Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:43, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".

Файлы: 1 файл

shpory.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

Развитие научного знания и последовательная смена его парадигм позволили выявить ряд познавательных моделей, доминировавших в разные исторические периоды: механистическую, статистическую, системную, диатропическую... Логически обрисованные и интуитивно достоверные, эти модели заключали в себе определенные принципы построения общей картины мира своего времени. Существуют следующие познавательные модели: -схоластическая; -рационалистическая; -в ХIХ в. самостоятельность научным изысканиям принесли формально-логические методы доказательства и обоснования точных наук, особенно - логики и математики; статистическая; величайшим и зримым достижением научного развития стали в ХХ в. фундаментальные изменения в техногенной структуре общества. Появилась новая модель познания - системная, важнейшими понятиями которой стали целеполагание и оптимизация.Обратившись к анализу К.Ясперса, выделим три этапа познания в истории культуры: 1)рационализация вообще; 2)становление логически и методически осознанной науки; 3)возникновение современной науки (Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.99).В условиях кризиса техногенной цивилизации необходимы новые теории, свободные от стереотипных и однозначных рекомендаций. Весьма перспективной представляется в этой связи эволюция науки в контексте разрабатываемой в наши дни диатропической модели, которая рассматривает природу как сад, как ярмарку. Ее автор Ю.В.Чайковский. Ученые все более убеждаются в том, что спасение природы, общества и культуры состоит прежде всего в усвоении идеи спасения природы как идеи религиозной. Современное общество вновь обращается к религиозным исканиям, и не исключено, что они приведут нас к созданию религии нового типа.IV. Социокультурные смыслы науки и религии.

Выделяются несколько наиболее существенных отличительных признаков науки и религии как феноменов культуры.


34. Искусство как феномен культуры.I. Что такое искусство.Существует множество определений искусства. Выделяют основные подходы к пониманию этого явления. Искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. Искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Искусство - это форма чувственного познания мира. Выделяются три способа человеческого познания: рациональный, чувственный и иррациональный. В искусстве проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). Искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры.

II. Проблема происхождения искусства.До конца ХIХ в. среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи. Некоторые ученые до сих пор упрощенно подходят к оценке образов первобытного художественного творчества. Однако уже английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей "цивилизации каменного века", проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным (многоцветным) росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии. А.Брейль был приверженцем магической теории, согласно которой все фрески, статуэтки и гравировку следует воспринимать как объекты культа, напрямую связывая их с необходимостью заманивать животных в охотничьи угодья. Говоря о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический комплекс, и все в дальнейшем развившееся в самостоятельные формы культуры существовало как единое целое, были взаимосвязаны между собой. Искусство становилось и средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. Существуют и другие точки зрения на происхождение искусства.

1)         Игровая концепция культуры, восходящая к идеям Ф.Шиллера, И.Канта, Г.Спенсера. Наиболее законченно эта точка зрения выражена в книге голландского культуролога Йохане Хейзинги (1872-1945) "Homo Zudens. Опыт определения игрового элемента культуры". Игра, по мнению Хейзинги, является критерием оценки всех культурных явлений, в том числе искусства, родственного ей по своей природе. Игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.

2)         "Имитативная теория", в которой утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания (Лукреций Кар, О.Конт, Ж.Л.Даламбер и др). Античный мыслитель Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным (именно в античности появляется термин "мимезис" - подражание). Аристотель считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению с ними.

3)         Некоторые ученые рассматривают искусство как реализацию "инстинкта украшения", средство полового привлечения (Ч.Дарвин, О.Вейнигер, К.Грос и др.). По-видимому, это один из возможных многочисленных вариантов ответа на вопрос о происхождении искусства, ведь нательные украшения и раскраска тела существуют сегодня в культуре племенных народов.

