Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 07:02, реферат

Описание работы

С точки зрения географии и хронологии, античная философия – это философия древних греков и римлян, которая зародилась в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовала до VI века нашей эры, когда римский император Юстиниан в 529 году закрыл последнюю греческую философскую школу, платоновскую академию. Т.о. античная философия просуществовала около 1200 лет. Этот период отмечен необычайными богатством и разнообразием философских идей, учений, школ.

Файлы: 1 файл

Античная философия.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

АНТИЧНАЯ  ФИЛОСОФИЯ

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ  ОБ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ 

  1. С точки зрения географии и хронологии, античная философия – это философия древних греков и римлян, которая зародилась в VI веке до нашей эры в Греции и просуществовала до VI века нашей эры, когда римский император Юстиниан в 529 году закрыл последнюю греческую философскую школу, платоновскую академию. Т.о. античная философия просуществовала около 1200 лет. Этот период отмечен необычайными богатством и разнообразием философских идей, учений, школ.
  2. Сущностное единство античной мысли обеспечивается тем, что:
  • В ее основе лежит общая философская интуиция – интуиция чувственного тела (вещи). Интуицией называют чутье, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования. Философия как теоретически оформленное мировоззрение является логической расшифровкой того, что дано в интуиции (первичных самоочевидностей). Для античного человека первичной самоочевидностью было чувственно воспринимаемое тело, для средневекового – абсолютная личность Бога, а для нововременного – относительная (но зачастую абсолютизируемая) человеческая личность.
  • У античной философии свой абсолют – безусловное первоначало, выражающее полноту бытия и совершенство. Это - чувственно-материальный космос (обобщенное тело, вещь). Античная мысль космоцентрична. Средневековая – теоцентрична, нововременная – антропоцентрична.
  • Объединяет античную философию и общая проблематика – диалектика (противоречивое единство) двух важнейших сторон космоса – материальной и идеальной. Материальная (пассивная) относится к содержанию, идеальная (активная) – к форме, внешнему выражению и внутреннему строению космоса. Благодаря форме аморфное содержание становится упорядоченным. Космос (буквально – порядок) – это мир как структурно организованное и упорядоченное целое. Вся античная мысль занята поиском ответа на вопрос: „Как из хаоса возможен порядок?“ И это отностися не только к большому миру, (макрокосмосу, Вселенной), но и к малому (микрокосмосу, человеку).

 

  1. В развитии античной философии выделяют два больших периода: классический - с VI по IV в. до н.э. и эллинистический (точнее эллинистическо-римский) - с III в. до н.э. по VI н.э.
  • Классический связан с культурным и политическим расцветом Древней Греции, эллинистическо-римский – с крушением греческого мира в связи с завоеваниями Александра Македонского и образованием Римской империи. Начало эллинистического периода – военное поражение Греции от Македонии в 338 году до н.э. , конц – 30 год до н.э. – оккупация римскими легионами Египта – последнего государства-осколка империи Александра Македонского.
  • Проблемно-теоретические различия между классикой и эллинизмом состоят в том, что классика рассматривает космос по преимуществу объективно, а эллинизм – по преимуществу субъективно, как субъективную данность.

 

АНТИЧНАЯ КЛАССИКА

 

