Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

8.         Полиморфизм культурной динамики

Тот или другой вариант культурных изменений, как правило, не охватывает культуры в целом. Напротив, отличительной особенностью всякой культуры является ее многослойный характер, в силу чего в ней могут происходить одновременно изменения, направленные в разные стороны и с разной скоростью. Движение к обновлению вызывает обычно накопление тенденций к стабилизации, что и приводит рано или поздно к откату и смене ориентаций.

Кроме того, разные компоненты культуры изменяются с разной скоростью. Наиболее устойчивой оказывается мифология; большой объем консервативности заключает в себе и религия, несущая функцию интеграции общества. Более подвижной оказывается художественная культура, гибко реагирующая на изменение духовного состояния общества или отдельных слоев. Но самой высокой способностью к изменениям отмечена наука, удваивающая свои основные параметры за 10-12 лет.

30.Эволюционные модели.Неоэволюционизм (Дж.Стюарт, М.Салинс и др.) рассматривает социокультурную систему во взаимодействии трех составляющих ее подсистем: популяция, окружение, культура.Под средой понимается и природное окружение, и изменения, полученные в результате человеческой деятельности.Французский биолог, философ и теолог, приверженец концепции "христианского эволюционизма" Пьер Тейяр де Шарден (1881-1965) понимал человека как природное существо, обладающие духовной жизнью. Именно этот внутренний мир человека и порождает особое  видение окружающего.

По мнению Тейяра де Шардена, “рефлектирующее существо в силу самого сосредоточения на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действительности это возникновение нового мира. Абстракция, логика; обдуманный выбор и изобретательность, математика, искусство, рассчитанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви … вся эта деятельность внутренней жизни есть ни что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняющегося в самом себе. ” (Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. с.136-137).Поскольку мир находится в постоянном движении, усложнение дифференциации, и разум человека играет все большую роль и в индивидуальной жизни, и в социальной, и в жизни самой природы, то, приходит к выводу Тейяр де Шарден, начиная с некоторого момента, роль разума оказывается определяющей как в судьбах человека, так и природы. Он широко использовал понятие ноосферы для объяснения оксидаемого эволюционного развития мира: Постепенного перехода биосферы в “ноосферу”, то есть сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека. Ученый считал, что эволюционный процесс идет по пути согласования этих противоречий, и в этом видел смысл перехода биосферы в ноосферу. Результатом такого перехода должна стать, по его мнению, “сверхжизнь” - состояние полного окончания всех эволюционных процессов: исчезновение всяких различий между людьми (расовых, религиозных, экономических), когда человечество сольется в единое целое с природой и Богом.Современные исследования выделяют два эволюционных потока - общий и специфичный. Эволюция культуры понимается как процесс развития человеческого рода внебиологическими средствами (культивирование технологий совместного существования и взаимодействия со средой, способов социализации, знаковых систем и т.д.). Различия жизненных условий обусловливают специфику этих средств и самих культур. Процесс адаптации к конкретным условиям существования, т.е. развитие отдельных культур, называется специфичной культурной эволюцией. А универсальный процесс последовательной смены стадий перехода от простого к сложному - общей эволюцией.

Периоды

Подъем

Спад

Внедрение изобретений

Индустриализация (первая длинная волна)

1787-1813

1814-1842

Замена водяного колеса паро-вой машиной; древесины - углем и железом.

Буржуазный период (вторая длинная волна)

1843-1869

1870-1897

Появление железных дорог, пароходов; замена железа сталью.

Неомеркантилизм (третья линная волна)

1898-1924

1925-1940

Применение электричества; двигателя внутреннего сгора-ния, внедрение химии.

