Шпаргалка по "Истории Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание работы

1. Анализ работ исторического жанра. Репин.

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Файлы: 1 файл

Искусство - Билеты.docx

— 232.40 Кб (Скачать файл)

Обычно различают  два этапа в истории классицизма: 1. Классицизм XVП века, сложившийся в целостную художественную систему лишь во Франции и отразивший подъем абсолютизма. 2. Классицизм XVШ - начала XIX веков, ставший уже общеевропейским стилем. Классицизм в этот период выражал гражданские идеалы, основанные на идеях Просвещения. Крупнейшими мастерами искусства классицизма были французские художники Н. Пуссен, Ж. Давид; архитекторы Ж. Габриель и Ф. Мансар; немецкие поэты И. Гете и Ф. Шиллер. Расцвет русского классицизма относится к последней трети XVIII-первой трети XIX веков. С ним связан небывалый расцвет светской культуры. Его особенностью в архитектуре является огромный масштаб организованного государственного градостроительства: разрабатывались регулярные планы 400 городов, формировались архитектурные ансамбли. Именно в это время сложился архитектурный ансамбль центра Петербурга. Развитие русского классицизма в архитектуре связано с творениями выдающихся архитекторов В. Баженова, А. Воронихина, М. Казакова и др.

2.Творчество Кароваджо

Караваджизм - художественная система, характерная для начального этапа развивающейся реалистической живописи 17 века (монументализация обыденного мира с помощью свето-теневых контрастов), созданная Караваджо и его последователями (итальянцем Джентилески, испанцем Рибера). Через этап караваджизма прошли Рубенс, Рембрант, Жан де Латур. 
Микеланджело Мерици да Караваджо (1513-1610). -основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте. 
Получил прозвище от местечка, где жил. Был человеком бурного темперамента. Своим героем сделал народ. Начало творчества тяжелое - рисовал цветы на картинах других художников. Утверждает превосходство непосредственной жизни: 
"Девушка с лютней", "Неверие Фомы" "Обращение Павла". В поздних работах усиливается драматизация восприятия, все больше тяготения к монументальности: "Положение во гроб", "Успение Марии". Суровый реализм Караваджо не был понят современниками. Обращение к натуре вызывало нападки со стороны духовных лиц.  Убив во время игры в мяч своего противника, он был вынужден бежать из Рима, и последние годы жизни провел в скитаниях.  

Билет 20

 

1.Сравнительный  анализ импрессионизма и постимпрессионизма.

Импрессионизм. Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро, А.Сислей. 
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети 19 века и начала 20 века. Импрессионисты стремились наиболее естественно запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления в живописи. Внесли в искусство светотень, неожиданные ракурсы, точки зрения. Работали на открытом воздухе. Создали систему разложения сложных тонов на чистые цвета, цветные тени. 

Постимпрессионизм. Сера, Синьяк, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек. 
Постимпрессионизм - течение в живописи конца 19в.-начала 20в. Возникло во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски начала бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, повысил интерес к декоративной стилизации и формальным приемам. 
Сера, Синьяк использовали выводы науки цветоведения, разложения сложных тонов на чистые цвета.(свет и цвет- ради этого творить). Другое общее отличие постимпрессионистов от импрессионистов заключается в том, что  художники – постимпрессионисты в своих полотнах стремились запечатлеть «не мгновения, но Вечность», они «повернулись спиной к мирку импрессионистов и расширили свой мир до масштабов Вселенной». 
2.Соборы Кремля.

Соборы московского Кремля.

Соборная площадь Кремля, возникшая в 14 веке, является одной  из самых древних во всей Москве. Она славится своими неповторимыми  архитектурными сооружениями, в создании которых участвовали не только талантливые  русские мастера, но и известные  итальянские архитекторы. Архангельский собор Кремля -Время сооружения Архангельского собора Кремля приходится на 1505-1509 годы. Он был построен архитектором из Италии Алевизом Фрязиным на месте древнего Архангельского собора 1333 года. Построенный по традициям русского зодчества, собор вместе с тем носит черты эпохи Итальянского возрождения благодаря своей богатой отделке.

Благовещенский собор  московского Кремля - Живописный Благовещенский собор московского Кремля находится в юго-западной части Соборной площади. Построенный по традициям раннемосковского зодчества в 1484-1489 годах, собор имеет девять глав с золотыми куполами. В нем присутствуют также черты псковской архитектуры, поскольку возведен он был русскими зодчими из Пскова: пояски оригинального вида на главах, а под центральным барабаном – восьмигранник. 

Успенский собор Кремля - Наиболее известный Успенский собор Кремля был сооружен в 1475-1479 годах архитектором из Италии Аристотелем Фиораванти по подобию одноименного собора во Владимире. Отличает этот собор его изысканная простота фасадов с пятью мощными барабанами, которые венчают золоченые купола, напоминающие своим видом воинские древнерусские шлемы. Такая архитектура собора объясняется совпадением времени его постройки с освобождением Руси от нашествия татаро-монголов. Четыре века Успенский собор московского Кремля был на Руси главным храмом, где совершались венчания на царство наследников престола, оглашались важные государственные акты, избирались на церковных соборах патриархи и митрополиты. Также он служил усыпальницей для московских митрополитов и патриархов. Собор хранил ценнейшие реликвии России, такие как Гвоздь Господен, некоторые части одежды Иисуса Христа, чудотворная Владимирская икона Божьей Матери. В 1812 году собор подвергся сильному разграблению, после чего его закрыли, а открыли в качестве музея только в 1955 году.

