Шпаргалка по "Социологии международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

1.МО как особый род общественных отношений
2.Предмет СМО.
3.Общая характеристика специальных методов и частных методик международно-политического анализа.
....
42. Особенности международных конфликтов современности.
43. Понятие и типы междунар. сотрудничества
44. Социологический подход к изучению МО.

Файлы: 1 файл

док №1.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Неомарксизм объединяют с традиционным марксизмом следующие черты. Во-первых, и тот и другой при анализе международных взаимодействий отдают приоритет экономическим структурам и их роли в общественном развитии. Во-вторых, оба течения рассматривают международные отношения как отношения классовой борьбы, господства и подчинения, эксплуатации и неравенства. Отсюда, в-третьих, характер международной среды трактуется как конфликтный, а ее основные проблемы как проблемы преодоления угнетенными международными классами эксплуатации и господства со стороны правящих классов. В-четвертых, как марксизм, так и его современные последователи в международно-политической науке исходят (хотя и в разной степени) из прогрессистских взглядов, отличаются верой в позитивный результат эволюции международных отношений, который, однако, по их мнению, требует для своего осуществления активных действий со стороны народных масс. Наконец, важно отметить и то, что как марксизм, так и неомарксизм в международно-политической науке гораздо более убедительны и концептуальны в критике существующего положения, нежели в выработке путей выхода из него и, особенно, в описании альтернативной картины, призванной заменить его. Вместе с тем, в отличие от традиционного марксизма, неомарксизм не может быть охарактеризован как экономический детерминизм: придавая важную, часто первостепенную роль экономическим структурам, представители неомарксизма не рассматривают международные отношения как «вторичные» и «третичные», не упоминают о «надстроечном» характере культуры или же институтов. Кроме того, неомарксисты в противоположность своим идейным предшественникам при анализе взаимосвязи и взаимодействия внутренней и внешней политики отдают приоритет не первой, а второй. Наконец, важным отличием неомарксизма, имеющим принципиальное значение в контексте международно-политической науки, является то обстоятельство, что его сторонники считают необходимой разработку специальной и автономной теории международных отношений, чему традиционный марксизм не придавал особого значения.

 

 

10.Понятия структуры и среды в МО. Особенности международной среды; основные компоненты.

Структура - есть совокупность воздействий, которые система оказывает на свои элементы. Однако, большинство воздействий, или принуждений, вытекает не из существования системы как таковой, а из отношений между ней и ее средой. Понятие среды - одно из фундаментальных понятии системного анализа.Среда — это совокупность принуждений внесистемного характера.

Внешняя среда— это окружение системы, вменяющее ей определенные принуждения и ограничения: климат, ландшафт местности, конфигурация границ, полезные ископаемые и т.п. — оказывают бесспорное влияние на взаимодействие государств и других акторов международных отношений.

Внутренняя  среда (или контекст) — это совокупность принуждений, оказываемая на систему ее элементами (деградация исполнительной или законодательной власти может привести к разбалансированию и кризису политической системы.)

Различают также социальную среду (совокупность воздействий, происхождение которых связано с существованием человека и общественных отношений) и внесоциальную среду (многообразие природного окружения, географических особенностей, распределения естественных ресурсов, существующих естественных границ - "геополитика"). В качестве промежуточного вида иногда рассматривают воздействия и принуждения, вытекающие из изменений в технической базе общества; в других случаях техническая (а также экономическая, военно-политическая, дапломатическая и т.п.) среда понимается как элемент социальной (общественной) среды.

Пример: Структура Европейского союза может быть представлена как способ организации экономического, дипломатического, военно-политического, культурного и иного взаимодействия двенадцати входящих в него государств. По отношению к нему средой будет выступать совокупность других государств, а также различных международных организаций и иных авторов на регионально-географическом (европейском), политическом (ООН и ее институты, Организация американских государств, Организация африканского единства, Лига арабских государств, ОСНАА и т.д.), экономическом (ОЭСР, ОПЕК, ЕАСТ, ЛАЭС и т.д.) и прочих уровнях.

В данной связи американские ученые Гарольд и Маргарет Спроут выдвинули идею «экологической триады», состоящей из трех частей:

- международного автора,

-окружающей его среды (энвайромента)

- взаимодействия между ними.

При этом они выделяют несколько типов такого взаимодействия. Во-первых, - это взаимодействие, связанное с реальными возможностями существующего энвайромента, то есть имеющейся совокупностью ограничений среды, которые автор не может преодолеть. Во-вторых, - это взаимодействие, формирующееся под влиянием вероятностных тенденций данного энвайромента: то есть в любой ситуации существуют ограничения среды, которые делают вероятным какой-то вполне определенный характер «нормально ожидаемого» поведения. Наконец, в-третьих, - это тип осознанного поведения актора, или, иначе говоря, своеобразие его личностного восприятия окружающей среды (которое может кардинально отличаться от того, чем она является на самом деле) и реакции на ее изменения.

