Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Международным отношениям"

Файлы: 1 файл

теория мо.docx

— 118.79 Кб (Скачать файл)

12. Качества и свойства  МО

Надо  отметить, что современные мо характеризуются  такими качествами, как многомерность, сложность, динамизм, статичность и  управляемость. Многомерность предопределена резким кол-вом субъектов, опред. Уровень отношениц – контакт, связи и т.д., многомерность процессов – интергр, и дезинтегр. Субъективность принятия решений. Сложность- параметр отношений. Разнообразие видов мо – энергетика, туризм и т.д., варианты принятия решений – от личн. До государст. Динамизм как качество связанос тем, что разн.субъекты находятся на разных уровнях развития – 1-решают проблемы развития,2-деградируют. Статичность – решения, принимаемые спекулятивно, накапливаются в рамках статус-кво, невидимый процесс перехода из колич.в качеств. Она незаметна.Управляемость – проблема в том, что мо- осознанная деятельность субъектов, они могут управлять процессами- стихийн или организац. Хар-р. Зависимые и независимые переменные. независимые – 1субъекты мо – всегда есть,2 структуры мо – коалиции, союзы, блоки, интеграц.связи,3среда мо-кажд.гос-во обладает опред.территорией, потенциалом. Зависимые – 1.роль субъектов в мо – 16в. Исп.порт.,17в-голланд,потом англ до 1мв – потом герм, потом СССР и США.

13.Исторические  типы  системы  МО

В течение  нескольких столетий система развивалась  и менялась. Каждая подсистема внесла свой вклад в развитие МО. Первой в истории мо была Вестфальская система (1648-1815).-внесла огромный вклад в дальнейшее системно-образующее развитие мо:были зафиксированы не только конкретные территориальные и политико-правовые договоренности, подведшие итоги почти векового конфессионального противоречия в Европе и приведшие к новой расстановке сил на континенте. выработан был принцип суверенитета Второй системой мо-Венская система (1815-1856). Она попыталась подвести черту под эпохой, начатой ВФРБ и наполеоновскими войнами. С этой целью был выдвинут принцип «легитимизма». Европа должна была при перераспределении земель и изменении территориальных границ оставлять в нерушимом виде то, что «законно» существовало до 1792 г.. Говоря о влиянии Венской системы на развитие мо, нельзя не упомянуть о ее воздействии на дипломатию, которая окончательно утвердилась в качестве основного средства решения проблем. Венский регламент был дополнен в 1818 г. на Аахенском конгрессе положением относительно дипломатических агентов и почти 150 лет прослужил основой для формирования более многосторонних отношений.Третьей системой мо-Крымская или Восточная (1856-1918). Первой ее характерно^ чертой было – появление нов. Гос-в – япония, италия, германия. Создание блоковой системы мо.возникла впервые схватка за передел мира. резкое ослабление позиций России. Следующей системой- Версальско-Вашингтонская (1918-1939). Особенность ее состоит в том, что в мировой политике и экономике произошли огромнейшие изменения, которые оказали противоречивое влияние на развитие мо. В конце 20-х гг.ХХ в. в западных странах были предприняты попытки («пакт Бриана - Келлога») создать политические механизмы мирного решения споров, урегулирования конфликтов при помощи Лиги Наций, ограничить гонку вооружений. Подобные шаги предпринимались впервые в истории международных отношений и имели вес в том плане, что к ним присоединились США.Особенность мировой политики в годы войны состояла в том, что были найдены механизмы сотрудничества двух сил - Запада и СССР против третьей. Пятой системой мо-Ялтинско-Потсдамская, которую позже стали называть биполярной (1945-1991). Была создана Организация Объединенных Наций, наказаны главные военные преступники, решен вопрос о заключении мирных договоров с Италией, Финляндией, Румынией, Болгарией и Венгрией ,что имело важные последствия на уровне анализа для ТМО. Согласие между победителями продолжалось недолго. Началась «хв.повляение ядерного и термоядерн.оружия, выход на авансцену более 100 новых гос-в.