III. Социокультурные смыслы искусства.Различные подходы к пониманию искусства и его возникновения свидетельствуют о множественности его социокультурных смыслов. Искусство может рассматриваться как способ коммуникации; в культуре существует некая сфера "эстетического", где раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического; для обозначения эстетического воздействия искусства на человека в античной философии появляется термин "катарсис"; мы обращаемся к искусству и для того, чтобы получить удовольствие; кроме того, в искусстве происходит накопление художественных ценностей; мы учимся у искусства вечным ценностям - Истине, Добру и Красоте, Искусство воспитывает нас. Социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие (онтологию) в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

IV. Взаимодействие искусства с другими сферами культуры.Культура - целостная система, элементы которой на существуют изолированно друг от друга.Проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах: 1) Это политика государства в отношении искусства и его творцов; 2) это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями; 3) отношение творцов искусства к политическим событиям в стране.Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности, не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Иногда элементы культуры, взаимодействия между собой, порождают самостоятельные феномены, каким, например является религиозное искусство. Существуют целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению: это западно-европейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство доклассического периода VIII-VI веков до н.э. и др. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно приблежает верующего к Богу, и правильнее говорить не о дихотомии искусство-религия, а о религиозном искусстве. У религиозного искусства свои закономерности: оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными канонами, то есть регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено. Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П.Гайденко писал: "Как живопись ХV-ХVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода - к геометрии... Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы".В ХХ в. актуализируется проблема соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширяются "языковые", выразительные возможности искусства. Стремительное развитие вычислительной техники и технологии, а также использование компьютеров дали возможность получить необычное звучание при помощи электронных синтезаторов. Еще один "синтетический" вид творчества - мульти-медиа-продукция, которая предполагает демонстрацию диапозитивов, фильмов при исполнении музыки. Развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Выяснение закономерностей динамики художественной культуры - одна из актуальных задач современной культурологии.


