Шпаргалка по "Социологии и Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.

Файлы: 1 файл

ideologia1.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

Образование интегрированного белорусско-украинско-литовского государства  обогатило политонимию белорусов  названием «Литва». Этот термин возник примерно в ХIII в. в применении к территории между Неманом и Вилией и затем распространялся на другие земли в ХIV—ХV вв. по мере расширения территории ВКЛ. В широком смысле определение «Литва» являлось сокращенным названием государства (политонимом), а в узком - топонимом, обозначая собственно литовские и западнобелорусские земли. Многоуровневый характер имело и производное от «Литвы» понятие «литвины». В это время в сфере государственной, как отмечал отечественный историк В. Ластовский—закрепляется название «Литва», а в сфере культурно-религиозной жизни этноним «Русь». Относительный моноконфессиональный (православный) аспект понятия «русский» доминировал до рубежа ХVI—ХVII вв. Называя себя «русскими», белорусы в то же время дистанцировались от русского населения Московского государства, именуя его «москвой», «москвитянами» и т.п. Не позднее ХIV в. в отношении Восточной Беларуси стало употребляться название Белая Русь». Данное обозначение Полоцко - Ввтебско - Оршанско - Мстиславско - Могилевских земель становится традиционным с конца ХVI —первой половины ХVII в. С конца ХVI в. фиксируется определение «белорусский язык» («белорусское письмо»).

Хотелось бы заострить  внимание на происхождении названия «Белая Русь». Так, русский митрополит и писатель Макарий (1482—1563) название «Белая Русь» объясняет красотой земли, немецкий дипломат С. Герберштейн (1486—1566) — множеством снега, русский государственный деятель и историк В. Татищев (1686—1750) — вольным И независимым положением, русский историк М. Любавский (1860—1936) — независимостью от татаро-монголов, йелорусско-русский филолог-славист и писатель М. Янчук (1859—1921) — светлопигментированным и светлооким антропологическим типом жителей .

Имеются и другие объяснения. Однако, по мнению некоторых исследователей, наиболее аргументированным для названия «Белая Русь» является значение «свободная, вольная, независимая». «Действительно,— пишет в этой связи М.В. Довнар-Запольский,— в древнейшем русском языке слово «белый» имело такое значение, тогда как слово «черный» имело значение, указывающее на обложение податью по принуждению. И это совершенно соответствует действительности.

Создание ВКЛ привело  к возникновению целостной этнической территории белорусов Территориальная  определенность консолидирует этнос, стимулирует чувство патриотизма. Столицей нового государства стал славянский Новоградок (в польском варианте Новогрудок), да и само государство формировалось в основном на славянской (белорусской) территориальной и культурной основе.

Важную роль в управлении ВКЛ сыграл князь Миндовг (1230— 1263), приглашенный боярами для правления  в первую столицу княжества — Новогрудок. В 1253 г. Миндовг стал королем. Еще раньше, в 1246 г., он принял православную веру. 1270 годом датируются сведения о государственном гербе ВКЛ — «Погоне» (изображение всадника на щите красного цвета). В 1307 г. на основе договора в состав ВКЛ вошло Полоцкое княжество, и белорусская антропотерритория в составе ВКЛ укрепилась. Ее границы не разрушились и во времена правления Ягайло (1377—1392), который заключил Кревскую унию с Польшей, а в 1386 г. был избран польским королем. Князь Витовт (1350—1430) уверенно проводил политику централизации и суверенизации. Славной страницей его жизни стало руководство войсками ВКЛ во время победы над крестоносцами под Грюнвальдом в 1410 г.

Во времена правления  Казимира (1440—1492) был составлен Судебник 1468 г., написанный на старобелорусском языке, — фактически первый сборник государственных законов ВКЛ. Учитывая то обстоятельство, что право — важная составная часть идеологии государства, роль Судебника Казимира в истории идеологии белорусской государственности очень велика. Правовая культура белорусского народа развивалась также в Статутах ВКЛ 1529, 1556, 1588 гг. Их значение трудно переоценить, поскольку правовая культура современных Республики Беларусь, Украины, Польши и Литвы тесно связана с этими правовыми документами. Статуты явились важнейшими этапами формирования правовой основы белорусской государственности на определенном этапе развития белорусского этноса.

О высоком уровне развития белорусской антропотерритории  в ХIV—ХVI вв. свидетельствовали также печатные издания (в 1517— 1519 гг. — Скориной «Псалтыря» и 22 книг Библии; в типографии, расположенной в г. Несвиже; С. Будным — «Катехизиса»), а также организация в 1581 г. в Полоцке высшего учебного заведения - иезуитской коллегии (с 1812 г. — академии), а также многочисленных православных братских школ и типографий (в Минске, Могилеве и др.)

На формирование идеологии  белорусской государственности  оказывал определяющее влияние антропотерриториальный и геополитический фактор, поскольку  на белорусской земле в условиях «цивилизационного разлома» сосуществовали этносы разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской. Не удивительно, что их сосуществование и коммуникация стали возможными на основе сформированной на более раннем этапе истории идеологии белорусской государственности терпимости, толерантности.

