Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 08:29, реферат

Описание работы

СОФИСТИКА (от греч.) – совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического. вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, которые по тем или иным причинам, независимо от фактического положения дел, признаются истинами, не подлежащими критике, пересмотру. В отличие от научной аргументации, направленной к и

Файлы: 1 файл

Античная философия.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 Понимая, что существует объективная истина, и пытаясь доказать людям, что эта истина существует, Сократ пришел к еще одному положению: к тому, что люди творят зло по неведению, потому что они не знают истины. Если бы люди знали истину, то они стали бы творить только добро. Мысль кажется на первый взгляд странной. Мы знаем массу гениальных людей, которые творят зло сознательно. И тем не менее, мы знаем, что Бог есть истина и Бог есть любовь, и, в конце концов, постигая Бога, мы постигаем Его как истину и как благо. И Сократ сам часто именно об этом говорит.

Еще одно положение Сократа: "Познай самого себя". Мысль эта встречается еще у семи мудрецов, но лишь у Сократа она приобретает вид методологического принципа философии. До Сократа философия развивалась лишь как философия природы. Человек размышлял о том, что существует вне его, и поэтому приходил к противоречивым положениям. Сократ предложил людям исходить из другого принципа, ведь еще элеатами, а впоследствии Анаксагором и Демокритом было доказано, что чувства вас могут обманывать. И если чувства вас обманывают, а истина все же существует, то искать ее следует не посредством чувственного познания. Истину мы можем постичь лишь в себе. И вся последующая философия развивается главным образом как отыскание человеком истины в самом себе.

 

2. Философия эпохи возрождения.

 

А.) Натур философия эпохи возрождения.

 

Введение

Возрождение – эпоха  в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной  Европы. Границы этого периода  в разных странах различны и не совпадают по времени, но отличаются сходными особенностями. Полного развития культура Возрождения достигла в творчестве выдающихся художников и мыслителей. Разительный переворот в изобразительном искусстве произошел благодаря этим титанам духа, многосторонне образованным, ученым людям. Человек Возрождения был достаточно противоречив: интерес к медицине сочетался с освоением магии, человек строил машины и вызывал духов. Но вера человека в свои силы была открыта и пережита тогда во всей полноте. Веком гениев называют 17-е столетие историки философии и естественных наук. При этом они имеют ввиду множество блестящих мыслителей, трудившихся тогда на поприще науки, заложивших фундамент современного естествознания и по сравнению с предшествующими столетиями далеко продвинувших естественные науки, особенно философию. Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения – возникновение натурфилософии, свободной от подчинения теологии. Объектом исследования выступают особенности этого периода. Данную тему нельзя назвать актуальной на сегодняшний момент т.к. обществу по разным причинам более интересны другие периоды и взгляды, например по последним данным "всемирной сети" наиболее частыми стали запросы о Восточных цивилизациях. Тема натурфилософии Возрождения недостаточно разработана различными авторами, поэтому найти материал достаточно сложно. Цель работы – выстроить линию развития натурфилософической мысли эпохи Возрождения, охарактеризовать и выявить особенности.

 

1. Эпоха Возрождения

 

