Шпаргалка по "Социологии и Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:00, шпаргалка

Описание работы

1. Особенности современного этапа развития белорусского общества.
2. Предмет курса идеологии белорусского государства. Структура и функции идеологии.
3.Определение идеологии. Введение в научный оборот термина «идеология» и эволюция его содержания.
4. Источники идеологии белорусского государства.
...
40. Базовые социально-политические идеи национализма и других течений.

Файлы: 1 файл

ideologia1.docx

— 169.46 Кб (Скачать файл)

В современном обществе функциональные особенности религии, ее социальная роль проявляются как система  функций, реализуемых, во-первых, на общесоциальном уровне (общество), и, во-вторых, на уровне микросоциальном (личность).

Первый ряд функций  включает:

компенсаторную, т.е. восполнение  человеческой слабости перед лицом  природных и общественных сил, перед  незнанием и т.п., что имеет  определенное позитивное значение;

регулятивную, т.е. регулирование  поведения людей, основанное на символах догматики, других конфессиональных требований;

интегрирующую, т.е. способствующую консолидации общества и конфессиональному  единству, другим формам сплочения  людей.

Второй ряд функций  включает:

мировоззренческую функцию—религия  удовлетворяет познавательные потребности, наделяет определенными жизненными ориентациями и установками, вытекающими  из религиозного объяснения мира, символов, догматов той или иной веры;

функцию нравственного воспитания, несущую общечеловеческие нормы  морали и основанную на том, что нравственные законы должны быть соблюдены, ибо они суть веления Бога. Данная функция способствует нравственному совершенству, моральному оздоровлению человека и общества в целом;

культурно-воспитательную и  культуротворческую функции, в которых  реализуется собственная природа  и соответствующая роль религии  в жизни общества и личности.

Все эти функции глубоко  взаимосвязаны между собой, взаимодействуют, составляя целостную систему.

Среди населения Беларуси имеются последователи всех трех мировых религий: христианства (православия, католицизма, протестантских направлений), мусульманства, буддизма, а также  древних  культов, иудаизма и современных  нетрадиционных течений (неокультов). Всего в Республике Беларусь зарегистрировано 26 религиозных направлений. Наибольшее количество среди них представлено восточной ветвью христианства – 84%.

Термин “православие” (от греч. – «правая вера», «иметь правильное мнение»), означает правильный способ славить бога, верность определенной совокупности догматов церкви. Православием отвергается непорочное зачатие  и сверхчеловеческое достоинство  Богоматери.

Католицизм (от греч. — всеобщий, вселенский) — одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве. Как  западно-римско-католическое исповедание  окончательно католицизм оформился  в виде вероучения и церковной организации после разделения церквей в 1054 г.

Протестантизм, (от лат. –  публично заявляющий) - третья из основных ветвей христианства, возник в XVI в. в Европе в ходе религиозного и общественно-политического движения, направленного против католической церкви и получившего название Реформация. Отстаивая восстановление, истиной «апостольной веры», протестантизм единственной священной книгой признал Библию, отверг институт священства (считал священниками всех верующих), отверг церковную иерархию, культ Богоматери и святых, монашество, учение о чистилище верховную роль папы. Из семи таинств в протестантизме сохранены лишь крещение и причастие.

В различных регионах Беларуси, согласно исследованиям, проведенным  Институтом социологии Национальной академии наук, 38,5% опрошенных признают себя верующими, 37,1% затрудняются точно определить, являются  ли они религиозными людьми или нет. В белорусско-польском пограничье идентифицируют себя с христианином (православным, католиком и др.) вдвое больше людей, чем в восточных областях Беларуси. Так, в частности, первостепенную роль во всех сферах повседневной жизни религия играет для 57% жителей Брестской и только для 20,7% жителей Могилевской и 19,9% Гомельской областей.

 

36. Модель социально-экономического  развития страны – компонент  идеологии белорусского государства.

Экономика, политика и идеология  – основные взаимообуславливающие  функционирования друг друга сферы  жизни общества и государства, в которых концентрируется социально-политическая, духовная, материальная деятельность различных социальных субъектов.

Белорусская модель социально-экономического развития предполагает «формирование  социально ориентированной многоукладной рыночной экономики с равноправным функционированием государства и частной собственности».

Предусмотренной форме социальных ориентиров рыночной экономии, которая  строится на принципах прав и свобод граждан, свободы предпринимательства, равенства всех форм собственности гарантии и неприкосновенности и истечения в интересах личности и общества, обеспечения взаимосвязи благосостояния рабочего класса и результатов его труда, социальной защиты, нетрудоспособных и других социально-уязвимых слоев населения.

Создавая условия для  рыночной экономики, государство в  своей экономической политике стремится  к достижению таких принципиальных целей, как рост благосостояния народа, стабильность денег и цен, высокая  степень занятости.

Важнейшие экономические  приоритеты в настоящее время  направлена на создание динамичного  развития социальной ориентируемой, рационально-целесообразной, рыночной экономикой.

Национальные интересы предполагают обеспечение национальной безопасности Беларуси: независимость, суверенитет белорусского государства, создание условий для свободы, проявление и развитие индивидов каждой личности.

Главная задача – найти  оптимальную меру и наиболее эффективные  формы государственного регулирования экономики, которая, не разрушая ее рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночную экономику максимальной социальной эффективностью.

 

37. Судебная власть и органы особой  компетенции, идеологические процессы.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

  • личные права и свободы;
  • социально-экономические и политические права граждан;
  • конституционный строй Республики Беларусь;
  • государственные и общественные интересы;
  • права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

  1. Конституционного Суда;
  2. системы общих судов;
  3. системы хозяйственных судов.

