно это система уравнений, описывающая взаимосвязи в изучаемой системе.

Исторический  метод подразумевает воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом всех деталей и случайностей. Логический метод - это, по сути, логическое воспроизведение истории изучаемого объекта. При этом история эта освобождается от всего случайного, несущественного, т.е. это как бы тот же исторический метод, но освобожденный от его исторической формы.

Классификация - распределение тех или иных объектов по классам (отделам, разрядам) в зависимости от их общих признаков, фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе конкретной отрасли знания. Становление каждой науки связано с созданием классификаций изучаемых объектов, явлений.

Классификация - это процесс  упорядочивания информации. В процессе изучения новых объектов в отношении  каждого такого объекта делается вывод: принадлежит ли он к уже  установленным классификационным  группам. В некоторых случаях  при этом обнаруживается необходимость  перестройки системы классификации. Существует специальная теория классификации - таксономия. Она рассматривает принципы классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение (органический мир, объекты географии, геологии и т.п.).

Одной из первых классификаций  в естествознании явилась классификация  растительного и животного мира выдающегося шведского натуралиста  Карла Линнея (1707-1778). Для представителей живой природы он установил определенную градацию: класс, отряд, род, вид, вариация 

Методы эмпирического  и теоретического познания

Методы эмпирического  и теоретического познания схематично представлены на рис.3.

Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений. Научные наблюдения проводятся для сбора фактов, укрепляющих или опровергающих ту или иную гипотезу и являющихся основой для определенных теоретических обобщений.

Эксперимент - способ исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях. Эксперимент позволяет, во-первых, изолировать исследуемый объект от влияния побочных несущественных для него явлений. Во-вторых, в ходе эксперимента многократно воспроизводится ход процесса. В третьих, эксперимент позволяет планомерно изменять само протекание изучаемого процесса и состояния объекта изучения.

Измерение - это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения. Число, выражающее отношение измеряемой величины к эталону, называется числовым значениемэтой величины.

В современной науке учитывается принцип относительности свойств объекта к средствам наблюдения, эксперимента и измерения. Так, например, если изучать свойства света, изучая его прохождение через решетку, он будет проявлять свои волновые свойства. Если же эксперимент и измерения будут направлены на изучение фотоэффекта, будет проявляться корпускулярная природа света (как потока частиц - фотонов).

Интуиция. Особым способом постижения истины является интуиция. Это вид знания, которое возникает как бы внезапно, как озарение у человека, долгое время пытавшегося решить мучивший его вопрос. Интуитивное познание является непосредственным - способ его осуществления не осознается человеком. Однако, после того, как задача решена, ход ее решения может быть осознан и проанализирован. Интуиция, таким образом, есть качественно особый вид познания, в котором отдельные звенья логической цепи познания остаются на уровне бессознательного.

Выдающийся французский  ученый А. Пуанкаре (1854-1912) подчеркивал, что в научном познании и логика и интуиция играют каждая свою необходимую  роль. Даже в логических построениях  современной науки, по его словам, просматриваются следы интуитивных  понятий прежних эпох. Интуиция опирается  на подсознательное восприятие, на опыт, запечатленный в подсознании. Когда же человек, обладающий даром  интуиции и долго бившийся над  какой-либо научной проблемой, сталкивается с каким-либо новым фактом, ему  может открыться решение загадки. Однако интуиции недостаточно, чтобы  открывшаяся истина стала действительно  научной истиной. Для этого необходимо ее доказательство. Другими словами, результаты интуитивного постижения нуждаются  в логическом и практическом доказательстве своей истинности.

С развитием науки роль интуиции не ослабевает. Важна связь  интуиции с творческим воображением. Способность к творческому воображению  позволяет человеку в обычных  фактах усмотреть нечто новое, постичь  новый смысл, никем ранее не увиденный. Так, например, паутина, протянутая через  дорожку, подсказала талантливому инженеру идею висячего моста. Люди в разной мере одарены способностью к интуиции и творческому воображению, однако, эту способность  можно в значительной мере развить. Важную роль при этом играет искусство и чувство красоты, которое учит видеть и чувствовать гармонию мира,  а она, в свою очередь, проступает в фундаментальных законах мироздания, в закономерностях, присущих окружающему миру.

С развитием науки роль интуиции не ослабевает. Интуиция сближает научное творчество с художественным

31. Специфика социогуманитарного знания и познания.

В учебной литературе освещение  проблем теории познания, философии  и методологии науки традиционно  выстраивается с ориентации на образцы  естествознания, которое достаточно прозрачно для философско-методологической рефлексии. Но как только мы приступаем к рассмотрению проблематики социально-гуманитарного  познания, оказывается, что многое из, казалось бы, установленного и ясного в отношении регулятивов, закономерностей и форм познавательной деятельности требует уточнения, дополнения, а то и существенного переосмысления. Поэтому можно говорить об особом поле фиилософско-методологических проблем гуманитарного познания, или о «философии социально-гуманитарного познания».

Прежде всею обратим внимание на специфику социально-гуманитарного  познания, которая обнаруживается в  сравнении с познанием естественнонаучным.

Во-первых, специфическая  черта социогуманитарного познания проступает при сопоставлении самих названий «социально-гуманитарное» и «естественнонаучное», из которого следует полифоничностьсоциогуманитарного познания и его несводимость к системе наук об обществе, С тех пор как в XVIII—ХЇХ веках возникли и институционализировались естественнонаучные дисциплины, характерные для них представления о природе приобрели преро-гативный характер. А в социогуманитарном познании наука не имеет привилегированного положения в системе взглядов на общество. Отметим принципиальный момент: каждый из типов социально-гуманитарного познания обладает самодостаточным статусом в структуре обществоведения и выполняет особую функцию в системе нормативных ориентаций человеческое деятельности.