28Цикличная динамика, теория эк.волн.Еще в начале XIX века были выделены "торгово-промышленные циклы", фиксирующие колебания экономики в пределах 7-11 лет, и периодические кризисы в хозяйственной жизни. В конце XIX-начале XX века были названы факторы, обусловливающие подобные колебания: введение новых технологий, открытие новых рынков, соотношение спроса и предложения, межотраслевые связи, накопление и перераспределение капитала.Современные представления об экономических волнах базируются на теории русского социального мыслителя Николая Дмитриевича Кондратьева (1892-1938). Анализ экономических изменений, соотнесенных с политическими и социальными факторами, позволил ему разработать теорию длинных экономических волн с периодом 48-55 лет.Циклическая динамика хозяйственно-экономической системы включает в себя 4 фазы: повышение, перелом, понижение и переход.Первому периоду предшествует накопление и концентрация капитала в мощных предпринимательских центрах. В это время происходит обновление и расширение основных капитальных средств, изменение и перегруппировка производительных сил. Не менее значительным фактором экономического подъема является дешевизна и обилие свободного капитала. Совокупность данных факторов приводит к  рентабельности крупных инвестиций в производство, внедрению новых технологий , созданию новых производительных сил, новому капитальному строительству. Это акцентирует необходимость коренной перестройки условий производства. Тем не менее, внутри самой первой фазы заложены моменты, ведущие к неустойчивости хозяйственной системы и вызывающие рост социального напряжения и жесткую рыночную конкуренцию.Во второй фазе (переломной) инерция экономических процессов достигает предела, за которым система становится неэффективной (дефицит капитала, замедление капитального инвестирования, понижение рыночных цен приводит к угасанию экономической жизни).Третья фаза (понижение - депрессия) характеризуется спадом экономической активности. В нижней точке экономической волны наступает структурный кризис, подготавливается переход движения от депрессии к подъему (радикальные технологические изменения производства, вложения в принципиально новую технику, изменение технологической парадигмы). Уже в этой фазе, таким образом, закладывается и формируется новая организация экономической системы.Для четвертой фазы (переходной) характерно, что предшествующая экономическая структура становится неэффективной, а новые зарождающиеся формы хозяйственной жизни в рамках старой экономической структуры еще не могут переломить ситуацию. Борьба нового со старым продолжается 7 - 10 (иногда более) лет. Постепенно хозяйственная система внутренне перестраивается на уровне всех составляющих ее элементов. Таким образом складываются предпосылки и накапливаются потенциальные возможности стабилизации хозяйственно - экономической и социальной жизни в целом. После перелома волны (связанного с удешевлением капитала) опять следует подъем экономической активности, т.е. начинается новая “длинная экономическая волна”. “Материальной основой больших циклов является изнашивание, смена и распространение основных капитальных благ, требующих длительного времени и огромных затрат для своего производства, - пишет Н.Д. Кондратьев. - Смена и расширение фонда этих благ идут не плавно, а толчками, другим выражением чего и являются большие волны конъюнктуры. Период усиления строительства этих основных капитальных благ является периодом подъема, период отклонения реального уровня экономических элементов вверх от существующего уровня равновесия … является периодом длительного повышения конъюнктуры, хотя бы и прерываемого колебаниями более кратковременными. Период затишья в их строительстве, является, наоборот, периодом движения реального уровня экономических элементов, уровня равновесия и ниже него”. (Кондратьев Н.Д.  Большие циклы экономической конъюнктуры. // Проблемы экономической динамики. М., 1989.  с.172). Причем “в процессе развития цикла самый уровень равновесия, изменяясь, переходит на иную, как правило, на более высокую ступень.” Таким образом, делается вывод о регулярности волнообразных экономических процессов в экономической сфере культуры.Исследование экономических циклов позволило австрийскому экономисту и социологу Йозефу Шумпетеру (1883-1950) выявить механизм, объясняющий волновую смену нестабильности и накопления капитала - колебания технологических нововведений. Он утверждал, что технические инновации изменяют производство, инициируют появление структурно-новых коммерческих операций, товаров, расширяют процесс накопления денежной массы. Совокупность этих изменений лежит в основе смены фаз экономического цикла.

 

 


29Циклическая модель Сорокина.Русско-американский социолог Питирим Сорокин (1889-1968) предложил теорию волнообразной социокультурной динамики. Культуры движутся силами, заложенными в них самих, просто потому, что такова их природа, - считает Сорокин. Развитие заложенных сил в основных типах (идеациональном и чувственном) происходит до предела, затем начинается откат "волны". Чередование основных типов культуры связано с прохождением либо через идеалистический, либо через эклектичный (переходные) типы.Социодинамическая модель П.Сорокина представляет собой последовательную смену определенных типов культур, выделяемых на основе ведущих представлений о мире и методах его описания. Этот процесс выражается в трех фазах единого цикла, через которые проходят все основные сферы социокультурной системы (архитектура, скульптура, живопись; музыка, литература, театр, искусствоведение; религия, философия, наука; естественнонаучные и технико-технологические изобретения; мораль и право;политика; экономика; политические конфликты; религиозная деятельность; семейно-брачные отношения; исторический тип личности; мировоззрение; формы свободы; государственное управление). Причем в динамике каждой из этих сфер прослеживается три стадии, после завершения которых цикл возобновляется. Сорокин называет: идеациональную стадию, в которой преобладают процессы познания; идеалистическую стадию, где ведущей становится идеология; чувственную стадию с доминированием сенсорного переживания.Для каждой стадии соответствует свой тип личности.

