Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

 

Знак

Символ

1. Происхождение

Из животного мира

Возникает с развитием психики, когда осознано разделение на разум и чувство, различается реальный мир и его отражение в искусст-венных формах.

2. Место бытования

Бытует в животном мире, в разных сферах жизни общес-тва: науке, религии, искусс-тве, в коммуникациях и т.п.

Культура в целом на этом этапе, когда сформировано ее единство, через формы искусства, науки, религии. Бытует в личной жизни, в социуме, государственной, этничес-кой и т.п. общности.

3. Цель применения

Информирование, коммуни-кация

Репрезентация объектов, событий или идей.

4. Черты

Инструментальность и адрес-ность, стремление к клас-сификации, прямая связь между знаком и обозна-чаемым.

Обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к сознанию, выражает общие идеи, экстралингвистичен, императивен. Образ-обобщение. Стабилизирует форму. Легко преодолевает “земное тяго-тение”, стремясь обозначить вечное и ускользающее, уводит за пределы реальности. Раскладывает образ на символические элементы, превращая его в “текст”.

5.Общее

Архетипичность значений: базируются на неизменных свойствах природы и человека.

III. Внутренний смысл знаков и символов как фундаментальная проблема внутрикультурной и межкультурной коммуникации.

Давно замечено, что явления культуры имеют два плана: материальный и нематериальный, проникновение в который происходит через освоение знакового языка видимого плана, доступного органам чувств. Эта особенность культуры была впервые осознана как специфика искусства еще философами-неоплатониками флорентийской школы. Так, Пико делла Мирандола писал: "Всякая вещь кроме своего природного бытия имеет другое бытие, называемое идеальным, сообразно с которым она была создана богом в первом разуме... Это первое бытие называют бытием идеальным или интеллигибельным (умозрительным), а второе - бытием материальным или сенсибильным (воспринимаемым чувством)... Интеллигибельная сфера является умопостигаемым миром, созданным непосредственно богом" (Пико делла Мирандола Дж. Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивлени // Эстетика Ренессанса. Т.1. М., 1981. С. 286, 288).Каков же механизм расшифровки знаково-символических систем? Знаково-символические структуры имеют место на всех уровнях познания: первичном, или поверхностном, семаитическом и смысловом - как посредники между человеком и культурой, однако новый опыт и приращенное знание могут менять способы восприятия и постижения мира. Первый уровень задается социокультурным контекстом, это уровень обыденной коммуникации. Второй уровень познания требует теоретического объяснения в рамках семантических правил формирования смысла высказывания. И лишь на третьем, глубинном, уровне происходит раскодирование смысла.

 

32 управление культурой.Каждый компонент социальной жизнедеятельности имеет соответствующие формы организации, то есть институты, обеспечивающие как его поддержание, так и воздействие на общественную жизнь в целом. Социальный институт не сводится к наличию организаций или учреждений, занимающихся отведенной им деятельностью, хотя это основное и наиболее заметное в процессе институционализации. Институт включает в себя и какие-то “блоки” целенаправленной деятельности (например ритуалы, праздники), через которые поддерживается общественная жизнь. Институт всегда представляет собой ряд компонентов:а). некоторую внутренне слаженную систему функций, закрепленных предписаниями (нормы, уставы), оправдывающими данный институт и соотносящими его с другими сферами;б). Материальные средства (здания, финансы, оборудование), обеспечивающие деятельность данного института;в). носителей (кадры), вербуемых в соответствии с принципами, соотнесенными с целями данного института (служители культа, различные слои интеллигенции).Социальные институты организуют и координируют деятельность людей в каждой сфере, без чего та деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.На ранних этапах развития общества и в малодифференцированной социокультурной среде культурная деятельность еще не выделена как самостоятельная и поэтому не опирается на особые институты. В архаичных племенных культурах все взрослые члены (хотя и в разделении на гендерные) сообща устраивают коллективные церемонии, а вождь выполняет одновременно и функции жреца. Но и в этой среде уже происходит выделение функциональных “должностей” жреца, шамана, гадателя и знахаря, выполняющих особые функции, хотя большей частью “по совместительству” с другими формами деятельности, общими для остальных членов племени.Первичной синкретичной ячейкой социализации является семья, в которой родители и все взрослые члены так или иначе вводят подрастающее поколение в круг культурных норм, смыслов, знаний и ценностей.Однако слабая степень институциализации характерна для всей народной культуры, которая поддерживается обычно всеми членами данной группы или общности. Фольклор - та форма искусства, которая изначально формируется в процессе досугового общения, трудовой деятельности или же в соответствии со сложившимися обрядами (рождение ребенка, брак, смерть, сезонные праздники) и в которой еще отсутствует четкое деление на исполнителей и слушателей. Основным самостоятельным институтом духовной деятельности в доиндустриальных обществах является религия. Это требует выделение особо разсосредотачивающих в своих руках производство, сохранение и передачу духовных ценностей.Уже на ранних этапах человеческого общества выделяется художественная культура, для поддержания которой требовались специальные исполнители.Соотношение социальных институтов культуры на протяжении истории менялось в зависимости от степени дифференциации общественной жизни и переходя от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. В общем плане принято выделять некоторые основные типы поддержания духовного производства, а также художественной культуры, существующие в ранние эпохи:1). Государственный, подчиненный централизованному аппарату власти;2). Церковный , опирающийся на поддержку религиозного института;3). Меценатский, или патронажный, при котором знать и богачи содержали и одаривали поэтов, литераторов, музыкантов и архитекторов;4). Ремесленный, когда предмет прикладного или монументального искусства изготовляется на местный рынок или на заказ;5). Коммерческий, возникший уже в доиндустриальном обществе и связанный с рыночными отношениями:6) Самообеспечение культуры через самостоятельные институты (церковь, образование, творческие организации, индустрия культуры).