Билет 19

1.Противоречивость  творчества Карла Брюллова.

Большие художественные достижения и вместе с тем противоречивость эстетических позиций Брюллова обнаруживаются в его капитальном и наиболее известном произведении "Последний  день Помпеи". Картина написана в 1830-1833 годах в Италии, где мастер прожил несколько лет в качестве пенсионера Общества поощрения художников. Сюжет картины - гибель античного  города Помпеи в результате извержения вулкана Везувия в 79 году нашей  эры. Работая над осуществлением своего замысла, живописец тщательно  изучил исторический материал, в частности  свидетельства очевидца катастрофы римского писателя и государственного деятеля Плиния Младшего, ездил на место археологических раскопок, где сделал много зарисовок и  этюдов с натуры.

         Художественный язык картины во многом традиционен, классицистичен: композиция фронтальна, то есть, развернута  по длине холста, изображенные люди соединены в группы, вписывающиеся в треугольник, героем под час не достает индивидуальности образа, их чувства переданы языком жестов и пластикой драпировок. Но подход к историческому сюжету и его живописное воплощение не согласуется с прежними представлениями. Стремление к исторической правде и достоверности, замены темы гражданского подвига героя тема народного бедствия, страданий, нравственная красота человека как сила, противостоящая злу, - все это совершенно ново для исторической картины и соответствует эстетике романтизма. В романтическом ключе решено и живописное построение холста. Не виданное для воспитанника Академии художеств яркость цвета способствует жизненности передачи материального мира, сложное двойное освещение игра света и тени создают напряженный эмоциональный настрой.

        В картине "Последний день Помпея" косвенно отразились сложные явления общественной жизни того времени и творческая эволюция самого художника. Первое революционное выступление против царизма - восстание декабристов 1825 года - и его разгром, революционная волна, прошедшая по Европе в 1830 году, не остались без последствий в умах и чувствах мыслящих современников. Ведь колебались первичные устои и порядки, рушилась вера в возможность общественной гармонии. Романтические тенденции в европейском искусстве приобрели в это время взволнованный, бунтарский характер. Брюллов не мог быть в стороне от этих явлений. И далеко не случайно его картина воспринималась современниками неразрывной от эпохи, в которой была создана. Гоголь отметил, что мысль картины "принадлежит совершенно вкусу нашего века, который выбирает кризисы, чувствуемые целою массою", а Герцен говорил, о героях картины, что "они падают жертвами дикой. Тупой, неправой силы, всякое сопротивление которой было бы бесполезной. Таково вдохновение, почерпнутое в петербургской атмосфере. После завершения картина была показана на выставке в Милане, затем в Париже и Петербурге. Она пользовалась огромным успехом, в ней видели торжество русского искусства.

2.Работы Рубенса. Барокко.портрет.пейзаж. ист живопись.

Рубенс Питер  Пауль (1577-1640). плодовитыйюжнонидерландский (фламандский) живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениямивенецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.  
Глава фламандской школы живописи. Был художником огромного темперамента. Дипломат, ученый-гуманист, знал несколько языков. Его искусство реалистично, несмотря на некоторую декоративность. На его полотнах - герои античных миров, христианских легенд, современные ему общественные деятели, люди из народа. Алтарные композиции:"Воздвижение креста", "Снятие с креста". 
Картины: "Вакханалия", "Охота на кабана", "Охота на львов". Расцвет живописного искусства: "Персей и Андромаха", "Жизнь Марии Медичи" для украшения Люксембургского дворца, "Автопортрет", "Портрет дочери". В поздний период проявилась некоторая парадность творчества художника. Петер Пауль Рубенс-«Праздник Венеры» «Венера и Адонис» «Суд Париса» «Сад любви» «Святой Иероним» «Пейзаж с радугой» «Три грации» «Вакханалия» «Распятие» «Мадонна со святыми» «Персей и Андромеда» «Туалет Венеры» «Падение титанов».

 

Билет 18

 

1.Специфика Готического  стиля.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря —  бургундской архитектуры. В отличие  от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и  высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все  элементы стиля подчёркивают вертикаль.  В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний(пламенеющая готика). 

        Церковь монастыря Сен-ДениL9;, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.   Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль.  
С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.  
       Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.( Аббатство Сен Оуэн, г.Руан, Ланский собор, Собор Парижской Богоматери)

2. Работы Кипренского. Романтизм.1ый портретист 19в.

Кипренский Орест  Адамович «Ворожея со свечой» «Неополетанская девочка с плодами» «Портрет Пушкиеа» «Портрет князя Гагарина» «Портрет Никиты Трубецкого» «Портрет Александра Челишова» «Портрет князя Галицина» «Портрет графа Шреметьева» «Портрет неизвестного с косынкой на шее» «Портрет Софьи Щербатовой».

 

Билет 17

 

1.Искусство 50-70х  годов России.

Крупнейшее прогрессивное  демократическое художественное объединение  Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического  направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено  кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической  культуры в 50—60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с  Крамским, ставшим в 1870 году одним  из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем. Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Ко времени создания Товарищества петербургская Артель почти прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, — это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени.

Живопись художников-передвижников  России. Товарищество объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов  второй половины XIX — начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Костанди и Пимоненко, Гун и Неврев, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Позен и Андреев, Попов и Архипов, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля и многие другие. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин, Рябушкин, Волнухин, Коненков и другие.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Искусств"