Особо следует отметить, что концепция П. Сорокина является попыткой сконструировать свободную от линейности, эволюционизма и теории прогресса модель течения макропроцессов культуры. Эта модель является некоей идеализацией, на что вполне однозначно обращал внимание и сам П. Сорокин.

в) В XIX в. эволюционная теория Ч.Дарвина побудила ученых обратить внимание на тот факт, что человек есть продукт длительной биологической эволюции. Эволюционизм надолго становится ведущим направлением социогуманитарной мысли, опираясь на представления о единстве законов истории природы и истории человека, единстве метода естественных и социогуманитарных наук.Эволюционизм опирается на концепцию развития, разработанную английским социологом Гербертом Спенсером, который видел во всех происходящих явлениях часть общего необратимого процесса эволюции, включающего интеграцию и дифференциацию.

Эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению. Механизмы адаптации (биологические и культурные) и составляют эволюционное развитие, которое разворачивается как дифференциация и усложнение первоначальной, синкретичной "зародышевой" формы. Выделяют 2 основных эволюционных модели: однолинейную и многолинейную.Согласно однолинейной концепции Э.Б.Тайлора, Л.Моргана, Дж.Фрезера и др. в процессе эволюции человека и его культуры выделяются три универсальных последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация. Развитие идет по пути усовершенствования человеческого рода путем усложняющейся организации общества и человека.Эволюционные представления были усовершенствованы в марксизме, где на основе синтеза моргановских идей и немецкой классической философии в лице Г.Гегеля, вскрывшего механизм и источники диалектического развития (возникновение, борьбу и преодоление противоположностей), обосновывается диалектико-материалистическое понимание истории. В основе прогрессивного развития человечества, по мнению К.Маркса и Ф.Энгельса, лежит диалектика производительных сил и производственных отношений.Научно-технический прогресс приводит к изменению образа жизни людей, их культуры и быта. В своем поступательном развитии человечество проходит через этапы первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической общественно-экономических формаций, стремясь к воплощению идеалов коммунизма. Прогресс рассматривается как зигзагообразное, неравномерное, антагонистическое развитие.Многолинейная эволюционная модель отказывается от всеобщих законов эволюции и признает множественность путей социокультурного развития. В рамках этой модели исследования ограничиваются обобщением эмпирических результатов, полученных при изучении региональных культур, фиксацией исторических параллелей и повторов.Основное внимание сосредоточено на проблеме культурной адаптации, понимаемой как процесс приспособления к среде, в ходе которого происходит усложнение культуры, дифференциация, возникновение новых культурных феноменов.Основное внимание сосредоточено на проблеме культурной адаптации, понимаемой как процесс приспособления к среде, в ходе которого происходит усложнение культуры, дифференциация, возникновение новых культурных феноменов.

