Шпаргалка по "Истории Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание работы

1. Анализ работ исторического жанра. Репин.

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Файлы: 1 файл

Искусство - Билеты.docx

— 232.40 Кб (Скачать файл)

Билет 33

1. Сравнительный анализ флорентийской школы живописи. Эпоха Возрождения.

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ школа, одна из основных итальянских художественных школ (основоположник - Джотто). В начале 15 в. флорентийская школа -авангард гуманистического искусства Раннего Возрождения (архитектор Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, скульпторы Донателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо, Ф. Липпи и другие), которое в конце 15 в. приобрело черты утонченного декоративизма и стилизации (С. Боттичелли). Идеи возвышенного героического искусства, смелые искания в области художественного освоения действительности (а в позднем творчестве и кризисные черты Возрождения) выразились в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. С зарождением и распространением маньеризма (с 1520-х гг.) флорентийская школа утрачивает ведущее место среди итальянских художественных школ. Основоположник флорентийской школы — Джотто (конец XIII — начало XIV вв.). В начале XV в. флорентийская школа — авангард гуманистического искусства Возрождения (архитекторы Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, скульпторыДонателло, Л. Гиберти, живописцы Мазаччо и др.), которое к концу XV в. приобрело черты утончённого декоративизма и стилизации (А. Верроккьо, С. Боттичелли). Идеи возвышенного героического искусства, смелые реалистические поиски, стремление связать науку и искусство выразились в искусстве Леонардо да Винчи и Микеланджело. С 1520-х гг. во флорентийской школе зарождается маньеризм (Я. Понтормо). Смелые поиски методов реалистического воссоздания окружающего мира тесно переплетались в творчестве многих мастеров Флорентийской школы с пристальным изучением естественных наук (анатомии, математики, перспективы, оптики и др.).  
              В архитектуре флорентийской школы в XV в. был создан новый, ренессансный тип здания (так называемый палаццо), сочетавший отдельные средневековые традиции (суровая монолитность кладки) с введением ордерных элементов, аркадных внутренних дворов; были начаты поиски идеального типа храмовой постройки, отвечающего гуманистическим идеалам эпохи. 
            Для изобразительного искусства Флорентийской школы первой половины XV в. характерны увлечение математически точным построением пространства, стремление к пластически ясному, анатомически правильному построению человеческой фигуры, тяготение к отточенности рисунка (скульптура и живопись А. дель Верроккьо, Донателло, живопись Паоло Уччелло, А. дель Кастаньо и др.). Новаторские искания флорентийских мастеров, во многом опиравшихся на опыт античного искусства, оказали революционизирующее воздействие на искусство Италии и многих других стран Европы.  
           Вместе с тем как живописи, так, отчасти, и скульптуре Флорентийской школы XV в. были свойственны отдельные готические реминисценции — черты повышенной одухотворённости и интимной лирической созерцательности (живопись фра Анджелико, Филиппе Липпи и др., готический декоративизм Б. Гоццоли, Уччелло). В конце XV в., наряду с идущими от искусства Мазаччо и Донателло демократическими традициями (Д. Гирландайо), начали усиливаться аристократические тенденции, сказавшиеся, прежде всего, в работах художников, близких ко двору Медичи и патрицианским городским кругам (Боттичелли, Филиппино Липпи, Пьеро ди Козимо, Верроккьо, А. Поллайоло). 
           Искания мастеров XV в. завершили великие мастера — Леонардо да Винчи и Микеланджело, работавшие и в других городах Италии и поднявшие художественные завоевания Флорентийской школы на новый качественный уровень.  
Их творчество, переросшее границы собственно Флорентийской школы, ознаменовало начало эпохи Высокого Возрождения в итальянском искусстве.  Утверждение образа идеально прекрасного человека приняло в их произведениях возвышенный, а порой и героико-драматический характер.  В 20-х гг. XVI в. начинается постепенный упадок Флорентийской школы.  
Ликвидация городских свобод отрицательно сказалась на развитии искусства Флорентийской школы, несмотря на то, что здесь продолжали работать ряд крупных мастеров (живописцы фра Бартоломмео, Андрее дель Сарто, скульптор А. Сансовино).

2. Течение постмодернизма 

-термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века[2]: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодерн — состояние современной культуры, включающее в себя своеобразную философскую позицию, до-постмодернистское искусство, а также массовую культуру этой эпохи

Уже из названия понятно, что  постмодернизм пришел на смену модернизму, непонятному широким кругам и  попавшему под руку скептических критиков.  Он  имеет уникальные типологические признаки. Во-первых, постмодернизм в живописи – это наличие готовой формы. Художники заимствуют образы из классических традиций, но дают им новую интерпретацию, свой эксклюзивный контекст.  Не редко постмодернисты комбинируют формы из разных стилей, иронизируя над миром, а так же оправдывая тем самым свою вторичность. Следующим важным отличием является отсутствие каких-либо правил.  Данное течение не диктует автору критерии для самовыражения. Творец вправе выбрать любую форму и манеру исполнения своей работы. Обратите внимание, что такая свобода стала основой для  свежих  творческих идей и направлений в искусстве. Именно постмодернизм в живописи является предпосылкой к возникновению художественных инсталляций и перформансов. Данное течение не имеет четких особенностей в технике, и сегодня является наиболее крупным и популярным на мировой арене.

 Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим.

Билет 32

1. Работы и особенности  живописи Ф.Грека великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.

- Стиль Феофана Грека поражает выразительностью и экспрессией. Для его фресковых росписей характерна т. н. «скоропись», при почти монохромной живописи и непроработанности мелких деталей изображения оказывают огромное воздействие на чувства зрителя. В творчестве Феофана Грека выразились наиболее полно и в нём нашли свое идеальное воплощение два полюса византийской духовной жизни и её отражения в культуре — классическое начало (воспевание земной красоты как Божественного творения, как отсвета высшего совершенства) и устремление к духовной аскезе, отвергающей внешнее, эффектное, красивое.

Искусство Феофана  Грека внесло на Русь понятие высокой  христианской символики. Во фресках Феофана острые пробела, будто фиксирующие момент мистического видения, пронзительные вспышки света, резкими ударами падающие на лики, руки, одежды, символизируют божественный свет, пронизывающий материю, испепеляющий её природные формы и возрождающий её к новой, одухотворенной жизни. Учитывая назначение пробелов — вызывать в лике святого состояние духовности, Феофану не было равных[3]. Ограниченность цветовой гаммы (чёрный, красновато-коричневый со многими оттенками, белый и др.) — будто образ монашеского, аскетического отречения от многообразия и многоцветия мира — изобличают в Феофане творческую личность. Манера нарочитого изографа среди иконописцев в пору высокого духовного подъема древнерусского искусства, в котором иконописцы опирались на подлинники, отличается по истине творческим началом, революционным мышлением, отрешенностью от законодательств.  
РАБОТЫ: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)), Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным), Архангельский собор Кремля(1399),Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405),Им написаны знаменитые иконы: Икона Божией Матери Донская (1380?), Успение (1380?), Преображение (1408).

2. Искусство 18 ст. Россия. Портреты

Русское искусство XVIII века (Скульпторы: Растрелли, Шубин, Козловский; портретисты: Рокотов, Левицкий, Боровиковский). 
Привлекая иностранцев для работы в России, Петр I вместе с тем заботился о воспитании русских художников. Русской художественной культуре свойствен гражданский характер.  
Растрелли. 
Первый мастер скульптуры в России. Основные работы: 
Бронзовый бюст Петра I, бюст Меньшикова, памятник Петру I, статуя Анны Иоановны.  
Шубин (зять Ломоносова). 
Мастер психологических характеристик. Основные работы: 
Бюст Ломоносова, бюст Павла I, бюст Голицина.  
Козловский. 
Работал в историческом жанре.  
Знаменитая статуя "Самсон, разрывающий пасть льва". Образ библейского героя воспринимался как памятник славе русских в борьбе за независимость. Скульптура "Геркулес на коне" - символ суворовских побед.  
Рокотов. 
Стиль рококо. Портрет Майкова невероятно реалистичен, он великолепно отражает суть этого человека: ядовитая усмешка, хитрый взгляд. Все люди высшего света боялись этого человека, поскольку он был острословным и циничным, а его эпиграммы были настолько язвительными, что после них, люди боялись выйти в свет. Его портреты отличались такой человеческой глубиной, которая до сих пор не была свойственна портретной живописи. Портреты тонкие по живописи, осознание духовной и физической красоты человека.  
"Портрет Майкова", 
"Портрет Воронцова", 
"Неизвестная в розовом".  
Левицкий. 
Классицизм. мастер парадного и камерного портрета. В парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов. Серия портретов воспитанниц Смольного (портреты сдержанные по цвету). В поздний период отчасти воспринял влияние классицизма. "Екатерина II". Портрет архитектора, Ф. С. Ржевская и Н. М. Давыдова, Портрет Урсулы Мнишек,Портрет Г. И. Алымовой. – играет на арфе. 
Боровиковский. 
Тонкость, верная передача характеров. "Портрет Лопухиной". С начала 19 века испытал влияние классицизма. 

 

Билет 31

1.Жанры: 
 Произведения изобразительного искусства, главным образом живопись, делятся по жанрам. В зависимости от предмета изображения в XVII в. жанры делили на "высокий" (grand genre) и "низкий" жанр (petit genre). К "высокому" жанру относили исторический жанр: батальный, аллегорический, религиозный и мифологический; к "низким" - сцены из повседневной жизни: портрет, пейзаж, натюрморт, анимализм. 
Став формой отображения жизни, жанры живописи не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (например ванитас, каприччо и ведута), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (например, внутри пейзажного жанра появились городской пейзаж, морской пейзаж и интерьер), а некоторые объединяются (сейчас ню, бытовой, исторический, мифологический, аллегорический, религиозный и батальный жанр чаще заменяется термином фигуратив).