Тем основным внешним органом, который регулирует культурную деятельность в современном обществе, является государство. В странах развитого капитализма объем культурной политики, осуществляемой государством, заметно меньше, чем в развивающихся, - в силу того, что в первых сложилась налаженная система регуляции культурной деятельности со стороны бизнеса и институтов культуры, прежде всего системы образования и науки.

Более умеренный, узкий характер имеют и направления этой деятельности, среди которых обычно присутствуют следующие (пример Швеции):-поддержка творчества и создание условий для творческой свободы;-защита национальной культуры и языка в мире расширяющихся международных коммуникаций и контактов;-создание возможностей для вовлечения различных слоев населения, особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь в зависимости от их способностей и склонностей;-противостояние негативному воздействию коммерциализации в сфере культуры;-способствование административной децентрализации в сфере культуры;-способствование развитию региональных культур и местных центров;-обеспечение сохранения культуры прошлого;-способствование новаторству и обновлению культуры

-способствование налаживанию взаимодействия и взаимопонимания между различными культурными группами внутри страны и межгосударственному взаимодействию.Влияние этой политики сказывается, в частности, в том, что, наряду с вовлечением каждой страны во все более интенсивные глобальные отношения, происходит и активизация местной культурной жизни, усиливается борьба за культурную самобытность и стремление к локальному своеобразию.Другим важнейшим институтом, оказывающим существенное воздействие на культуру в развитых странах, является бизнес. Располагая значительными средствами и функциональным интересом в сфере культуры, он оказывается  важным фактором регуляции культурной политики и культуроустроения.Выделяют общие для всех целей культурной политики: 1.Утверждение общности культуры нации в целом, что означает уменьшение различий между городом и деревней, между различными этническими и племенными группами. 2)Согласование культурного и социоэкономического развития. 3)Утверждение самобытности культуры данной страны как важного фактора национального единства и солидарности.4)Пропаганда принципа преемственности культуры, т.е. связи настоящего с прошлым - традициями и достоянием общества. 5)Учет и охрана культурного наследия, что влечет за собой также требование его изучения, распространение и использование его элементов в современной жизни. 6)Осуществление демократизации культуры, обеспечение участия всех слоев населения в культурной жизни общества. 7)Плодотворный диалог между интеллигенцией и большинством населения. 8)Содействие творческой активности и поддержание высокого уровня искусства. 9)Подготовка и совершенствование кадров в различных формах культурной деятельности. 10)Содействие интеграции науки в национальную культуру на основе изучения влияния науки и техники на культурные процессы в обществе. 11)Осуществление программы ликвидации неграмотности. 12)Расширение сети культурных учреждений и их деятельности в целях распространения норм и навыков культурной жизни. 13)Содействие демонстрации достижений национальной культуры за рубежом.Помимо внешних институтов, осуществляющих культурную политику в обществе и воздействующую на ее регуляцию (государство и бизнес), в самой культуре можно выделить структуры ее самообеспечения, более или менее автономные от внешнего влияния. Эти структуры могут носить самый разнообразный характер, различаясь в зависимости от уровня хозяйственного развития общества, его политической системы, влияния религии, структуры цивилизации, степени сформированности бюрократического аппарата, степени развития творческих организаций и т.д. Тем не менее в каждой из них мы найдем следующие общие элементы: 1)творцы, т.е. мыслители, писатели, ученые, мастера искусств и т.д., создающие новые произведения, выдвигающие новые идеи, совершающие открытия и т.п.; 2)Зрители - слушатели (потребители), для которых и предназначено так или иначе культурное творчество; 3)Культуро - устроители, соединяющие творчество со зрителями, обеспечивающие выход “культурной продукции”, создание условий для творчества, для контакта со зрителями.В современном обществе возникают различные культурные учреждения и организации, которые можно классифицировать по функциональному признаку: а) ряд социальных институтов предназначен для осуществления духовного производства (издательства, киностудии, театры, любительские творческие объединения кружки, народные творческие коллективы и т.д.); б) другие институты используются для распространения культуры (кинотеатры, лектории, концертные и гастрольные объединения и т.д.). Эти функции являются главными и для таких институтов, как университеты, школы, библиотеки, музеи; в) в системе культуры имеются также особые учреждения, организующие и планирующие культурную деятельность, осуществляющие управление культурным процессом (правительственные организации культуры, творческие союзы, научно - исследовательские учреждения и т.д.). К ним примыкает и такой специфический социальный институт, как научная и художественная критика, которая оказывает влияние на деятельность людей, осуществляющих духовное производство, а также на потребление культурных ценностей широкими массами народа, формируя в известной мере их эстетический вкус, воспитывая высокие духовные потребности.


