Шпаргалка по "Социологии международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

1.МО как особый род общественных отношений
2.Предмет СМО.
3.Общая характеристика специальных методов и частных методик международно-политического анализа.
....
42. Особенности международных конфликтов современности.
43. Понятие и типы междунар. сотрудничества
44. Социологический подход к изучению МО.

Файлы: 1 файл

док №1.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Эти стремления воплощаются  в концепцию национального интереса, конкретное содержание которой также определяется преимущественно объективными параметрами, такими, как:

- геополитическое положение  государства на мировой арене,  наличие у него союзников или противников, представляющих непосредственную угрозу;

- положение в системе  международных экономических отношений,  степень зависимости от внешних  рынков, источников сырья, энергии  и т.д.;

- общее состояние системы  международных отношений, преобладание в ней элементов соперничества или партнерства, силы или права.

С изменением объективных  реальностей, потребностей общества в  сфере международного общения может  меняться и содержание национальных интересов. Концепция национального (национально-государственного) интереса формулируется и может быть реализована только как общенациональная доктрина, разделяемая и поддерживаемая большинством общества.

Общенациональное (общегосударственное) согласие оказывается достижимо, как правило, лишь в экстремальные моменты развития, скажемте ситуации появления общей для всех, зримо и четко воспринимаемой угрозы (Англия, США в годы второй мировой войны).

Противоречия между  объективными интересами общества (нации, народа) и концепцией национальных интересов (или доктриной, на основе которой определяется внешнеполитическая и военно-политическая стратегии) в некоторых случаях выступают продуктом субъективных просчетов правительств. Чаще, однако, речь идет о более глубинных причинах, связанных с общей ориентацией развития общества и господствующей в нем идеологией.

Гибкость в определении  содержания национальных интересов, выборе средств и методов их реализации становится особенно актуальной в современном  мире. Это обусловлено развитием  региональной и глобальной взаимозависимости государств народов в вопросах обеспечения военной безопасности, защиты экономических интересов, решении экологических проблем.

С одной стороны, взаимозависимость  вносит своя коррективы в выбор средств  и методов обеспечения национально-государственных интересов. Безопасность одного государства неразрывно связывается со всеобщей безопасностью обеспечиваемой коллективными усилиями всего мирового сообщества. Экономическая стабильность, включая устойчивость курса национальной валюты также оказывается в зависимости от состояния международной экономики в целом. Сохранение среды обитания человека в отдельных государствах - от способности других проводить экологически рациональную политику.

Все это свидетельствует  о том, что национальные интересы могут бить реализованы не односторонними, а совместными действиями государств, уважающих интересы друг друга, решающих их коллизии мирными средствами, с соблюдением общих, единых для всех правовых норм. Инструментами защиты национально-государственных интересов все чаще становятся международные организации, которым их участники добровольно передают права и полномочия, вытекающие из своей суверенности как субъектов межгосударственных отношений.

 

 

32. Понятие и основ.компоненты международной безопасности.

Международная безопасность (глобальность) — такое состояние международных отношений, при котором исключено нарушение всеобщего мира, гарантировано устойчивое и стабильное развитие мирового сообщества в экономической, социально-политической и духовной областях, созданы условия для предотвращения конфронтаций, военных конфликтов и войн между государствами.

МБ - состояние геополитического пространства, при котором соблюдаются международные законы, гарантирующие политическим субъектам их законную суверенность. Международная безопасность становится возможной при возникновении единого глобального политического пространства. В настоящее время эти процессы концентрируются в ООН. Ее Совет Безопасности получил от этого международного сообщества санкцию воздействовать различными методами на агрессора. Кроме ООН безопасность контролируется частичными международными организациями, носящими <блочный> характер (наиболее влиятельной организацией в настоящее время является НАТО (Северо-Атлантический блок) - оборонительный военно-политический союз, защищающий международное право и либеральные ценности в международной политической организации)

Проблема международной  безопасности становится все более  и более актуальной. Это связано  с гуманизацией современного мира, с одной стороны, и реальной возможностью уничтожения цивилизации в результате военных действий - с другой. Потребность в международной безопасности постепенно приобретает всеохватывающий характер.

Для достижения безопасности используются самые различные системы  воздействия - военные, политические, экономические, гуманитарные и т. д. Мировое сообщество при регулировании отношений обращает внимание не только на государства, но и на отдельных людей, отстаивая права человека.

Особая роль в обеспечении  международной безопасности принадлежит международному праву. В настоящее время в международном праве сложилась относительно самостоятельная отрасль - право международной безопасности, которая является подсистемой в рамках целостной, единой системы международного права.

Установленные международным правом средства обеспечения международной безопасности можно разделить на следующие группы:

а) по содержанию (мирные средства и принудительные меры);

б) по роли в обеспечении  международной безопасности;

в) по сфере применения (в пределах территории одного государства, в пределах региона, в масштабах всего мира).

Существует  широкий комплекс международно-правовых средств обеспечения международной  безопасности:

мирные средства разрешения международных споров;

системы коллективной безопасности (универсальную и региональные);

меры по предотвращению гонки вооружений и разоружению;

неприсоединение и нейтралитет;

меры доверия.

Основополагающими принципами международной безопасности являются принцип равной безопасности и принцип ненанесения ущерба безопасности государств.