К общим судам относятся:

  1. Верховный Суд Республики Беларусь;
  2. областные суды;
  3. Минский городской суд;
  4. районные (городские) суды;
  5. Белорусский военный суд;
  6. межгарнизонные военные суды.

Верховный Суд  Республики Беларусь:

  1. Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.
  2. Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  3. Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.
  4. Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.
  5. Осуществляет иные полномочия.

К хозяйственным судам относятся:

  1. Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;
  2. хозяйственные суды областей;
  3. хозяйственный суд города Минска.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений.

Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей  по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.

Судьи не могут:

  1. быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели;
  2. осуществлять предпринимательскую деятельность;
  3. выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Деятельность  судов основывается на принципах:

  • законности;
  • состязательности и равенства сторон в процессе;
  • открытости и гласности судебного разбирательства;
  • свободного доступа к правосудию;
  • обязательности судебных актов для всех организаций и граждан.

В системе государственных  институтов следует выделить государственные  органы особой компетенции, которые  выполняют определенные функции  государства, но не входят ни в одну из ветвей власти. К таким органам  относятся Прокуратура, Счетная  палата, Центральный банк, казначейство, Центральная избирательная комиссия и др. В рамках своей компетенции  они используют специфические формы и методы деятельности. Создание таких органов обусловлено объективной необходимостью, диктуемой реальными потребностями государства. В Республике Беларусь государственный контроль обеспечивает Комитет государственного контроля, образованный Президентом Республики Беларусь. Он контролирует исполнение республиканского бюджета, исполнение нормативных актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В его компетенцию также входит контроль за расходованием средств республиканского и местного бюджетов на содержание государственного аппарата, за соблюдением законодательства по вопросам аренды, разгосударствления, приватизации и отчуждения объектов государственной собственности, инвестиционной деятельности,

 он имеет право: 
получать от государственных органов и иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей необходимую информацию и проводить проверки (ревизии) их деятельности; привлекать к участию в проверках (ревизиях) представителей правоохранительных, контролирующих и других государственных органов; направлять материалы проверок в соответствующие компетентные органы для рассмотрения и принятия необходимых мер; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать к ответственности (применять штрафные, экономические санкции) виновных должностных лиц и субъекты хозяйствования всех форм собственности и другие. рокуратура Республики Беларусь обеспечивает надзор за точным и единообразным исполнением законов органами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами, причем органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. Надзор осуществляется от имени высшего органа государственной власти и распространяется на территорию всего государства. Он осуществляется даже в отношении тех органов и организаций, которые сами призваны осуществлять контроль. Прокурорский надзор обладает только ему присущим качеством всеобщности. 
Прокуратура республики и ее органы на местах составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуратур вышестоящим. В нее входят: 
Прокуратура Республики Беларусь; Прокуратуры областей, г. Минска; Прокуратуры районов, городов; Межрайонные прокуратуры; Специализированные прокуратуры (транспортная, военная, природоохранная, по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях). 
Возглавляет Прокуратуру Генеральный прокурор, который назначается на должность Президентом с согласия Совета Республики и освобождается от должности Президентом с уведомлением Совета Республики и подотчетен Президенту. 
Прокуратура (за исключением случаев, оговоренных в законе) не отменяет решений других органов, не выносит решений о праве, не применяет наказаний к нарушителям закона, а требует, чтобы компетентные органы, общественные организации и должностные лица своей властью в пределах данных им полномочий устранили нарушение закона и приняли меры воздействия к нарушителям. 
Деятельность органов прокуратуры направлена на достижение одной цели – всемерного укрепления законности и правопорядка в обществе и государстве. Ее реализации способствует деятельность прокуратуры по следующим направлениям: 
общий надзор за исполнением законов органами государственного управления предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность; надзор за исполнением законов при рассмотрении дел судами; надзор за соблюдением законов в местах содержания задержанных, в местах предварительного заключения, при исполнении наказаний и иных мер принудительного характера, назначаемых судом; борьба с нарушениями законов, охраняющих права, свободы и интересы личности, что в правовом государстве становится приоритетным;

 

38. Местное управление и самоуправление  в идеологических процессах.

Местное самоуправление —  способ реализации принципа разделения властей по вертикали в отличие от разделения властей на исполнительную, законодательную и судебную по горизонтали.

Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются: местные Советы депутатов; органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные); местные референдумы; собрания (сходы) граждан; иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц. Статья 12 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» устанавливает три территориальных уровня местных Советов:

- первичный, к которому  относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы;

- базовый, включающий  городские (городов областного подчинения) и районные Советы;

- областной, который представлен  областными Советами. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Помимо местного самоуправления в Беларуси существует местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

 Их непосредственной  обязанностью является массово-политическая  и культурно-просветительская работа, охрана общественного порядка, воспитание молодежи, организация досуга граждан.

Идеологический заряд  несут в себе и многие проводимые на местном уровне мероприятия. В стране повсеместно созданы информационно-пропагандистские и консультативные группы, проводятся единые дни информирования.

Хорошо зарекомендовали  себя организованные в ряде мест прямые телефонные линии местных исполкомов, дни открытого письма.

. Получили право на существование и такие формы идеологической работы, как пресс-центры в областях, городах, районах. Важной идеологической составляющей на местном уровне являются и некоторые формы морального и материального поощрения тружеников города и села (доски почета, грамоты, благодарственные письма, именные стипендии и т.д.).

 

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии и Политологии"