Шпаргалка по "Социологии и Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.

Файлы: 1 файл

ideologia1.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

Таким образом, СМИ являются мощным фактором мировоззренческого, политического, идеологического влияния  на духовный мир, ценностные ориентации и способы поведения личности или группы, а иногда и сообщества в целом.

 

28. Политические партии Беларуси  в структуре представительства  интересов.

В зависимости от политической ориентации партии можно разделить  на три основные группы: левые, центристские и правые.

Левые партии стремятся к  социализму, социальному равенству, выступают за превосходство коллективных форм собственности над частными. Можно отнести: Партия коммунистов Белорусская, Белорусская социалистическая партия, Республиканская партия труда и справедливости и др.

Правые партии выступают  за ограничение государственного регулирования  в сфере экономики и социальной сфере, за сокращение налогов. Они сторонники устоявшихся традиций и порядков. К правым партиям в Беларуси относятся: Белорусский народный фронт, Белорусская крестьянская партия, Белорусская социал-демократическая громада и др.

Центристские партии подразделяются на левоцентристские и правоцентристские. Центристские партии занимают промежуточное положение и имеют черты как левых, так и правых партий. К центристским партиям можно отнести: Объединенная гражданская партия, Либерально-демократическая партия и др.

Основными функциями политических партий являются: участие в борьбе за власть в государстве; участие в разработке, формировании и реализации политического курса государства; разработка и внедрение в сознание масс собственной идеологии; расширение числа своих членов и сторонников. В I полугодии 2009 г. в РБ зарегистрировано 47 новых общественных объединений, из которых республиканских – 12, местных – 35, зарегистрировано 5 фондов.

Зарегистрировано 5 новых  организационных структур политических партий, 487 новых организационных  структур профессиональных союзов, 2802 новые организационные структуры иных общественных объединений.

По состоянию на 1 июля 2009 г. в РБ зарегистрировано 15 политических партий, 35 профессиональных союзов, 2216 общественных объединений, 22 союза общественных объединений, 80 фондов.

По направлениям деятельности зарегистрированы на территории РБ общественные объединения: физкультурно-спортивные, благотворительные, просветительские, культурно-досуговые, воспитательные, молодежные, в том числе детские, инвалидов войны и труда, ветеранов, национальных меньшинств, научно-технические, сторонников охраны природы, памятников истории, культуры, творческие, женские  и прочие.

 

29. Профсоюзы, общественные объединения  патриотической направленности  и их роль в условиях закрепления  гражданами содержания идеологии белорусского государства.

Значение профсоюзов в  идеологических процессах связано  с тем, что в Республике Беларусь более 80 % граждан занято в государственном  секторе экономики. В условиях неразвитости партийной системы в стране значительная доля идеологической работы, проводимой общественными объединениями, приходится на профсоюзы.

Профсоюз – это добровольное объединение работников, созданное ими для защиты своих интересов, а также для улучшения условий и повышения оплаты труда. В западных странах на базе профсоюзов было основано рабочее движение. Историческое значение профсоюзов заключается в разработке трудового и социального законодательства, проведении переговоров, заключении коллективных договоров. Результатом деятельности мирового профсоюзного движения стало нормативно-правовое закрепление трудовых, социально-экономических прав и интересов трудящихся, которые легли в основу международных документов, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, конвенции Международной организации труда (МОТ) и др. 
Возникновение первых профсоюзов в Беларуси относится к концу XIX – началу XX века, когда на отдельных предприятиях появились стачечные комиссии, делегатские собрания, цеховые сходы. Позже были созданы профсоюз щетинщиков, союз кожевенников, представлявший рабочих Сморгони, Белостока, Вильно. В Гомеле был создан профсоюз печатников. В Минске в этот период сформировались профсоюзы железнодорожников, работников почты и телеграфа, рабочих кредитных и торгово-промышленных учреждений и др. В мае 1907 года на территории Беларуси и Литвы был зарегистрирован 101 профсоюз общей численностью 14,5 тысяч человек.