14.Концептуальные  категории  теории  Мо

Научность международных отношений предполагает использование целого ряда категорий, при помощи которых можно конкретно  изучать предмет.1. Концептуальные категории. – основн.теоретич. категории, кот. Должны реализовываться на практике. К ним относятся: «концепция», «доктрина», «стратегия, тактика», «приоритеты», «война и мир» и др. Рассмотрим некоторые из них. Чтобы разобраться в категории «концепция»- система взглядов, оценок и установок, опред. Содержание ВП. Доктрина – более узкое понятие, изучает отдельно узкую проблему, стоящая перед гос-вом. Стратегия и тактика – используются на определ.,обычно 5-летнем этапе внешней политики гос-ва.

15.Проблемы  формирования современной  системы МО

В изучении системы мо существовало и существует несколько общих теоретических  способов их интерпретирования: сортировка и сверка фактов, предложение вероятных  объяснений и генерирование теорий. Такие направления (теории, парадигмы) часто рассматриваются как конкурирующие, но иногда и как взаимодополняющие. По мнению ряда американских исследователей, существует три основных направления, по которым можно определить наличие  полемики в рамках изучения системы  мо и классифицировать различные  направления ее формирования: методология, эпистемология и онтология. Сегодня  перед исследователем встает ряд  вопросов, на которые пока нет ответа: на каких принципах система формируется  и формируется ли она вообще, соответствует  ли она интересам субъектов, в  данном случае Беларуси? Будут ли реализованы  надежды на союз, партнерство, демократизацию, рост сотрудничества субъектов друг с другом или это только наивный  романтизм? Наконец, какая система  создается: монополярная или мультиполярная? Это очень непростые вопросы. События 11 сентября 2001 г. показали, что  это явное заблуждение. Формирование системы мо на обозримое будущее  волнует всех. И наиболее продуктивным подходом здесь может быть только синтез, взаимное обогащение и адаптация  оценок, стратегий, программ и проектов, отвечающих интересам всего сообщества, которые выдвигаются странами, научными школами, представителями многих национальных культур и религий. После прекращения  существования биполярного мира, в котором магистральные тенденции  развития определял характер взаимодействий СССР и США, мировое сообщество оказалось  перед лицом качественно новых  проблем, эффективное решение которых  традиционными, в основном силовыми методами уже невозможно. Вернее, их можно решить, но только в рамках очень краткого времени. Но затем  следует расплата: проблема из односторонней  превращается в многомерную. Следование краткосрочным, эгоистическим курсом, который считают самым надежным средством ведения дел на мировой  арене, привело к обострению глобальных проблем, требующих в настоящее  время пристального внимания мирового сообщества. Не случайно американский исследователь 3. Б'жезинский в одной  из своих работ отмечает, что «опасность заключается не только в бесконтрольных изменениях, имеющих непредсказуемые  последствия, но и в растущем разрыве  в том, что касается условий жизни  человека, между обществами, в которых  эти потенциальные возможности  будут реализовываться в широком  масштабе, и обществами, испытывающими  нехватку средств для их осуществления». Наиболее полная характеристика проблемы формирования новой системы содержится в работах американских теоретиков мо Кохэна и Ная. Они отмечают, что  взаимозависимость в современном  мире создает классические трудности  для политической стратегии, поскольку  очевидно, что действия одних субъектов  мо оборачиваются издержками для  других. Но с точки зрения формирования системы в целом проблема сводится к разработке и соблюдению взаимовыгодных форм сотрудничества перед лицом  усилий некоторых правительств (и  «неправительственных» участников мо), которые направлены на манипулирование  процессом в собственных интересах. То обстоятельство, что исследователи  переместили акцент с взаимозависимости  субъектов на тенденции глобализации мо, обусловливается, на наш взгляд, ростом влияния факторов, без учета  которых практически ничего нельзя сказать о новой системе. Благодаря  тому что сегодня пространство и  время сжимаются, а границы между  странами исчезают, люди вступают в  более глубокие, интенсивные и  непосредственные связйХчем когда-либо ранее. В качестве еще одной проблемы глобализации мо необходимо отметить рост природных и технотронных катастроф, угрожающих выживанию цивилизации  и препятствующих переходу государств к устойчивому развитию. Различные  тенденции глобализации мировой  политики и экономики развиваются  неодинаковыми темпами и как  результат - ослабление роли государства  в регулировании различных аспектов внешней политики, ослабление единства общества, рост насилия и конфликтных  ситуаций. основная трудность формирования новой системы упирается в  природу самого человека. 4 фазы эволюции – 1рождение, 2рост системы, 3равновесие, стабильность и устойчивость,4 старение и смерт

16. Принципы  прогностики  в МО.