36Культура и цивилизация Древнего мира.              1.Культура Древнего Египта.              Эта культура возникла одной из первых. Она существовала примерно с конца IV тыс. до н.э. до 332 г до н.э. Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. до н.э. В истории Древнего Египта обычно выделяют несколько больших периодов. Первый - додинастический (IV тыс. до н.э.) в течение которого зарождалась египетская цивилизация. Последующие периоды охватывающие 30 династий фараонов, египетский жрец Манефон, написавший историю своей страны, предложил называть Древним (III тыс. до н.э.), Средним (кон.III - нач. II тыс. до н.э.) и Новым (II тыс. до н.э.) царствами. Поздний период древнеегипетской истории иногда называют Поздним временем (I тыс. до н.э.). Весь уклад жизни египтян покоился на сложной системе религиозно-морфологических представлений и культов. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот. Вся культура имела сакральный характер. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. К началу V династии по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия: на первое место выходит бог Солнца Ра (Амон-Ра), культ Солнца становится главным. В то же время существует представление о всех богах как эманации единого Птаха, создавшего мир “сердцем и языком: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова.              Важную роль в жизни египтян играл культ обожествленного царя - фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного - верховного бога Солнца Ра. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Фараон был одновременно живым, земным богом и верховным жрецом, отправлявшим наиболее важные ритуалы, которые обеспечивали процветание страны. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Выражением идеи бессмертия и неограниченной власти фараона над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды. Огромное значение для египтян имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствует о глубокой укорененности тотемизма в их религиозных представлениях. В эпоху Древнего царства Египет впервые переживает настоящий расцвет. Сами египтяне рассматривали эту эпоху как золотой век в истории свой культуры. В период Древнего царства практически оформляется вся сложная система культов, а среди многочисленных богов устанавливается своеобразная иерархия с Богом солнца Амоном - Ра во главе.Ведущим искусством Древнего царства была архитектура, которая развивалась в единстве с другими видами и жанрами и придавала всему искусству комплексный характер. Подавляющее большинство архитектурных построек было связано с заупокойным культом. Первым из такого рода сооружений стала мастаба, которая устраивалась над могилами умерших в виде песчаных насыпей, укрепленных кирпичом или каменной кладкой с наклонным профилем стен, напоминающих скамейку. Последовательное усложнение мастабы и многократное увеличение ее размеров по вертикали и горизонтали в конце концов превратили ее в пирамиду (первый зодчий Имхотеп построил пирамиду фараона Джосера в Саккаре в нач.III тыс. до н.э.). Из других архитектурных памятником заслуживает упоминания храм бога Солнца Ра в Абусире, который примечателен тем, что выходит за рамки заупокойного культа; он сохранился до наших дней. В Древнем царстве успешно развивается скульптура. Одним их первых и известных произведений пластики стала небольшая плита (высотой 64 см) фараона Нармера. Она покрыта с двух сторон рельефными изображениями и краткими иероглифическими надписями, рассказывающими о победе  Нармера, правителя Южного Египта, над Северным. Эта знаменитая палетка интересна тем, что в полной мере выражает своеобразие “египетского стиля”, заключающегося в особом способе передачи объемного тела на плоскости: голова и ноги изображаются в профиль, а плечи и тело - в фас. Широкое распространение получает портретная скульптура, часто связанная с заупокойным культом. Как правило, все статуи находятся в спокойных и застывших позах, наделены одними и теми же атрибутами, имеют одинаковую условную раскраску: красно-коричневую - для мужских, желтую - для женских, черную - для волос, белую - для одежд. Еще одна особенность египетской пластики - геометризм: абсолютная симметрия, четкость линий, строгая уравновешенность правой и левой половины тела. Среднее Царство - второй период расцвета Древнего Египта - классическая эпоха. Заупокойный культ обслуживает теперь не только царей и вельмож, но и средние слои. Наблюдается переосмысление роли фараона: он воспринимается не только как бог, но и как конкретный живой человек. В целом же значение сакральной культуры несколько ослабевает. Возникают даже сомнения в загробной жизни. Возможно, благодаря этому невиданный подъем и расцвет переживет наука. Успехи в деле мумификации и бальзамирования были достигнуты благодаря развитию медицины, знанию анатомии и физиологии человека. Египетские целители - жрецы разрабатывали учение о мозге, о кровеносных сосудах, о пульсе и сердце. Не менее впечатляющими были успехи в математике и астрономии. В художественной культуре Среднего царства архитектура остается ведущим искусством, развиваясь по-прежнему в единстве со скульптурой и рельефом. В этот период продолжается сооружение пирамид, но их строят не из камня, а из кирпича - сырца, что делает их недолговечными.              Среднее царство характеризовалось настоящим всплеском художественной литературы. Появляются подлинные шедевры художественной литературы - “История Синухета”, которая считается настоящим романом; повесть “Беседа разочарованного со своей душой”, в которой рассказывается о пессимизме человека, который испытал много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира. В период Нового царства Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета. Разворачивается грациозное строительство. Начиная с Тутмоса I в так называемой “Долине царей” египетские фараоны строят себе роскошные гробницы. В храмовом строительстве и сооружении царских статуй наблюдается явная гигантомания (например, заупокойный храм с огромными статуями Аменхотепа III - “колоссами Мемнона”).В этот период расцветает искусство рельефа, достигая классических форм и непревзойденного совершенства. В этом жанре пластики за Египтом по праву признается исключительное место в мировом искусстве. Продолжает успешно развиваться литература, становясь в полном смысле многожанровой. Главным творением религиозно-культовой литературы становится завершенная “Книга мертвых”, которую можно считать энциклопедией религиозной жизни. Появляется светская литература (“Сказка о двух братьях” и др.) и даже никак не связанная с культом любовная лирика, включающая в себя “песни услаждения сердца”. Особого внимания в Новом царстве заслуживает период правления Аменхотепа IV; этот фараон предпринимает редкую по смелости попытку провести радикальные реформы. Вместо прежнего многобожия впервые в истории пытается ввести единобожие, утверждая культ нового бога Солнца Атона, символом которого является солнечный диск. Под влиянием этого фараона не менее радикальные изменения происходят и в искусстве. Если архитектура Ахетатона в целом остается прежне, то живопись и скульптура претерпевают глубокие изменения как по форме, так и по содержанию. Фараон и его приближенные  изображаются в повседневной жизни, в домашней обстановке, в саду. При этом они сохраняют свои индивидуальные черты и особенности. В эпоху Позднего времени (I тыс. до н.э.) Египет идет от одного кризиса к другому, распадается сначала на два царства, а затем на отдельные номы. Он терпит поражения в войнах с Нумибией, Ассирией, греками и персами. Наконец, в 332 г. до н.э. его покоряет Александр Македонский, и древний Египет фараонов прекращает свое существование.              Что касается культуры Древнего Египта, то она живет и по настоящий день. Она оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Греческий философ Платон с полным основанием назвал Египет “матерью всех цивилизаций”.

