Шпаргалка по "Социологии и Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.

Файлы: 1 файл

ideologia1.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

Политические партии и  другие общественные объединения имеют  право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих  целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Партии и другие общественные объединения являются важнейшим  элементом политической системы.

В отличие от иных общественных объединений, включая и профсоюзы, партии активно участвуют в политической жизни страны, прежде всего, посредством участия в выборах, формировании общественного мнения по государственным и общественным вопросам. Партии придерживаются определенной идеологии, однако идеология какой-либо партии не может быть возведена в ранг государственной, т.е. обязательной для всех.

Более многочисленными и  разнообразными по видам являются общественные объединения, в которые объединяются граждане. К общественным объединениям относятся общества, союзы, ассоциации, благотворительные фонды и т.п.

Общественные объединения  в отличие от партий не ставят политические цели в качестве основы своей деятельности.

Порядок организации и  деятельности партий, других общественных объединений определяется законодательством  – Законом от 5 октября 1994 г. «О политических партиях», Законом от  
4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» и др.

Проведение выборов в  органы государственной власти связано  с разнообразными событиями: собраниями, митингами, встречами кандидатов с избирателями, публикациями в СМИ и т.д. Это и есть избирательный процесс – комплекс разворачивающихся в стране событий, связанных с выборами. Частью данного избирательного процесса являются избирательные компании.

Список избирателей составляется по каждому участку. В список включаются все граждане РБ, достигшие 18 лет, постоянно  или временно проживающие на территории данного избирательного участка  и имеющие право участвовать в голосовании.

По закону РБ в выборах  не участвуют граждане, признанные местным судом недееспособными, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, а так же те, в отношении кого в порядке, установленном условно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения содержания под стражей.

Право выдвижения кандидатов в президенты РБ принадлежит гражданам  РБ. При наличии не менее 100 тыс. подписей избирателей.

Трудовой коллектив может  выдвинуть только одного кандидата  в депутаты Парламента и только в  том избирательном округе, где  расположено предприятие, организация. А политическая партия, в которой  состоит 1 тыс. граждан, может выдвинуть кандидатов во все 110 округов при условии, что на территории округа имеется созданная не позднее, чем за 6 месяцев до дня назначения выборов первичная партийная организация. Сама партия должна быть зарегистрирована в министерстве юстиции не позднее указанного срока.

Важное значение в избирательно процессе имеет предвыборная агитация – комплекс пропагандистских мероприятий, направленных на избирание того или иного кандидата.

Лица, нарушившие правила  ведения предвыборной агитации и  пропаганды, привлекаются к установленной законом ответственности.

ИС призвана выражать и  защищать интересы граждан своей  страны, их демократического права, важнейшие из которых – право избирать и быть избранным в государственные органы власти. Выборы – это проверка, оценка народом деятельности правящих и оппозиционных политических сил.

 

24. Государственные герб, флаг и  гимн РБ – символы государственного  суверенитета Беларуси.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Государственный  флаг, Государственный герб и Государственный  гимн являются символами суверенитета страны.

Государственный флаг Республики Беларусь

Государственный флаг Республики Беларусь представляет собой прямоугольное  полотнище, состоящее из двух горизонтально  расположенных цветных полос: верхней  – красного цвета шириной в 2/3 и нижней – зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально  расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом  поле, составляющий 1/9 длины флага.

Государственный герб Республики Беларусь

Государственный герб Республики Беларусь представляет собой зеленый  контур Республики Беларусь в золотых  лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок  из золотых колосьев, переплетенных  справа цветками клевера, слева –  льна. Колосья обвиты красно-зеленой  лентой, на которой снизу сделана  надпись золотом: "Рэспублiка Беларусь".

В Беларуси установлен государственный  праздник – День Государственного флага Республики Беларусь и Государственного герба Республики Беларусь, который  отмечается ежегодно во 2-е воскресенье  мая.

