Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Цель написания данной контрольной работы - это дать представление об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…..
1. Общая характеристика эпохи Античности……………………..………….
● Ранняя греческая философия………………………………………………..
● Классический период древнегреческой философии. Сократ, Платон и Аристотель…………………………………………………………………..
● Эллинистическая философия……………………………………...…………
2. Космос и человек в трактовке античной философии………………………
3. Философские школы и выдающиеся философы античности Гераклит, Платон, Аристотель.

Файлы: 1 файл

кр по философии.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)


 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

 

 

 

по дисциплине: «Философии»                                                                        

 

 

на тему (вариант № 3): «Античная философия»

 

 

 

 

Исполнитель:

студент группы:

 

   (Фамилия, имя, отчество студента)

 

                                   _____________

                                                                    (подпись)

 

Преподаватель:

 

______________________________

         (Фамилия, имя, отчество преподавателя)

 

                                   _____________

                                                                  (подпись)

 

 

 

Екатеринбург 2011г.

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….…..

 

1. Общая характеристика эпохи Античности……………………..………….

● Ранняя греческая философия………………………………………………..

● Классический период древнегреческой философии. Сократ, Платон и Аристотель…………………………………………………………………..

● Эллинистическая  философия……………………………………...…………

 

2. Космос и человек в трактовке античной философии………………………

 

3. Философские школы и выдающиеся философы античности Гераклит, Платон, Аристотель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Понятие «античная философия» занимает очень важное место в  курсе философии. Это первооснова, начало возникновения философии. Она  дала толчок для образования современной  философии, для возникновения взглядов и мировоззрения людей на мир и на себя.

В принципе эта тема достаточно изучена в литературе по философии. Как об основополагающей, о ней  уже очень много написано и  раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, а  философию можно по части отнести к науке, т. к. она имеет дело с понятиями, законами, принципами и теориями, которая ответила бы полностью на все вопросы и философия не исключение.

Философия нужна людям  разных специальностей. Это вызвано  тем, что она дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задумываться над смыслом бытия. Она помогает человеку найти свое место в жизни не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане, как разумному и чувствующему существу. Если не изучать философию, то человек, даже будучи, отличным специалистом в своей области, останется достаточно ограниченным, не выходящим за узкие рамки своих суждений о мире, бытие, хотя конечно кое-кому можно прожить и без нее, не задумываясь ни о чем.

Изучение философии - это трудный путь к образованности человека. Поскольку весь жизненный  путь человека - это познание мира и  самопознания, мучительных исканий  истины, творческих удач и обретений, то без знаний, прежде всего о человеке, его месте в мире, смысле жизни и призвании, разностороннему, образованному человеку не обойтись.

Философия - это наука  о всеобщем. Можно еще сказать, что философия есть наука о  мире в целом. Но то целое, которым  занимается философия, она видит и в просторах Вселенной, и в человеке, и в одной-единственной элементарной частице. Философия, помимо всего прочего, в отличие от духовного мира человека, отождествляет мысль, образ и действие. Человек действует, реализуя свое миропонимание. В своих действия человек символизирует философию, которая воплощается, преобразуется в объекты, в творения человека. Каждый человек, народ, цивилизация реализует свои философские ценности, например стремление к нравственности, справедливости, добру, красоте, свободе, совершенству.

Наша цивилизация является дочерней по отношению к античности. Античная философия входит в философию  как историческая часть, один из этапов философии, который длился примерно с VII в. до н.э. (начиная с милетской школы) до феодальной эпохи (средневековье) V вв. н.э.

Философия выросла из мифов, которые повествовали о происхождении  и творении мира, в которых широко использовались антропо- и зооморфные образы без какой-либо четкой рациональной мотивировки. По мере усиления рациональных мотивировок из мифологии стала образовываться философия. Античная философия разделяется на три периода развития: древне-греческий (VII-V вв. до н.э.), классический (со 2 пол. V в. до н.э. по IV в. до н.э.) и эллино-римский (поздняя античность: с IV в. до н.э. по V в. н.э.). В античную философию входят такие школы и учения как: Платона, Аристотеля, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Цель написания данной контрольной работы - это дать представление  об античной философии, некоторых ее школах и сущности их учения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общая характеристика античной философии.

