Шпаргалка по "Истории Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание работы

1. Анализ работ исторического жанра. Репин.

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Файлы: 1 файл

Искусство - Билеты.docx

— 232.40 Кб (Скачать файл)

Хогарт. критический реализм. Портрет. 
Учился у гравера. Основоположник реализма, создатель общественной политической сатиры. 
У него есть серия картин, объединенных единой сюжетной линией: "Модный брак" - поучительная история о браке по расчету, "Карьера мота" - о том, как юноша получил большое наследство, промотал его и, в конце концов, попал в дом умалишенных, "Улица Пива" - мир лондонского "дна", "Выборы в Парламент" - борьба партий Новатор в бытовой и политической карикатуре. Реалистические портреты: "Портрет миссис Солтер", "Автопортрет","Девушка с креветками". Написал трактат "Анализ красоты".  
Рейнольдс. Классицист. Ист жанр и портретный 
Рейнольдса можно считать родоначальником настоящей английской школы живописи — основателем того отличающего ее направления, которое стремится, главным образом, к глубине тона и к сочности письма и не осталось без влияния на другие новейшие школы, особенно на французскую и английскую. Рейнольдс был эклектик, умевший в своем творчестве разумно соединять качества нескольких излюбленных им мастеров, одновременно подражавший Тициану, Рубенсу, Рембрандту и Корреджо. В ряду английских портретистов Рейнолдс выделяется непревзойденным мастерством улавливать и передавать черты характера человека, его индивидуальность. Он создал более 2 тысяч портретов. Среди тех, чьи портреты он написал, были выдающиеся мыслители и общественные деятели. Организатор и первый президент королевской Академии художеств. Сочетал черты светской парадности и монументальности. Любил изображать портретируемого за работой. Естественна Нелли О'Брайен, сидящая в тени деревьев. "Сара Сиддонс" изображена в виде музы трагедии. "Портрет адмирала лорда Хитфилда "По взглядам близок к классицизму, одновременно, придавая большое значение изображению чувств, предвосхищал романтизм.  
Гейнсборо. Реализм. Рококо. Пейзаж, портрет. 
Творчество во власти мира чувств, настроений. Портрет - главная тема творчества, в то же время явился одним из создателей английского пейзажа. Остро чувствует сложные характеры портретируемых  Первые работы относятся к области пейзажной живописи. Изображает портретируемых на фоне пейзажа в свободной позе. "Портрет супругов Эндрю" ."Портрет актрисы Сары Сиддонс" - художник подчеркнул интеллект молодой женщины. Колорит построен, чаще всего, на сочетании холодных голубовато-серых, оливково-серых тонов. Рассеянный свет."Портрет герцогини де Бофор","Голубой мальчик","Деревенские дети", "Повозка, едущая на ярмарку","Утренняя прогулка". 

2.Работы Боровиковского: сентиментализм. Портрет. 
Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757—1825) — русский художник украинского происхождения, мастер портрета. В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизынька и Дашинька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец. Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году  «Портрет Е. А. Нарышкиной». Тонкость, верная передача характеров. "Портрет Лопухиной". С начала 19 века испытал влияние классицизма. 

 
Билет 27

1.Представители  идейного реализма в русской  живописи (перов, крамской,ге, мясоедов, ярошенко, маковский, савицкий)

Критический реализм развивался в борьбе с идеалистической эстетикой. По инициативе Ге, Мясоедова, Перова, Крамского возникло Товарищество передвижных выставок. Передвижники ставили своей основной задачей многосторонне отобразить современную жизнь. 

Критическое отношение к  русской жизни, наметившееся в живописи Федотова, получило развитие в творчестве Перова, где обличение некоторых  сторон жизни стало более резким. Живопись, как и литература, уходила  от романтических и идеалистических  устремлений первой половины 19-го века и стала служить общественным целям. Слова – «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» - проникали в сознание художников.

Как раз во время бурной эпохи освобождения крестьян от крепостной зависимости Перов пишет несколько  картин на тему обличения духовенства: «Проповедь на селе», «Крестный ход  на Пасху» и «Чаепитие в Мытищах». На последней изображен солдат-инвалид, недавний герой севастопольской  обороны, который просит милостыню  у толстого монаха, в довольстве попивающего в тени дерева чай, а  прислуживающая ему девушка отстраняет руку просящего солдата. В картине  чувствуется боль Перова из-за забвения добра и помощи ближнему представителем духовенства. Но тут совсем нет проповеди атеизма, как это теперь иногда мыслится, ибо обличение пороков духовенства совсем не обозначает атеизма. Следуя Иванову, Крамской заговорил на языке живописи о проблемах веры, долга, страдания и одиночества. Портреты Льва Толстого, Шишкина, Третьякова, Прахова, Боткина, Салтыкова-Щедрина, Григоровича, Некрасова и других говорят о способности Крамского чувствовать духовный облик и характер человека. Но не одними портретами, как бы они ни были хороши, значителен Крамской. Вспоминаются его картины и среди них «Христос в пустыне».

