Шпаргалка по "Социологии и Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.

Файлы: 1 файл

ideologia1.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

Само гражданское общество как целое представляет собой  специфическую макроассоциацию  составляющих его частных лиц  и их добровольных объединений, в  основе которой находятся осознаваемые всеми ее участниками общие интересы. Принцип согласования индивидуальных, групповых и общих интересов  в нем становится доминирующим, в  его строжайшем соблюдении заинтересованы все составляющие данное общество социальные субъекты. И политический процесс  в гражданском обществе осуществляется уже не иначе, как на основе стремления правящей группы обеспечить баланс интересов  различных участников сообщества.

Государственная идеология  в гражданском обществе представляет собой не что иное, как концентрированное  выражение общих интересов всех членов сообщества, т.е. национальных интересов.

Государственная идеология  также есть не более и не менее  научная идеология по сравнению  с частными политическими идеологиями. В государственной идеологии  также синтезируются как объективное, т.е. научное, знание, так и идеи субъективного  свойства. Поэтому государственная  идеология в принципе не может  претендовать на статус единственно  верной или научной идеологии. Частные  идеологии и национальное законодательство

Признавая идейный плюрализм  гражданского общества, государство  не может допустить легального существования  и открытой пропаганды идей и доктрин, направленных на разрушение общественных устоев или насильственное изменение  политического устройства.

Идейное многообразие в  гражданском обществе имеет право  на свое проявление лишь в рамках основополагающих ценностей и принципов национально-государственной идеологии, получивших свое нормативное закрепление в Конституции и законах страны. Идейный «плюрализм», проявляющийся вне рамок правового поля, в сущности, антинационален и во всех странах преследуются по закону.

В последние годы, с актуализацией  проблем самоопределения, национальной целостности и сплоченности нашего общества, идеология приобрела значение не только идейной опоры отдельных  социальных групп, но и важнейшего атрибута, средства бытия всего общества, объединяющего  его в борьбе за самосохранение и  независимое социально-экономическое  и политическое развитие. Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан. Государство  без идеологии, как и человек  без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. осознание белорусским народом  себя народом-творцом, народом-созидателем, обретение им уверенности в своих  творческих силах и возможностях. Характерной чертой государственной  идеологии должны стать патриотизм, преданность Отечеству, гордость за свой народ. Идеология белорусской  государственности должна укрепить в народе Беларуси столетиями сложившийся  иммунитет против национальной ограниченности, кичливости, пренебрежения к другим народам. Она должна ориентироваться  на решительное обеспечение интересов  Республики Беларусь в мировом сообществе, но не через автаркиюи самоизоляцию, а через стремление к многовекторному  сотрудничеству со всеми государствами  мира. Данная идеология призвана сформулировать идеал современного белорусского общества, составными элементами которого являются построение демократического правового  государства, создание условий для  свободного и всестороннего развития личности, для достойного вхождения  страны в европейскую и общечеловеческую общность.

 

10. Понятие государственности. Формирование  белорусов как самобытной этнической  общности.

В популярном словаре русского языка СИ. Ожегова государственность  определяется как государственный  строй, государственная организация.

В специальной научной  литературе термином «государственность»  обычно обозначается достигнутый этно-территориальной  группой (общностью) людей уровень  исторического развития, признаком  которого является создание ею собственного государства в какой-либо форме или восстановление такового, если оно было утрачено в прошлом.

Термином «государственность»  иногда обозначают идейную установку, ориентирующую этно-территориальную  группу людей на создание, воссоздание  или преобразование ею собственного государства в соответствии с  определенными представлениями.

Концепция государственности

Систематизированный комплекс представлений о государственности  определенного народа принято называть концепцией, или доктриной, его государственности. Такой комплекс представлений обычно содержит определенные утверждения  относительно происхождения и развития самого народа, предпосылок и процесса становления его государственности, особенностей устройства институтов его  государства, направлений их дальнейшего  развития, а также форм его взаимодействия с другими народами и государствами.

Концепция государственности, объективирована в системе действующих  институтов государства, закреплена в  нормативно-правовых и политических документах.

Белорусская этническая общность

Хронологически начало процесса формирования белорусов в качестве особой общности относится ко второй половине XIII в

Непосредственное формирование белорусской общности начинается после  татаро-монгольского разгрома Древнерусского государства (1237—1241).

