Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 08:29, реферат

Описание работы

СОФИСТИКА (от греч.) – совокупность многообразных видов аргументации, основанных на субъективистском использовании правил логического. вывода ради сохранения и утверждения наличных положений и теорий, которые по тем или иным причинам, независимо от фактического положения дел, признаются истинами, не подлежащими критике, пересмотру. В отличие от научной аргументации, направленной к и

Файлы: 1 файл

Античная философия.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

  
             3.Роль религии в политике

 

 Роль церкви и в истории  Италии, и в истории Европы  Макиавелли  оценивал 
очень  негативно.  Макиавелли  хорошо  видел,  чувствовал  и  сознавал  силу 
религии, её социальную  функцию,  её  консерватизм  и  власть  над  умами  и 
сердцами верующих и поэтому призывал  всемерно  использовать  эту  силу  для 
общего блага,  в  особенности  для  объединения  и  укрепления  государства. 
Исходя из этого, Макиавелли настоятельно рекомендовал главам  республик  или 
царств сохранить основы, поддерживающей их религии. Если они будут  поощрять 
и умножать всё, что возникает на благо религии, хотя бы они сами  и  считали 
всё это обманом и ложью,  то  им  будет  легко  сохранить  своё  государство 
религиозным, а значит - добрым и единым. 
           Возможно,  если  бы  Александру  VI,  Юлию  II  или  любому   из   их 
предшественников удалась  попытка  объединить  Италию  под  властью  римской 
курии и создать единое и независимое итальянское государство, Макиавелли по- 
другому отнесся бы к политике Ватикана, но даже  это  кажется  сомнительным. 
Конечно, как  политический  деятель  Макиавелли  умел  принимать  и  ценить, 
прежде всего, успех и  вполне  по-иезуитски  оправдывать  практически  любые 
средства,  ведущие  к  достижению  поставленной  цели.  Но  все  же  он  был 
патриотом своей  страны,  как  Флоренции,  так  и  всей  Италии, -  недаром 
основное несчастье своей родины он видел в  том,  что  церковь  не  обладала 
достаточной силой, чтобы объединить  страну,  но  была  достаточно  сильной, 
чтобы помешать  ее  объединению  не  под  своим  главенством.  В  "Государе" 
Макиавелли приводит множество примеров ошибочной политики пап, и ошибки  эти 
объяснял тем, что Ватикан свои интересы всегда ставил выше  общенациональных 
интересов Италии. 
           Однако Макиавелли признавал именно практическую пользу религии. Это его 
слегка пренебрежительное отношение  к  Римской  католической  церкви  вполне 
объяснимо. Как христианин de jure  он  обязан  был  знать  основные  догматы 
христианской веры, как образованный человек своего  времени  он  должен  был 
читать труды отцов церкви, но то,  что он  видел вокруг  себя,  ничуть  не 
напоминало мир евангельских заповедей.  Распутные  и  продажные  священники, 
обагрённые кровью руки наместников святого Петра,  кардиналы,  дерущиеся  за 
власть подобно стае диких псов, - вот то, что было вполне обычным  для  того 
времени. Те же, кто пытался бороться с создавшимся  положением  вещей,  чаще 
всего расставались со свободой, а то и с самой жизнью.  В  качестве  примера 
можно привести современника и земляка Макиавелли –  Савонаролу.  Но  и  этот 
борец за чистоту  Церкви  вряд  ли  являлся  человеком,  способным  привлечь 
симпатии такой личности  как  Никколо  Макиавелли  к  христианской  религии: 
узколобый фанатизм, непомерная гордыня, плохо сочетающаяся  с  проповедуемым 
им христианским смирением,  -  человек,  наделённый  такими  качествами,  не 
слишком подходил на роль идеального пастыря. 
            