Государственный гимн Республики Беларусь

Государственным гимном Республики Беларусь является произведение на музыку Нестора Соколовского и слова  Михаила Климковича и Владимира  Коризны.

Государственный гимн современной  Беларуси сохранил музыкальную основу гимна Белорусской Советской  Социалистической Республики. Музыка Нестора Соколовского пользовалась популярностью и уважением людей  разных поколений, поэтому и при  создании гимна независимой Беларуси было принято решение ее сохранить. Затем был объявлен конкурс на создание текста гимна.

Слова Государственного гимна  отражают условия развития Республики Беларусь как суверенного, миролюбивого государства, подчеркивают патриотизм и трудолюбие граждан, братское отношение  между представителями всех национальностей, проживающих на территории страны.

 

25. Роль Президента РБ в идеологии  белорусского государства. 

Центральным элементом политической системы Республики Беларусь является Президент, пост которого был введен в Беларуси в 1994 году вместе с принятием Конституции. До принятия Конституции Беларусь являлась парламентской республикой.(В.Ф. Кебич)

На республиканском референдуме 24 ноября 1996 года был принят президентский  вариант Конституции, который изменил форму правления и создал совершенно новую модель государственного устройства Беларуси. Тем самым в 1996 году Республика Беларусь превратилась в смешанную, полупрезидентскую республику с широкими полномочиями Президента.:

— гарантийная  функция. Президент — гарант Конституции; прав и свобод человека и гражданина; реализации основных направлений внутренней и внешней политики (ст. 79 Конституции Республики Беларусь). Он принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности; обеспечивает политическую и экономическую стабильность, 

- арбитражно-интегративная  функция. Президент как хранитель основ конституционного строя, ценностей общества олицетворяет единство народа и на этом основании обеспечивает необходимое взаимодействие всех ветвей власти.

- контрольная  функция. Президент Беларуси наделен рядом контрольных полномочий. В отношении исполнительной власти это достигается за счет подотчетности Правительства Президенту, прямого подчинения ряда министерств и ведомств непосредственно Главе государства, правом Президента отменять акты Правительства.

Инициатором создания идеологии белорусского государства выступил Президент Беларуси А. Г. Лукашенко. По его мнению, государство, лишенное четких целей и не определившее метод и средства их достижения, фактически слабо и беззащитно. Ему могут быть навязаны чужие идеалы и ценности, губительные для него нововведения.

Государственная идеология, как подчеркнул А. Г. Лукашенко, сформулирована в Основном Законе — Конституции Республики Беларусь. Именно в ней четко определены важнейшие идеологические приоритеты белорусского государства:

✓ принцип народовластия,

✓ принцип социальной справедливости

✓ принцип верховенства права,

✓ принцип национальной солидарности,

✓ принцип суверенитета белорусского государства

Реализация данных идеологических постулатов осуществляется благодаря функционированию в Беларуси эффективной президентской власти, являющейся одной из важнейших особенностей белорусской модели развития.

Президент-главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и  свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единение народа, гарант реализации основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношения с другими государствами и межгосударственными органами. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечение политической и экономической стабильности. Обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняется по закону.

 

26. Специализированные научно-исследовательские  и информационно-пропагандистские  учреждения как необходимое звено  в механизме государственной  идеологии.

Согласно ст. 4 Конституции  РБ, демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Необходимым фактором реализации данных принципов является развитое гражданское  общество, которое служит своего рода социальным пространством, где создаются  необходимые условия для удовлетворения многообразных потребностей индивидов  и социальных групп, реализации их интересов  и целей. Плюрализм состоит в  том, что государственная власть делится на ветви, что государственная  власть имеет разветвленный аппарат  властвования и управления (исполнительная власть имеет министерства, ведомства). Плюрализм идеологии состоит  в том, что идеология политических партий, общественных организаций не является обязательной и каждый гражданин  может исповедовать ту или иную идеологию. По конституции каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Граждане имеют право на свободу собраний, митингов, демонстраций, уличных шествий. Каждый имеет право на свободу объединений, личные или коллективные обращения в государственные органы, каждый в праве в соответствии с международными правовыми актами обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутри государства средства правовой защиты.

