Шпаргалка по "Социологии международных отношений"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

1.МО как особый род общественных отношений
2.Предмет СМО.
3.Общая характеристика специальных методов и частных методик международно-политического анализа.
....
42. Особенности международных конфликтов современности.
43. Понятие и типы междунар. сотрудничества
44. Социологический подход к изучению МО.

Файлы: 1 файл

док №1.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Гомогенный или гетерогенный характер международной системы  выражает степень согласия, имеющегося у авторов относительно тех или  иных принципов (например, принципа политической легитимности) или ценностей (например, рыночной экономики, плюралистической демократии): чем больше такого согласия, тем более гомогенной является система. В свою очередь, чем более она гомогенна, тем больше в ней умеренности и стабильности. В гомогенной системе государства могут быть противниками, но не политическими врагами. Напротив, гетерогенная система, разрываемая ценностным и идеологическим антагонизмом, является хаотичной, нестабильной, конфликтной.

Еще одной структурной  характеристикой международной  системы считается ее “режим” - то есть совокупность регулирующих международные отношения формальных и неформальных принципов, норм, соглашений и процедур принятия решений. Ж.-П. Дерриеник называет шесть типов принуждений (то есть структурных характеристик) международных систем: 1)число авторов; 2) распределение силы между ними; 3) соотношение между конфликтом и сотрудничеством. Система может быть более конфликтной, чем кооперативной, или наоборот - более кооперативной, чем конфликтной. Если второй тип системы инстатуализируется, то она может трансформироваться в “организованную международную систему”, и тем самым оправдается гипотеза Арона о достижении “мира через закон”. С другой стороны, тип “иерархической системы” Каплана, где наиболее мощный актор навязывает пределы конфликтам, также может трансформироваться в организованную международную систему, оправдав на этот раз гипотезу Р. Арона о возможности добиться “мира через империю”; 4) возможности использования тех или иных средств (силы, обмена, или убеждения), допускаемых данной системой; 5) степень внешней централизации авторов, то есть влияния характера данной международной систему на их поведение (а), а также различие статусов между самими авторами (б).

М. Каплан рассматривает “правила” стабильности для биполярных и мультиполярных систем.

1. расширять свои возможности,  но лучше путем переговоров,  чем путем войны; 2. лучше воевать,  чем не суметь расширить свои  возможности; 3. лучше прекратить  войну, чем уничтожить великую  державу (ибо существуют оптимальные  размеры межгосударственного со- общества: так, европейские династические режимы считали, что их противодействие друг другу имеет естественные пределы); 4. сопротивляться любой коалиции или отдельной нации, пытающейся занять господствующее положение в системе; 5. противостоять любым попыткам того или иного национального государства “присоединиться к наднациональным международ- ным организационным принципам”, то есть распространению идеи о необходимости подчинения государств какой-либо высшей власти; 6. относиться ко всем великим державам как к приемлемым партнерам; позволять стране, потерпевшей поражение, войти в систему на правах приемлемого партнера или заменить ее путем усиления другого, ранее слабого государства.

 

 

 

41. Международный и межгосударственный конфликт.

особенности международного конфликта - особое политическое отношение двух или нескольких сторон - народов, государств или группы государств, - концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы. Международные конфликты, таким образом, являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов.

Международные конфликты  независимо от любых специфических  признаков, которые присущи каждому  из них, объективно порождаются как  особые конкретно-исторические политические отношения между странами или  группами стран в пределах определенного пространственно-временного континуума. Они воспроизводят непосредственно или в опосредованной форме, в том или ином виде отражая расстановку и соотношение сил на международной арене, состояние и развитие системы международных отношений и ее структуры на различных уровнях, а также другие, более или менее связанные с этим глобальные, региональные или двусторонние противоречия современного мира, сложные, постоянно развивающиеся условия в различных частях земного шара, множество конкретных ситуаций на различных уровнях международных отношений.