Формы взаимодействия профсоюзов с партнерами включают проведение переговоров, консультаций, семинаров, «круглых столов», принятие совместных заявлений. Профсоюзы вносят предложения в области защиты прав трудящихся в государственные органы власти, предлагают поправки в действующее законодательство.

Профсоюзы являются частью системы социального партнерства – трехсторонней системы взаимодействия работников (в лице профсоюзов), объединений нанимателей и государства. В белорусском законодательстве определение социального партнерства дано в ст. 352 Трудового кодекса, где под ним понимается «форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и иных представительных органов работников... при разработке и реализации социально-экономической политики государства... посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов».

В разработке законодательства в области прав трудящихся Республика Беларусь руководствуется рекомендациями МОТ (Международной организации  труда), членом которой она является с 1954 года. Помимо Конвенций МОТ правовые основы деятельности профсоюзов в Республике Беларусь заложены в Конституции, Трудовом кодексе, законах «О профессиональных союзах» (от 22.04.1992); «О занятости населения» (от 30.05.1991); «О коллективных договорах и соглашениях» (от 24.11.1992); «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (от 18.01.1994) и других актах законодательства. Отношения внутри профсоюзной организации регламентируются уставами профсоюзов.

Крупнейшим профсоюзным  объединением в Беларуси является Федерация профсоюзов Беларуси (ФПБ). Помимо защиты прав трудящихся ФПБ занимается формированием единого информационного пространства, призванного направлять действия трудящихся на решение задач, стоящих перед страной. В решении этой задачи ей способствует профсоюзная газета «Беларуси час», радиостанция «Новое радио». В Беларуси имеются также независимые профсоюзы, однако их состав весьма немногочисленный; 
По состоянию на 1 января 2008 года в стране действует 36 профсоюзов, зарегистрировано и поставлено на учет 22479 оргструктур профсоюзов (108 областных, 770 районных и городских, 21564 первичных, 37 объединенных).

Таким образом, профсоюзы  в Беларуси призваны выполнять роль одной из опор государства в обществе, а также быть силой, сплачивающей само общество.

 

30. Роль конфессиональных организаций  (церкви) в формировании у верующих  гражданских качеств, чувства  патриотизма.

Ныне, как никогда, общество нуждается в глубоком и внимательном осмыслении сложных и противоречивых явлений нашей жизни, чтобы увидеть  неразрывную связь настоящего и  прошлого, постичь суть нашего бытия. Это тем более необходимо в  условиях, когда стремительное научно-техническое  развитие цивилизации значительно  опережает процессы духовно-нравственного  порядка. В связи с этим проблемы совершенствования внутреннего  мира человека, его духовности и  морали становятся главными в обществе. Вот почему так важно сейчас обращение  к духовной сокровищнице православия, актуализация православных ценностей  и идеалов.

Сегодня влияние Церкви на умы и сердца людей очень велико. Государство особо ценит общепризнанный авторитет Православия в обществе, высокое доверие православных иерархов, к слову которых прислушиваются миллионы наших соотечественников, их патриотическая позиция поддерживается подавляющим большинством граждан  Беларуси.

Белорусская Православная Церковь  как исторически традиционная конфессия  играет важнейшую роль в духовном возрождении белорусского народа. Используя  свой многовековой опыт духовного служения, она формирует у людей высокие  гражданские и нравственные качества, являясь основой конфессионального  мира и стабильности.

Подписание Соглашения между  Государством и Церковью—это очередной  шаг государства в признании  определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и  развитии духовных, культурных и государственных  традиций белорусского народа, в реализации конституционных принципов взаимоотношений  Государства и Церкви, а также  внимания Государства к сохранению историко-культурного и духовного  наследия белорусского народа.

Следует отметить, что Республика Беларусь—многоконфессиональное государство. Принятый Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных  организациях» позволяет реализовывать  конституционное право граждан  и религиозных организаций на свободу вероисповеданий. На это  направлена конфессиональная политика нашего государства.

