Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

25.Субкультура.Субкультура и ее типы.Дифференциация культуры это так называемые субкультуры зависит от наличия в обществе различных классов, слоев групп населения.Роль этого фактора в наши дни уменьшается, но еще остается.Беднейшие, неимущие и маргинальные слои общества имеют самый низкий уровень культуры, который проявляется во всем - от образования, до личной гигиены.Культура высших слоев, элиты общества отличается как общим высоким уровнем, так и некоторыми внешними сторонами: строгий этикет, изысканные манеры, подчеркнутая вежливость, сохранение древних (аристократических) традиций.Средние слои и классы являются носителями наиболее распространенной, преобладающей культуры, именуемой сегодня “массовой культурой”, общий уровень которой является невысоким, средним. В то же время к этим слоям относится основная часть научной и творческой интеллигенции, являющейся носителем высшего уровня интеллекта и творческого потенциала, составляющих главный источник обновления всей культуры.

Понятие “субкультура” неоднозначно:

1)         трансформированная профессиональным мышлением система ценностей традиционной культуры, получившей своеобразную мировоззренческую окраску.

2)         особая форма организации людей (чаще всего молодежи) - автономное целостное образование внутри господствующей структуры, определяющей цель жизни и мышления ее носителей, отличие своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже интересами.

3)         совокупность некоторых негативно интерпетированных и ценностей традиционной культуры преступного слоя общества.

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема" официальной" культуры. определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Субкультура - это подкультура или культура в культуре.В американской социологии с 20 х годов ХХ в. доминирует традиция исследования преступных структур общества, характеризуемых прежде всего комплексом антиправовых норм поведения.В целом современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной классической тенденцией существует ряд своеобразных культурных образований, как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущих культурных традиций, являющихся в то же время прямым порождением последних. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, социальные слои, крупные неформальные объединения. Эти неформальные объединения и становятся субъектами - носителями и творцами собственной культурной среды, нормативов поведения и общения, действий и ценностей, имеющих глубокий символический смысл для членов группы, создавших собственную субкультуру.На возникновение и развитие субкультур влияют изменения образа  и уровня жизни общества, крупные социальные события и потрясения. Возможны появления и активизация субкультур при улучшении условий жизни какой-либо социальной группы (повышение доходов, образовательного и культурного уровня и т.д.). Второй тип субкультур можно назвать субкультурами “кризиса”, так как их появление связано с ухудшением социально-экономического положения. Этому типу соответствует большинство послевоенных молодежных структур на западе и последнего десятилетия в нашей стране.Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры; "контркультуру" (некоторые молодежные субкультуры); субкультуры основных этапов жизненного цикла (детская, молодежная, культура пожилых); маргинальные культуры.Отличительными чертами субкультур являются “стили”: Стили характеризуют глубину вхождения в субкультуру. Можно выделить 3 формы элемента стиля:

1)         образ - элементы костюма, прическа, косметика, бижутерия;

2)         манера поведения - особенности невербального компонента общения (экспрессия, мимика, пантомимика, походка);

3)         слэнг - специфический словарь и его использование.

Одна из основных функций стиля - установление границ группы, отделение от других групп.

Молодежные субкультуры выполняют особые функции. Субкультура дает условное, “магическое” решение испытываемых молодежью проблем, порожденных социально-экономическими противоречиями. Она предлагает стиль, ценности, идеологии, которые могли быть использованы для формирования особой идентичности, выходящей за пределы, предписанные социальным происхождением и статусом. Субкультура, имея классовые корни, осваивается через ближайшее социальное окружение или под влиянием средств массовой коммуникации. Субкультура предлагает входящему в нее индивиду разрешение его внутренних, экзистенциальных проблем.Субкультура, в первую очередь, помогает , пусть иллюзорно, решать молодежи ее психологические проблемы. Недостатком субкультур является то, что они концентрируются на вторичных проблемах, а исходные социально-экономические проблемы при этом не затрагиваются.Среди субкультур молодежи 50-80 х годов на западе можно выделить субкультуры молодежи рабочего класса (тэдди-бойз, моды, рокеры, бритоголовые, футбольные фанаты, панки), средних слоев (битники, хиппи). Название субкультур отражают К-Л особенность внешнего вида или поведения.

          Моды (mods) - любовь к одному из музыкальных стилей.

          Рокеры (rockers) - приверженность к рок-н-роллу.

          Бритоголовые (skinheads) - выбриты или выстрижены на голове волосы.

          Панки (Punks) - си энговый термин, обозначающий социальные низы (буквально “отбросы общества”).