В суровой каменистой местности  в предутреннем рассвете на одном  из камней сидит Христос, весь поглощенный  решением выбора пути. Он отверг все  искушения диавола. «...Имея силу все сокрушить, - поясняет картину Крамской, - одаренный талантом покорить Себе весь мир, решается не сделать того, куда влекут его животные наклонности...»

Благородный облик Христа на картине Крамского предуказывает уже решение вопроса. Крамской не превозносил русскую живопись, видел слабые ее стороны и звал к изучению иностранной живописи, но стремился не терять своего лица.

Ге.  Шаг в развитии исторической живописи. Работал над проблемой композиции. "Тайная вечеря", "Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе.".  
Мясоедов.  Жизнеутверждающие образы. "Земство обедает" - бесправие крестьян, "Страда" - крестьянский труд.  
Савицкий. 
Крестьянская тематика. "На войну", "Встреча иконы".  
Маковский. 
Бытовая тема. "Свидание", "На бульваре".  
Ярошенко. 
Социальная заостренность образов. "Кочегар", "Курсистка". 

 

2. Хронология средневековья.

5 – варварский – 7 –  каролинский – 9 – романский – 12 – готический – 13 – итальянский – 15 в.в.

Романский - 11в. - время раннего, 12в. - время зрелого романского искусства. В Германии и Италии (по сравнению со Францией) романский стиль сохраняется дольше. Наибольшее значение имеют храмы, монастыри, замки. Для внешнего вида церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (цилиндр, конус, пирамида.) Романскому искусству присуща острая выразительность. Трактовка фигур находится в прямой зависимости от форм архитектуры. В области монументальной живописи преобладает фреска, в скульптуре - рельеф (основной материал - камень). Произведения из дерева раскрашивались.  К лучшим монументальным памятникам бургунской школы относятся тимпаны церкви Сен-Мадлен в Везеле и собора в Отене. Пизанский собор- италия. Уинчестерский собор-англия, Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Франция. Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. 

Готическое искусство-13, 14вв. - время наивысшего расцвета средневековой культуры (готический стиль, стройные, устремленные ввысь готические соборы). Сохранившиеся планы соборов (Кельнского, Венского, Страсбурского) говорят о высоком уровне подготовки архитекторов. Совершенство всех трех элементов церковного интерьера: пространство, каменная конструкция и окна. Изобретен нервюрный свод - крестовый свод обличенной конструкции, то есть перекрытие помещения двумя взаимно-перекрещивающимися диагональными арками-нервюрами. Нервюры - несущие каркасы, распалубки - простое легкое заполнение. Сквозной характер аркад, отделяющих один неф от другого, подчеркивает открытость и взаимную связь всех частей внутреннего пространства, а большие ажурные окна-виражи делают легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. 
В готических соборах пространство среднего и боковых нефов почти сливается. Окна становятся больше (по сравнению с романским храмом), простенки между ними заполняются фризом из арочек.

         В орнаменте, украшающем капители готических соборов, мастера готики обращались к мотивам природы: листья дуба, бука. Украшающие алтарь живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы отличались яркостью красок. Скульптурные композиции, статуи и украшения на порталах, карнизах и капителях обогащали обогащали художественный образ готического собора. Более реалистическое (чем в романском стиле) развитие сюжета. Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. 
Самые значительные памятники готики: соборы в Шартре, Реймесе и Амьене (Франция). 
Высокой готике присуще высокое мастерство при создании богатых архитектурных композиций с обилием скульптуры и витражей. Основные центры витражного искусства в 13 веке - Шартр и Париж.  Скульптура готики. "Прекрасный Бог" (Амьенский собор), статуи и рельефы западного фасада собора Парижской богоматери, фасад Реймского собора.  
Каролинский - в Западной Европе происходил известный подъем искусства, связанный с возникновением первой империи средневековья — империи Карла Великого. В ней были объединены территории современной Франции, Западной и Южной Германии, Северной и Средней Италии, Бельгии, Голландии и северо-восточной Испании. В стремлении к внутреннему порядку и централизации новое государство нуждалось в некоторых формах античной образованности, почти совершенно исчезнувшей среди обломков римской цивилизации. Отсюда также забота о возрождении искусства, отразившаяся в ряде правительственных мероприятий, направленных к сохранению старых памятников, строительству дворцов и храмов, украшению рукописей и т. д. Наиболее замечательным культовым сооружением явилась дворцовая капелла, построенная архитектором Эйдом из Меца между 795 и 805 гг. в Аахене, любимой резиденции Карла Великого.

Аахенская капелла (илл. 171, рис- на стр. 218) была не первым центрическим сооружением каролингского времени: ее предшественницами являются капелла в Неймегене (в устье Рейна), а также церковь в Георгенберге (в Госларе). И все же Аахенская капелла имеет свой непосредственный образец в Италии—церковь Сан Витале в Равенне. каролингское искусство широко пользовалось фресковой живописью и мозаикой. Сюжеты обычно заимствовались из церковных легенд, хроник, аллегорических трактатов. Художник должен был приспособить раннехристианские мотивы к новым условиям и выразить с наибольшей ясностью рассказываемую им историю. Долгое время примером каролингского церковно-монументального искусства служила только мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре (илл. 167, 168). Ее необычный для западноевропейского искусства сюжет («Ковчег завета» с указывающими на него ангелами по сторонам) и манера исполнения говорят о воздействии раннего христианского искусства. Распространенными декоративными мотивами были архитектурные формы, главным образом колонны с арками, портики, обрамлявшие обычно фигуры сидящих евангелистов или королей. Особенно характерны в этом отношении были таблицы канонов, украшенные аркадами. Эти графические изображения роскошных архитектурных форм приобретали иногда самодовлеющий характер.