Вместе с тем необходимо учитывать тот факт, что религии  в многоконфессиональной стране в реальности не могут быть равновелики  ни по мировоззренческим подходам, ни по численности последователей, ни по значимости той или иной конфессии  в культурном и историческом развитии нашего государства. Свои взаимоотношения  с религиозными организациями государство  строит с учетом их вклада в развитие культуры, государственности и национальных традиций. Реализация Соглашения послужит дальнейшему укреплению Церкви как  одного из определяющих социальных институтов, позволит развить сотрудничество и  взаимодействие Государства и Церкви в области формирования дальнейшей общественной стабильности, гражданского единства и религиозного мира.

Данное Соглашение отражает конституционные нормы взаимоотношений  Государства и Церкви, соответствует  гражданскому законодательству Республики Беларусь, оно отвечает интересам  белорусского народа и не ущемляет ни одну из конфессий, а также граждан  республики на свободу совести и  свободу вероисповедания.

Республика Беларусь как  светское демократическое государство  признает Церковь как один из важнейших  социальных институтов, сохраняющий  духовные и культурные ценности белорусского народа, как составную часть исторического  достояния Беларуси и его национального  самосознания. Церкви гарантируется  свобода внутренней организации, исполнения культовых обрядов и иных видов  деятельности, а также право церковной  юрисдикции на своей канонической территории в рамках Конституции и законодательства Республики Беларусь.

С другой стороны, Церковью признается роль Государства как  гаранта сохранения духовных и культурных традиций белорусского народа, в том  числе исторически сформировавшихся под влиянием Церкви. Отношение Церкви к Государству базируется на принципе уважения к нему как социальному  институту, призванному обеспечивать общественный порядок, защищать национальные интересы, нравственность, охранять духовные и культурные ценности народа. Немаловажным является и сотрудничество с Государством в духовной и социальной деятельности, в расширении возможностей для совместного  противодействия псевдорелигиозным  структурам, представляющим опасность  для личности и общества.

Не подменяя друг друга, Государство  и Церковь обязаны еще много  сделать в деле духовного возрождения  нашего народа. Соединение усилий Церкви, Государства и общественности позволит сохранить и приумножить великое  наследие наших предков, созданное  многими поколениями.

 

31. Избирательный процесс и избирательная  процедура.

Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Основы избирательной системы обычно определяются Конституцией и конкретизируются в избирательном праве.

Практическо-организационная  часть избирательной системы  называется избирательным процессом. Он включает в себя избирательную  процедуру и избирательную кампанию. Избирательная процедура – это  совокупность предусмотренных законодательством  мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство. Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов – партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей  – проводимые в установленный  для этого законом период времени.Избирательная  процедура включает в себя, как  правило, следующие мероприятия: назначение выборов; создание избирательных органов; организацию избирательных округов  и участков; выдвижение и регистрацию  кандидатов; регистрацию избирателей; проведение голосования; определение  результатов голосования.

Назначение выборов в  большинстве случаев производится решением уполномоченного на то государственного органа.

Избирательные органы призваны обеспечивать организационное руководство  ходом избирательного процесса.

Избирательные округа –  это территориальные единицы, объединяющие граждан главным образом для  избрания депутатов в представительные органы власти и местного самоуправления. Округа образуются также и для  избрания должностных лиц государства, например – президента. Подготовку и проведение выборов на территории избирательного округа организуют окружные избирательные органы (комиссии).

Избирательный округ подразделяется на несколько избирательных участков. Всю работу по подготовке и проведению выборов на избирательном участке  осуществляют участковые избирательные  комиссии.

Выдвижение и регистрация  кандидатов – это стадия избирательного процесса, с которой начинают действовать  непосредственные участники выборов, т.е. партии, общественные организации, избиратели. На данной стадии определяется круг кандидатов, из числа которых  будут избираться депутаты или должностные  лица.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и Политологии"