           4.Политика и мораль

 
           Таким образом, не  только  анализ   политики  отделен  и  освобожден  у 
Макиавелли  от  религии,  но  и   сама   религия   оказывается   подчиненной 
политическим  соображениям.  Анализ  общественных,  политических  проблем  у 
Макиавелли отделен от каких бы то  ни  было  теологических  или  религиозных 
соображений. Политика  рассматривается  им  автономно,  как  самостоятельная 
область человеческой деятельности, имеющая  свои  собственные  цели  и  свои 
законы, независимо не только от религии, но и от морали.  Было  бы,  однако, 
неверно  рассматривать  политическое   учение   Макиавелли   как   проповедь 
безнравственности.  Моральные соображения у Макиавелли  всегда  подчинены 
целям политики. Политическая деятельность,  т.е.  прежде  всего  создание  и 
укрепление государства,  имеет  единственный  собственный  критерий  оценки, 
заключенный в  ней  самой:  критерий  этот  -  польза  и успех,  достижение 
поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь  объявляет  все 
что  содействует  укреплению  государства,  его  похвалы  удостаиваются   те 
политические деятели, которые добиваются успеха  любыми  средствами,  в том 
числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия. 
           Государь Макиавелли - герой его политического трактата -  это  разумный 
политик, применяющий на практике  правила  политической  борьбы,  ведущие  к 
достижению  цели,  к  политическому  успеху.  Имея  в  виду  государственный 
интерес, пользу правления, стремясь «написать нечто  полезное»,  он  считает 
«более  верным  искать  настоящей,  а  не  воображаемой  правды  вещей».  Он 
отвергает  распространенные  в  гуманистической  литературе   сочинения   об 
идеальных государствах и идеальных государях,  отвечающих  представлениям  о 
должном ходе государственных дел: «Многие измыслили республики и  княжества, 
никогда не виданные  и  о  которых  ничего  на  деле  не  было  известно»(2, 
стр.90).  Цель автора «Государя» иная  -  практические  советы  фактическому 
политику ради достижения реального результата. Только с  этой  точки  зрения 
Макиавелли  рассматривает  и  вопрос  о  нравственных  качествах  идеального 
правителя - государя. Реальная политическая  действительность  не  оставляет 
места для прекраснодушных мечтаний: «так  как, желая исповедовать  добро  во 
всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с  множеством  людей, 
чуждых добру.  Из  чего следует, что  государь,  если  он  хочет   сохранить 
власть,  должен  приобрести  умение   отступать   от  добра  и  пользоваться 
этим умением смотря по надобности»(2, стр.90). Это не значит,  что  государь 
должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их  исключительно  в 
целях укрепления государства. Поскольку проявлять  добродетели  на  практике 
«не допускают условия человеческой жизни», государь должен  добиваться  лишь 
репутации добродетельного правителя  и  избегать  пороков,  особенно  таких, 
которые могут лишить его власти, «по возможности, не удаляться от добра,  но 
при надобности не чураться и зла»(2,  стр.97).  В  сущности,  Н.  Макиавелли 
провозглашает  в  качестве  закона   политической   морали   правило   «цель 
оправдывает  средства»:  «Пусть  обвиняют  его  поступки,  -  говорит  он  о 
политическом деятеле, -  лишь бы оправдывали результаты, и он  всегда  будет 
оправдан,  если  результаты  окажутся  хороши...»(1).  Однако   целью   этой 
является,  по  Макиавелли,  вовсе  не  частный  личный  интерес  правителя, 
государя, но общее благо, которое он  не  мыслит  вне  создания  сильного  и 
единой национального государства. Если государство это выступает в  книге  о 
государе в форме единоличного правления,  то  это  продиктовано  не  выбором 
автора в пользу монархии в ущерб республике (превосходство  республиканского 
образа правления он обосновал в «Рассуждениях на первую декаду  Тита  Ливия» 
и  никогда  от  этой  не  отрекался),  а   потому,   что   современная   ему 
действительность, европейская и итальянская, не давала  реальных  перспектив 
создания  государства  в  республиканской  форме.   Республику   он   считал 
порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как  наше  время 
нельзя  рассчитывать,  чтобы  могло   быть   что-нибудь   доброе   в   такой 
развращенной стране, как Италия. Государь, о котором  идет  речь  в  знамени 
той  книге,  не  наследственный  монарх-деспот,  а  «новый  государь»,  т.е. 
человек, создающий новое государство которое в дальнейшем, после  достижения 
поставленной цели, после смерти правителя может перейти и к  республиканской 
форме правления. 
            5. Макиавелли и макиавеллизм.