Главным политическим фактором этнообразовательных процессов  стала административно-правовая централизация  страны, приведшая к усилению связей между ее различными территориями. Экономическую основу этногенеза составили  развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли, утверждение единой денежной системы, создание региональных рынков вокруг городов и местечек. К социальным факторам относятся формирование различных категорий населения — сословий шляхетства (дворянства), духовенства, крепостных крестьян, мещан, что способствовало развитию более широких связей в рамках каждого из них и между ними. Консолидации формирующихся общностей способствовала борьба приверженцев различных конфессиональных групп за сохранение и утверждение своей веры. Важнейшим этнокультурным фактором явилось языковое разнообразие населения государства, которое сталопредпосылкой дифференциации древнерусского языка на региональные диалекты. Совокупное действие перечисленных факторов привело к появлению на основе древнерусской народности к концу XVI — началу XVII в. трех новых этнических общностей — белорусов, украинцев и русских.

 

11. Белорусская национальная идея.

Под национальной идеей в  политической науке принято понимать овладевшую сознанием определенной территориальной общности людей  мысль о том, что эта общность является особой нацией и в силу чего она считает себя вправе по собственному усмотрению строить и  свою внутреннюю жизнедеятельность, и  свои отношения с другими народами. Появление такой мысли закономерно влечет за собой постановку в повестку дня жизнедеятельности общности задачи создания национально-автономной единицы в государственном устройстве страны либо самоопределения общности в качестве суверенного национального государства. Организация практической реализации данной задачи обычно становится делом наиболее активной части общности. Соответствующие общественные действия принято называть национальным движением.

Процесс вызревания национальной идеи в самосознании белорусской  общности происходил практически на протяжении всего XIX в. В результате на рубеже ХГХ—XX вв. в повестку дня политической жизни белорусов был поставлен вопрос об их самоопределении в качестве нации-государства. Вехами на этом пути явились осознание в 1810—1820-е гг. группой профессоров и студентов Виленского университета своеобразия, самобытности населения тех территорий, которые примерно совпадают с географическими пределами нынешней Беларуси; обоснованный в 1884 г. отечественными народовольцами в журнале «Гомон» вывод о том, что белорусы составляют особый народ, или особую нацию, и, как следствие, постановку ими в повестку дня общественно-политической жизни вопроса о создании белорусами собственной автономии в рамках «будущего свободного федерально-политического строя, который должен занять место современного абсолютизма»; открытие поэтом Ф. Богушевичем оригинальности самостоятельности нового белорусского языка, формировавшегося с начала XIX в. на основе живых народных говоров, — «мова нашая ёсць такая ж людская і панская, як і французская, альбо нямецкая, альбо і іншая якая» — и осознание им значения языка для сохранения белорусами своей самобытности, а значит, по его представлению, и своего исторического бытия.

Понадобилось еще более 30-ти лет для того, чтобы идея самоорганизации  белорусской этнической общности в  нацию-государство овладела достаточно широким кругом активной части белорусов. Это произошло благодаря творчеству создателей и авторов газеты «Наша  ніва», и особенно усилиями М. Богдановича, Я. Купалы и Я. Коласа.

Нельзя не отметить, что  утверждение в сознании белорусской  интеллектуальной элиты национальной идеи происходило в процессе развития двух идейно-политических течений, которые  получили название революционного демократизма и западноруссизма. Представители революционно-демократического течения в целом выступали с национально-белорусских позиций, рассматривая белорусов как самобытный народ и отстаивая в той или иной мере возможность независимого от Польши и России развития Беларуси. Представители западноруссизма  признавая самобытность белорусов, все же считали, что Беларусь не является отдельной страной и что, следовательно, она не в состоянии самостоятельно культурно и политически развиваться. Они рассматривали Беларусь как составной элемент России, ее культурную и государственную часть. В своих произведениях западноруссисты всячески стремились обосновать мысль, что Беларусь, как «Западная Россия», неразрывно связана с великой Россией — и что белорусы, как одно из славянских племен, органично входят в состав русского народа.

 

12. Княжения как протогосударственные  образования (Полоцкое и Туровское  княжества).

На территории Беларуси самыми значительными были Полоцкое и Туровское  княжества. Летописи упоминают княжества  с меньшей территорией:

Витебское, Аршанское, Друцкое, Мстиславское, Пинское, Мозырское, Минское, Новгородское и др.

Судя по летописным источникам, Полоцкое княжество образовалась в  среднем течении Западной Двины  в IX — Х вв., занимала всю Северную Беларусь и граничила на севере с Новгородской землей, на востоке — со Смоленской, на юге — с Турово-Пинской, на западе — с землями литовско-латышских племён. Паводле современного административного деления, в Полоцкую землю входили полностью:

Витебская область, северная часть Минской и северо-западная часть Могилевской.

