Шпаргалка по "Международным отношениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:57, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Международным отношениям"

Файлы: 1 файл

теория мо.docx

— 118.79 Кб (Скачать файл)

Государственно-политические причины.  Демократическая ориентация быстро забывается, идеи социальной справедливости не снимаются с повестки дня. На всем постсоветском пространстве возникли политические, социальные и другие источники конфликтов, которые дадут о себе знать и в 21 веке : -мизерная зарплата и ее невыплата;-обнищание, беспризорность, бомжи, безработица; -потребление низкокачественного импортного продовольствия в результате катастрофы сельского хозяйства; -ослабление роли государства, коррупция власти, демагогия ; -терроризм; -возникновение собраний и ассоциаций, не исключающих свободу для националистических и даже фашистких обьединений; -демографический кризис…Внешнеполитические и межцивилизационные причины. В основе большинства конфликтов- территориальные споры. По территориальной составляющей можно выделить конфликты, вызванные след причинами:

  • Историческим спором о принадлежности территории(Наг Карабах)  Прошлыми депортациями, а затем возвращением на уже заселенную родную территорию(Чечня, Ингушетия, Крым) Разногласиями между господствующей на территории нацией и этническими меньшинствами (Эстония, Крым, Абхазия) Стремление сохранить свою государственность хотя бы на части гос территории при наличии политических решений о присоединении остальных территорий к соседнему гос-ву (Приднестровье) Борьбой за обладание морскими и природными ресурсами в условиях неопределенности пространств(морские споры Литвы и Латвии, споры о режиме Каспийского моря)Основной конфликт 21 века- межцивилизационный. В последние годы крайне популярной стала теория, объясняющая происходящие в мире процессы столкновением культурно-цивилизационных блоков. Автором и наиболее известным пропагандистом этой школы явл. С.Хантингтон. Войны, по его мнению, самыми важными становятся культурно-цивилизационные особенности, отражающие культурную общность религий, философии, исторического опыта, языка, уклада жизни.

31. Практические категории  МО

Научность международных отношений предполагает использование целого ряда категорий, при помощи которых можно конкретно  изучать предмет Категории МО:--Концептуальные (концепция ВП (система взглядов, установок и оценок, определяющих содержание и направления внешнеполитической деятельности гос-ва, должна учитывать  характеристику современных МО, нац  интересы, принципы, цели и задачи, приоритеты ВП), доктрина, (более узкое понимание  целей и задач ВП, которую решает определенное правит-во на опред отрезке  времени, Пр- «доктрина Монро», «доктрина  Буша»),стратегия и тактика(используется на определенном, обычно 5-летнем этапе  ВП гос-ва), приоритеты, война и мир  и т.д.)---Аналитические категории(-исследуют  потенциал субъекта МО, его геополит пространство, состояние союзной  или блоковой политики и т.д.Необходимо выявлять уровни анализа, в теории МО существует несколько таких делений, согласно америк исследователей Рассеет  и Стар существует несколько уровней  использования аналитических категорий;1- анализ системы МО – позволяет  исследовать МО со времен холодной войны до распада СССР, 2- анализ конкретных обществ в мире, их менталитета- принимаются  во внимание факторы, обуславливающие  решения правительств в области  ВП, 3- анализ самого правительства- учитывается  система в которой действует  правительство (авторитарная модель\демократия и т.д.))И наконец Практические категории (мероприятие, шаг, переговоры, решения, подготовка, информация и т.д.) Эта группа категорий связана с практическим осуществлением ВП гос-ва. Центральной категорией этого класса явл-ся переговоры,т.к. это главное средство дипломатии. Объекты в переговорном процессе можно классифицировать по 4-м группам: расширение или обновление существующих соглашений, нормализация отношений после разрыва, перераспределение сфер влияния и контроль.Цели переговоров:-поддержание связей по конкретной проблематике(п-ры США и СССР 50-60гг по герм проблеме-опред-е статуса Зап Берлина),-якобы с целью недопущения нападения(Яп-амер переговоры не помешали Яп напасть на Перл Харбор в дек 1941г),-для получения интересующей информации (),-с целью пропаганды своей политики (одна или обе стороны выдвигают неприемлемые друг для друга условия, привлекается внимание мировой общественности,через ООН)- чтобы обратить внимание или оказать давление на великую страну, шантажируя ее другой великой страной(до сер 80-х: некоторые лидеры Арабского Востока и Африки разыгрывали систему США против СССР  и наоборот, используя,например, антиимпериалистические лозунги для получения помощи и поддержки от СССР). Переговоры часто проводятся с противоположными целями. Для эффективности и результатности переговоров необходимо, чтобы стороны стремились к достижению согласия и проявляли гибкость,этот процесс предполагает выявление приемлемых договоренностей, а не поиск виновника существующей проблемы,как было например в советско-амер переговорах,где царил дух конфронтации.Человеческий фактор играл разрушительную роль, главное следствие которого состоит в том, что возникает тенденция связывать отношения между сторонами с дискуссиями по существу дела. Рациональный поиск решений становится невозможным если стороны недопонимают друг друга, неспособность восприимчиво относится к другим может катастрофически отразится на переговорах.Чтобы на переговорах найти взаимопонимание надо учитывать 2 основные категории:восприятие и общение и принимать во внимание эмоции. Выяснение образа мысли другой стороны – очень полезный процесс, главное- уметь ставить себя на место партнера. Переговоры завязаны на общении. К переговорному процессу применима теория игры. Переговоры- игра с нулевой суммой-выйгрыш одного участника=проигрышу другого. Люди не умеют и не хотят прислушиваться к позициям, которые не совпадают  с их собственными, из-за этого принципа непримиримости переговоры зачастую не дают никаких результатов!