          Тэдди-бойз (teddy-boys) - копирование стиля одежды молодежи из аристократических кругов (тэдди - уменьшительный вариант имени принца Эдуарда).

Субкультуры среднего класса имеют некоторые особенности. К элементам их стиля относятся: пассивное сопротивление (аполитичность, игнорирование власти), Диссоциация - отход от формальных социальных институтов, неудовлетворенность ими, поиск глубокого духовного удовлетворения (в творческой работе), сознательное опрощение (переход от обеспеченности к нищете), стремление к самовыражению, протест против стандартизации жизни, индивидуализм как реакция на обезличенность массового общества, открытость опыту, но при этом его наркотическая , религиозная, мистическая и даже магическая интерпретация.

 

26Культура как процесс.Термин "Динамика" близок по значению к термину "развитие". Он употребляется для обозначения поступательного движения культуры, перехода от одного состояния к другому. Развитие включает в себя как восходящую линию - прогрессивную, так и регрессивную, в которую входят и моменты застоя, возвращение к отжившим структурам и формам.Поскольку в рамках культурологии исследуются общеродовые, общесоциальные, групповые и индивидуальные аспекты процесса социокультурных изменений, то понятие "времени" для нее является достаточно гибким и фиксируется в различных масштабах.Исходя из этого исследователи выделяют три типа шкал:

          микромасштабные шкалы времени (1-25 лет);

          среднемасштабные шкалы времени для рассмотрения экономических подъемов и спадов (48-55 лет) и процессы смены поколений (25-30 лет);

          макромасштабные шкалы времени (100 и более лет).

Важнейшими характеристиками времени для культурологов выступают его ритм и темп.Культура реализует себя через равновекторные действия людей, обусловленные противоречащими друг другу и даже противоположными мотивами, целями и желаниями. Часть этих действий соответствует норме, а две другие ее части, противоположные по направленности, как бы "гасят" друг друга. Таким образом, система находится в устойчивом равновесии, процессы реорганизации не являются необходимыми, а потому социодинамика замедлена. Может сложиться кризисная ситуация, поэтому процесс обновления необходим. Если деформация происходит одновременно в нескольких подсистемах культуры, то кризис становится всеохватывающим, приобретает системный характер.Явление культуры в его историческом развитии есть расширение сфер и областей человеческого опыта, который рефлексируется и осмысливается, закрепляясь в традиции. Однако, несмотря на всю его важность традиций, которые обеспечивают устойчивость, авторитет культуры и культурных норм, нельзя себе представить развитие культуры без обновления культурного опыта. Они проявляются в изменениях, которым подвергается весь образ жизни. Изменения в культуре происходят в результате накопления культурного опыта, они не могут быть внезапными. Развертываясь во времени, культура не только обновляется, но и сохраняет себя, благодаря действию через определенные социокультурные институты механизмов преемственности, которые транслируют каждому новому поколению культурное наследие предшествующих эпох (семья, традиции, общая система образования, средства массовой коммуникации, учреждения культуры).              II. Типы культурных изменений.В теории культуры сложилась система классификации изменений разного масштаба и уровня.Критика издержек поступательно-линейных концепций развития культуры не снимает фазового или этапного типа культурной динамики, к которому применима историческая периодизация в соответствии с доминирующим типом социальных отношений. Но при этом важно подчеркнуть недопустимость сведения этих отношений лишь к классовой структуре, отвечающей формационному делению истории. Тип социальности складывается на основе преобладания межличностных отношений в доиндустриальном обществе, товарно-денежных факторов в индустриальном или же факторов, формирующих массовое  общество, в постиндустриальном обществе. Это деление не совпадает с последовательной сменой всех измерений социальной и культурной жизни, но отражает некоторые общие принципы социокультурной регуляции.Изменения, ведущие к смене духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и мод; территориальные перемены центров активной культурной деятельности; социальные сдвиги в результате изменения количественных параметров и другие перемены, входящие в общем в сферу истории культуры, а также разных ответвлений: истории искусства, литературы, моды и т.д. Отчетливое деление эта смена нашла в истории западноевропейской культуры: романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, неоклассицизм, романтизм, реализм, модернизм (импрессионизм, постимпрессионизм, сюрреализм, авангардизм и т.д.), постмодернизм.

1.         Изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры или отношений между разными ее элементами, что означает формирование новых жанров и видов искусства в результате творческого процесса или внешних влияний - всего того, что вполне корректно охарактеризовать как развитие культуры. Такие процессы никогда не отхватывают всей системы социокультурной регуляции, а происходят в тех или иных отдельных сферах или ряде сфер при сохранении устойчивых механизмов в стабилизирующих частях общей структуры. Так, интенсивное развитие культуры в период промышленной или научно-технической революции не привело к устранению традиционных верований и институтов, таких, как церковь или семья, не сняло этнического и национального разделения народов.

