Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 10:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_otvety.docx

— 373.46 Кб (Скачать файл)

Определить личностный смысл  жизни – это значит осмыслить  жизнь во всей ее сути и в большом  плане, объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое, определить не только основные задачи и цели жизни, но и  реальные средства их осуществления.

 

41. Социальные  ценности и социализация личности.

Каждый человек живет  в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования  личности. Причем разные ценности имеют  для нее различное значение и  с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая  структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное  время у одного и того же человека. Сытый и голодный будут по-разному  относиться к куску хлеба, а симфоническая  музыка (или рок-музыка) может вызвать  у людей не только чувство глубочайшего наслаждения, но и раздражение. Другими  словами, существует не только историческая, но и индивидуальная динамика ценностей  и их иерархии.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которыми имеется в виду совокупность важнейших качеств внутренней структуры  личности, являющихся для нее особо  значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно  влияют на ее развитие. При этом, в  соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей, наблюдается  относительный характер ценностных ориентаций. Так, один учится, чтобы  больше зарабатывать, а другой работает, чтобы иметь возможность учиться  и самосовершенствоваться. Но, так  или иначе, конкретная система ценностных ориентаций и их иерархии выступает  регуляторами развития личности. Они  служат критерием норм и правил поведения  личности, по мере усвоения которых  происходит ее социализация.

Социализация личности включает в себя усвоение социального опыта  и социальную активность личности. В этом смысле она совпадает с  развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как  ценности личности, образуют систему  ее ценностных ориентаций, стержень ее сознания и являются импульсом ее действий и поступков. Важнейшим  моментом социализации личности является ее самоактуализация.

В литературе существуют разные способы и принципы классификации  и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях  положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно  выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все  они находятся между собой  в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого  человека.

Однако, несмотря на различные  формы дифференциации ценностей  и их релятивный характер, имеется  самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться  только как ценность-цель, и никогда  к ней не должно быть отношения  как к ценности-средству, о чем  так убежденно писал Кант. Человек  – это самоценность, абсолютная ценность. Он является субъектом ценностей и ценностного отношения, и сама постановка вопроса о ценностях вне человека лишается смысла, если, конечно, не впадать в мистические спекуляции.

Такую же ценность представляют и социальные общности и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого  заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности. По этому поводу видный русский философ П.И, Новгородцев  писал следующее: «Личность есть начало безусловное, но не самодовлеющее: общество, которое ей противопоставляется, ведь это другие лица, которые могут  быть не средствами, а только целями для данной личности. Являясь лицом  и притязая на безусловное нравственное значение, я должен и в других лицах признать такую же безусловную  ценность. Я не могу видеть в обществе, т.е. в других лицах, только средства для моих целей, я должен признать за ними значение таких же нравственных целей, какое они, т.е. все общество, должны признать за мною. Тут создается  не отношение средства к целям, а  более сложное отношение взаимодействия целей».

Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие  «предельные» и наиболее общие для  людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д. Именно к таким  ценностям относятся слова одного из крупнейших философов XX в. А. Уайтхеда: «Тот Мир, который увеличивает продолжительность  существования, является Миром Ценности. Ценность по самой своей природе  вневременна и бессмертна. Ее сущность не коренится ни в каких преходящих обстоятельствах». Этот тип ценностей оказывает первостепенное влияние на социализацию личности. Их реализация по существу тождественна реализации самого глубинного слоя структуры личности, ее самоактуализации. Без этого не только не может состояться личность, но и сама жизнь для большинства будет невыносимой. Люди, не нашедшие по каким-то причинам, например, смысла жизни или не имеющие возможности реализовать его, так же как и другие высшие ценности, часто приходят к выводу о несостоятельности самой жизни, а порой кончают и трагедией. Известно, например, сколько жизней было отдано за одну лишь свободу.