Поэтому, во-вторых, не удивителенполиформизмсоциогуманитарного знания. Оно включает философские категории, понятия социологии, нормы этики, правовые квалификации, экономические модели, исторические факты, мифы, символические структуры религиозного опыта, типические образы художественного сознания, суждения здравого смысла и т.п.

В третьих, это многовекторность ориентаций социально-гуманитарного познания, направленного на достижение не только истинного (когнитивная ориентация) и практически значимого (праксеолсгическая ориентация), но и нормативного знания, соответствующего принятой в обществе системе ценностей. При отсутствии такого соответствия (что характерно для т.н. академической кабинетной науки, оторванной от жизни) результат познания не только окажется бесполезным для общественной практики, но и может стать основой для проектов, имеющих социально-утопический характер

В-четвертых, качественным своеобразием отличается объект социально- гуманитарного  познания, который обладает субъективно-объект ивной природой и вследствие этого весьма полиметричен. Объектом в широком смысле слова выступают общество и его феномены: социальные отношения и функционирование социальных институтов, социальные действия и взаимодействия людей и их результаты, представленные в различного рода объективациях — памятниках материальном и духовной культуры, событиях, исторических фактах, знаково-символических структурах и др.

В-пятых, специфичен субъект  социально-гуманитарного познания, в роли которого может выступать  сообщество ученых (если имеется в  виду коллективная научно-познавательная деятельность) или отдельный индивид. Если обыденное (донаучное) социогуманитарное познание не требует специальной подготовки, то научное социогуманитарное познание осуществляется специалистами, которые обладают профессиональными знаниями и навыками использования характерного для социально-гуманитарных наук методологического инструментария, т.е. всем тем, что составляет культуру научно-гуманитарного мышления. А она, как показал в концепции «двух культур» Ч. Сноу, существенно отличается от культуры естественнонаучного мышления.

В частности, следует обратить внимание на статус вненауччого интереса познающего субъекта и его влияние на результаты познания. Как отмечал еще в XVII веке Т. Гоббс, «люди отступают от обычая, когда этого требуют их интересы, и действуют вопреки разуму, когда он против них... Я не сомневаюсь: если бы истина, что три угла треугольника равны двум углам квадрата, противоречила чьему-либо праву на власть и интересам тех, кто уже обладает властью, то (поскольку это было бы во власти тех, чьи интересы задеты такой истиной) учение геометрии было бы если не оспариваемо, то вытеснено сожжением всех книг по геометрии».

Поскольку в реальном познавательном процессе участвует не некий трансцендентальны  й субъект (чистое познающее сознание), г реальный человек, занимающий определенное место в системе общественных отношений и выражающий интересы определенной социальной группы, социальные интересы с необходимостью сказываются  на интерпретации им итогов познания. Мы вправе говорить о социально-культурной ангажированности познания общества и  его истории, в истолковании событий  которой такая ангажированность наиболее очевидна. Подобная ситуация понятна и естественна в исторической мемуаристике, но совершенно неприемлема для научной историографии. Поэтому ученый-гуманитарий должен четко понимать возможность влияния вненаучных факторов на ход исследования и быть ориентированным на достижение объективно истинного результата. Совмещение в одном лице функций исследователя и публициста, как правило, ведет к субъективизациисоциогуманитарного познания, т.е. оценочная деятельность довлеет над исследовательской

32. Особенности современного социального познания и его основные методы.

Долгое время анализ науки  и научного познания моделировался  по естественно-математическим методам  познания. Его характеристики приписывались  науке в целом. В последние  годы возрос интерес к гуманитарному  познанию. Когда речь заходит о  социальном познании как одном из своеобразных видов научного познания, то следует иметь в виду два  его аспекта:

– любое познание в каждой из своих форм всегда социально;

– один из видов научного познания, который имеет своим  предметом социальные явления и  процессы – общество в целом или  его отдельные стороны: экономику, политику, духовную сферу и др.

При исследовании недопустимо  сведение социальных явлений к природным  и противопоставление природного и  социального. Оба типа наук – ветви  науки как целого, характеризующиеся  единством и различием. Каждая из них, при тесной взаимосвязи, имеет  свои особенности.

Специфика социального познания проявляется в следующем:

– его предмет – «мир человека», данный предмет имеет  субъективное измерение. Гуманитарное познание имеет дело не с реальными  вещами и их свойствами, а с отношениями  людей.

Социальное познание неразрывно связано с предметными и «субъективными»  ценностями. Они определяют человечески  весомое и культурное значение определенных явлений действительности. Характерной  чертой социального познания является его ориентация на «качественную  окраску событий».

В социальном познании важную роль играет «хорошая» философия  и верный метод. Это тем более  важно еще и потому, что для  социального познания характерны отсутствие общепризнанных парадигм.

33. Понятие и  основные концепции истины.

Истина - это цель, к которой  устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных  его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение  истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Свойства истинности:

1.Объективность-независимость  от познающего субъекта.

2.Относительность- неполна,  неточна, приблизительна, содержит  возможность изменения и приращения  знания.

3.Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает  предмет и не может быть  опровержен при дальнейшем познании.

4.Конкретность.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"