33. Религия и наука в контексте культуры.I. Специфика культурологического изучения религии и науки.Наука и религия представляют собой два фундаментальных пласта культуры и два основополагающих типа мировоззрения, взаимодополняющих друг друга. Каждая эпоха имеет свои доминанты, наряду с которыми присутствуют периферийные фоновые типы мировоззрения, фоновые типы культурных подсистем, играющие тем не менее значимую роль в развитии человеческого общества. Наука сегодня не вытеснила религиозные формы миропонимания, не уничтожила их. Она лишь оттеснила религиозность на периферию стратегической магистрали познания и миропонимания в структурах массового сознания общества.Фундаментальные познавательные установки научного и религиозного способа миропонимания пересекаются друг с другом очень плотно. С одной стороны, наука не представляет собой сплошного потока объективированного знания, полное обоснование которого сводится к доказательности, будь то теоретической или экспериментальной. С другой стороны, системы религиозной веры не сводятся к принятию лишь на веру каких-то основополагающих установок. В науке существуют структуры, которые обосновывают выводимые из них знания и принимаются на веру в качестве аскиоматической базы тех или иных научных теорий. Степень обоснования таких утверждений различна. Научное познание неотделимо связано с верой, сопровождается ею, в значительной степени начинается с некоторых элементов принятия на веру в качестве самоочевидных интеллектуально-прозрачных постулатов для исходных положений научного творчества. А религиозная вера нуждается хотя бы в частичном подтверждении убедительности догматов при помощи методов рационализации и аргументации, принятых в научном знании.

II. Религия как специализированная форма культуры.Религиозность, базирующаяся не на попытке получения объективного знания, а на таком типе отношения человека к миру, как вера, убеждение в существовании, в развитии, в пребывании чего-либо, не основанного на доказательстве, связано с тем, что источником религиозности является не объективная реальность, не действительность, данная нам в ощущениях, а то, что мы называем сверхналичным бытием. Если источником научного знания выступает представление об объективной действительности, существующей вне и независимо от нашего сознания, то источником религиозного знания, переживания, миропредставления становится Откровение. Откровение - это сверхестественное, сверхнормальное знание, данное человеку свыше. Источником может выступать либо пророк, либо сам Абсолют, Бог, воплотившийся на Земле, или непосредственно явившийся в этот мир и декларирующий то, что он хочет донести до человека. Периодически в истории реконструировались теистические модели мира. Крупнейшие создатели космологических концепций иногда неосознанно, а иногда целенаправленно использовали в своих работах мифологические и религиозные обоснования. Воспринятые европейской культурой донаучные знания зародились в VII-VI вв. до н.э. в ионийских городах Малой Азии. Ионийские философы проявляли особый интерес к конкретно-чувственному многообразию мира, а свои труды писали в поэтической форме. Позднее ими был создан особый литературный жанр - научная проза. Одной из моделей космоса той эпохи является учение Анаксимандра. В этой геоцентрической модели космос зарождается и развивается подобно живому существу под действием противоборствующих природных сил, импульсов, тенденций. В нем господствуют число и гармония, которым по законам равновесия и справедливости подчинены все стихии мира.

III. Наука как культурный феномен.Наука изучает окружающую природу, действительность, реальность, воспринимаемую нами при помощи органов чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом. Наука есть система и механизм получения объективного знания об этом окружающем мире. Научное познание основано на целом ряде принципов, которые определяют, уточняют, детализируют формы научного познания и научного отношения к постижению действительности. Выделяют несколько принципов, лежащих в основании научного понимания реальности, каждый из которых играет в этом процессе значительную роль.Принцип объективности;Принцип причинности, Принцип рациональности, Принцип воспроизводимости ,Принцип теоретичности, Принцип системности, Принцип критичности.

Наука

Религия

Ищет ответ на вопрос: как устроен мир?

Пытается ответить на вопрос: почему мир вообще существует?

Теория пытается открыть общую идеальную структуру мира в космическом мироздании.

Подвергает осмыслению прежде всего внутренний опыт человека в его предельном выражении: опыт смерти, зла, страданий.

Изучает причинно-следственные связи.

Рассматривает проблемы осмысления бытия.

Доминируют рассудочные средства.

Изучает природу, в том числе и природу человека, с позиций эзотеризма и пропорциональности.

Основная ценность - информативное содержание науки.

Основная ценность - опыт переживаний человека.

Прогрессирует за счет постоянного самообновления.

Изменяет свои догматы скорее как исключение, а не правило.

Универсальная

Пронизана культурной традицией.

Принципиально не завершена.

Претендует на абсолютную истину.

Доступна не многим.

Доступна всем.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"