Но не только высшие ценности воздействуют на социализацию личности. Немаловажное значение в этом процессе имеют и ценности-средства, которые  выступают как промежуточные  ценности. Они подчинены высшим ценностям  и обусловлены ими. Например, если человек стремится к утверждению  справедливости, он никогда не будет  использовать для этого несправедливые средства, а стремление к добру  несовместимо с недобрыми средствами. Другими словами, без ценностей-средств  не достижимы никакие ценности-цели, но вместе с тем никакие самые  благородные цели не оправдывают  дурных средств.

Ценности-средства в большей  степени, чем высшие ценности, подвержены влиянию конкретных обстоятельств  и их выбор зависит от возможностей, имеющихся в наличном бытии и  общественной практике. Таким образом, одни и те же высшие ценности могут  достигаться при помощи различных  конкретных ценностей-средств. Последние могут быть при этом самого разного плана и иерархии: материальные и духовные, более общие и менее общие, экологические, экономические, социально-политические и т.д. Внутри себя они также имеют определенную иерархию, по-разному определяющую поведение личности. Эта иерархия обусловлена человеческой практикой, потребностями и интересами людей.

Сравнительный анализ ценностей  западной и восточной культур  на современном этапе их развития показывает, что в первом типе культуры в качестве первичных выступают  такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, агрессивность, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе. Во втором типе культуры на первом месте находятся коллективная ответственность, скромность, уважение к старшим, патриотизм, материнство, авторитаризм. Сказанное свидетельствует  о том.что в каждом типе культуры имеются свои достоинства и недостатки. Наша задача поэтому состоит в том.чтобы на основе своей собственной культуры, традиций и менталитета аккумулировать все лучшее, что имеется как в западном, так и в восточном типах культуры. Не следует при этом пытаться ни вестернизировать, ни остернизировать нашу культуру и искусственно навязывать ей западные или восточные ценности. Другая сторона этого вопроса заключается в том, что в межкультурном общении необходимо учитывать эту специфику ценностей различных культур.

В условиях господства рыночных отношений личность нередко теряет свои высшие ценности, составляющие смысл  ее жизни. А это ведет к образованию  экзистенциального вакуума. При  этом следует иметь в виду, что  в нашей стране проблема, видимо, будет усугубляться. Дело в том, что  автоматизация домашнего хозяйства, с одной стороны, и рост безработицы  – с другой приведут к увеличению свободного времени, а следовательно, и к росту числа людей, испытывающих экзистенциальный вакуум, со всеми  вытекающими отсюда последствиями. Поэтому службе социальной защиты населения  следует быть готовой к тому, что  у людей будет расти потребность  не только в социальной и психической  помощи, но и в логотерапевтической помощи, помощи в обретении смысла жизни, в формировании высших, бытийных ценностей, без которых человек, как мы уже говорили, очень часто не может жить. Сейчас эту логотерапевтическую функцию выполняют главным образом психотерапевты и представители церкви. Однако тут нужна отдельная служба в системе социальной защиты населения, специалисты которой должны будут уметь лечить не только психику, но и душу людей.

Еще один аспект проблемы взаимодействия личности и социальных ценностей  связан с тем, что последние могут  быть реальными, имеющими объективный  аналог в действительности, а могут  носить и мифологический характер. В свою очередь, сами мифологические ценности можно подразделить на «естественные» и «искусственные». В первом случае они имеют историческое основание  и возникают в процессе мифотворчества на базе первобытного мышления. В процессе развития общества мифологические ценности, как и сама мифология, хотя и перестают  доминировать, но не исчезают полностью  из общественной жизни и культуры. Более того, порой они возрождаются, принимают форму мифологем –  искусственно создаваемых ценностных конструкций, не имеющих аналогов в  действительности и поддерживаемых идеологическими средствами и институтами.