 

 

 

11.Содержание понятий "субъект", "агент", "актор", "участник" МО. Соотношение и взаимосвязь основных участников МО.

Участники международных  отношений: «социальный субъект» - «социальный  агент» - «социальный актор».Наиболее приемлемым считается понятие «социальный актор»(Рассет,Старр) Во-первых, он отражает широкий спектр взаимодействующих общностей и поэтому является достаточно всеобъемлющим. Во-вторых, используя его, мы делаем акцент на поведении общностей. Тем самым данный термин помогает понять существо общности, которая ведет себя определенным образом, предпринимает такие-то действия. Наконец, в-третьих, он помогает понять то, что разные актеры играют разные роли. «Социальный актор» – такой социальный субъект, который действует и способен своей деятельностью внести те или иные изменения в окружающую среду. «Актор» — это любое лицо, которое принимает активное участие, играет важную роль, — Джалили. В сфере международных отношений под актором следует понимать любой авторитет, любую организацию, любую группу и даже любого индивида, способного играть определенную роль, оказывать влияние.

Лондонская  школа МО выводит понятие сообщества участников МО. Участники могут быть разделены на:

1) "Мировове сообщество"

2) остальное сообщество (косвенно влияют на МО)

Некоторые исследователи  проводят различия между этими понятиями:

Участники - участвуют  и изменяют МО

Акторы - просто существуют в МО (относится к французской и английской школам МО)

Гарвардская и многие американские школы не проводят различий между участниками и акторами.

Французская школа МО указывает на то, что главное - это процессы, а не участники. Они же вводят понятие "актор".

При этом нет и единого  мнения о том, есть ли разница между  участниками и акторами.

Представители большинства  теоретических направлений и  школ считают, что типичными международными авторами являются государства, а также международные организации и системы. Так, М. Каплан различает три типа международных авторов:

-национальный (суверенные  государства),

-транснациональный (региональные  международные организации, например  НАТО, ОДКБ, ШОС),

-универсальный (всемирные организации, например ООН, ВОЗ). 

Брайар и М.-Р. Джалили  добавляют к этим трем типам еще  один — так называемых потенциальных  акторов (таких, как национально-освободительные  движения, региональные и локальные  общности: например, Европейский Совет коммун. Европейская Конференция местных органов власти).

Классификация участников МО:

1) Государство является  бесспорным международным актором,  отвечающим всем вышеназванным  критериям этого понятия. Оно  является основным субъектом  международного права. Государства выражают себя на международной арене через свою внешнюю политику, которая может принимать две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение — удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета.

2) Организация - создается государствами или другими участниками МО. Существует несколько типов:

   а) Межправительсвенные - создаются государствами. Суть ее определяется природой, функциями и целями.

(Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе - ОБСЕ, военной (НАТО), научно-технической (Европейская организация ядерных исследований)

   б) Неправительственные - формируются для решения тех задач, с которыми государство самостоятельно справиться не может, но с другими государствами они сотрудничать не могут. Также неправительственные группы могут сами создать такую организацию, чтобы она действовала в обход государства.

3) Клубы - решают определенные вопросы. Занимают пограничное состояние между МПО и НО. У них нет четкого устава, решения не носят обязательный характер, не действуют на постоянной основе.

4) ТНК - участники МО, которые находятся в нескольких государствах, приследуют экономическую прибыль с использованием политических методов.

5) Гибридные организации. выделяются тем, что часть капитала у них коммерческая, часть государственная.

6) Наднациональные организации (ЕС).

7) Альтернативные участники МО. Национально-освободительные, сепаратистские движения, мафиозные группировки, террористические организации, регионарные и местные администрации, отдельные лица.

 

 

12.Государство как основной международный актор.