Полоцкое княжество было одним из крупнейших государственных  феодальных образований, которое не уступало размерами подобным образования  в Западной Европе - баварского герцогства и Португальского королевства. Ему  не угрожала половецкая опасность, а  большой торговый путь в Западную Европу, который проходил через его  территорию способствовал обогащения боярства и роста тенденций к независимости. Вместе с тем продолжение славянизации края и борьба с враждебными нападениями требовали усиления военной силы князя и единения местных феодалов. С конца IX в. в Полоцком княжестве и в других древних землях Беларуси происходили объединительный этнические процессы. Население этих земель характеризовалась общей этнической самосознательностью, языковым единством, сходством культуры.

Законодательная власть в  Полоцком княжестве принадлежала вече, или народному собранию. Вече приглашало князя на княжение, издавало законы, выбирало урядников (урядцев, чиновников), утверждало объявление войны или  мира. Власть вече распространялась не только на город, но и на всю волость, разбросанные по всему княжеству  веси. В Полоцком княжестве вече просуществовало до конца XV в. (1448), когда  городу было дано магдебургское право.

Исполнительная власть в  Полоцком княжестве принадлежала князю. Часто князь являлся одним  из родоначальников племени. Энергия и способности, особенно в военных делах, выделяли его из общей массы старейшин. В некоторых местах, где жизнь была относительно спокойной, князь становился правителем на основании родового старшинства. В Полоцком княжестве князь занимался военными делами, во главе своей дружины осуществлял походы в другие земли. Кроме того, князь ведал хозяйственными делами, вместе с тиунами вершил суд, охранял торговые пути и караваны в своем княжестве.

Высокое общественное положение  в Полоцке занимал епископ. От имени князя и епископа писались договоры, заключавшиеся полоцким вече, к документам прикреплялись их печати.

Вторым крупным раннефеодальным  княжеством на территории Беларуси было Туровское княжество, образовавшееся в IX-X вв. Его территория в основном соответствовала местам расселения дреговичей на юге Беларуси в бассейне Припяти. Политический центр княжества - Туров - почти современник Полоцка. Крупным городом был Пинск. Название Турова летописец связывал с именем местного князя Тура. Возникновению и развитию Турова и Пинска содействовало их выгодное расположение на водном Припятско-Бугском торговом пути из Киева и других русских земель в Западную Европу.

Полоцкое и Туровское  княжества имели все атрибуты государственной власти -- власти законодательной (вече), исполнительной (князья и дружины) и судебной (князья и тиуны). Их можно считать первыми раннефеодальными государствами на территории Беларуси.

 

13. Значение вхождения белорусских  земель в состав ВКЛ.

Второй этап в развитии идеологии белорусской государственности  был связан с развитием белорусской  антропотерритории в составе Великого княжества Литовского (Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, ХIII—ХV вв.).

В результате феодальной раздробленности  и нашествия татаро-монголов в  начале ХІІІ века Древнерусское государство  распалось. На северо-западной его части во второй половине ХІІІ века возникло Великое княжество Литовское, которое в конце XIV в. стало называться Великим княжеством Литовским, Русским, Жемайтским. Такое название государства отражает сложный процесс его становления и, разумеется, дает ответ на характер этнического состава населения этого государственного образования. Однако необходимо отметить, что и до сегодняшнего дня не умолкли дискуссии и споры об этническом составе его населения. Спектр взглядов на эту проблему очень широкий — от трактовки Великого княжества в качестве литовской державы до провозглашения его белорусской империей. В значительной степени это связано с отсутствием в письменных источниках информации о юридических основах объединения балтских и славянских территорий в единое государство, в разных сферах (политической, экономической, культурной) которого в дальнейшим доминировал или балтский, или славянский элементы. Однако существенно то, что в рамках существующего Великого княжества Литовского интенсивно шел процесс формирования белорусского этноса.

Известно, что российские историки считали ВКЛ русско-литовским  государством, однако, в процессе развития этого государства все более отчетливо проявлялась его белорусско-литовская сущность, а поздней более выраженным стал белорусский фактор (тогда, когда сформировалась белорусская народность). Это был период, который охватывал XV — XVI столетия. Именно в этот период набирал силу процесс формирования этнического самосознания белорусов, который проявился, главным образом, в развитии родного языка, письменности, философской и социально-политической мысли, правотворчестве, национальных обычаев и традиций, приверженности населения православному вероисповеданию.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и Политологии"