32. Основные методы  принятия решений  во внешней политике.

Принятие  решений – важный элемент деятельности субъектов, особенность которого заключается  в функционировании в новом поле, сфере. Изучение теории принятия решений  началось еще в 1950-е, но особый интерес  к ним проявился лишь недавно (по данной проблематике пишут амер исследователи Морган, Шеллинг, Истон, и др. , в России-Цыганков, в Беларуси: Снапковский, Розанов, Шарапо) Объектом теории принятия решений являются не общие проблемы, касающиеся сущности МО, конфликта и т.д., а конкретные вопросы, связанные с действиями государства.

  • Диалектика решений и вариантный подход к ним. При подготовке рекомендаций для руководства страны давно уже утвердилась практика предоставления нескольких вариантов решений той или иной проблемы, связанных с ними преимуществ и издержек. При разработке окончательного решения могут быть использованы приемлемые компоненты разных вариантов. Считается, что создание альтернативных блоков во ВП способствует успешному ведению переговоров, т.к. становится возможным маневрировать различными наборами предложений. Правда, вариантный подход в подготовке решений нередко давал и сбои. Это случалось тогда, когда то или иное ведомство, заинтересованное в определенном решении, по существу, разрабатывало только один вариант, а остальные представляло, так сказать, для отвода глаз.
  • Системная методика проработки внешнеполитических решений направлена на предварительное раскрытие, сопоставление и взвешивание наиболее существенных аспектов выдвигаемых вариантов решения проблемы. Следующие элементы:-Пояснение проблемы, ее расчленение на главные компоненты и выявление наиболее существенных взаимосвязей между ними-Определение целей политики или вариантных наборов целей с помощью четкого разграничения различных точек зрения, а не компромиссов между ними

-Взвешивание  стоимости намечаемых программ-Учет  момента неопределенности, с тем  чтобы принимаемый курс действий  не утратил своего значения  при возникновении трудно-предсказуемых  чрезвычайных ситуаций-Сопоставление  вариантов всех изложенных точек  зрения и нахождение оптимального  решения .При данной методике  можно более углубленно понять  проблему и найти выход из  нее. Однако, в чистом виде она  практически мало применима. Например, количественные показатели, стоимость  и издержки ОЧЕНЬ важны для  составления воен программ, но  второстепенны в сфере МО.

  • Спонтанные и формализованные решения. Спонтанные решения, принимаемые в узком кругу сугубо доверенных лиц, конечно, облегчает работу руководства. Немалое значение приобретает оформление  внешнеполитических задач, их развернутость и убедительность. Однако, на более низких уровнях данный метод малоэффективен, т.к. подчиненным руководство не объясняет своих планов и намерений. Но и развернутые, детально проработанные решения имеют недостатки. В некоторых странах существует практика подготовки меморандумов  или докладов  по ВП и безопасности, охватывающих широкий круг вопросов внешнеполитической стратегии (США-администрация президента ежегодно принимает стратегию безопасности, где нац интересы разделяются по категориям, но их общая направленность носит декларированный характер, каждый год пересматривается, а значит не эффективно в практической деятельности) Такой метод наз-ся «бумажная мельница». Процесс принятия решений в других странах носит преимущественно келейный, спонтанный характер. Например, решение советского руководства о вводе войск в Афганистан. Такой процесс получил известность как «принятие решений с помощью телеграммы»(тревожных сигналов от стороны, которой нужна помощь).Подготовке иногда предшествует запрос по определенному вопросу, т.к. важно определить контуры проблемы  расчленить ее по частям. Если не поставить правильные вопросы, невозможно найти правильные ответы.