Принцип прогностики – прогнозирование  должного поведения гос-ва. В прогнозировании имеются такие направления, как презентистское (будущее мо такое же, как и настоящее, никаких изменений не предвидится); агностическое (ничего нельзя сказать о будущих отношениях); нигилистическое (будущее мо мрачное, почти апокалипсис); провиденциалистское (будущее отношений могут определить только пророки, гадалки); фантастическое (эти отношения будут ошеломляющими - прилет инопланетян и т. д.) Российский исследователь П. Цыганков отмечает, что в мо существуют простые и сложные прогностические методы. К первой группе могут быть отнесены аналогия, простая экстраполяция, метод Дельфи, построение сценариев. Ко второй - анализ постоянных и переменных величин, моделирование, хронологический, спектральный анализ, компьютерная симуляция и др. Например, метод Дельфи предполагает обсуждение проблемы несколькими экспертами независимо друг от друга. Заказчик проводит их обобщение и систематизацию, обращая внимание как на сходство позиции, так и на их различия. Сценарный метод состоит в построении неких идеальных моделей, вероятного развития событий, и на основе анализа выдвигаются гипотезы поведения субъектов. Метод моделирования связан с построением искусственных, воображаемых моделей, ситуаций, которые могут опираться на уже известные события и факты. Сценарии играют немалую роль в оценке поведения субъектов.

17.Системный  принцип в теории  МО, его функции.

системный принцип является определяющим в  ТМОй. Он позволяет определить, кем является в дан.момент субъект. Принцип рассматривает объект в единстве его анализа и синтеза. Эту работу можно успешно выполнить лишь путем вычленения и специального рассмотрения основных аспектов. еще в XX в. была высказана верная мысль о том, что системный принцип позволяет выявить определенный вектор развития мо. Но сегодня некоторые аналитики не соглашаются с ней. Прежде всего отрицается значение истории для ТМО, и считается, что во все времена присутствовала «концепция баланса сил». Систем.принцип реализуется с помощью ф-ий – операций. 1. эмпирическая ф-ия – фактура, накопление фактов. 2. инструментальная – знание языка, владение инфой – факты, слухи, сплетни, анекдоты ит.д. 3. синтез. системный принцип представляет субъект как сложную структуру входных и выходных сигналов, определенную способность запоминания, адоптации и конкретизации образа объекта.

18. Концепция внешней  политики РБ.(некоторые  аспекты)