2.Культура Двуречья.              Культура Двуречья (Месопотамии) возникла примерно в то же время, что и египетская. Она сложилась в долинах рек Тигр и Евфрат и существовала с IV тыс. до н.э. до середины VI века до н.э. В отличие от египетской культура Месопотамии не была однородной, она формировалась в процессе многократных взаимопроникновений несколько этносов и народов, и потому была многослойной. Главными обитателями Двуречья были шумеры, аккадцы, вавилоняне и халдеи на юге; ассирийцы, хурриты и арамеи на севере. Наибольшего развития и значения достигли культуры Шумера, Вавилонии и Ассирии.               История Шумера знала несколько взлетов и падений. Особого выделения заслуживают XXIV-XXIII века до н.э., когда происходит возвышение семитского города Аккад, находившегося севернее Шумера. Большое влияние на весь регион Месопотамии оказывает семитское искусство. В целом значение аккадского периода в истории Шумера оказалось настолько весомым, что некоторые авторы называют всю культуру данного периода шумеро-аккадской.               Большое значение имело шумерское письмо. Изобретенная шумерами клинопись оказалась наиболее удачной и эффективной. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов. В художественной культуре Шумера ведущим искусством была архитектура. В отличие от египтян шумеры не знали каменного строительства и все сооружения создавали из кирпича-сырца. С середины III тыс. до н.э. шумеры первыми начинают широко использовать в строительстве арки и своды. Первыми памятниками архитектуры стали 2 храма, Белый и Красный, обнаруженные в Уруке (кон. IV тыс. до н.э.) и посвященные главным божествам города - богу Ану и богине Инанне. В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки - зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную в плане, башню. На верхней площадке зиккурата обычно находился маленький храмик - “жилище Бога”. Самым известным стал зиккурат (“храм-гора”) в Уре (XXII-XXI века до н.э.), который входил в комплекс из 2х больших храмов и дворца и имел 3 платформы: черную, красную и белую. Высокого уровня достигла шумерская литература. Самым значительным литературным памятником стал “Эпос о Гильгамеше”. К концу III тыс. до н.э. Шумер постепенно приходит в упадок, и его в конце концов покоряет Вавилония. История Вавилонии распадается на 2 периода : Древний, охватывающий первую половину II тыс. до н.э., и Новый, приходящийся на середину I тыс. до н.э.Наивысшего подъема Древняя Вавилония достигает при царе Хаммурапе ( 1792 - 1750 гг до н.э.). От его времени остались 2 значительных памятника. Законы Хаммурапи - выдающийся памятник древневосточной правовой мысли, и базальтовый столб (2 м), на котором изображен сам царь Хаммурапи, сидящий перед богом Солнца и правосудия Хамашем, а также запечатлена часть текста знаменитого кодекса. Новая Вавилония достигла своего высшего расцвета при царе Навуходоносоре (605-562 гг. до н.э.). При нем были сооружены знаменитые “висячие сады Семирамиды”, ставшие одним из семи чудес света. Не менее известным памятником является также Вавилонская башня. Это был самый высокий в Месопотамии зиккурат (90 м), состоявший из нескольких поставленных друг на друга башен, на верхней их которых находилось святилище Мардука - главного бога вавилонян. Больших достижений достигли вавилоняне в астрономии и математике. Третья могущественная держава Месопотамии - Ассирия - возникла в III тыс. до н.э., однако наивысшего расцвета достигла во второй половине II  тыс. до н.э.. К XIII веку до н.э. она стала самой могущественной империей всего Ближнего Востока. В художественной культуре Ассирии - как и во всем Двуречье - ведущим искусством была архитектура. Широкую известность приобрели также ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения, сюжетами которых были сцены из царской жизни: культовые церемонии, охота, военные события. Одним из лучших примеров ассирийских рельефов считается “Большая львиная охота” из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, где сцена, изображающая раненых, умирающих и убитых львов, наполнена глубоким драматизмом, острой динамикой и яркой экспрессией. В VII веке до н.э. последний правитель Ассирии Ашшурбанапал создал в Ниневии великолепную библиотеку, содержащую более 25 тыс. глиняных клинописных табличек. Библиотека стала самой большой на всем Ближнем Востоке. В ней были собраны документы, в той или иной мере касавшиеся всего Двуречья. Среди них хранился и упомянутый выше “эпос о Гильгамеше”.Двуречье, как и Египет, стало настоящей колыбелью человеческой культуры и цивилизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"