33. Пограничное поле  в геополитике.

Геополитика реализует себя через определенные пространственные виды и поля.Пограничное поле —территория, находящаяся под контролем данного государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоенная. Чаще всего таким полем бывают пространства, населенные национальными меньшинствами. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают их как свои. Именно к числу таковых полей относятся огромные Азиатские, Северо-Восточные, Дальневосточные регионы России, а также Кавказ, Калининградская область, Карелия и Мусульманский анклав на Волге. Между тем слабый контроль национальной общности над пограничным полем может вызвать желание других государств распространить свой контроль на него в той или иной форме. Классическим примером могут служить отношения США и Мексики в середине XIX в., когда 40 % территории Мексики оказалось под контролем США, или продажа Аляски тем же США Россией, не имевшей возможности контролировать свое поле. Также выделяют 1. эндемическое поле. Эндемия (греч. нация, этнос) — пространство, которое сложилось исторически и контролируется национальной общностью при помощи государства длительное время. Другие государства и этносы рассматривают его как несомненно принадлежащее данной общности. Например, польское эндемической поле, белорусское, французское, китайское, канадское и т. д. Но эндемическое поле не совпадает с государственным, не имеет четких границ и перетекает в другие разновидности геополитических полей.2. перекрестное поле - пространство, на которое претендует два и более государств. Оно также не освоено национальной общностью в достаточной степени, чтобы слиться с эндемическим, но отличается от пограничного поля тем, что может находиться не на периферии национальной общности, а внутри другого эндемического поля. Классическим примером такого поля явл. Нагорный  Карабах, окруженный азербайджанской эндемической территорией. Проблема поля возникает и тогда, когда у другого государства имеются исторические права на такое поле по принадлежности этнической или религиозной (например, Эльзас и Лотарингия, которые все время переходили от Франции к Германии и обратно.)3.Тотальное поле — это непрерывное пространство, находящееся под контролем одного государства. Для СССР, в частности, таким полем была Евразия, куда входили страны Организации Варшавского Договора (ОВД), Монголия, Афганистан (1979—1988). XX век породил особый вид геополя — мегаполе — пространство, осваиваемое совместно несколькими государствами. Примером являются Европейский союз (ЕС), НАФТА (Канада — США — Мексика), АСЕАН (страны Юго-Восточной Азии и Япония).В геополитике используется и понятие опорной точки. Это небольшое пространство, находящееся в значительном удалении от контролирующего государства, в связи с чем контроль ослаблен. Например, во время агрессии США против стран Индокитая Вьетнам, Лаос, Кампучия попали в советскую сферу влияния, но они находились в пространстве, коммуникации к которому СССР не мог контролировать. СССР приходилось мириться с тем, что его контроль над странами Индокитая ограничен. Режимы там были более автономны в своем поведении. КНР имела лучшие шансы для усиления своего влияния, однако это случилось только в отношении Кампучии. Классическим примером опорной точки служит Куба. Во время Карибского кризиса 1962 г. СССР попытался освоить Кубу, но отсутствие контроля над коммуникациями, ведущими к Кубе, не дало возможности реализовать этот план. США, напротив, распространили свое тотальное поле на Карибский бассейн и могли противостоять СССР, что и проявилось в морской блокаде страны.Необходимо отметить, что жесткой схемы геополитических полей и форм контроля не существует. Они могут плавно переходить друг в друга, делая международные отношения при этом более сложными.

34. Понятие конфликта в международных отношениях.