Варварский - О ранней архитектуре варварских народов, осевших в Западной Европе, мы знаем, главным образом, из письменных источников. 
Обычным видом было деревянное зодчество, памятники которого нередко были украшены обильной декоративной резьбой. С принятием христианства в церковной архитектуре утверждается тип базилики, а вместе с тем и каменное строительство. 
К числу самых ранних памятников архитектуры варварских народов относится гробница остготского короля Теодориха в Равенне (526—530). Это монументальное сооружение отличается особой лаконичностью своего внешнего облика. Циклопический характер постройки выступает отчетливо в самой конструкции сооружения. Внутри мавзолей состоит из двух помещений, расположенных друг над другом, купол его высечен из огромного монолита. В целом гробница сурова и вместе с тем величественна.

            Наиболее ранние крупные церкви 6—7 веков были впоследствии перестроены, но на территории теперешней Франции сохранилось несколько небольших церковных зданий. Наиболее известными являются баптистерий в Пуатье (7—8 вв.) и крипта (в былое время самостоятельная постройка) святого Лаврентия в Гренобле (того же времени). Оба здания представляют крытые коробовым сводом прямоугольные пространства с примыкающими к ним небольшими абсидами (абсидиолами). Расположенные у стен грубоватые в деталях колонны служат не столько конструктивным, сколько декоративным целям.

            Декоративное искусство варваров. В художественной культуре варваров изобразительная сторона была развита слабо. Зато орнаментально-декоративные формы отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла при этом техника художественной обработки металлов. Памятники этого искусства находят на огромном протяжении — от берегов Черного моря до Британских островов, в погребениях и кладах. Чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения оружия, декоративная утварь, а также, со времени принятия христианства, предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг. 

Итальянский период - Особый характер носит итальянская культура XIII века. Вплоть до начала второй половины этого столетия Италия в значительно меньшей степени, чем Франция и другие западноевропейские страны, была вовлечена в тот бурный процесс духовного обновления, развития новых, светских тенденций, который наряду с мощным подъемом религиозного чувства был характерен для эпохи готики. Культура Италии гораздо дольше оставалась сугубо теологической. Этот парадокс исторического развития отчасти связан с тем, что в Италии, где города в своей борьбе с грандами и императорской властью опирались на поддержку пап, авторитет церкви в XII—XIII веках был очень велик. Неслучайно поэтому именно в Италии, в трудах Бонавентуры и Фомы Аквинского достигла своих вершин теологическая мысль XIII века, были созданы такие шедевры западноевропейской духовной поэзии, как «Dies irae» и «Stabat Mater».

Огромную роль в духовной жизни Италии первой половины XIII века сыграло францисканство, в котором демократическое начало, оппозиция официальной церковности, проповедь любви к всему живому, восторг перед красотой реального мира сочетались с аскетическими идеалами и мистицизмом. В первой половине XIII века единственным очагом светской культуры в Италии был двор императора Фридриха II Гогенштауфена в Сицилии, где наряду с увлечением античностью, эпикурейской философией, математикой возникла и получила первое развитие светская поэзия на итальянском языке.

Развитие архитектуры (как  и изобразительного искусства) первой половины и середины XIII века во многом определялось общим характером культуры этого времени — отсюда стремление к строгости, почти аскетической простоте, более обостренной духовной экспрессии, пришедшее на смену праздничности, декоративной нарядности, богатству  форм, характерному для романики XII века.

С начала XIII века в итальянскую  художественную культуру входит новый  компонент — готика, традиции которой сыграли большую роль в дальнейшем развитии искусства Италии и в трансформированном виде продолжали жить даже в XV веке. Как и в других западноевропейских странах, ее принципы раньше всего утвердились в архитектуре. В Италии этому содействовала строительная деятельность францисканского ордена, благодаря которому здесь получила распространение так называемая «цистерцианская готика» с ее прямоугольными планировками и скупостью архитектурных форм. Но принципы готической конструкции сочетаются в Италии с присущей романскому зодчеству массивностью форм, укрупненностыо членений. На этой основе в итальянских готических постройках уже в середине XIII века начинают намечаться новые черты: обозримость и спокойное равновесие пространства, четкое выделение конструктивных элементов. Особенно, замечательны в этом смысле однонефная верхняя церковь двухъярусной базилики Сан Франческо в Ассизи (1228—1253)—главной святыни францисканцев, и церковь Сан Франческо в Болонье (1236—1250), где строители подчеркнули все архитектурные членения розово-красной кирпичной облицовкой.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Искусств"