В новой  редакции Конституции,принятой в 1996 году, проблемам внешней политики посвящена  статья 18:РБ в своей вп исходит из принципов:• равенства государств,• неприменения силы или угрозы силой,• нерушимости границ,• мирного урегулирования споров,• невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.РБ ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным. Концепция нац без РБ представляет собой систему взглядов относительно направлений, средств и способов защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.Кнб одержит методологическую основу построения системы обеспечения нб РБ В принятой в марте 1994 года. Основная посылка концепции: вп Беларуси должна отвечать коренным интересам ее народа, в первую очередь задачам возрождения и развития государства, сохранения суверенитета, независимости и территориальной целостности страны, укрепления ее безопасности во всех измерениях (экономической, политической, социальной, военной, культурологической). Необходимы усилия по развитию Беларуси как демократического государства, имея в виду, что переход к демократии и рыночным отношениям будет очень долгим и болезненным, а сами эти структуры будут отвечать нашим реалиям, а не скопированы с чужих. Что касается четко сформулированных долгосрочных и текущих целей государства, то такие цели уже определены. Вп РБ должна быть нацелена на: поддержание всеобщего мира и укрепление международной безопасности; активное развитие многостороннего международного политического, социально-экономического и гуманитарного сотрудничества; повышение международного авторитета белорусского государства как надежного и выгодного партнера в системе мэо, усиление его влияния на ход мировых процессов. Республика Беларусь, основываясь на строгом соблюдении норм международного права, закрепленных в Уставе ООН выше многовекторности внешней политики;1) вектор Россия,2)Ес, к слову (В современных условиях, когда Польша стала членом НАТО,а Беларусь подписала Договор о Союзе с Россией, геополитическая ситуация изменилась. нельзя исключить, что НАТО будет играть ключевую роль в конструировании каркаса системы европейской безопасности, в ее военном измерении, поскольку другие сопряженные организации (ОБСЕ, ЕС, ЗЕС) не имеют влиятельных и дееспособных военных компонентов...» Поэтому желательно было бы подписывать с НАТО основополагающий документ, как это сделали в свое время Россия и Украина.)3) вектор. Это широкий выбор стран, находящихся на одинаковом с нами индустриальном пути развития. Но борьба за рынки сбыта в Китае, Индии, Бразилии, Египте, ЮАР, Индонезии, Мексике и др. предстоит серьезная с учетом того, что ТНК переносят туда технологии, и не только грязные, имея в виду дешевую рабочую силу и одновременно сбыт своей продукции.4) Четвертым вектором вп Беларуси являются международные организации, как межправительственные, так и неправительственные. В политическом плане ЮНЕСКО выступает в роли трибуны для пропаганды достижений белорусской науки, культуры. Завершая проблему концепции вп рб необходимо отметить, что только МИД страны является проводником и главным координатором всей международной политики Беларуси. В противном случае механизмов выработки решений не будет вообще, будут преобладать стихийность и неопределенность.

19. Концепции марксизма  в теории МО

В конце 80-х – нач. 90-ых гг. 20 в. Марксизм испытывает кризис, связанный с крахом социалист. режимов с СССР и др. странах. Тем  не менее он остается одним из направлений  ТМО. Концепция истории как последовательной смены общественно-эконом. формаций, в основе кот. лежал тот или  иной способ произ-ва, была разработана  К. Марксом и Ф. Энгельсом По их мнению, способы произ-ва, в основе кот. лежало отношение к собственности  на ср-ва произ-ва, с возникновением классов по-разному влияли на поведение  государств на международной арене. Государство является инструментом реализации интересов господствующего  класса, в том числе и в сфере  внешней политики. Благодаря теории марксизма, в теорию международных  отношений были введены такие  понятия, как мировая политика, мировая  экономика, милитаризм, война, революция, мирное сосуществование. Некоторые  аналитики международных отношений  отмечают, что марксизм в отношении  войны созвучен реализму. Но Гоббс  объяснил войну природой человека, а марксисты – частной собственностью. Они считали, что, как только она  исчезнет, исчезнет и основа для  конфликтов и войн. Российские исследователи  в зависимости от принадлежности государств к той или иной общественно-экономической  формации дали характеристику международных  отношений 5 типов:Отношения между  капит. государствами; Отношения между капиталист. и социалист.  странами;отношения капитал. Гос-тв со странами докапитал. типа; отношения социал. стран с гос-вами, находящимися на докапитал. стадии развития;отношения между социал. государствами.Это было только версии, на самом деле такого не было.Собственно научные компоненты марксизма в СССР были изначально извращены и поставлены в положение заложников идеологической и политической конъюнктуры, долгого и исключительно мощного террора догматизма и схоластики, а иногда и простого невежества в отношении окружающего мира. В первую очередь пострадала наука о международных отношениях. Основными чертами советской внешней политики были:- персонификация, сводившая все сложности международных оценок к мнению первого лица в партии и государстве; - отсутствие демократических механизмов принятия решений во внешней политике, что ставило страну в тяжелое поведение; - догматичное и самовлюбленное поведение на международной арене, проявлявшееся в том, что внешняя политики страны считалась самой прогрессивной и безукоризненной; - субъективистская оценка происходящего

20. Аналитические категории  теории МО.