Одной из самых важных проблем на современном  этапе развития мо является проблема междунар.конфликтов.К – всеобъемлющее явление в жизни человека, кот может происходить на всех уровнях общественной жизни: межличностном, межгрупповом, межорганизационном и международном. Причины разногласий различны по содержанию, значимости и стилю. Конфликт может быть конструктивным и деструктивным (созидательным и разрушительным), все считают, что конфликт имеет лишь негативные характеристики, однако именно он является посредником, с помощью которого проблемы обнаруживаются и находятся пути их решения. Баланс интересов (совместных и состязательных) участников определяют природу и последствия конфликта. Огромное значение имеют способности и навыки, определенные знания как вести себя в различных конфликтах. В годы существования СССР междунар. конфликты объяснялись просто: мировая система разделена на 2 половины(капиталистич и социалистич), между которыми идет постоянная борьба, говорилось, что причиной того является «агрессивная природа Запада», наука «конфликтология» отсутствовала, + низкая политическая и правовая культура, следовательно возникают не дискуссии, а споры, перерастающие в оскорбления. Сегодня такая аргументация несостоятельна, т.к. нет мирового социализма и СССР. Однако конфликты существуют и возникают тогда, когда между государствами и другими субъектами существует реальная или ощутимая несовместимость. Конфликт –  от лат. «столкновение». Люди не умеют и не хотят прислушиваться к позициям, которые не совпадают  с их собственными, из-за этого принципа непримиримости конфликты погасить не удается!!!  Вопрос определения конфликта сложен, но большинство аналитиков сходятся в том, что конфликт - особый вид внешнеполитического взаимодействия субъектов, прежде всего государств, который выражается в остром сталкновении их интересов и целей. Элементы конфликта: два и более субъекта, несовместимые цели, преследование действием одного субъекта другим, с целью осуществления влияния или управления его поведением, и действия обоюдного противостояния между ними. Ключевым элементом всех конфликтов является «состояние недостатка ресурсов», когда желание всех действующих акторов не могут быть полностью удовлетворены и поиск подобных ресурсов приводит к соответствующему поведению. Международный конфликт обычно связывают с кризисом в отношениях между государствами, который затрагивает их существенные интересы. Если же конфликт не удается разрешить, может быть прямое вооруженное столкновение. Поводом к конфликту является инцидент, который переводит зреющие противоречия в стадию столкновения. (Сараевский инцидент 1914 привел к I МВ, операция «Гляйвиц» 1939 –к II МВ,  ). Острой и самой опасной формой конфликта явл. война. Страны также могут конфликтовать с международными организациями. Хотя подобный конфликт менее значителен, все равно острота бывает высокой. Пр: после безуспешных попыток снижения объемов с\х поставок ЕС в дек 1992г США пригрозили наложить 200-процентное увеличение тарифа на эти поиски. Торговая война закончилась компромиссом.Причины возникновения конфликтов: историч(историч неприязни между Израилем и Палестиной, Тибетом и Китаем),соц-экон(неравенство в условиях жизни),гос-полит(-ослабление роли государства, коррупция власти, демагогия ; -терроризм;), внешнеполитические и межцивилизационные(разногласиями между господствующей на территории нацией и этническими меньшинствами (Эстония, Крым, Абхазия), прошлые депортации, а затем возвращение на уже заселенную родную территорию(Чечня, Крым).Способы управления К:услуги третьего лица!но гум. Интервенци!,отсрочка развязки,правильная оценка собственного веса,преобразование конфликта,если К НЕ антагонистич-то компримисс!

35. Состояние науки  о МО в РБ

 Наука  о МО в РБ пока только  складывается.Усилия отдельных международников  пока носят субъективный характер.Мировая  политика в Беларуси изучается  по частям,он находится в ведении  различных наук.Например,на базе  истории изучается история МО,на  базе юридических наук-международное  право,на базе экономических-МЭО.Простое  сложение трёх предметов ничего  не дает.оно бессмысленно и  невозможно.Но гораздо проблематичнее  другое.По сути дела нука существует  отдельно от белорусской дипломатии.В  этой связи представляется важным,чтобы  при становлении и развитии  бел дипломатии не повторялись  принципиальные ошибки прошлого, связанные с внешнеполитической  деятельностью БССР.сегодня на  пороге 21 века в условиях неустойчивого  мирового равновесия развитие  теоретической базы внешней политики  РБ связано с решением след. Проблем:---осмысление накопленного  международного опыта за время  существования РБ---включение белорусской  экономики в европейский,мировой  и региональный процессы---анализ  и прогноз возможных последствий  тех процессов,которые происходят  в сопредельных странах---определение  новых параметров международной  безопасности и самого понятия  «мб»---поиск путей и форм реализации  концепции верховенства международного  права в условиях Беларуси---определение  перспектив и проблем участия  РБ в решении глобальных проблем.Наука  о ТМО-системная наука,она носит  методологический характер(для неё  важен не анализ,не эмпирика,а  еобходим синтез достижений 30 дисциплин-мп,ист  дипломатии,воен науки,междунар. Политики,соц  псих,этики,полит и эконом географии.ТМО-самостоятельная  наука.её отличают собственный  предмет и область исследования.Она  изучает все стороны международных  проблем,в то время как другие  дисциплины занимаются только  некоторыми из них.Она является  самостоятельной областью общественных  исследований,имеющей свой особый  характер и специфические законы  развития.)Наука о МО устанавливает  и определяет свои основные  понятия.Цель этой науки:исследования  развития,структуры и функции  МО.