Политическое  учение  Макиавелли  есть   учение,   впервые   отделившее 
рассмотрение политических проблем от религии  и  морали,  поставившее  целью 
содействовать формированию  национальных  государств  абсолютистского  типа. 
Оно  было  использовано  в  дальнейшем  идеологами  абсолютизма  и   вызвало 
яростную ненависть со стороны защитников  феодальных  устоев  и  феодального 
порядка. И в дальнейшем всего яростнее нападали на Макиавелли  те  политики, 
которые  прикрывали  религиозными  и  моральными  аргументами  своекорыстную 
классовую политику, именно те,  кто  положил  в  основу  своей  деятельности 
практический «макиавеллизм» - беспринципную  политику,  на  деле  попирающую 
все и всяческие нормы нравственности во имя достижения эгоистических  целей. 
Соотношение  между  действительным  учением  Макиавелли  и  «макиавеллизмом» 
достаточно сложно, Сформулировав  принцип  оправдания  средств,  применяемых 
политиком, теми целями, которые он ставит перед собой,  он  дал  возможность 
достаточно  произвольного   истолкования   соотношения   целей   и   средств 
политического  действия.  В  общих  чертах  можно  сказать,  что  чем   шире 
социальная база политики, чем более широким  слоям  отвечает  политика,  тем 
меньше в ней может остаться места для «макиавеллизма» как тайной и  коварной 
по своим методам политической деятельности. И напротив, чем  уже  социальная 
база, на которую опирается власть, чем в  большей  мере  осуществляемая   ею 
политика противоречит общенародным интересам, тем в большей  мере  стремится 
она прибегать  к  «макиавеллистской»  тактике  политической  борьбы.  Это  в 
полной мере относится и к классовой борьбе в антагонистическом обществе.  «В 
мышлении Макиавелли в своем зародыше содержались  элементы  интеллектуальной 
и  моральной  революции»(1),  -  отмечал  основатель  Итальянской  компартии 
Антонио Грамши. «Макиавелли-революционер» - так назвал  свою  статью  о  нем 
современный марксистский исследователь творчества  флорентийского  секретаря 
Дж.  Прокаччи.  Революционность  Макиавелли  он   видит   в   антифеодальной 
направленности  его  политической  теории  и  практики,  в  его   стремлении 
опереться на народ, на самые прогрессивные слои  тогдашнего  общества.  Его 
«государь»  -  реформатор,  создатель  «нового  государства»,  законодатель, 
выступает в качестве выразителя общенациональных интересов.  Революционность 
политической идеи Макиавелли - в  преодолении  феодальной   раздробленности, 
олицетворяемой  не  только  феодальным  дворянством,  но  и  партикуляризмом 
городов-государств. 
            Нельзя, однако, забывать, что при всей  своей  прогрессивности  национальное 
абсолютистское  государство  создавалось   на   костях   обездоленных   масс 
трудящихся,  обычно  не  принимаемых  во  внимание  апологетами  буржуазного 
прогресса. Поэтому так важно подчеркнуть  социальную  природу  политического 
учения Никколо Макиавелли  и  его  историческую,  классовую  ограниченность. 
Имела место и гуманистическая критика «слева»: таков смысл  открытой  резкой 
полемики против макиавеллизма  и  проповеди  «государственного  интереса»  в 
сочинениях Т. Кампанеллы, исходившего в критике политического учения  автора 
«Государя»  из  интересов  широких  масс  трудящихся,  оказавшихся   жертвой 
первоначального накопления и  социального  гнета  в  рамках  абсолютистского 
государства. 
 
           Заключение 
           Макиавелли –  один  из  самых  трудных  для  понимания  и  истолкования 
мыслителей. Не случайно уже  на  протяжении  четырех  с  половиной  столетий 
вокруг его основного произведения «Государь»  ведутся  полемические  бои,  а 
его  доктрина  и   взгляды   спрессовались   в   резко   негативный   термин 
«Макиавеллизм»  -  синоним политического коварства,  двуличия,  лицемерия, 
предательства, жестокости и т.д. 
    Идеологи  относятся   к   личности   и   к   произведениям   Макиавелли 
противоречиво. С одной стороны – резко негативно, за то, что  он  беспощадно 
и безжалостно раскрывал механизмы политической власти, ее  средства,  задачи 
и цели, за то, что он доводил логику развития своей эпохи  и  своего  класса 
до конца. С другой стороны из Макиавелли делают  политического  мыслителя  и 
политического деятеля, мысли и дела которого якобы пригодны во  все  времена 
и во всех обстоятельствах. 
          Он первый  в своем роде  единственный  мыслитель Эпохи Возрождения, 
который сумел достаточно определенно постичь смысл  основных  тенденций  той 
эпохи, смысл её политических  требований  и  устремлений,  сформулировать  и 
изложить их таким образом, что они  становились  не  просто  высказываниями, 
максимами и афоризмами, а самым активным  способом  воздействовали  на  тех, 
кто ещё смутно ощущал эти требования, но стремился к  преобразованию,  желая 
увидеть новую Италию. 
           Макиавелли впервые в истории отделил политику от  морали  и  религии  и 
сделал её автономной, самостоятельной дисциплиной, с присущими  ей  законами 
и принципами, отличающимися от законов морали и религии. Политика,  согласно 
Макиавелли, есть символ веры человека,  и  поэтому  занимает  господствующее 
положение в мировоззрении. Политическая идеология Макиавелли  направлена  на 
достижение определённой политической цели - формирование коллективной  воли, 
с помощью которой можно создать могучее, единое государство. 
           Для нас Макиавелли и его творчество  имеют,  прежде  всего,  конкретно- 
историческую  и  культурную  ценность.  Будучи  одним  из  самых  крупных  и 
замечательных  представителей  эпохи   возрождения,   Макиавелли   связывает 
животворные традиции мысли и культуры с новым временем и современностью.  Из 
его произведений  перед  нами  предстает  вся  интеллектуальная,  социально- 
политическая  картина  эпохи  Возрождения,  со  всеми  ее   гуманистическими 
достижениями  и  конкретно-исторической   ограниченностью,   со   всеми   ее 
противоречиями,  исканиями  и  борьбой.  На  его  произведениях,   возможно, 
особенно четко можно проследить, как из истории, из исторического диалога  с 
мыслителями прошлого и из осмысления прошлых эпох рождается теория,  как  из 
критически-творческого освоения традиции  рождается  новаторство  и  как  из 
ретроспективы  рассматриваемой  с  позиций  самых  фундаментальных  и  самых 
острых проблем современной жизни, вырабатывается  перспектива  исторического 
развития. 


Информация о работе Античная философия