Такие понятия как потенциал, блоковая политика, политика добрососедства, региональная политика. Они  исследуют  потенциал  субъекта международных отношений, его геополитическое пространство, состояние союзной или блоковой политики, региональную и континентальную политику и др. Выявление уровней анализа (глобального, континентального, регионального, странового) необходимо прежде всего для того, чтобы  понять,  какие  факторы  формируют международные отношения и внешнюю политику государств, иных субъектов и определяют их развитие. В литературе по теории международных отношений существует несколько вариантов подобного деления. Например, американские исследователи Б. Рассет и Н. Старр предлагают несколько уровней использования аналитических категорий. Первый среди них— анализ системы мо особенности вытекают прежде всего из самой специфики анализируемого объекта. К числу общих особенностей мо относится то, что по своему характеру они являются социальными отношениями, из чего следует, что международные системы относится к типу социальных систем. Это означает, что они должны рассматриваться как сложные адаптирующиеся системы, анализ которых невозможен по аналогии с анализом моделей механических систем. Кроме того, социальные в том числе и международные системы принадлежат, как правило, к особому типу открытых и слабоорганизованных систем. Иными словами, здесь «далеко не всегда должно провести ясную и четкую границу между изучаемым комплексом и его внешней средой, как можно сделать, скажем, при определении границы между объектом и средой двух пространственно отдаленных друг от друга объектов». В отличие от систем физического или биологического тепа, пространственные границы международных систем носят чаще всего условным характер.

21. Понятие дипломатии  в МО 

Одним из главных средств реализации ВП является дипломатия. Термин «дипломатия» от греч-«диплома»-сложенное пополам  письмо. Д. обычно трактуется как официальная  дея-ть глав гос-в и спец органов  по осуществлению целей и задач  ВП, кот. осуществляется в форме переговоров, переписки и повседневного представительства. Некоторые исследователи считают  Д. просто техникой гос действия, процессом, при помощи кот., осуществляется передача инфо от одного правительства к другому. Долгие годы система приоритетов  Д. сводилась к технике принуждения, убеждения, урегулирования соотношений. Приоритет отдавался первому  фактору. Но развитие техники уничтожения  толкает субъекты к необходимости  разработки теории междунар переговорного  процесса. Д. и переговоры как ее основа явл. достаточно действующим  инструментом построения и регулирования  МО. Причины: резко возросшая взаимосвязь  в мире, появление глобальных проблем  и глобализация МО.Функция Д. –  решение межд.проблем в самом  широком смысле. Взаимосвязь субъектов  МО, необходимость согласованности  их действий для урегулирования конфликтных  ситуаций и осуществление сотр-ва внесли определ. изменения в процесс  межд. переговоров : увеличилось число  ведущих в мире переговоров (на межд. уровне обсуждаются экон., полит., экол., культ., гуман. хар-ра), в переговоры стало вовлекаться много людей, усложнились обсуждаемая тематика и структура переговорного процесса.В  к. ХХ- нач ХХI в. появилась роль переговоров  при урегулировании конфликтов (были урегул. многие региональные, либо длительные конфл. Югосл, Абхазия, Сомали, Руанда). Сегодня Д. носит многосторонний хар-р (в рамках межд. организаций, разл. конференций, комиссий, многосторонних встреч в верхах). Динамизм развития МО с взаимосвязью и глобализацией  изменил саму сути Д. В совр. Д. акцент делается не просто на отказе от откровенного обмана, хитрости, отказе от директивного навязывания собственной точки  зрения, а на поиске взаимоприемлемого  решения через диалог.Также особенность  соврем. МО, кот. повлияло на дипломатию – демократизация МО. Д. все больше попадает под контроль общественности по причине неограниченных возможностей ср-в коммуникации, необходимости  ратификации многих док-тов + появление  негос. структур (этнич., религ., молодежных, обществ.организаций) В рез-те этого  в к.70-х-нач.80-х гг.ХХв. – второе направление Д. «неофициальная Д.», кот. все чаще перехватывает инициативу у официальной

22. Международные организации  как субъект МО

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"