Международный конфликт как форма политических отношений  знаменует собой определенный разрыв, скачок в их развитии. Следовательно, международный конфликт, наряду с  деструктивной функцией создания международной  напряженности, несет в себе и нечто положительное, выполняя роль сигнализатора, свидетельствующего об изменении соотношения сил на международной арене, иначе говоря, выполняет коммуникативно-информационную функцию. Международный конфликт как бы доводит до сведения мирового сообщества необходимость пересмотра сложившейся системы отношений на двустороннем, региональном или глобальном уровне в рамках международного права, не уходя от возникшего противоречия, а, наоборот, решая его на ранних фазах развития конфликта.

Поскольку в основе международного конфликта лежит противоречие в интересах различных государств или их объединений, то функциональным предназначением конфликта является разрешение данного противоречия.

Специфика межгосударственных конфликтов определяется следующим:

* их субъектами выступают  государства или коалиции;

* в основе межгосударственных  конфликтов лежит столкновение  национально-государственных интересов  конфликтующих сторон;

* межгосударственный  конфликт является продолжением  политики государств-участников;

* современные межгосударственные  конфликты одновременно локально  и глобально влияют на международные  отношения;

* межгосударственный  конфликт сегодня несет опасность  массовой гибели людей в странах-участницах  и во всем мире.

Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного  конфликта является его взаимосвязь  с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных  вариантах:

* Переход внутриполитического конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между другими странами по поводу этого конфликта.

* Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте.

* Межгосударственный  конфликт может стать одной  из причин временного урегулирования внутриполитического конфликта.

 

 

42. Особенности международных конфликтов современности.

Основной проблемой  как раз и является определение  объекта конфликтных отношений. Выявление первопричины конфликта  чаще всего не приносит результатов.

Современные международные конфликты характеризуются сильно возросшим значением национально-этнической составляющей. Сегодня рассуждения о современных международных конфликтах невозможны без соотнесения их с этнополитической обстановкой в мире. По данным этнологов, в мире существует до 5 тысяч этнических групп, которые потенциально готовы заявить о своих правах на самоопределение и образование государства. Большая часть этих движений протекает в латентной и ненасильственной форме.

На современном этапе  внутренние международные конфликты стали основной проблемой мирового сообщества. Сегодня насчитывается 160 зон этнополитической напряженности, 80 из них присуща вся атрибутика неурегулированных конфликтов. Это обстоятельство позволило ввести в политологический оборот термин <эра национальных революций>. Ни ООН, ни другие международные организации, отдельные государства не могут похвастаться какими-то существенными успехами в предотвращении и урегулировании конфликтов. Нередко само миротворчество превращается в скрытое противоборство тех или иных государств, стремящихся использовать кризисную ситуацию для завоевания или усиления своих геополитических позиций. При таком подходе возникает вопрос о зависимости урегулирования конфликта от заинтересованности в этом остального мирового сообщества. Тем более что набирающий рост процесс глобализации превратил проблему локальных конфликтов в проблему обеспечения международной безопасности.

Анализ некоторых международных  конфликтов современности показывает всю многослойность данного социального феномена. В большинстве случаев легко узнаваемая национально-религиозная окраска столкновения интересов в действительности лишь производная от первопричины. Этнический и религиозный факторы в качестве источника конфликта используются в силу наибольшей трудноурегулированности подобных разногласий.

Наиболее применимым до настоящего времени способом разрешения конфликта являются прямые и косвенные насильственные действия. Забота о безопасности человечества и всеобщей безопасности позволяет сегодня нарушать принцип суверенитета государства, при помощи военных действий обеспечивать <порядок>. То есть, в конечном счете, не способствует поиску компромисса, а устанавливает свою, политически и экономически выверенную безопасность. Стабильность мирового сообщества, как характеристика международной безопасности, в данном случае вызывает закономерный скептицизм.

