Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Международным отношениям"

Файлы: 1 файл

теория мо.docx

— 118.79 Кб (Скачать файл)

1.Понятие  МО

В науке  до сих пор существует целый ряд  дефиниций в отношении дан.понятия. состоит из 3 частей – отношения  – процесс взаимодействия между  субъектами, кот. Состоит еще Из 2 корня – явл.элементами разных народов. Франц. Исследователи уточняют, что смысл слова между – между полит.единицами. но нельзя сводить все междун.отношения только к межгосударственными, что является неправомерным.Мир.политика- активн.побужд.фактор, но нельзя ее сводить к мо. Специфика мо: 1. предметом науки – междунар.жизнь, этот процесс многоплановый,многослойный и т.д. необходимы времен.рамки.2. нет центр.власти и управления. 3. нет полного доступа к объективн.инфе,особенно в обл.стратегии, приоритет –финанс.олигархии. 4. важный фактор  глобализ. – дезинтеграция- очень трудно применить системный принцип. 5 события происходят одновременно, случайн.события оказывают существен.роль. понятие мо – это особый род отношений, связанных с уровнем развития стран, с их местом и ролью в мрт, с одн.стороны, и конкретными отношениями, выходящими за пределы одн.страны.

2. Концепция реализма  в теории международных   отношений.

   Концепция полит.реализма была  основана на взглядах Т. Гоббса - с момента появления человека  на свет, он находится во враждебной  окружающей среде. Гоббс перенес  образ человека на гос-во –  самых важных субъектов МО. Качеств.  отличием МО от процессов внутри  гос-ва является отсутствие высшего  арбитра, результат – состояние  анархии. Естеств. состояние природы  – состояние войны. Классиком  реализма считается Г. Моргентау.  Ганс Моргентау является основателем  теории политического реализма  в МО. Его книги по праву  стали классикой в ТМО. Моргентау  и его последователи – неоконсерваторы  -  подчеркивают, что главными  составл. Хара-ками гос-ва должны  быть: безопасность; территор. целостность;  суверенитет; национ. интересы; геополитика  этими понятиями реализм обогатил  ТМО. Последователи реализма указывают,  что под углом безопасности  следует выделять военный аспект  – гос-во должно постоянно  наращивать военную мощь, так  как соперники у гос-ва всегда  присутствуют. Осн. черта – гонка  вооружений. Нравственные критерии  должны быть отброшены. Руководствуясь  принципом реализма, гос-ва должны  смотреть как на поведение  других государств, так и на  себя. Реалисты признают, что их  теория – это воплощение цинизма,  но такова жизнь, таковы законы  природы, которым подчиняются  и МО.

3. Предмет, место  и объект международных  отношений.

Предмет мо – определен как междисциплинарное  изучение трансформации деятельности социальных общностей и систем на международной арене. Тмо является синтезирующей наукой, опирающейся  на выводы и исследователей 3 осн.направлений  – полит,эконом, правов отношений. 1 полит – обращение на проблемы соотношения сил, гонки вооружений, внутр.и внешн.конфликты. 2-экон-выходит  на передний план – пробл. Бедности и нищеты, голод, экологич.катастрофы, место МВФ и вб.  3- гражданские  права и свободы, права человека и т.д. цель мо – создать наиболее выгодные условия функционирования и развития самих субъектов. В  объект и сферы тмо должны входить  значения и роли для всех стран  ряд факторов – географ, этнич, полит.правов, историч,идр. - изучение закономерностей взаимодействия этих факторов,определение веса и роли этих госв.

4. Виды и формы  международных отношений.

Виды  мо рассматриваются либо на основе сфер общественной жизни (и, соответственно, содержания отношений) — экономические, политические, военно-стратегические, культурные, идеологические отношения— либо на основе взаимодействующих участников — межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями.В зависимости от степени развития и интенсивности тех или иных видов мо, выделяют их различные (высокий, низкий, или средний) уровни. Однако более плодотворным представляется определение уровней мо на основе геополитического критерия: с этой точки зрения выделяются глобальный (или общепланетарный), региональные (европейский, азиатский и т.п.), субрегиональные (например, страны Карибского бассейна) уровни международного взаимодействия.Формы МО: дипломатические отношения, торгово-экономические отношения.На основании соотношения интересов участников мо выделяют формы взаимоотношения: противостояние; сотрудничество; приспособления государств, основанные соответственно на отличии, совпадении и согласовании интересов.Наконец, с точки зрения степени напряженности, можно говорить о различных состояниях мо: это, например, состояния стабильности и нестабильности; доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.

5.Понятие  «внешняя политика».

