Творчество Саввы Есипова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:53, доклад

Описание работы

Есипов Савва (первая половина XVI I в.) — дьяк тобольского архие­
рейского дома, автор Есиповской летописи. Происхождение и даты жизни
неизвестны. Должность дьяка тобольского архиерейского дома занимал
при архиепископах Макарии (1625—1635 гг.; возможно, именно с ним Е.
и приехал в Сибирь), Нектарии (1636—1640 гг.), Герасиме (1641 —
1650 гг.). В известных нам документах упоминается впервые в 1635 г.,
когда после смерти Макария получает 200 рублей «для его архиепископля
помину и на всякие расходы» и участвует в составлении описи имуще­
ства тобольского Софийского дома (Ромодановска я Е. К. Русская
литература., с. 52) ; последнее упоминание относится к 1643 г., когда
по поручению Герасима Е. привозит в Москву документы о восстании
служилых в Нарыме. Наиболее

Файлы: 1 файл

Есипов Савва.doc

— 45.00 Кб (Скачать файл)


Есипов Савва (первая половина  XVI I  в.) — дьяк тобольского архие­

рейского дома, автор Есиповской летописи. Происхождение и даты жизни

неизвестны. Должность дьяка тобольского архиерейского дома занимал

при архиепископах Макарии (1625—1635 гг.; возможно, именно с ним Е.

и приехал в Сибирь), Нектарии (1636—1640 гг.), Герасиме (1641 —

1650 гг.). В известных нам документах упоминается впервые в 1635 г.,

когда после смерти Макария получает 200 рублей «для его архиепископля

помину и на всякие расходы» и участвует в составлении описи имуще­

ства тобольского Софийского дома (Ромодановска я Е. К. Русская

литература., с. 52) ; последнее упоминание относится к 1643 г., когда

по поручению Герасима Е. привозит в Москву документы о восстании

служилых в Нарыме. Наиболее

близок Е. к Нектарию, который писал в 1638 г., что среди бывших до

него служащих Софийского дома только «старый дьяк Савва Есипов» не

«умышляет» на нового владыку; видимо, поэтому Нектарий оставляет Е.

на старой должности, отрешив от нее привезенного им из Москвы дьяка

Семена Хломова (Ромодановска я Е. К. Русская литература.,

с. 52,34) . Литературная деятельность Е. тесно связана с предпринятой Некта­

рием пропагандой христианской идеологии. В Тобольске им создана Еси-

повская летопись (1636 г.), подписанная его именем, а также, возможно,

ранняя редакция Сказания о' явлении Абалацкой иконы Богородицы

(1641 г.). М. Н. Сперанский предположительно атрибутировал Е. Повесть

о городах Таре и Тюмени (между 1636 и 1642 гг.), но эта гипотеза тре­

бует дополнительных доказательств (см.: Сперански й М. Н. Повесть

о городах Таре и Тюмени. — В кн.: Труды Комиссии по древнерусской

литературе. Л., 1932, т.  I,  с. 24—25). Для всех этих произведений харак­

терны идеологическая и стилистическая близость, философия провиден­

циализма, стремление «просветить» читателя основами христианского

учения и прославить становление христианства на Сибирской земле,

а также общность источников.

Есиповская летопись («О Сибири и сибирском взятии», «О Сибирстей

стране, како изволением божиим взята бысть от русскаго полка, собран-

наго и водимаго атаманом Ермаком Тимофеевым и своею храброю пре­

доброю дружиною и со единомысленною», «О Сибирстей стране и о взя­

тии Сибири», «Списание о Сибирский земле», «Описание о Сибирской

земле», «Описание известительное о Сибирской стране, как изволением

божиим взято бысть православными христианы у бесерменских царей»,

«Сказание о Сибирской стране», «Сказание о взятии царства Сибирского

от донского атамана Ермака с товарищи в 7088 году, о присылке на

воеводство князя Семена Волконского и о поставлении града Тобольска»)

повествует об истории присоединения Сибири к России. Основная (автор­

ская) редакция ее отличается стройностью и четкостью концепции, по

которой Ермак с его отрядом рисуется как «меч обоюдоострый», как

орудие бога в борьбе с неверными. После обширного вступления, где

говорится о династической истории сибирских князей и о причинах

божьего гнева на Сибирь (главными являются «гордость» Кучума и его

«неверие»), Е. начинает свой рассказ о появлении казаков в сибирских

пределах, на реке Тавде. Ни о происхождении отряда, ни о причинах его

появления, как вообще о предыстории похода, Е. не упоминает, так как

изображение реальной земной жизни Ермака и его сподвижников может разрушить создаваемый образ божественного избранника. Описание са­

