Шпаргалка по "Социологии международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

1.МО как особый род общественных отношений
2.Предмет СМО.
3.Общая характеристика специальных методов и частных методик международно-политического анализа.
....
42. Особенности международных конфликтов современности.
43. Понятие и типы междунар. сотрудничества
44. Социологический подход к изучению МО.

Файлы: 1 файл

док №1.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Международная (мировая) политика представляет собой целенаправленную политическую деятельность субъектов международного права (государств, межправительственных и неправительственных организаций, союзов и т.д.), связанную с согласованием их интересов, с решением вопросов войны и мира, выживания всего человечества, обеспечения всеобщей безопасности и разоружения, предотвращения и урегулирования глобальных, региональных и национальных конфликтов, охраны окружающей среды, преодоления отсталости и нищеты, голода и болезней, разрешения других глобальных проблем человечества, создания справедливого порядка в мире. Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, глобальной деятельностью ООН, международных союзов, организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Сфера мировой политики охватывает все поле политических отношений, складывающееся между государствами и в надгосударственных рамках. Поскольку основные элементы мировой политики взаимосвязаны, постольку можно и нужно говорить о мировых политических отношениях, о едином мировом политико-временном пространстве, на протяжении которого или в его составных частях и развертываются основные международные политические действия. Основные приоритеты мировой политики обусловлены необходимостью решения общих проблем, стоящих перед человечеством и национальными интересами ее субъектов.

Ведущая роль политики в международных  отношениях обусловлена следующими факторами: Во-первых, субъекты мировой политики располагают колоссальными ресурсами и возможностями воздействия на весь окружающий мир, владеют мощными рычагами управления как собственно политическими, так и неполитическими международными процессами. Во-вторых, международные отношения имеют ярко выраженную тенденцию к глобализации, усложнению и расширению, что требует совершенствования международных политических механизмов для их регулирования. В-третьих, как никогда остро стоят вопросы безопасности всего человечества, проблемы его выживания. Именно на этом направлении концентрируется главное направление мировой политики в ядерную эпоху. В-четвертых, все большее значение приобретает разрешение противоречия современного мирового развития, между растущим разнообразием мира и функционирующих в нем политических и социально-экономических систем, с одной стороны, и действующей тенденцией к целостности человечества, к развитию и расширению взаимных отношений между народами и государствами – с другой.

Международная политика имеет двойственный характер: защищая и реализуя собственные интересы, любой субъект международных отношений должен учитывать в той или иной мере интересы других государств, мирового сообщества. Соответственно, мировая политика выступает как производная от борьбы ее субъектов за свои (национальные) интересы, а также назревшие и актуальные общие цели и задачи, стоящие перед всем человечеством. В ее основе – борьба за власть и влияние в мировом сообществе.

 

 

24.Исторические типы международных систем.

1. В зависимости  от пространственно-географических характеристик выделяют, например, общепланетарную международную систему и ее региональные подсистемы-компоненты, элементами которых, в свою очередь, выступают субрегиональные подсистемы.  