31,. Язык культуры, Язык культуры в широком смысле этого понятия - те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Язык культуры - это универсальная форма осмысления реальности, в которую "организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла)" (Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания. Киев., 1988. С. 35).Ученые классифицируют языки культуры. К.Леви-Строс считал, что тотемизм явился одним из первых видов символической классификации, когда изображения животных, растений и т.п. использовались в качестве священных знаков племен. Различия между животными в рамках тотемизма составляли естественную модель для дифференциаций и классификаций разнообразных явлений как природного, так и социального мира.К настоящему времени сложилась следующая общепринятая классификация языков:- естественные языки, как основное и исторически первичное средство познания и коммуникации (русский, французский, эстонский, чешский и т.п.). Для этих языков характерен непрерывный процесс изменения, ассимиляции и отмирания. Словарный запас человека в среднем 10-15 тысяч слов, часть из них - активные, которые человек использует, другая часть - пассивные, значение которых он понимает, но не использует сам;- искусственные языки - это языки науки, где значение фиксировано и существуют строгие рамки использования. Это необходимо потому, что повседневная речь многозначна, что недопустимо в науке, где необходима предельная адекватность восприятия. К искусственным языкам относятся и языки условных сигналов, например, азбука морзе, дорожные знаки;- вторичные языки (вторичные моделирующие системы) - это коммуникационные структуры, надстраивающиеся над естественно-языковым уровнем (миф, религия, искусство). Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над сознаниеммоделей могут быть определены как вторичные моделирующие системы.В современной науке проблема языка формируется как проблема междисциплинарная. Трудно представить себе ее анализ без привлечения данных логики, философии, антропологии, герменевтики, лингвистики, феноменологии, семиотики, других научных дисциплин, на которые опирается культурология. Речевой аспект языка связан с физиологией, звук - с акустикой (раздел физики), работу мозга при этом исследует нейрофизиология. Современная аналитическая работа о языке почти невозможна без привлечения теории бессознательного, отсюда - особая роль прикладной психологии.Однако особо выделяются две науки, изучающие язык культуры, - семиотика и герменевтика.Семиотика (греч. - знак) - наука о знаковых системах или семиознее культуры. Это относительно современная наука, претендующая на создание металязыка. У истоков семиотики - две научные традиции, одна из которых восходит к Ч.Моррису (1834-1896), американскому философу и социальному психологу, другая - к Ф де Соссюру (1857-1913) и Парижской школе. Ч.Моррис полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии. Ф. де Соссюр считал семиологию частью социальной психологии, аргументируя возможность изучения культуры общества через язык как важнейшую из знаковых систем. Французский структуралист К.Леви-Строс предполагал, что явления социальной жизни, искусство, религия и другие имеют природу, аналогичную природе языка, а следовательно, они могут изучаться теми же методами.Русская ветвь семиотики восходит к трудам А.Потебни, Г.Шпета, Ю.Лотмана и тартуской школы. А.Потебня и Г.Шпет рассматривали семиотику как сферу этнической психологии. По аналогии с ноосферой Ю.Лотман ввел понятие семиосферы - универсального семиотического пространства, существующего по определенным закономерностям.Герменевтика - одна из древних наук, которая появилась в раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.-Г.Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируется, но и конструируя смысл.II. Понятие "текст", "знак", "символ".Культура - коллективная память. Но "язык - дом бытия" (М.Хайдеггер): чтобы событие стало явлением культуры, оно должно быть выражено в тексте. Только тогда культура может выполнять функцию хранения и передачи информации. В истории человеческого рода сформировались два канала передачи информации. Один из них - генетический (как и у всей живой природы); по другому каналу сведения передаются от поколения к поколению через разнообразные знаковые системы, единицы информации в которых английский исследователь Р.Доукинс назвал "мемами" (Медников Б.М. Гены и мемы - "субъекты" эволюции //Человек. 1990. N 4. С. 24-25).В современной европейской традиции принято рассматривать как текст все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами. Ж.Деррида утверждает: "Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста" Текст не сводим к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные. В таком понимании языка культуры проявляется стремление к преодолению лингвистического плана.Понятие "знак" и "символ" часто используется в одном и том же смысловом контексте. Иногда можно встретить утверждение, что знаки - это то, что отличает человека от животного мира. Есть основания полагать, что праязыки возникли из знаковых систем, сформировавшихся в животном мире. Исследователи утверждают, что эти системы могут быть весьма дифференцированными.Человеческая культура начинается там и тогда, где и когда появляется способность сознания к символизации.Знак - это материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Это овеществленный носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную - математическую, статистическую, логическую - обработку.Символ - одно из самых многозначных понятий в культуре. Изначальный смысл этого слова - удостоверение личности, которым послужил simbolon - половинка черепка, бывшая гостевой табличкой. Символ в культуре - универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Переходя в символ, образ становится "прозрачным", смысл как бы просвечивает сквозь него. Эстетическая информация, которую несет символ, обладает огромным числом степеней свободы, намного превышая возможности человеческого восприятия.Повседневная жизнь человека наполнена символами и знаками, которые регулируют его поведение, что-то разрешая или запрещая, олицетворяя и наполняя смыслом.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"