Понятие ВП – политика регулирования отношений  между гос-вами и др.субъектами на междун.арене. Внешняя должна иметь силовой характер и быть нацелена на приобретение сфер влияния на международной арене; она выражает национальные интересы, поскольку связана с жизненной человеческой природой, географическими, социально-историческими и культурными традициями. Определение линии поведения на международной арене принадлежит государству.Понятие «вп» напрямую связано только с деятельностью гос-ва. Только у этого субъекта есть и должна быть политика, у всех других – деятельность. Нельзя сказать «ВП Буша».В силу возросшей необходимости сообща управлять сложнейшими проблемами, внешняя политика становится функцией не только МИДа, но и большинства других государственных структур (министерства обороны, социальных служби т.д.). ВП опирается на экономический, культурный, политический, военный, научно-технический, демографический потенциал государства. Внешняя политика и внутренняя политика взаомисвязаны: от ВП во многом зависит благополучие как всего общества, так и его отдельных индивидо.В основе ВП любого государства лежит обеспечение своей безопасности. Одно из направлений решения этой задачи – избавление от стереотипов и догм, особенно в отношении образа врага. В последнее время широкую известность получила «теория образа». Суть: надо отбросить, как «наивное», мнение о том, что люди в своих действиях, а государство в своей политике реагируют на объективный внешний мир. На самом деле мы реагируем не на внешний мир, а на его «образ», который создается в нашем воображении. Образ может быть ложным, неадекватным объекту. Неверные «образы» могут лежать в основе конфликтности между государствами.

6. Понятие интеграции  в МО.

Полит.интеграция и научн. – не совпадают.т.к. политики действуют в рамках существ.правил и текущ.проблем. научное видение  – задается вопросом – каковы условия, механизмы, рамки и.т.д. Киссенджер в  своей книге дипломатия – выделил, что политик всегда рискует, ограничен  во времени, действует исходя из оценок. Политик окружает себя аналитиками, кот.делают вывод исходя из точки  зрения политика – субъект.картина. разные полит. Силы, субъекты вкладывают в понятия свои смыслы. Понятие  интреграция – длит, осозн., добровольный процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания воен-полит и финан.систем. основа процесса – самостоятельность  субъектов. Осн. Цель – поис и наращивание  форм и методов сотрудничества. Только сочетание полит. И эконом. Усилий дают результат. Феномен интеграции хорошо изучен  направлениях-модернизме и функ-лизме. Усл. Интеграции – 1. длит.процесс  самост. Полит.и эконом. Развития –  т.к. вступая в интегр.придется отдать в пользу ее-отказаться от части  суверенитета.2. субъекты должны демонстрировать  эффективность решения проблем.3. страны должны быть высокоразвиты. 4. интеграция должны проходить, когда экономика  на подъеме.5. высокая полит.культура и воля рук-ва. Интеграция не начинается с деклараций, а с маленьких  предпосылок.

7. Категории интереса  в области внешней  политики.

Интерес – отношение определенных ценностей  к опред. Потребностям. Есть потребность-есть интерес.  Заложено понятие впервые  в англ школе. Пальмерстон – есть постоянные интересы. Англ дипломатия – возможность балансирования в  мире. В соврем усл. Есть дискуссия  – явл. Ли национ интерес=гос.интересу…  например  - национ.интересы в афганистане  – показывает.. что противоречит национ.интересам. градация интересов  – 1. существенные=жизненноважные интересы – субъект готов отдать жизнь  за защиты интересов – суверенитет, независимость, тер.целостность. 2. интересы сосуществования – требуют усилий собств.субъекта по укреплению своего потенциала, а если не хватает –  вступает в дог-ры. 3. функцион.интересы-интересы, кот.решаются каждый день – эконом.,полит,поездки, визиты и т.д. 

8. Особенности государства  как субъекта МО.