  1. Внутреннее единство античной классики состоит в том, что она рассматривает космос как объективную данность. Внутренние различия в ней связаны с выделением тех или иных сторон объективного космоса:
  • Ранняя классика (VI – середина V вв. до н.э.), связанная с именами мыслителей милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), пифагорейского союза (Пифагор, Филолай), школы элеатов (Парменид, Зенон, Мелисс), атомистов (Левкипп, Демокрит), а также Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, выдвигает на первый план чувственно-материальную сторону космоса. Основное внимание обращено на изучение природы и выработке миропонимания. Это натурфилософский этап античной классики. Основное средство познания – интуиция, способ ее выражениия – образное описание. Основные задачи философии – по-преимуществу теоретические: объяснить мир.
  • Средняя классика (середина V – середина IV вв.), связанная с именами софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт) и Сократа, обнаруживает недостаточность простых наблюдений за природой и обращается к человеку как к высшей форме космической жизни. Предметом расмотрения становится не макрокосмос, а микрокосмос -  внутренний мир человека, его сознание. По-новому ставится вопрос о бытии: бытие не как проблема вещества, а как проблема сознания. Основное внимание уделяется самопознанию и выработке жизнепонимания. Это антропологический этап античной классики. Центральной фигурой здесь является Сократ (470-399) – великий реформатор философии. Не случайно его имя стало водоразделом античной мысли на досократовскую и послесократовскую. Основное средство познания – расудочное мышление, форма его выражения – понятийно-логическая.  Основные задачи философии – по-преимуществу практические: политический успех, житейская выгода (софисты) или наставление к праведной жизни (Сократ).
  • Поздняя классика (IV в. до н.э.), связанная с философским творчеством Платона (427-347) и Аристотеля (384-322), соединяет  натурфилософские достижения ранней классики и антропологические достижения средней – знание о мире со знанием о человеке, миропонимание с жизнепониманием. Основная проблематика – диалектика макрокосмоса и микрокосмоса – объективного мира и знания о нем. Главная методологическая проблема – как соединить интуитивизм досократиков с рассудочностью Сократа, т.е. непосредственное созерцание с мышлением. Теоретические задачи философии преобладают, но они тесно связаны с духовно-практическими и политическими. Например, Платон разрабатывал не только сложнейшие умозрительные проблемы, связанные с открытым им миром идеальных сущностей, но и жизненно-пракические, связанные с поиском наилучшей линии поведения человека, совершенного государственного и общественного устройства (диалоги и трактаты «Политик», «Государство», «Законы»). Он совершил три  поездки в Сиракузы на Сицилию с целью осуществления своего политического проекта. Во время одной из них он даже был продан в рабство сиракузским тираном Дионисием Старшим. А Аристотель известен не только как автор «Метафизики» и этико-политических трактатов («Никомахова этика», Большая этика», «Эвдемова этика», «Политика»), но и как воспитатель Александра Македонского.

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  1. Эллинистическая философия – органическое продолжение классической, эллинской (древнегреческой). Она опирается на достижения предшествующей мысли, уделяет много внимания ее осмыслению и истолкованию. Во многом утрачивает свой творческий характер, поскольку интерес смещается в духовно-практическую область. Философия по преимуществу становится этикой. А в римский период, наряду с этико-правовой тематикой, она обретает религиозный характер в неоплатонизме. А.Ф. Лосев отмечал, что развитие античной философии – это движение от мифа к логосу, а ее завершение и упадок – в движении к мифу. Она началась с мифа и закончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама античная философия. Однако она умирала не сразу. В самом конце античности появился целый ряд теорий упадка, которые уже перестали соответствовать античному духу и стали в той или иной степени зависеть от христианской идеологии. Это не означает, что наступившая новая эпоха мысли и присущий ей способ философствования были ущербными по сравнению с античностью. Это были просто иные формы и способы постановки и решения  философских проблем (иные парадигмы).

 

  1. Проблематика эллинизма связана с утратой человеком важнейших жизненных опор: религии, морали, привычного и устойчивого общественного и государственного устройства, культурного и бытового уклада. Лишившись традиционных внешних опор и не видя возможности обрести новые, человек ищет, на что он может опереться в самом себе. Отсюда – повышенный интерес к субъекту. Но внутренняя опора должна быть надежной, превышающей индивида, объективной. Следовательно, задача заключается в том, чтобы в субъективном мире найти объективное благо. Для этого надо ответить на два вопроса:
  • что есть благо (истина и справедливость)?
  • как достичь их?

Первый вопрос - о критерии истины, второй – о мудреце. Их смысл сводится к тому, чтобы восстановить божественное совершенство в человеке, достичь богочеловеческого состояния. А оно заключается в том, чтобы, подобно богу, не зависеть от внешних обстоятельств (автаркия). Независимость достигается преобразованием души.

 

  1. Средства и способы – различны в каждой философской школе. Основными школами являются:
  • стоическая (основатель школы Зенон из г. Кития на Кипре);
  • эпикурейская (названная по имени основателя – Эпикура);
  • скептическая (во главе с Пирроном из Элиды);
  • а в поздней античности – неоплатоническая (Плотин – глава александрийских, Ямвлих – сирийских, Прокл – афинских неоплатоников).

 

  • Путь стоиков – достижение состояния апатии (отсутствия страстей и страданий). Мудрец не должен радоваться тому, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего страшатся люди (рабства, пыток, смерти).

 

  • Эпикурейцы видят свободу от внешних условий (и связанное с нею счастье) в атараксии – душевном спокойствии, безмятежности и невозмутимости. Для этого не надо бояться богов, смерти, людей, непонятных явлений природы. Нужно ограничить потребности, быть умеренным в наслаждениях, не участвовать в общественных и государственных делах.
  • Скептики предлагают достичь внутреннего покоя в состоянии полнейшего безразличия путем афазии - воздержания от суждений.



Информация о работе Античная философия