 

Античная эпоха - это период мировой истории, охватывающий процесс возникновения, расцвета и гибели Древней Греции и Древнего Рима. Время существования античной философии охватывает период с 7 века до н.э., когда возникла первая, Милетская философская школа, и до 6 века нашей эры, когда в 529 году византийский император Юстиниан, идя навстречу пожеланиям христиан, закрыл последнюю греческую философскую школы. Детальную информацию об античной философии Вы можете прочесть в работе "История античной философии в конспективном изложении" выдающегося российского философа прошлого века А.Ф.Лосева (1893-1988).

 

Характерными  чертами античной философии являются:

● пристальное внимание к материальной, "вещественной" стороне мира и природы;

● понимание истории как движения от хаоса к космосу и важной роли человека в этом процессе;

● восприятие окружающего мира как живого и гармонически устроенного, вызывающего восхищение;

● эстетическое отношение к миру и человеку и рассмотрение красоты как главного критерия истины.

Значение античной эпохи вообще, и античной философии  в частности, состоит в том, что  именно в этот период закладываются  основы европейского миропонимания, формируется категориальный аппарат европейской науки, возникают основные направления и жанры искусства. Античность была, если так можно выразится, периодом радостного детства европейской цивилизации, а, как известно, все мы родом из детства…

 

Ранняя греческая философия.

 

Первой философской  школой Древней Греции была возникшая  в 7 веке до нашей эры на западном побережье Малой Азии Милетская  школа. Главный вопрос, который пытались решить представители этой школы, это  вопрос о первоначале мира. Так  основатель школы, философ и математик Фалес считал первоначалом мира воду. Фалесу также принадлежит знаменитый афоризм: "Многознание уму не научает", который фиксирует специфику философского отношения к действительности.

У истоков античной философии стоят великие поэты Гомер  и Гесиод. В поэмах Гомера "Илиада" и "Одиссея" повествующих о Троянской войне и двадцатилетнем возвращении на родную Итаку её героя, Одиссея, не могли не быть поставлены философские вопросы. В частности, тема войны и мира, смысла человеческой жизни, влияния судьбы и богов на ход исторического развития. Не случайно, поэмы Гомера стали своеобразной матрицей европейской литературы, которая вновь и вновь черпает оттуда свои сюжеты.

Поэмы Гесиода "Теогогония" и "Труды и дни" повествуют о  происхождении мира и богов, упорядочивает существующую мифологию и воспевает простой крестьянский труд. Гесиод - автор пессимистической концепции исторического развитие, согласно которой все хорошее уже было в прошедшем. О своём времени он отзывается крайне критически: "Если бы мог я не жить с поколеним пятого века! Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться. Землю теперь населяют железные люди…"

Над вопросом о  первоначале мира много размышлял  древнегреческий философ Гераклит По его мнению, таковым является мировой огонь, логос, воплощающий основные принципы всеобщего развития. По мнению Гераклита, всё в мире пребывает в непрерывном движении, изменении, становлении. Его знаменитые афоризмы: "Всё течёт" и "В одну и ту же речку нельзя войти дважды".

Идейными оппонентами Гераклита были представители философской школы элеатов Ксенофан, Парменид и Зенон. Они отрицали существование небытия и пустоты, а следовательно - движения и настаивали на том, что видимость движения - это обман "чувственного восприятия". Так знаменитый афоризм Парменида провозглашает: "Мыслить и быть - одно и то же". А ученик Парменида Зенон попытался доказать нереальность движения в своих знаменитых апориях - загадках, вызывающих затруднения.

Особое место  в ранней греческой философии  занимает загадочная фигура философа, математика и олимпийского чемпиона в кулачном бое Пифагора. Первоначалом мира Пифагор считал число. Отсюда - его утверждение о том, что мир можно не познать, а вычислить.

"Связующим  звеном" между ранней греческой  философией и философией классического периода стало учение софистов. В переводе "софисты" означают "мудрствующие", и именно они впервые поставили человека и специфику его познания и языка в центр философского размышления. Своеобразным философским кредо софистов стали слова Протагора "Человек есть мера всех вещей".

 

Классический  период древнегреческой философии. Сократ, Платон и Аристотель.