В любом государстве функционируют  специализированные научно-исследовательские  и информационно-пропагандистские учреждения, которые занимаются теоретико-концептуальным обоснованием и оформлением идеологии  государства. Продукт их деятельности – теории, концепции, доктрины. Они  проводят исследования по проблемам  идеологии и политики государства, подготовки соответствующих литературных произведений, статей, справочников. Научно-исследовательские  и информационно-пропагандистские учреждения – Национальная Академия наук, институт социально-политических исследований, Академия при президенте.

 

27.  Средства массовой информации  в идеологических процессах.

В системе каналов идеологического  влияния на индивидов и социальные группы особая значимость принадлежит средствам массовой информации (СМИ). Благодаря им идеология ежедневно входит в каждый дом, в каждую семью, застает человека во время работы и отдыха. СМИ — это учреждения, которые созданы для сбора, обработки и публичной передачи различной информации. В современном мире они являются важнейшим инструментом реализации политических стратегий и тем политическим институтом, который способен изменять системные параметры публичной власти. К СМИ относятся периодические печатные издания, массовые справочники, радио, телевидение, электронные коммуникативные системы.

Роль СМИ в современном  обществе огромна. Их деятельность направлена на политическое просвещение масс, на осознание ими своих интересов в сфере власти. Массовая пресса и телевидение (масс-медиа) первыми сообщают обществу о социальных и политических конфликтах, ставят вопрос о необходимости выработки соответствующих форм защиты от угроз. Кроме того, при помощи СМИ государство и другие политические субъекты моделируют свои отношения с общественностью, поддерживают свой авторитет, информируют население о целях и ценностях своей политики.

С политической точки зрения СМИ условно можно разделить на правительственные, оппозиционные и независимые.

Кроме выше обозначенных можно  выделить также СМИ коммерческие (представляют частный сектор), гражданские (отражают интересы электората), профессиональные (представляют мнение различных групп общества), общественно-рыночные (выражают интересы потребителей), а также СМИ, представляющие общие интересы социума.

В информационном пространстве Республики Беларусь функционирует около 1400 печатных периодических изданий, 9 информационных агентств, 56 программ телевидения, 130 программ радиовещания. Источником массовой информации выступает телевидение. На территории Беларуси вещают программы Белорусской государственной телерадиокомпании, телекомпаний России - ОРТ, РТР, НТВ, местных государственных телекомпаний, независимых (негосударственных) телекомпаний.

В чем же конкретно проявляется  идеологическое воздействие СМИ на личность, группу, сообщество?

Во-первых, любое СМИ в  современном мире выступает как хорошо осведомленный и оперативно действующий поставщик информации. В любой информации, подаваемой СМИ, обязательно существуют идеологические составляющие.

Во-вторых, СМИ не просто несут своим читателям, слушателям, зрителям потоки информации, они акцентируют  их внимание на определенных событиях и процессах, создают совокупность неких символов, образов, посредством которых конструируется определенная картина мира.

В-третьих, в процессе конструирования  картины мира СМИ дают определенную оценку тем или иным событиям.

В-четвертых, путем оформления определенных образов и оценок изображаемых событий у граждан создаются своеобразные представления о тех или иных политических деятелях, партиях, общественных объединениях, государствах, причем отдельные стороны действительности зачастую неоправданно преувеличиваются, выдаются за универсальные.

В-пятых, СМИ придают изображаемым явлениям некий статус общепризнанного мнения, общепризнанных оценок.

В-шестых, СМИ предлагают своим зрителям, читателям, слушателям своеобразные эталоны поведения, образцы  того, что следует считать нормальным, а что девиантным.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и Политологии"