мого похода у Е. вполне реально: в хронологическом порядке следуют

события сибирской истории — битвы, победы и поражения, взятие кре­

постей и построение острожков, завершающиеся известием о гибели Ку-

чума; это — естественная развязка сюжета, построенного на широко из­

вестном мотиве о божественном наказании гордого царя. Оканчивается

летопись сообщением об основании тобольской епархии и о приезде

в Сибирь первого архиепископа Киприана. Все построение летописи сви­

детельствует, что она создается Е. прежде всего как политическая

история Сибирской страны и стоит в ряду официальных мероприятий

русского правительства, проводимых в 30-х гг.  XVII  в. в связи с осозна­

нием значения Сибири.

Непосредственными источниками Есиповской летописи, как указал

сам автор, послужили Синодик ермаковым казакам и Написание казаков

о походе Ермака Тимофеевича, составленное участниками похода. Слова

Е. о том, что он распространил какой-то предшествующий текст, вызвали

ряд гипотез о существовании более ранней краткой летописи, послужив­

шей основой для творчества Е. (Бахрушин С. В. Очерки..., с. 31

(изложение концепции А. М. Ставрович); Дергачева-Скоп Е. И.

Из истории литературы..., с. 123—132). Высказывалось мнение, что та­

ким летописным источником Е. была летопись Строгановская (см.: Сер­

гее в В. И. У истоков сибирского летописания. — ВИ, 1970, № 12, с. 48—51). Вопрос о взаимоотношениях Есиповской и Строгановской летописей

вызвал длительную полемику от времен Карамзина до наших дней (см.

обзор точек зрения: Андреев А. И. Очерки по источниковедению Си­

бири. 2-е изд. М.; Л., 1960, вып. 1  (XVII  в.), с. 195—226), но наиболее

справедливым представляется мнение С. В. Бахрушина о том, что их авторы

независимо друг от друга использовали «один и тот же первоисточник,

то „Написание", которое принесли казаки преосв. Киприану» (Бахру­

шин С. В. Очерки..., с. 30). Свои литературные источники и образцы Е.

выбирает из традиционной исторической и агиографической литературы

(Казанская история, Сказание о Мамаевом побоище и т. п.). Широко

используется Библия; на основе цитат из Русского хронографа компили­

руются красочные описания битв и риторические тексты, содержащие

общую оценку событий (см.: Ромодановская Е. К. Русская литера­

тура., с. 115-116, 120-124). Есиповская летопись имела широкое распространение (в настоящее время известно 29 списков), прежде всего в Сибири, где вызвала к жизни целую группу родственных памятников. Среди них Румянцевская летопись

представляет сокращенный текст летописи Е., Забелинская редакция — ее

беллетристическую обработку; Абрамовский летописец продолжает не­

сколько переработанный текст основной редакции за счет включения

позднейших сведений. По такому же типу на основе труда Е. во второй

половине XVII  в. создается Сибирский летописный свод (см.: Дворец-

кая Н. А. Сибирское летописание второй половины XVII  века: (Сибир­

ский летописный свод). Автореф. канд. дис. Л., 1980), составитель кото­

рого вставил в текст Е. найденные им рассказы о разбойничестве Ермака на Волге, противоречащие главной авторской идее, и дополнил его офи­

циальными сведениями о дальнейшей истории Сибири. Таким образом,

летопись, созданная в церковных кругах, стала важнейшей частью свет­

ского (городового и воеводского) летописания; она же послужила глав­

ным источником для позднейших летописей С. У. Ремезова и И. Л. Че­

репанова. В несколько переработанном виде Есиповская летопись попала

в хронографы (ГБЛ, собр. Румянцева, № 457; ГИМ, собр. Вострякова,

№ 899), общерусские летописные своды, Окладную книгу Сибири 1696—

1697 гг. (Ромодановская Е. К. О летописной части Окладной книги

Сибири 1696—1697 гг.— В кн.: Рукописная традиция  XVI—XIX  вв. на

востоке России. Новосибирск, 1983).


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Куйбышевский филиал

государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

 

Доклад

Тема:

 

«Творчество Саввы Есипова»

 

 

 

 

                                                 

 

                                                      Выполнила: Смык Вера

                                                                   студентка ФФ V курса 501гр.

                                                                         

 

 

г. Куйбышев, 2011



Информация о работе Творчество Саввы Есипова