Принцип религиозно- этнической толерантности сыграл исключительно  важную роль в процессе создания и  существования Великого княжества  Литовского, Русского и Жемойтского. Он способствовал сохранению в нем  гражданского мира и согласия, созиданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе. Религиозная толерантность, дух либеральных идей Возрождения во многом определили характер мировоззрения Франциска Скорины и его последователей, ярко выявились в полемической публицистике периода Контрреформации и введения Брестской церковной унии.

Предпосылкой становления  национального самосознания в ХIV— ХVII вв. являлось развитие белорусских городов, относительно демократической системы городской жизни. Этому в свою очередь способствовала практика дарования нашим городам магдебургского права.

Существенным этнообразующим аспектом стало складывание старобелорусского («русского», по терминологии рассматриваемого времени) языка. Он являлся средством межнационального общения в ВКЛ, языком общегосударственного летописания, политико-юридических актов. Государственный статус старобелорусского языка был закреплён в Статутах ВКЛ. Осознание важности духовной консолидации на базе родного языка, национальной культуры проявилось в творчестве Ф. Скорины, С. Будного, Василия Тяпинского.

Закономерно, что в статье 17 современной Конституции Республики Беларусь записано: «Государственными  языками в Республике Беларусь являются белорусский (курсив наш. — В. Ч.) и русский языки».

Особую роль в становлении  духовности белорусского народа сыграла  Библия, являвшаяся основой мировоззрения  человека Средневековья, источником моральных  норм, гуманистических ценностей.

Изначально ВКЛ было полиэтническим образованием, что во многом определяло его идеологию. В период своего становления ВКЛ выступает с так называемой «прорусской» программой — программой объединения восточнославянских земель под своей властью. Опорой в реализации этой идеи стали белорусские (позже и украинские) земли. На этом основании можно уверенно утверждать, что белорусская антрооотерритория играла существенную роль в существовании и развитии ВКЛ. Рассмотрим некоторые ее характеристики более подробно.

Присоединение белорусских  земель к растущему государству  давало возможность достаточно успешно  противостоять как Тевтонскому  ордену, так и монголо-татарам. Результатом  стало первое крупное поражение, нанесенное монголо-татарам в 1362 г. у Синих Вод, вследствие которого из-под ига были освобождены территории Киевщины и Подолья. ВКЛ сыграло решающую роль и в том, что немецкое продвижение на восток было остановлено, а сам Тевтонский орден пришел в упадок после поражения в войне 1409—1411 гг., когда в решающем сражении объединенные силы Польского королевства и ВКЛ разгромили 15 июля 1410 г. войско Ордена под Грюнвальдом и Таненбергом.

Однако в период правления  великого князя Ягайло доминировавшая ранее белорусская или, по терминологии того времени, «прорусская» направленность идеологии государственности меняется на прокатолическую и пропольскую. Заключение в 1385 г. Кревской унии (персональной по своему характеру) и последовавшее за этим подписание Ягайлом ряда общеземских (общегосударственных) «прывiлеяў» привело к тому, что восточнославянское православное большинство квяжества было дискриминировано. Широкие права и привилегии получали только феодалы католического вероисповедания. В этих исторических условиях и формировалась идеология полиэтнической государственности, защищающей права и привилегии своих подданных независимо от их вероисповедания. Безусловно, на практике все выглядело не так просто, но сама идея и ее реализация (в ВКЛ притеснения никогда не дорастали до масштабов религиозных войн периода европейской Реформации) указывают на зарождение внутри белорусской антропотерритории идеалов гражданского общества и формирования гражданской культуры.

Однако в конце XVI столетия была перевернута и трагическая  страница истории нашего народа: Люблинская уния (1569 г.) Согласно этой унии ВКЛ вошло в состав Речи Посполитой, сохранив на некоторое время свой автономный характер, однако позднее суверенитет был утерян.

 

14.  Общественный строй на белорусских  землях в период Речи Посполитой.

Третий этап развития идеологии  белорусской государственности  был связан с историей Речи Посполитой, возникшей в 1569 г.в результате подписания Люблинской унии. Новое государство — Речь Посполитая — по сути своей представляло федерацию или даже конфедерацию Короны Польской и ВКЛ.

Результатом объективных  политических процессов стало постепенное  распространение в среде феодалов ВКЛ представлений об их принадлежности к единому народу — польской шляхте. В большей степени такие представления  были характерны все же для украинской шляхты. В Беларуси же, продолжавшей оставаться в составе ВКЛ, шляхте всегда было как бы выгодно помнить  о том, что она не совсем польская. Причина этого крылась в монопольном  праве местной шляхты (гарантированном  Статутом ВКЛ) на занятие всех государственных  должностей и приобретение земли  в княжестве. С этой точки зрения так называемая идеология «краёвасцi», проявившаяся значительно позже  — в начале ХIХ в., имела в Беларуси давнюю традицию. Федератинво - конфедеративное устройство Речи Посполитой актуализировало развитие коммуникативных сторон идеологии белорусской государственности, формирование представлений о том, что судьбы государственных союзов зависят не только от шагов политиков по пути формирования единого народа, но и от новой особой идеологической среды, состоящей из твердо установленных фактов и общих предположений, одинаковых ценностей и даже предрассудков. Именно в этой среде формировались, например, философские идеи белорусской государственности у Симеона Полоцкого.