ВОЗРОЖДЕНИЕ (философия) - совокупность философских представлений, сформировавшихся в переходный период от средневековья к новому времени. Собственно Возрождением называют этап в развитии культуры Западной и Центральной Европы (14—16 вв.), хотя, как показали исследования, аналогичные процессы, специфически выраженные и протекавшие в разное время, имели место и в культурах стран Востока[7]. Наиболее общая отличительная черта философии Возрождения — утверждение идеала гармоничности человека и цельности мироздания, рассматриваемых, в отличие от средневековой философии (Схоластика), как самодовлеющие сущности, а не через призму потустороннего божественного абсолюта (надмировой божественной личности). Отсюда присущий ей (и культуре Возрождения в целом) светский и гуманистический (Гуманизм) характер и большой удельный вес в ней космологических и натурфилософских концепций. Противоречивое влияние на формирование философии оказали как антично-средневековое философское наследие, так и развитие науки, связанное прежде всего с открытием Коперника, великими географическими открытиями, проникновением в естествознание количественно-математических методов. Для мировоззренческих представлений Возрождения характерен взгляд на природу, мироздание как на подчиняющееся законам, разумное, одушевленное целое. Основу этих представлений составлял пантеизм, приобретший различные оттенки и опиравшийся на различные философские воззрения. Наибольшее распространение из них получил неоплатонизм (Платоновская академия во Флоренции — М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола). Видный представитель неоплатонизма, соединенного с идеями немецкой мистики, Николай Кузанский, развивший учение о совпадении в едином начале бога как абсолютного максимума с абсолютным минимумом, пришел к выводу о бесконечности Вселенной. Натуралистический характер (отождествление единого с природой) указанные воззрения приобрели у Бруно. Натуралистические тенденции пантеизма проявились и в учениях Телезио, Дж. Кардано, Патрици. Гуманизм философии Возрождения выразился в представлениях о человеке как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Защита достоинства человека, освобождение его разума и воли от сковывающих их пут — таков пафос гуманистической этики Возрождения. В нем заключался и индивидуалистический оттенок: призыв к наибольшей полноте жизненных ощущений, ограниченной лишь соображениями пользы и чувством самосохранения (К. Раймонди, Лоренцо Валла). подчинение моральных принципов достижению цели ("Государь" Макиавелли). Однако это был индивидуализм, делающий первые шаги и далекий от узости и ограниченности, которые он приобретает в буржуазную эпоху. Об этом свидетельствуют и свойственное многим гуманистам представление о разумности человеческой деятельности, и идеи врожденной склонности человека к добру (Кардано), и упования на идеальное, разумное общественное устройство (в формировавшихся в этот период социально-утопических представлениях — Мор, Мюнцер, Кампанелла), и элементы трагизма, присущие жизнеутверждающей в целом культуре Возрождения противоречивая, наполненная большими социальными изменениями переходная эпоха отразилась и в социально-политических концепциях. Для них характерны: утверждение независимости государственно-политических и др. форм общественной жизни от санкции церкви, поиски способов выражения в них народной воли и суверенитета (Макиавелли, Ж. Боден, Э. Ла Боэси. А. Моджевский). В многомерности и многоплановости идей Возрождения — истоки многих философских представлений, получивших развитие в последующие эпохи[5].

 

2. Натурфилософия

 

НАТУРФИЛОСОФИЯ — философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Границы между естествознанием и натурфилософией как и место самой натурфилософии в системе других философских дисциплин, менялись в истории философии. В древности натурфилософия фактически сливалась с естествознанием и в древнегреческой философии обычно именовалась физикой. Древней натурфилософии свойственно стихийно- и наивно-диалектическое истолкование природы как связного и живого целого идея тождества микрокосмоса (человека) и макрокосмоса (природы) (Гилозоизм). Органическую часть натурфилософии составляли также космология и космогония. Элементы натурфилософии присущи даже средневековой схоластике, они состояли главным образом в приспособлении к геоцентрической картине мира некоторых принципов аристотелевской натурфилософии и космологии, а также метафизики света, содержавшейся в неоплатонизме. В эпоху Возрождения натурфилософия в борьбе против схоластической картины природы в основном сохранила понятия и принципы античной натурфилософии, но опиралась на более высокий уровень естественнонаучных знаний и развила ряд глубоких материалистических и диалектических идей (например идею бесконечности природы и бесчисленности составляющих ее миров, идею совпадения противоположностей в бесконечно большом и бесконечно малом — Николай Кузанский, Бруно). В 17 в. ряд отраслей естествознания, прежде всего математика и механика, выделяются из натурфилософии, но последняя все же мыслится в тесном единстве с ними. Не случайно гл. труд Ньютона, формулирующий принципы механики и астрономии, называется "Математические начала натуральной философии"[5].

 

 

3. Особенности натурфилософии

 