 

Классический  период развития древнегреческой философии  связан с творчеством трёх великих  мыслителей Сократа (469-399 г. до н.э.), Платона (427-347 г. до н.э.) и Аристотеля (384-322 г. до н.э.). Именно благодаря им философия становится отдельной и самобытной сферой людской культуры, искусством мыслить и постигать суть сущего.

У истоков классического  периода античной философии стоит  мудрец Сократ. Главной темой философии, согласно Сократу, является тема человека, а, соответственно, главным принципом - "Познай самого себя". Настоящее знание, при этом рождается в процессе диалога, поэтому свой философский метод Сократ называл майевтикой - искусством рождения истины, по аналогии с повивальным искусством, помогающим появиться на свет ребёнку. Важное значение Сократ уделял диалектике - искусству ведения спора, которое позволяет собеседников неуклонно приближаться к подлинному знанию.

Сократ также вошёл в историю как автор апологии "учёного незнания", формулой которого стала его знаменитая фраза: "Я знаю, что я ничего не знаю, и поэтому я мудрее других людей, мнящих, что они знают нечто". Естественно, это не означает, что Сократ мало знал. Наоборот, как "мудрейший из эллинов", он понимал ограниченность и несовершенство окончательных и безошибочных ответов и принципиальную открытость философии для свободного и творческого вопрошания. Любое настоящее знание человек может постичь только самостоятельно, в процессе свободной дискуссии, не взирая на мнения авторитетов - по-моему, так мыслил Сократ "ученое незнание".

Интересной и  трагичной является и судьба Сократа. Он, ещё при жизни ставший эталоном мудреца, был приговорён демократичным  афинским судом к смерти, и мужественно принял её, выпив чашу с цикутой. Тут мы встречаемся с явным историческим парадоксом: как могли афинские граждане в период наивысшего расцвета культуры и демократии убить своего великого соотечественника? Драматизм этой коллизии в последующие века привлекал внимание многих писателей и философов.

Учеником Сократа  был великий философ Платон, которого часто называют "князем философов", подчёркивая тем самым то огромное значение, которое он внёс в развитие философского знания. Настоящее имя Платона - Аристокл, а "Платон" - прозвище, которое дал молодому человеку Сократ. В переводе с древнегреческого, "Платон" означает "широкий". В большинстве своих диалогов Платон вкладывает собственные философские идеи в уста своего учителя, Сократа.

Центральное место в философии Платона занимает его знаменитое учение об идеях или "эйдосах". Человек может открыть содержание идеального мира благодаря разуму, который позволяет созерцать идеи. Поэтому, считал Платон, люди, наделённые разумом, могут реально понять смысл и суть окружающего мира. Такие люди - мудрецы или философы - должны управлять государством, ибо они сопричастны идее высшего блага. Учение об идеальном государстве Платона является первой в европейской философской мысли утопией (Сам термин "утопия" появился значительно позже, в 16 веке, у английского философа Томаса Мора.) - попыткой создать умозрительную модель наилучшего общественного устройства, при котором люди будут счастливы.

С учениками  Платону повезло не меньше, чем  Сократу. Ведь среди них был великий философ Аристотель (384-322 г. до н.э.), изрёкший знаменитую фразу: "Платон мне друг, но истина дороже!"

Принципиальное  разногласие Аристотеля и Платона  лежит в сфере онтологии - учения о бытии. Аристотель отвергает учение Платона об идеальном мире, и настаивает на том, что смысл вещей воплощён в самих вещах. Он называет этот смысл "формой". Таким образом, у Аристотеля прослеживается тенденция к материалистическому объяснению действительности, а Платон, наоборот, объясняет мир идеалистически. Фактически, все последующие философские доктрины будут мыслить мир "по Платону" или "по Аристотелю", ибо именно эти мыслители сформулировали и обосновали две фундаментальные модели миропонимания.

Аристотель также  вошёл в историю как величайший систематик античного знания. Благодаря своему могучему интеллекту он, в буквальном смысле, "разложил по полочкам" всю ту огромную информацию, которую античность накопила к 4 веку до н.э. Поэтому Аристотель считается одним из основоположников психологии, политологии, астрономии и ряда других наук. Кстати, в европейских школах больше тысячи лет большинство наук преподавали "по Аристотелю".

Информация о работе Античная философия