Важной составляющей внутренней идеологии Речи Посполитой было представление  о республиканском характере  устройства государства. Идеи демократизма могли здесь принимать даже радикально атеистическую направленность, как, например, в трактате «О несуществовании  Бога» Казимира Лыщинского (1634—1689). Иезуиты, конечно, не могли простить нашему земляку богохульства и по приговору короля Речи Посполитой он был приговорен к сожжению на костре, а затем казнен. В Польской республике шляхта имела широкие права и привилегии (например, принцип либерум вето), и для нее Речь Посполитая была действительно шляхетской республикой.

Что касается вхождения белорусских  земель в состав Речи Посполитой, то этот период имел исключительно важное значение для самоидентификации  белорусов как самобытного этноса, для его самосознания, его общерусского происхождения, а также для его  политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая, как  государство, менее всего было заинтересовано в развитии белорусов как самобытного народа. Более того, она делала все, чтобы стереть из памяти белорусов их этническую принадлежность. Именно в это время большинство белорусов осознало, что для своего самосохранения как этноса, для своего дальнейшего исторического развития они должны вернуться к своим общерусским корням, к истокам своей государственности. Это явилось главной причиной острой религиозно-национальной борьбы, развернувшейся на белорусских и украинских землях. Польско-католическое давление вынудило их сплотиться и развернуть религиозно-национальную борьбу за свое освобождение. И эта борьба не прекращалась вплоть до воссоединения белорусских и украинских земель с Российским государством.

 

15. Вхождение белорусских земель  в состав Российской империи  и зарождение идеи создания  своей собственной государственности.

Четвертый период формирования идеологии белорусской государсговенности приходится на время вхождения Беларуси в состав Российской империи. Этот период начался в конце ХVIII в. тремя разделами Речи Посполитой и закончился революционными событиями 1917 г. Разделы Речи Посполитой уничтожили не только Польское Королевство, но и вторую часть федерации — ВКЛ.

Процессы развития идеологии  белорусской государственности  во второй трети ХiХ в. характеризовались  обращением  общественности — носительницы идей белорусской автропотерритории — к вопросу о роли народных масс в деле разрешения социальных и национальных проблем, а также обоснованием права каждого народа на национальную самостоятельность.

К. Калиновский связывал национальное освобождение с социальным, например, с уничтожением помещичьего  землевладения и самодержавия и  наделением крестьян землей.

Решение вопроса о будущем  государственно-территориальном устройстве Беларуси и Литвы К. Калиновский  оставлял за народами этих земель. Отстаивая  право белорусского и литовского народов на самоопределение, он вместе с тем настойчиво пропагандировал  идею революционного союза угнетенных царизмом народов.

Репрессии после подавления восстания 1863—1864 гг. привели к значительным потерям в рядах демократической  интеллигенции Беларуси. В 8О-е гг. ХIХ в. Белорусская социально-революционная  народная партия (больше известна как  группа «Гомон>) выпустила два номера своего периодического издания под  названием «Гомон». Национальный вопрос гомоновцы рассматривали исходя из принципа равноправия всех народов  и их права на самоопределение. Хотя в программе «Народной воли»  был признан этот принцип, но белорусские  народники сочли необходимым  оговорить право белорусского народа на национальную самостоятельность. Гомоновцы, определив основные признаки нации, на их основе доказали сам факт существования  белорусской нации. «Гомон доказывал, что белорусы как народ имеют  свой язык, культуру, быт, предания, территорию и самостоятельное историческое прошлое.

Идеи, распространенные в  Беларуси в конце ХIХ — начале ХХ в., связывали будущее с возрождением белорусской письменно- сти (национально-культурное возрождение), с борьбой за обновление культурных и исторических традиций белорусского народа для пробуждения  чувства народной гордости и национального  самосознания (В. дунин-Марцинкевич, Ф. Богушевич и др.).

Оказавшись в границах Российского государства, белорусы возродили свои национальные традиции, культуру, литературный язык. Именно в  этот период начали складываться этнические, социальные, экономические, политические предпосылки для становления национальной белорусской государственности. Эти предпосылки явились результатом социально-экономических и политических процессов, проходивших на протяжении всего ХІХ и начала ХХ столетий в России. В национальных регионах России, в том числе и Беларуси, они тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав народов, составляющих многонациональное государство. Именно в этот период зарождается белорусское общественно-политическое движение. В идеологии этого движения неизменно присутствовала национальная проблема. Однако хотелось бы отметить, что уже в конце Х1Х — начале ХХ столетий в ходе формирования представлений о белорусской государственности определились два подхода к пониманию исторического прошлого белорусского народа и, соответственно, форм его самоопределения. Эти два подхода привели к разделению общественно-политического движения на два потока — представителей национально-демократического течения и сторонников западноруссизма.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и Политологии"