В отличие от схоластической физики, основывавшейся на метафизических и природоведческих категориях и  представлениях Аристотеля, концепции  ренессансных натурфилософов были ориентированы  на идеи других античных философов, частично или полностью забытых в эпоху средневековья, - платонические, пифагорейские, стоические, атомистические, некоторые идеи досократовских философов ("рассуждавших о природе"). В идейный контекст античной физики некоторые ренессансные натурфилософы нередко вписывали и достижения современного им естествознания. Важнейшая особенность ренессансной натурфилософии состояла в некреационистском понимании природы, исключавшем христианско-монотеистические представления о творении природы внеприродным богом и о возможности его вмешательства в природные процессы. В своих истолкованиях природы натурфилософы Ренессанса тоже прибегали к идее бога, но это было древнейшее представление о безличном биоморфном начале, действовавшем из глубин природы, по отношению к которой оно выступало и как некий вселенский принцип единства. Такое понимание бога в европейской философии впоследствии стало обозначаться как пантеистическое[3]. Существенной чертой ренессансной натурфилософии было утверждение взаимодействия и даже тождества микро- и макрокосма, человеческого (и вообще животного) и природного организмов. Этот принцип также восходил к глубокой древности. Он выражал биоморфные аналогии, осмысливание природы как живой, органической целостности, в глубинах которой находится безличный деятельный бог. Гилозоистическое истолкование природы как всегда живой и даже ощущающей - одна из основ ренессансной натурфилософии. Мировоззренческая ценность натурфилософских учений Ренессанса определялась главным образом восстановлением того диалектического понимания природы как целостной и самосущей, которое господствовало в античности и теперь противостояло креационистским догматам схоластической философии. Хотя некоторые из этих учений включали в себя элементы опытных знаний, накопившихся за столетия средневековья, а также положения научной мысли, появившиеся в эпоху Возрождения, значительно большую долю их содержания составляли устойчивые фантастические представления, существовавшие к тому времени века и даже тысячелетия[6]. Весьма значительную роль в натурфилософских учениях Ренессанса играли и астрологические представления, которые опять-таки со времен глубокой древности были тесно переплетены с астрономическими знаниями. В астрологии имелось свое ("рациональное зерно", заключавшееся в идее космического взаимодействия светил, их тесной связи с земной жизнью, и эти представления вполне соответствовали тому интуитивно целостному восприятию природы, которое сближало ренессансную натурфилософию с античной. Прочная связь соединяла натурфилософию и магические суеверия. Уже на доклассовой стадии истории в человеке жила уверенность в существовании таких связей и сторон природного мира, которые могут быть весьма полезными людям. Однако поверхностность понимания подлинных, реальных связей природы порождала совершенно иллюзорные попытки воздействия на природу в интересах этой практики. Мечта гуманистов об установлении царства человека на земле далеко опережала возможности ее реализации. Отсюда широкая распространенность магических суеверий в их натурфилософских представлениях. Но они стремились их переосмыслить, увязывая магию с познанием реальных причин в природе.

 

4. возрожденческая трактовка  диалектики:    

          а) Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей.

Одним из   характерных   представителей    ренессансной философии  был  Николай  Кузанский  (1401-1464).  Анализ его учения  позволяет  особенно  ясно  увидеть  различия   между древнегреческой и возрожденческой трактовками бытия.

Николай Кузанский,  как  и  большинство  философов  его времени,  ориентировался  на традицию неоплатонизма.  Однако при этом он переосмыслил  учение  неоплатоников,  начиная  с центрального   для   них  понятия   единого.  У Платона и неоплатоников,  как мы знаем,  единое характеризуется через противоположность «иному»,  не единому.  Эта характеристика восходит  к пифагорейцам  и элеатам,   противопоставлявшим единое    многому,   предел   -   беспредельному.   Кузанский, разделяющий  принципы   христианского   монизма,   отвергает античный   дуализм   и   заявляет,  что  «единому  ничто  не противоположно».  А  отсюда  он  делает  характерный  вывод: «единое есть все» - формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано Бруно.

Эта формула   неприемлема   для  христианского  теизма, принципиально  отличающего  творение  (  «все»  )  от  творца (единого);  но,  что  не  менее  важно,  она  отличается и от концепции неоплатоников,  которые никогда  не  отождествляли единое    со   «всем».   Вот   тут   и   появляется   новый, возрожденческий   подход   к   проблемам    онтологии.    Из утверждения,  что единое не имеет противоположности, Кузанский делает  вывод,  что  единое   тождественно   беспредельному, бесконечному.  Бесконечное  - это то,  больше чего ничего не может  быть,  Кузанский  поэтому  называет  его  «максимумом»; единое же - это «минимум». Николай Кузанский, таким образом, открыл принцип совпадения  противоположностей  (coincidentia oppositorum)  -  максимума и минимума.  Чтобы сделать более наглядным этот принцип,  Кузанский обращается  к математике, указывая,  что при увеличении радиуса круга до бесконечности окружность  превращается  в бесконечную прямую.  У такого максимального   круга   диаметр   становится   тождественным окружности,  более того - с окружностью совпадает не  только диаметр,   но  и  центр,  а  тем  самым  точка  (минимум)  и бесконечная прямая (максимум) представляют собой одно  и  то же.  Аналогично  обстоит дело с треугольником:  если одна из его  сторон  бесконечна,  то  и  другие   две   тоже   будут бесконечными.  Таким  образом, доказывается,  что бесконечная линия есть и треугольник, и круг, и шар.