2. Авторы книги  "Система, структура и процесс развития современных международных отношений" рассматривают региональные (а также групповые и двусторонние) аспекты взаимодействий государств как структурные уровни межгосударственной системы. По сравнению с вышеприведенной типологией, такой подход выглядит более логичным, так как, обозначая место такого рода системы в общей системе международных отношений, он позволяет не сводить последнюю к межгосударственной системе. Основным недостатком регионального подхода остается отсутствие достаточно четких критериев для выделения того или иного региона как объекта изучения, что может иметь негативные последствия для общего понимания происходящих в них международно-политических процессов. 3. В качестве относительно самостоятельной - функциональной системы - в литературе нередко рассматриваются виды международных (межгосударственных) отношений: экономическая, политическая, военно-стратегическая и т.п. системы. 4. В зависимости от целей исследования, его объектом могут выступать и такие типы международных систем, как стабильные и нестабильные (или революционные, по определению С. Хоффмана), конфликтные и кооперативные, открытые и закрытые и т.п. 5. Политический реализм стал основой таких широко известных понятий, как биполярная, мультиполярная, равновесная и имперская международные системы. В биполярной системе господствуют два наиболее мощных государства. Если же сопоставимой с ними мощи достигают другие державы, то система трансформируется в мультиполярную. В равновесной системе, или системе баланса сил, несколько крупных государств сохраняют примерно одинаковое влияние на ход событий, взаимно обуздывая "чрезмерные" претензии друг друга. В международной системе имперского типа господствует единственная сверхдержава, далеко опережающая все остальные государства своей совокупной мощью (размерами территории, уровнем вооружений, экономическим потенциалом, запасом природных ресурсов и т.п.).6. М. Каплан. Шесть типов систем:1) "система единичного вето", в которой каждый актор располагает возможностью блокировать систему, используя определенные средства шантажа. (в случае всеобщего распространения ядерного оружия.) 2) "система баланса сил" - характеризуется мультиполярностью. В рамках такой системы должно существовать не менее пяти великих держав. Если же их число будет меньше, то система неминуемо трансформируется в биполярную.3)"Гибкая биполярная система». В ней сосуществуют акторы-государства и союзы и блоки государств, а также универсальные акторы (международные организации). а). сильно иерархизированная и авторитарная, когда воля главы коалиции навязывается ее союзникам. б) неиерархизированная, если линия блока формируется путем взаимных консультаций между относительно автономными друг от друга государствами. 4) "жесткая биполярной системой". Для нее характерна та же конфигурация, что и для предшествующего типа, но, в отличие от него, оба блока организованы здесь строго иерархизированным образом. Универсальный актор играет здесь весьма ограниченную. В рамках обоих полюсов осуществляется эффективное урегулирование конфликтов, формирование направлений дипломатического поведения, применение совокупной силы.5)"Универсальная система" как следующий тип фактически соответствует федерации. 6) "Иерархическая система- мировое государство. Национальные государства утрачивают в ней свое значение, становясь простыми территориальными единицами, а любые центробежные тенденции с их стороны немедленно пресекаются.

 

 

25.Ресурсы и стратегии участников международных отношений.

Средства — это  пути, способы, методы и орудия достижения целей. Цели и средства — диалектически  взаимосвязанные категории. Никакая, даже самая реальная цель не может быть достигнута без соответствующих средств. В свою очередь, средства должны соответствовать цели.

Специфика средств, потенциально или актуально находящихся в распоряжении международных акторов, вытекает из особенностей международных отношений и прежде всего из того обстоятельств, что они применяются к общностям, на которые в большинстве своем не распространяется власть отдельного государства. Разные специалисты называют многообразные типы средств, используемых участниками международных отношений в их взаимодействии. Однако в конечном итоге это многообразие сводится к ограниченному количеству типов: в одном случае — это сила, убеждение и обмен, в другом — сила и переговоры, в третьем — убеждение, торг, угроза и насилие и тд.

Возрастает роль убеждения  и переговоров, иначе говоря, политических средств во взаимодействии современных участников международных отношений. Эти средства предполагают налаживание систематических, постоянных связей и контактов между ними, ведут к росту взаимного доверия. Успеху политических средств способствует наличие у сторон взаимных интересов.

Определенное событие, поведение или действие является средством по отношению не к любой, а к определенной же цели; последняя, в свою очередь, может выступать средством по отношению к другой цели. Установление соответствия между целями и средствами отражается категорией «стратегия».  Специалисты в данной области отмечают, что характер и диалектику любой стратегии определяют: 1) существенное воздействие на кого-то или что-то; б) средства и способы далеко идущего воздействия; в) перспективно-динамичная ориентация цели. В общем виде стратегия может быть определена как долговременная линия поведения, соединяющая науку и искусство в достижении перспективной цели.

В наши дни категория  «стратегия» приобрела довольно широкий характер, возникли понятия экономической стратегии, политической стратегии, стратегии развития предпринимательства. Однако во всех случаях стратегия понимается именно как наука и искусство соотнесения целей с имеющимися средствами.

Традиционные постоянные интересы государств — безопасность и процветание — могли достигаться лишь при благоприятном соотношении сил. Отсюда традиционными же средствами достижения целей были не только войны, но и «дипломатическо-стратегическая игра», направленная на достижение указанного соотношения.