Государства обязаны  воздерживаться от вооруженного вмешательства  и всех других форм вмешательства  или попыток угрозы направленных против правосубъектности государства  или против его политических, экономических  и культурных основ. Ни одно государство не должно применять или поощрять применение экономических, политических или каких-либо других мер с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от этого каких бы то ни было преимуществ. В соответствии с целями и принципами ООН государства обязаны воздерживаться от пропаганды агрессивных войн.

Каждое государство  обязано воздерживаться от организации, подстрекательства, оказания помощи или  участия в актах гражданской  войны или террористических актах в другом государстве или от потворствования организационной деятельности в пределах собственной территории, направленной на совершение таких актов, в том случае, когда акты связаны с угрозой силой или ее применением. Государства разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость. Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государства мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Все государства пользуются суверенным равенством. В частности, понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

государства юридически равны;

каждое государство  пользуется правами, присущими полному суверенитету;

каждое государство  обязано уважать правосубъектность  других государств;

территориальная целостность  и политическая независимо государства  неприкосновенны;

каждое государство  имеет право свободно выбирать и  развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

 

33. Военная сила в международных отношениях.

Г. Моргентау - «Сила есть власть над умами и действиями людей»;

Р. Клайн - «Сила, это способность правительства одной страны заставить правительство другой страны совершить какие-либо действия, которые оно никогда бы не совершило по собственной воле», при этом он выделяет три основных метода - убеждения, принуждения или применения военной силы;

Р. Кейохейн, Дж. Най - «Сила - это способность одного субъекта заставить других предпринять что-либо, что они иначе предпринимать бы не стали, и при этом, по приемлемой для действующего лица цене»;

Военная сила - представляет собой степень и интенсивность реального воздействия его военной мощи на другое государство, группу стран или систему международных отношений в целом. При этом степень и интенсивность применения военной силы, объекты ее приложения определяются, в первую очередь, характером и направленностью внешнеполитических целей, то есть военная сила - это средство политики, точнее, исторически специализировавшейся ее части - военной политики государства. война - это проявление вооруженного насилия в международных отношениях, характеризующееся массовостью и высоким уровнем интенсивности.

Различные страны характеризуются обладанием тем или другим видом или группой видов силы. Вместе с тем, сильную державу, то есть государство, обладающее способность влиять на поведение других государств, характеризует три основных (базисных) вида силы - экономическая, военная, политическая.

До середины XX в. военная  сила в полном соответствии с формулой фон Клаузевица служила одним  из средств, часто наиболее важным и  эффективным, достижения конкретных экономических  и политических целей. В конечном счете, именно военным путем, с одной стороны, устанавливались сферы влияния, захватывались территории, представлявшие экономический или стратегический интерес, контролировались важнейшие коммуникации, а с другой - блокировались аналогичные устремления соперников. Иными словами, в результате применения военной силы государства либо приобретали нечто, с их точки зрения, важное, либо лишали другие страны возможности ущемить собственные интересы, как правило, связывавшиеся с установлением контроля над теми или иными территориями или транспортными путями.

Однако со второй половины 40-х годов нынешнего столетия роль военной силы в международных  отношениях начала меняться. Это объяснялось двумя основными причинами. Первая - формирование весьма специфической системы международных отношений, получившей название биполярной. Вторая - разработка и принятие на вооружение в растущих масштабах новых ядерных вооружений.

Советско-американское противоборство часто, трактовалось как «игра с  нулевой суммой», означавшая, что  военный, политический, экономический или идеологический выигрыш одной стороны воспринимался как проигрыш другой.

При этом произошла серьезная  корректировка функций военной  силы как инструмента внешней  политики государств. По мере становления  биполярной системы она все более  рассматривалась как важнейшее средство глобального политико-идеологического противоборства. Традиционные же цели ее применения - захват территорий, источников сырья, контроль над рынками сбыта и т.п. - постепенно отходили на задний план, хотя и не потеряли полностью своего значения. И если бы не произошло принципиальных изменений в средствах ведения войны, то, скорее всего, через несколько лет после окончания Второй мировой войны произошло бы новое военное столкновение, если не глобального масштаба, то по крайней мере охватывающее Европейский и Азиатский континенты.

Однако такое развитие событий было предотвращено появлением ядерного оружия. Колоссальная разрушительная сила новых вооружений вызывала все большие сомнения в целесообразности применения военной силы в отношениях между двумя ведущими центрами силы - СССР и США и возглавляемыми ими военно-политическими блоками. Опасение, что прямое военное столкновение двух сверхдержав приведет к ядерной войне, последствия которой могли иметь катастрофический характер, стало мощным средством, сдерживавшим развитие военного противоборства НАТО и ОВД.Возникла парадоксальная, не встречавшаяся в прошлом ситуация, которую иногда называли «ядерным тупиком», а ее суть определялась «взаимным ядерным сдерживанием».

Военная сила потеряла свою роль инструмента достижения конкретных политических и иных целей на международной арене. Она обрела новое качество - стала средством предотвращения агрессии со стороны потенциального противника.

Однако такое положение  дел сложилось лишь в центральном  звене биполярной системы - в отношениях государств противостоящих социальных систем. В тех же случаях, когда применение военной силы не грозило перерасти в обмен ядерными ударами, она сохранила свои прежние функции и использовалась не только участниками локальных конфликтов, но и сверхдержавами, прежде всего для того, чтобы не допустить расширения сферы влияния противоположной стороны или распространить собственное влияние на новые страны и регионы.   

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии международных отношений"