Нельзя не затронуть и  такой аспект проблемы, как все  шире распространяющиеся в нашем  обществе иррациональные и псевдонаучные  ценности. На личность сегодня систематически обрушивается лавина информации, содержание которой связано с псевдонаукой (мистика, оккультизм, астрология, магия, колдовство и т.д.). В этих условиях непроизвольно, на бессознательном  уровне формируется некритическое  мышление и восприятие действительности. Рационализм заменяется иррационализмом, любой функциональный миф считается  рациональным. Формируется тип сознания, в котором реальные противоречия не принимаются в расчет, принцип  объективности подменяется субъективизмом, логика разума заменяется верой и  внушением. Налицо, таким образом, основные признаки мифологического мышления. И если Леви-Брюль назвал первобытное мышление «дологическим», то формирующийся тип мышления можно назвать «постлогическим», содержательной основой которого является иррационализм и субъективизм.

42. Роль личности  в общественном развитии.

В развитии общества можно выделить два параллельно идущих процесса: развитие каждого конкретного человека и развитие общества в целом. Изменения, происходящие в обществе, являются результатом труда конкретных людей, благодаря которым общество находится в постоянном развитии. Насколько прогрессивным оно будет - зависит от членов общества, уровня их индивидуального развития, умения ориентироваться в сложной, быстро меняющейся обстановке.

Глобальной задачей современности  является повышениесамоценности творческой личности в XXI веке. Творчество, выступая важнейшим компонентом и необходимым условием общественного прогресса, в современной социокультурной ситуации рассматривается с философских, педагогических, психологическихпозиций в тесной связи с процессом формирования и развития личности. Бурное общественное развитие, множество технических нововведений, большой объем информации актуализируют проблему развития творческого потенциала детей воспитательной практике школ. Именно в школе возможно наиболее эффективно развивать у детей умение работать творчески, а не только закладывать основы общеобразовательных знаний.

Для характеристики уровня развития общества часто используется количество инноваций в образовательной сфере, уровень творческого развития членов общества, скорость внедрения новых промышленных и социальных, в частности образовательных, технологий. Внедрение последних является одним из основных путей повышения эффективности образовательного процесса, а следовательно, и развития общества в целом. Образование имеет прямую зависимость от уровня развития общества. Оно также влияет на уровень жизни каждого члена общества и уровень развития производства, что обеспечивает быстрый технический прогресс в обществе. При этом верна и обратная зависимость: от всех вышеперечисленных факторов зависит уровень образования.

43. Свобода воли  и социальная ответственность  личности.

Ответственность личности имеет  социальную природу, предопределенную как общественным характером отношений, так и особенностями личности, ее местом в системе этих отношений. Социальная ответственность возникает  тогда, когда поведение индивида имеет общественное значение и регулируется социальными нормами. В процессе развития общества складываются определенные отношения между людьми в виде взаимных прав и обязанностей, прежде всего в сфере трудовой деятельности.

Эти нормы неодинаковы  и выступают как обычаи, традиции, запреты и т.д. Их нарушение рассматривалось  как посягательство на интересы рода или племени и подвергалось немедленному осуждению. Уже тогда имела место  ответственность индивида.

Более совершенную форму  социальная ответственность приобретает  с появлением классового общества и  государства. Действующие здесь  социальные нормы более многообразны, что и обусловливает существование  нескольких видов социальной ответственности: политической, юридической, моральной  и т.д. Ее сущность состоит уже  в обязанности индивида выполнять  соответствующие политические, юридические  и моральные требования, предъявляемые  ему обществом, государством, коллективом. Поступая ответственно, человек должен, с одной стороны, правильно выбрать  социальные ориентиры, с другой –  использовать все имеющиеся возможности (знания, опыт), а также учитывать  последствия своих действий.

Социальная ответственность  определяется рядом объективных  и субъективных предпосылок. С объективной  стороны социальная ответственность  отражает общественную природу человека и урегулирован-ность общественных отношений социальными нормами. Деяние, противоречащее этим нормам, влечет ответственность нарушителя. Ее возникновение возможно при условии предварительного предъявления к поведению людей определенных требований, сформулированных устно или письменно в соответствующих правилах.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"