Совпадение противоположностей является важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского, что делает   его   одним   из   родоначальников  новоевропейской диалектики.  У Платона,  одного  из  крупнейших  диалектиков античности,    мы    не    находим   учения   о   совпадении противоположностей, поскольку для древнегреческой философии характерен  дуализм,  противопоставление  идеи (или формы) и материи, единого и беспредельного. Напротив, у Кузанского место единого  теперь  занимает  понятие актуальной бесконечности, которое и есть,  собственно, совмещение противоположностей - единого и беспредельного.

Проведенное, хотя   и   не   всегда    последовательно, отождествление  единого  с бесконечным впоследствии повлекло за собой перестройку принципов  не только античной  философии и  средневековой  теологии,  но  и  античной и средневековой науки - математики и астрономии.

Ту роль,  какую  у  греков  играло неделимое (единица), вносящее меру,  предел как в сущее  в целом,  так и в  каждый род сущего, у Кузанского выполняет  бесконечное - теперь на него возложена   функция   быть   мерой   всего   сущего.    Если бесконечность становится  мерой,  то  парадокс  оказывается синонимом точного знания.  И в самом деле,  вот что вытекает из   принятых   Кузанским   предпосылок:   «...если  бы  одна бесконечная линия состояла из бесконечного числа отрезков  в пядь,  а другая - из бесконечного числа отрезков в две пяди, они все-таки  с  необходимостью  были  бы  равны,  поскольку бесконечность  не  может  быть  больше  бесконечности».  Как видим, перед лицом бесконечности всякие  конечные  различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и любому другому числу.

В геометрии,  как  показывает  Николай Кузанский,  дело обстоит  так же,  как и в арифметике. Различение рациональных и  иррациональных отношений,  на котором держалась геометрия греков, Кузанский объявляет имеющим значение только для низшей умственной   способности   -  рассудка,  а  не  разума.  Вся математика,  включая  арифметику,  геометрию  и  астрономию, есть,  по убеждению Кузанского,  продукт деятельности рассудка; рассудок как раз и выражает своей основной  принцип в виде запрета противоречия,    то    есть   запрета   совмещать противоположности. Николай Кузанский возвращает нас к Зенону с его парадоксами бесконечности,  с тем,  однако, различием, что Зенон  видел  в  парадоксах  орудие  разрушения  ложного знания,  а  Кузанский  -  средство созидания знания истинного.  Правда,  само это знание имеет особый характер  -  оно  есть «умудренное неведение».

Тезис о бесконечном как мере вносит преобразования и  в астрономию.   Если   в   области   арифметики   и  геометрии бесконечное  как   мера   превращает   знание   о   конечных соотношениях  в  приблизительное,  то в астрономию эта новая мера вносит,  кроме того, еще и принцип относительности. И в самом  деле:  так  как  точное  определение размеров и формы мироздания может  быть  дано  лишь  через  отнесение  его  к бесконечности,  то  в  нем  не  могут быть различены центр и окружность.

Рассуждение Кузанца   помогает  понять   связь   между философской    категорией    единого    и    космологическим представлением древних о наличии центра мира,  а тем самым - о его конечности. Осуществленное им отождествление единого с беспредельным разрушает ту  картину космоса,  из  которой исходили не только Платон и  Аристотель,  но  и  Птолемей  и Архимед.  Для  античной  науки  и большинства представителей античной философии космос был  очень  большим,  но  конечным телом. А признак конечности тела - это возможность различить в нем  центр  и  периферию,  «начало»  и  «конец».  Согласно Кузанскому, центр и окружность космоса - это бог, а потому хотя мир не бесконечен,  однако его нельзя помыслить и  конечным, поскольку  у  него  нет  пределов,  между которыми он был бы замкнут.

Информация о работе Античная философия