Анималистика (произошло от лат. animal - животное), анималистический жанр - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются животные. 
Аллегорический жанр (от греч. allegoria - иносказание) - жанр изобразительного искусства, в котором в художественное произведение закладывается скрытый и тайный смысл. В этом жанре трудно изобразимые идеи (например добро, сила, власть, справедливость, любовь и т.д.) показываются иносказательно через изображения живых существ, животных или человеческих фигур с атрибутами, за которыми исторически закрепился символический, легко читаемый смысл. Аллегорический жанр наиболее характерен для искусства Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

Батальный жанр (произошло от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются темы войны: сражения, военные походы, воспевающий воинские доблести, ярость сражения, торжество победы.

Былинный жанр - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются сцены из былин и народного фольклора.

Бытовой жанр (жанровая живопись) - жанр изобразительного искусства, в котором изображаются обыденные сцены из повседневной жизни человека без прикрас.

Ванитас (от лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») - жанр живописи эпохи барокко, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является человеческий череп. Подобные картины, ранняя стадия развития натюрморта, предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Наибольшее распространение получил во Фландрии и Нидерландах в XVI и XVII веках, отдельные примеры жанра встречаются во Франции и Испании.

Ведута - жанр Венецианской живописи 18 века, в котором изображается городской пейзаж в виде панорамы, с соблюдением масштаба и пропорций. Великий представитель этого стиля в живописи - венецианский художник Каналетто (1697-1768). В России родоначальником архитектурной ведуты были живописцы Ф.Я.Алексеев, М.Н.Воробьёв, С.Ф.Щедрин.

Городской пейзаж (архитектурный пейзаж) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения являются городские улицы, здания.

Интерьер (произошло от фр. intérieur - внутренний) - жанр, в котором предметом изображения является изображение внутреннего вида помещения.

Иппический жанр (произошло от греч. hippos - лошадь) - жанр изобразительного искусства, в котором главным мотивом является изображение лошади.

Исторический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, а также социально значимым явлениям в истории общества.

Каприччо (произошло от итал. capriccio, буквально - каприз, прихоть) - архитектурный пейзаж-фантазия. Самые известные художники писавшие каприччо: Франческо Гварди, Антонио Каналетто.

Карикатура (произошло от итал.caricare - преувеличивать) - особый жанр изобразительного искусства, объединяющий изображения, в которых: сознательно создается комический эффект; соединяется реальное и фантастическое; преувеличиваются и заостряются характерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей и др.

Мифологический (от греч. mythos - предание) - жанр изобразительного искусства, посвященный героям и событиям, о которых рассказывают мифы и легенды древних народов

Морской пейзаж (марина) (произошло от фр. marine, итал. marina, от лат. marinus - морской) - жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид. Яркий представитель этого жанра - И.К.Айвазовский (1817-1900).

Натюрморт (в переводе с фр. - мертвая, неодушевленная натура) - это художественное изображение различных предметов быта. Ими могут быть: посуда, домашняя утварь, фрукты, овощи, цветы, дичь или любое их сочетание. Самые известные школы в написание натюрморта - фламандская и голландская, в которых по-своему решили задачу передачи цвета и композиции.

Ню (произошло от фр. nu - нагой, раздетый) - один из жанров изобразительного искусства, посвященный изображению нагого тела, преимущественно женского. В своём развитии ню тесно связан с изображением обнажённого человеческого тела и воплощает идеал красоты данной страны и эпохи. Ню зарождается в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров. Формирование ню как жанра происходит в 17 веке с распространением идей сенсуализма: изображения нагого тела проникаются откровенно чувственным началом.

Обманка - один из жанров изобразительного искусства, характерной чертой которого являются особые приемы перспективной живописи, которые создают эффект обмана зрения, стирают грань между реальностью и изображением.

Парсуна (искаженное лат. persona - личность, особа) - первоначально синоним современного понятия портрет вне зависимости от стиля, техники изображения, места и времени написания. Понятие парсуна в значении произведения переходного периода от иконописи к светской портретной живописи предложено И.М. Снегирёвым в 1854 году.

Пастораль (произошло от фр. pastorale, пастушеский, сельский) - жанр поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

Пейзаж (произошло от фр. paysage - страна, местность) - жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа.

Портрет (произошло от фр. слова portrait) - это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира. Делится на индивидуальный, групповой, парадный, автопортрет

Религиозный жанр, религиозная  живопись - жанр изобразительного искусства, основными сюжетами которого являются эпизоды из Библии и Евангелия.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Искусств"