2.         Культурный застой как состояние длительной низменности и повторяемости норм, ценностей, смыслов и знаний, как приверженность общества неизменным традициям и резкое ограничение или запрет нововведений. Устойчивость обычаев, норм и стилей не обязательно означает застой, т.к. подразумевает сохранение самобытности данного общества. Однако консервация общей системы ценностей, догматизация религии или идеологии, канонизация художественной жизни, сопровождаемые отражением нововведений или заимствований, может означать застой и приводить к длительной стагнации общества в целом. В этом состоянии общество может существовать десятилетиями и даже веками, без значимых прибавлений и убавлений в своей духовной и социальной жизни.

Застой - характерная черта устойчивых малых этнических культур, адаптированных к окружающей среде, но зависящих от этой среды и неспособных выработать механизм изменений. Однако застой становится уделом и высокоорганизованных цивилизаций, сложившихся в различных регионах Востока, на том этапе, когда обогащение и дифференциация грозят подорвать всеобщие принципы регуляции ослабить механизмы консолидации общества.

3.         Изменения, ведущие к ослаблению дифференциации или устранению каких-то элементов культуры или прежде устойчивых норм и идеалов, упрощению культурной жизни, что и определяется как упадок и деградация культуры. Такого рода процессы описываются этнографами на материале некоторых малых народов, попавших в орбиту сильных культур (индейцы Северной Америки, малочисленные народы Севера и т.д.). Слабые локальные культуры обнаруживают способность к выживанию, но ценой изоляции и замыкания в себе.

4.         Кризис культуры определяется как ситуация или тенденция разрыва между ослаблением и разрушением прежних духовных структур и институтов и формированием новых, более отвечающих меняющимся требованиям общества.

В историческом плане социальный и духовный кризис в древних обществах предшествовал возникновению новых духовных систем, послуживших основой для формирования мировых цивилизаций. Одним из наиболее известных и ярких памятников, засвидетельствовавших кризис древних обществ Ближнего Востока, является Ветхий Завет. Поиски выхода из этого кризиса шли через формирование новых религиозных принципов, запечатленных в сакральном тексте Нового Завета.

5.         Циклические изменения отличаются от эволюционных тем, что они повторимы (иногда их определяют как волнообразные). Под их воздействием общество движется  по сходным циклам бытия, повторяя себя на протяжении многих поколений. Циклы могут иметь и естественное, природно-биологическое происхождение (смена времен года, смена поколений) и являются необходимыми условиями воспроизводства среды, общества или народонаселения. Устойчивую фиксацию эти циклы получают в мифологии, ритуалах, календаре.

В качестве варианта цикличности следует рассматривать инверсию, которая может охватывать как духовные, так и политичсекие изменения общественного бытия. В инверсии изменения идут не по кругу, а совершают маятниковые качания - от одного полюса культурных значений к другому. Такого рода перепады возникают в том случае, если в культуре не сложилось устойчивое ядро, “золотая середина” или прочная структура. Поэтому ослабление жесткой нормативности и ограничений может приводить к распущенности нравов, бессловесная покорность по отношению к существующим порядкам и их носителям может сменяться “бессмысленным и беспощадным бунтом”, разгул страстей и чувственности может уступить место крайнему аскетизму и рассудочному рационализму. Чем меньше степень стабильности общества и чем слабее налажены отношения между его различными компонентами, тем больший размах приобретают повороты в его духовной или политической жизни.

6.         Обращение к раннему и более богатому периоду культурной жизни обычно определяется как возрождение. Эпоха европейского Возрождения получает постоянно высокий статус в большинстве работ по истории мировой культуры. Можно считать устоявшимся и широко распространенным суждением об этой эпохе как о “величайшем перевороте” в развитии мировой культуры, с которого и начинается переход к гуманистической культуре, в центре которой стоит человек, несущий в себе способность к самостоятельной, разумной и целеустремленной деятельности, направленной на осуществление идеалов красоты, гармонии и всестороннего развития своих сил.

7.         Преобразование, или трансформация, культуры имеет место в том случае, если новое состояние возникает в результате изменения прежнего достояния под влиянием  интенсивных процессов обновления, происходящих в данном обществе. Новые элементы вводятся через переосмысление исторического наследия или предание нового смысла привычным традициям, а также через заимствование извне. Однако заимствованные элементы подвергаются качественному изменению целостный органичный синтез.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"