Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 00:52, доклад

Описание работы

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

Файлы: 1 файл

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы.docx

— 15.26 Кб (Скачать файл)

 

Античная философия имеет  свои временные и пространственные границы. Время ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую Академию.

 

Греческая философская мысль  имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который  часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

 

На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях  философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу  между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой.

 

Вместе с тем принципиально  то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной  всеобщностью и всеобщностью понятия  начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир  мысли, в котором «живут» понятия  различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности  разума. Последнее находит отражение  в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

 

Второй этап — период расцвета греческой философс кой мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.

 

Аристотель различает  два уровня философии. Первая философия  занимается вопросами бытия как  такового, бытия вообще, тогда как  вторая философия, или физика, исследует  бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.

 

Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

 

Третий этап греческой  философии — эллинистический  — характеризуется включением элементов  восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона  и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и  Блага в традиционно греческом  их смысле. Тем самым меняются акценты  в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские  течения.

 


Информация о работе Античная философия