Проблематикой международных  конфликтов озабочены практически  все международные институты  и организации, поскольку региональные войны и столкновения выносятся на международную арену, вовлекая новых участников, создавая угрозу международной безопасности. Безопасность отдельно взятого государства определяется через взаимоотношения и безопасность соседних, то есть достижение безопасности в одной стране невозможно без обеспечения безопасности всей структуры мирового сообщества. Однако, как показывает практика, исходя из анализа конфликтов, распространено заблуждение, суть которого в отождествлении понятия <международная безопасность> с бесконфликтным существованием

Стремление ряда государств к созданию надежных механизмов обеспечения  европейской и глобальной безопасности выразилось в образовании международных форумов: Организации Объединенных Наций, Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а также в создании ряда региональных военно-политических организаций. Следует отметить, что образование новых источников конфликтов не сопровождается усилением инструментов для их разрешения. Вместо этого наблюдается кризис институтов обеспечения безопасности. ООН и ОБСЕ не обладают действенными механизмами урегулирования военных кризисов в связи с отсутствием у них собственных средств оперативного силового воздействия на явления социально- политической напряженности, сопровождающиеся вооруженной борьбой.

Следует сделать ряд выводов, характеризующих конфликты современного мироустройства:

-         повышение конфликтности современной  мировой системы произошло в  силу стирания границ внешней  и внутренней политики, усиления  взаимозависимости государств, расползания  региональных, локальных конфликтов;

-         основная масса конфликтов сегодня  обосновываются, легитимизируются  при помощи принципа национального  самоопределения. 

-         особое значение приобрел такой  феномен, как национальный экстремизм, то есть приверженность к крайним взглядам, идеям и мерам, направленным на достижение своих целей радикально ориентированным социальным институтам, а также малым группам;

-         в мировой конфликтологии появился  такой новый термин как <этнический (или национальный) терроризм>;

-         в силу того, что конфликты  нового поколения основываются  на непримиримых противоречиях,  как правило, религиозного толка,  это конфликты типа <схватка>, где консенсус невозможен. Должен  быть один победитель. А потому  теория урегулирования конфликтов не всегда себя оправдывает, настоящие институты и законодательство уже не в полной мере отвечают вызовам современности;

-         мировая конфликтология не располагает  достаточным количеством методов  прогнозирования конфликтов и  эффективных способов их предупреждения.

 

 

43. Понятие и типы междунар. сотрудничества

Международное сотрудничество покрывает очень разные сферы деятельности:

- улучшение здравоохранения

- улучшение образования

- улучшение условий  окружающей среды

- сокращение социально-экономического неравенства

- антитеррористическая  деятельность

Сотрудничество и конфликт издавна находятся в центре полемики между двумя основными направлениями  этой теории - "либеральным" и "реалистическим". Преобладание либерализма в 20-е годы сменяется в середине 30-х триумфом теории политического реализма, продолжавшимся вплоть до 70-х годов, когда его позиции были серьезно поколеблены. Все же можно сказать, что изучение проблемы сотрудничества носило как бы вторичный, периферийный характер по отношению к проблеме конфликта. Исследования этой проблемы носили в основном разрозненный характер и касались главным образом военно-политических союзов и (начиная с 60-х годов) экономической помощи слаборазвитым странам. Постепенно на передний план выступает изучение интеграционных процессов, которые при всей их значимости рассматривались лишь как один из типов межгосударственного сотрудничества.

Положение начинает меняться с 80-х годов, когда изучение проблемы межгосударственного сотрудничества приобретает относительно самостоятельный характер. Внимание ученых привлекают такие "малозначащие" с позиций прошлых лет вопросы, как внутренние причины сотрудничества, стимулирующая или препятствующая роль международной среды в его развитии, пути, ведущие к сотрудничеству, его причины и следствия, его формы и типы. Характерным для нового этапа в исследовании межгосударственного сотрудничества (90-е годы) стало его осмысление как одной из сторон переговоров (другая сторона представлена в виде конфликта), в то время как в 80-е годы оно едва ли не отождествлялось с режимами.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии международных отношений"