Роль стратегии того или иного актора международных  отношений в данном случае заключалась  в том, чтобы дипломатическими средствами противостоять давлению более сильных акторов, а также компенсировать собственные геополитические или демографические недостатки. И все же, решающим средством участников международных отношений вплоть до последнего времени оставалась военная сила. Поэтому и основным направлением дипломатической стратегии было формирование коалиций и союзов, призванных обеспечить перевес в силе над потенциальным и актуальным противником, а война, в полном соответствии с известной формулой К. Клаузевица, являлась продолжением политики иными средствами.

 

 

26.  НПО: общая характеристика и роль в совр.системе межд. Отнош.

Международная неправительственная организация (МНПО) — это объединение национальных общественных организаций, союзов, групп и отдельных лиц из различных государств, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в политической, экономической, культурной, научно-технической и других сферах деятельности человека; это организация, учрежденная не на основании межправительственного соглашения и не ставящая целью извлечение коммерческой прибыли. Главная функция МНПО заключается в установлении связей между государств. и негосударственными элементами. Одним из факторов, способствующих установлению доверия между правительствами и неправительственными организациями, является то, что многие неправительственные организации проходят национальную регистрацию своих учредительных актов, в которых изложены их цели и задачи.

МНПО поддерживают связи  с международными межправительственными  организациями, получая при них  консультативный статус. Установлены  две категории консультативного статуса: I — общий консультативный  статус (наибольш.объем прав) и II — специальный консультативный статус. Та или иная категория консультативного статуса предоставляется МНПО в зависимости от ее международного авторитета и заинтересованности ЭКОСОС (эконом.и соц.совет ООН) в сотрудничестве с ней. Категория I предоставляется организациям, сфера деятельности которых в наибольшей степени соприкасается с компетенцией ЭКОСОС. Категория II предоставляется МНПО, связанным лишь с отдельными областями деятельности ЭКОСОС.

В 1996 году ЭКОСОС приняла резолюцию о консультативных отношениях между ООН и неправительственными организациями: признание важности национальных, региональных и субрегиональных неправительственных организаций и увеличение их числа; расширение роли Комитета по неправительственным организациям, существующего при ЭКОСОС; принятие стандартных правил участия неправительственных организаций в международных конференциях ООН и в процессе подготовки к ним.

Влияние МНПО на деятельность межправительственных организаций, их роль в международных отношениях и международном праве проявляется в различных формах:

1) Информационная. МНПО регулярно направляют общую и частную информацию государствам и межправительственным организациям и их органам в сфере своей деятельности. Они также распространяют информацию, полученную от межправительственных организаций. Особо важную роль играют МНПО в распространении знаний о правах человека.

2) Консультативная. МНПО дают советы и консультации организац., лицам, группам лиц по их просьбе.

3) Правотворческая. МНПО традиционно участвуют в правотворческом процессе, влияя на позицию государств, разрабатывая проекты соглашений. ( Гаагский институт международного права, Международный комитет Красного Креста)

4) Контрольная. Все больше возрастает роль МНПО по обеспечению соблюдения норм международного права и соответствующего контроля. В качестве примера можно отметить деятельность МККК, Международная комиссия юристов, Международный Зеленый Крест.

5) Следственная. МНПО неоднократно создавали специальный следственные комиссии. Так, по инициативе Международной ассоциации юристов-демократов были созданы Международная комиссия по расследованию преступлений Израиля на оккупированных арабских территориях.

По мнению большинства  юристов, МНПО не являются субъектами международного права, но должны осуществлять свою деятельность, сообразуясь с его принципами и нормами. Внутри государств правовой статус МНПО определяется национальным законодательством.

 

 

27. СНГ в системе международных отношении.

Содружество независимых  государств— межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.

СНГ было основано главами  БССР, РСФСР и УССР 8 декабря 1991 года (Беловежское соглашение).

Союз ССР прекращал  своё существование как субъект  международного права и геополит. реальности, но основываясь на ист. общности народов, связях между ними, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения гос. суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств.

11 бывших союзных республик:  Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана  и Украины (из бывших союзных  республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония) (выразили желание войти в организацию. Но только при равноправии всех субъектов и признании всег глав государств СНГ в кач. учредителей) - 21 декабря 1991 Алма-Атинская декларация

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии международных отношений"