До середины ХХ в. мировая политика строилась  с учетом государственно-центристской модели МО. Их главным субъектом выступали государства. Подобная схема МО была заложена Вестфальским миром (1648 г.), который подвел итог тридцатилетней войны в Европе и определил границы между государствами. Договор стал признанием того, что споры невозможно решать только военным путем. Современная мировая политика учитывает тот факт, что в настоящее время в мире существует более 190 гос-в. Но геополитики прогнозируют, что процессы этнического сепаратизма могут привести к созданию примерно 400 гос-в. У гос-ва есть ряд преимуществ перед другими субъектами. Оно обладает в принципе полнотой и универсальностью политической власти, материальными возможностями. В его руках сосредоточены экономический и научно-технический потенциал, военная мощь и иные рычаги воздействия. Гос-ва отличаются друг от друга разными параметрами: размерами, возрастом (исторические и новые гос-ва), численностью населения, эконом потенциалом, степенью полит влияния.По эконом критерию выделяют три группы:первая группа стран-богатые гос-ва, под которыми понимают индустриально развитые державы с рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. Это, прежде всего, страны "Большой 7": Великобритания, Канада, Италия, Франция, ФРГ, США, Япония. К числу богатых относят и крупнейших экспортеров нефти Персидского залива - Бахрейн, Катар, Кувейт и др. Во вторую группу объединяют новые индустриальные страны, сделавшие в 70-80-х гг. резкий рывок в своем эк. развитии, но пока не сумевшие догнать по уровню жизни государства первой группы: Индию, Китай, так называемых, "азиатских тигров" (Малайзия, Сингапур, Южная Корея), страны ЛА(Бразилия, Мексика). Сюда включаются и бывшие социалистические страны Восточной Европы. К третьей группе относят бедные страны ЛА, Африки, ряд бывших республик СССР.     Политическое влияние стран на международной арене в значительной степени определяется их экономической и военной мощью. В современном мире именно функционирование экономики непосредственно определяет как международный статус гос-ва, так и боеготовность его вооруженных сил. Применительно к странам, обладающим сильным военным и экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием, используется термин "держава". При этом в мировом сообществе выделяют собственно сверхдержавы и великие державы. Начиная с 1945 г. и на протяжении последующих четырех десятилетий СССР вместе с США определялись как две сверхдержавы. Сверхдержаву от других стран отличают 2 критерия:способность влиять на развитие всех других стран, невозможность для любой коалиции нанести поражение одной сверхдержаве, если эту коалицию не поддержит другая сверхдержава. Равновесие в международной среде, осуществляемое по схеме противостояния двух государств и поддерживающих их коалиций стран, определяется как биполярная модель мира. После распада СССР сложилась однополюсная модель мо с единственной сверхдержавой - США. Политологи, хотя и прогнозируют возможность в будущем многополярности и появления других держав, равных по своей мощи США, все же вынуждены признать, что в настоящее время США обладают всеобъемлющим превосходством. К великим державам, согласно Г. Моргентау, относят страны, обладающие военной мощью и способностью отстоять свою независимость экономическим потенциалом и дипломатическим влиянием. Как правило, к великим относят страны, обладающие ядерным оружием и современными средствами их доставки, а также являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, Россия, США, Франция). По экономическому и политическому влиянию к великим относят Германию и Японию. Что касается России, то, несмотря на кризисное состояние экономики, обладание ядерным оружием, контроль над значительной частью мировых стратегических ресурсов, огромная территория (одна шестая всей территории мира) и геополитическое положение позволили ей сохранить статус важнейшего элемента мирового политического и экономического порядка.      Ключевую роль на региональном пространстве играют средние державы, например Индия в Юго-Восточной Азии, Мексика в Центральной Америке, Турция, пытающаяся закрепить свое влияние в новых государствах Средней Азии.     Различают также малые и микрогосударства. Их отличает небольшое количество населения (1-2 млн человек) и невозможность самостоятельно защитить свой суверенитет. Межгосударственные отношения строятся, прежде всего, на принципах суверенитета, который означает, что данный субъект не признает в отношении самого себя никакой высшей власти, кроме собственной, никаких обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств. доктрина «ограниченного суверенитета» сформулирована западными политиками-описание внешней политики СССР эпохи правления Брежнева. Доктрина заключалась в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Варшавского договора для того, чтобы предотвратить выход страны из ОВД. Игнорирование национального суверенитета и интересов государства на современном этапе может вызвать напряженность в межгосударственных отношениях.

9. Проблемы определения  сущности МО.