Государство является бесспорным международным актором. Оно является основным субъектом международного права. Внешняя политика государств во многом определяет характер международных отношений эпохи; оно оказывает непосредственное влияние на степень свободы и уровень благосостояния индивида, на саму человеческую жизнь. Деятельность и даже существование международных организаций, других участников международных отношений в значительной мере зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство является универсальной формой политической организации человеческих общностей: в настоящее время практически все человечество, за небольшими исключениями (бедуины), объединено в государства. Функции государства в его наиболее развитой форме сводятся к поддержанию порядка и безопасности в рамках отделенной границами территории, созданию условий для социального и экономического развития общества, для распределения благ и услуг, поддержанию занятости и удовлетворению основных потребностей населения. Современная форма государственности связана с понятием суверенитета. Первоначально это понятие означало неограниченную власть монарха осуществлять свою волю внутри страны и представлять государство за его пределами (или, выражаясь современным языком, определять его внутреннюю и внешнюю политику) и отражало стремление правителей преодолеть местническую раздробленность и освободиться от подавляющего государство господства церковной иерархии. В современной системе межгосударственных отношений понятие государственного суверенитета имеет два основных аспекта внутренний и внешний. Речь идет, с одной стороны, о свободе государства избирать свой путь экономического развития, политического режима, гражданского и уголовного законодательства и т.п., а, с другой, о невмешательстве государств во внутренние дела друг друга, об их равенстве и независимости. Однако принцип суверенитета национальных государств приводит к неоднозначным последствиям в международных отношениях. Во-первых, каждое государство вынуждено так или иначе сочетать в своей внешней политике достаточно противоречивые функции (национальный интерес - увеличение территорий, влияния, ресурсов, союзников, защита, отказ от выгод в пользу укрепления мира и солидарности в межгосударственных отношениях). Во-вторых, каждое государство стремится к обеспечению собственной безопасности. При этом увеличение безопасности одного из государств может рассматриваться как небезопасность для другого и вызывать с его стороны соответствующие реакции от гонки вооружений до «превентивной войны»- дилемма безопасности (Луард) Наконец, в-третьих, если все государства-нации равны, то «некоторые из них равны больше, чем другие». Действительно, формально юридическое равенство государств с точки зрения международного права не может отменить того обстоятельства, что они различаются по своей территории, населению, природным ресурсам, экономическому потенциалу, социальной стабильности, политическому авторитету, вооружениям, наконец, по своему возрасту. Эти различия резюмируются в неравенстве государств с точки зрения их национальной мощи (Международная стратификация) В зависимости от возможности государств защитить свой суверенитет, вытекающие из неравенства их национально-государственной мощи. С этой точки зрения различают сверхдержавы (способность к массов.разрушениям планетарного масштаба, возможность автоном. Существования), великие державы (оказ. Существ. Влияния, но не господство в МО), средние державы (обладают прочным влиянием только в ближ.окружении), малые государства (2 млн – население, обладают средствами. Чтобы сохранить целостность – Словакия, хорватия) и микрогосударства (меньше 1 млн, слабое влияние - Люксембург)

Согласно традиционным представлениям, государства выражают себя на международной арене через внешнюю политику, которая может принимать две основные формы: дипломатии и стратегии. Их назначение удовлетворение национальных интересов, сохранение территориальной целостности страны, защита ее безопасности и суверенитета.

 

 

13.Межправительственные и неправительственные организации, их классификация и основные функции в МО.

Среди негосударственных  участников международных отношений  выделяют:1. межправительственные организации (МПО - есть стабильные объединения государств, основанные на международных договорах, обладающие определенной согласованной компетенцией и постоянными органами) и др. Возрастание их роли и влияния относительно новое явление в международных отношениях, характерное для послевоенного времени.

 Типология Межправительственных организаций: Универсальные, Региональные, Межрегиональные, Функциональные, Общецелевые, Экономические, Финансовые, Научные, Комплексные.

Международные неправительственные организации:

1. Силы общественного мнения.  Они не могут составить реальную конкуренцию государствам как международным авторам с точки зрения влияния на мировую политику, но оказывают существенное воздействие на международное общественное мнение. Сюда относятся различного рода «интернационалы»: политические (например, Социнтерн); религиозные (например, Экуменический Совет Церквей); гуманитарные (Международный Красный Крест). Гринпис, Международная Амнистия, Международная Федерация по Правам Человека или Всемирная Организация Борьбы против Пыток.

2. Частные транснациональные  власти. Организации и институты,  символизирующие появление на  мировой арене новых «экономических, оккультных и неконтролируемых»  сил. Они выражают расхождение  между политической и экономической  властью в международных отношениях и серьезно сотрясают организацию «мирового общества». Сюда относятся транснациональные предприятия (ТНП), с одной стороны, и транснациональный синдикализм, с другой. 3. Ассоциации государств- производителей». Речь идет об организациях, которые являются межправительственными по своей структуре и составу, но транснациональными по характеру деятельности и которые «стремятся утвердить свое экономическое влияние в международном обществе, воспроизводимом как единое пространство, как общепланетарная общность». Сюда относятся Межправительственный Совет Стран Экспортеров Меда, Организация Стран Экспортеров Железа, Международная Ассоциация Боксита и Организация Стран Экспортеров Нефти. НПО различаются по размерам, структуре, направленности деятельности и задачам. Однако все они имеют те общие черты, которые отличают их как от государств, так и от межправительственных организаций. В отличие от первых, они не могут быть представлены как акторы, действующие, говоря словами Г. Моргентау, во имя «интереса, выраженного в терминах власти». В отличие от вторых, их учредителями являются не государства, а профессиональные, религиозные или частные организации, учреждения, институты, и, кроме того, принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств юридической силы.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии международных отношений"