36 . Концепция идеализма  в теории МО

Своими  корнями идеализм уходит в философию  И. Канта. Он утверждал, что человек существует в двух мирах - мире чувств и мире разума,оба мира взаимодействуют и формируют человека, мир чувств преобладает в человеческой натуре. Для того чтобы возобладал мир разума,необходимо, чтобы человек не просто существовал в гражданском обществе,а создавал такое же государство. В своём развитии либерально-идеалистическая парадигма пережила несколько периодов подъёма, крупнейшие из которых относятся к началу и концу XX века. Самыми известными представителями этого направления теории и практики МО были англичане Зиммерн,Дейвис, француз Бриан, немец А. Штреземан. Их интеллектуальным лидером был профессор, а затем президент США В. Вильсон. В начале XX века в либерализме прослеживались три основных течения:течение, возлагавшее надежды на правовое урегулирование мо (например, посредством принятия различных международных конвенций);течение, возлагавшее надежды на упорядочение мо с помощью международных организаций (например, Лиги Наций);течение, делавшее акцент на разоружении.Непосредственным воплощением в политической практике идей либерального идеализма стали такие документы, разработанные после 1МВ, как программа Вудро Вильсона о создании Лиги Наций (1917), пакт Бриана — Келлога (1928; отказе от войны в качестве орудия национальной политики) и доктрина Стимсона (1932; непризнание любых изменений, достигнутых при помощи силы).Вне   международного   порядка   оставался СССР, который оказался в роли главного оппонента содружества Лиги Наций. Оставаясь за ее порогом, СС считал Лигу враждебной себе и стремился ее ослабить. Германия, приходящая в себя после Версаля, приостановила кризис хозяйства, но по-прежнему считала положение дел несправедливым. Берлин добивался ревизии решений Парижской конференции. Американский исследователь Л. Гарднер пишет: «Сильный удар по вильсонской модели "либерального мирового порядка" был нанесен Великим экономическим кризисом 30-х гг. XX в. Германия и Япония отказались от принципов "'либеральной капиталистической системы". Великобритания, взяв на вооружение в 1932 г. систему "имперских преференций", также отошла от либеральных принципов, хотя и не приняла внутри страны тоталитарные меры. Ф, Рузвельт выдвинул программу "новою курса" в качестве альтернативы как фашизму, так и коммунизму, чтобы показать совместимость "самоограничения" и либерализма».Новый подъём либерально-идеалистических идей приходится на окончание хв, в ходе которой господствовали идеи политического реализма и неореализма. При этом либеральное течение преобразуется с учётом новых реалий в неолиберализм. «Реалисты» обвинили «либералов» во всех смертных грехах, в том числе в попустительстве А. Гитлеру (Мюнхенское соглашение 1938 г. о расчленении Чехословакии) и И. Сталину (война с Финляндией, оккупация стран Балтии), открывших дорогу ко IIМВ. От этой «родовой травмы» школа «либерализма» смогла полностью оправиться в 50 60-е гг. XX в. Наследие идеализма было востребовано политическими деятелями стран Западной Европы, прежде всего такими, как Р. Шуман и К. Аденауэр. Они сначала восстановили демократию в своих странах, а затем, преодолев вражду Франции и Германии, на основе европейской идеи создали систему экономической взаимозависимости. Возрождение «либерализма» в условиях почти  универсального торжества школы «реализма» начинает проявляться уже в середине 60-х гг. XX в. Э.. Хаас предложил функциональный подход к анализу МО, с акцентом на поиск сотрудничества через международные институты. Гарднер отмечает, что в период вьетнамской войны Америк администрация использовала идеалистическое кредо, чтобы продемонстрировать свою озабоченность проблемой. Выходило так, что США находятся во Вьетнаме не из-за каких-то меркантильных интересов, а именно для «отстаивания свободы демократии».

Информация о работе Шпаргалка по "Международным отношениям"