В последние  десятилетия международная жизнь  значительно усложнилась и одновременно приобрела необычайно динамичный характер. Резко усилилось ее воздействие  на внутреннее развитие любой страны. Состояние МО, характерной чертой которых является рост взаимосвязи  и взаимозависимости в мире, стало  играть важную роль в решении ключевых, основополагающих проблем, стоящих  перед человечеством, особенно т.н. глобальных проблем. МО - это не только политика и экономика. Они проявляются  и в таких областях человеческой жизнедеятельности, как право, геополитика,философия, история, культура,геостратегия, религия. Кроме того, МО нельзя ограничивать рамками межгосударственных отношений, ибо они осуществляются не только на гос. уровне. Все более значительная часть полит, эк, торговых, научных, культ и иных связей государств с  внешним миром приходится на неправительственные  организации, экономические объединения  и предприятия, международные ассоциации и институты, партии. Главным действующим лицом МО является государство. Основные формы его деятельности — дипломатия и стратегия. В то же время в последнее время набирают популярность идеи транснационалистов, считающих, что в современных условиях роль государства падает, при этом роль других акторов (ТНК, международные правительственные и неправительственные организации) возрастает. Государственная политика существует в двух измерениях — внутреннем (внутренняя политика, являющаяся предметом политологии) и внешнем (внешняя политика, являющаяся предметом международных отношений). Специфика МО заключается в том, что: 1.Действие международных закономерностей касается не отдельных регионов, а всей мировой системы в целом. МО охватывают все континенты, все народы, все организации, все страны, даже личности.  2.В МО нет центрального ядра власти и управления.Отсутствует един властн центр + наличие множества равноправных и суверенных центров принятия полит решений =МО характеризуются анархизмом. У государств свои интересы. Основа всех международных действий государств коренится в их нац интересах (прежде всего, стремлении государств обеспечить безопасность, суверенитет и выживание).3. В современных МО несмотря на глобализацию, присутствует много дезинтеграционных процессов (даже ЕС, который считается интеграционной моделью, т.к. интересы элит не совпадают). Поэтому системный принцип анализа отсутствует (у каждого аналитика свой взгляд, своя оценка). Стихийный характер международного политического процесса, для которого характерно наличие множества тенденций и мнений, что обусловлено наличием множества субъектов международных отношений.из него вытекает 4. Усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров.5.Главное значение для регулирования международных отношений имеют не законы, а соглашения и договоры о сотрудничестве.

10. Понятие системы  МО.

В ТМО  нет более сложной проблемы, чем  выявление сущности системы. Система – совокупность всех субъектов МО и всех видов МО, кот. Охватывают всех людей, живущих в разных странах.Вся система требует понятия подсистема. Она делится по регион. Принципу – 1.африка(ЮАР)2.Ближний восток(Иран, Турция, СА)3. Система постсоветс.прост-ва(РФ)4.Лат.Америка(Бразилия).5.ЮВА 6.ЕС. на чем основывается – общая история, территория, культура, язык, цивилиз.подход, проблемы. Дальнейшее развитие системы будет основываться на подсистеме, где 1-2 гос-ва будет определятся из политикой. Современные МО характеризуются такими свойствами, как многомерность, сложность, динамизм, статичность и управляемость. Многомерность предопределена разнообразием круга субъектов и уровнем отношений, количеством процессов, проблем, целями, субъективными взглядами элиты. Сложность обусловливается большим числом параметров, интеграционными процессами, вариантами принятия решений, динамизмом. Основными акторами мо являются субъекты, которые представляют собой и внутренние системы. В отличие от них в системе мо нет единой политической линии, поскольку каждый из субъектов обладает суверенитетом. Полиархичность международной сферы создает множество проблем, которые могут разрешаться с использованием вышеизложенных средств, но могут приводить и к столкновениям, особенно в современную эпоху, но уже в рамках отдельных стран.

11.Принципы  стратегии в теории  МО

Он подчиняется  системному принципу, но этот имеет  временные рамки – действует  такое понятие как стратегия. Стратегия – поведение гос-в  на опред. Отрезке времени. Всегда время!! Принцип стратегии всегда определяет поведение гос-ва.наприм. рб – сохранение суверенитета, благосостояние населения, повышение потенциала – интеллект. И т.д.Принцип стратегии касается всех проблем текущей внешней политики, он несет в себе познавательную функцию. При помощи этого принципа исследуются интересы государства на конкретном отрезке времени и приоритеты - первоочередные и второстепенные. Кроме познавательной, данный принцип выполняет и дидактическую функцию, т. е. вскрывает закономерности развития системы отношений. При его помощи можно определять концепцию внешней политики государства, формы и методы переговорного процесса. В целом стратегический принцип применяется по ходу проведения политики, раскрывает способы реализации дипломатии, анализирует события, а также оперирует такими понятиями, как цели, задачи и средства внешней политики. Например, каковы цели и задачи внешней политики РБ на современном этапе и в перспективе?В теоретических подходах некоторых исследователей прослеживается мысль, что основными целями страны в области вп могли бы быть следующие: укрепление международных позиций, отвечающих интересам Беларуси как среднеевропейского государства; создание внешнеполитических условий для повышения благосостояния граждан страны, развития ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала; В качестве примера действия стратегического принципа можно привести ситуацию с концептуальным видением мо в рамках СНГ.В концепциях вп стран СНГ отношения друг с другом остаются как бы на втором плане, хотя заверений о дружбе и сотрудничестве произносится много. На самом деле все проводится по принципу «случайных связей» и «случайных решений», хотя и прошло более 10 лет.

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"