Шпаргалка по "Истории Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание работы

1. Анализ работ исторического жанра. Репин.

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Файлы: 1 файл

Искусство - Билеты.docx

— 232.40 Кб (Скачать файл)

В 70—80-е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных  выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.Критический реализм развивался в борьбе с идеалистической эстетикой. По инициативе Ге, Мясоедова, Перова, Крамского возникло Товарищество передвижных выставок. Передвижники ставили своей основной задачей многосторонне отобразить современную жизнь. 

 

 

 

2.Работы Микеланжело.

Идея творчества - способность  человека к героическому подвигу. Главные архитектурные создания Микеланджело: собор св. Петра и Капитолийская площадь в Риме.  Крупнейшие живописные произведения: 1. "Страшный суд" - фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. Религиозная тема раскрыта как человеческая трагедия космического масштаба (творящий суд Христос).  2. Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане.  
           Микеланджело считал себя скульптором. Колоссальная статуя "Давид". Гробница папы Юлия II; для гробницы были выполнены статуи двух пленников и статуи Моисея. Обходя "Скованного пленника" зритель сначала ощущает бессилие прикованного тела, но по мере отхода зритель замечает, как тело начинает крепнуть, перед ним уже герой, бросающий гордый вызов. "Умирающий пленник" - прекрасный герой, сломленный в борьбе за освобождение. "Моисей" - образ человека несокрушимой мощи. "Пьетта" и "Распятия" - темы в поздней скульптуре Микеланджело. В "Пьетта Ронданини" прижатые к друг другу, угловато-изломанные тела Христа и богоматери, их лица, едва высовывающиеся из каменной глыбы, кажутся беспокойными. Здесь нет эмоциональных оттенков, присущих флорентийской "Пьетта", доминирует чувство трагического одиночества человека. Сикстинской капеллы. Среднюю часть плафона занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле, по углам каждой из этих композиций изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В остальных частях росписи изображены эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Наделяя главные фигуры большими размерами, Микеланджело добился наилучшего выявления отдельных сцен и фигур. Осмотр начинается с "Опьянения Ноя", а завершается "Отделением света от тьмы", то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии. Идея росписи - апофеоз творческой деятельности человека. В "Сотворении Солнца и Луны" летящий в космическом пространстве Саваоф в бурном порыве творит светила. Драматизм замысла фрески "Потоп" не может поколебать веру в несокрушимость человеческого рода.  
          Работа продолжалась 4 года. Изобразительный язык Микеланджело за несколько лет работы пережил некоторую эволюцию: более поздние фигуры крупнее, усилилась их патетическая выразительность, усложнилось их движение, но характерная для Микеланджело повышенная пластичность сохраняется в них в полной мере. 

 

 

 

Билет 16

 

1.Работы мастеров  Древней Греции

Главный секрет неувядаемой  прелести античного искусства в  его гуманистическом, жизнеутверждающем  характере, в прославлении физической и духовной красоты человека.  
Этапы развития. 
1. Древнейший период - эгейская культура (3-2 тыс. до н.э.). 
2. Гомеровский и раннеархаический период (11-8 вв. до н.э.). 
3. Архаический период (7-6 вв. до н.э.). 
4. Классический период (5 в. до последней трети 4 в. до н.э.). 
5. Эллинистический период (4 в. до н.э.-1 в. до н.э.). 
6. Период развития племен Италии, этрусская культура (8-2 вв. до н.э.). 
7. "Царский" период Древнего Рима (8-6 вв. до н.э.). 
8. Республиканский период Древнего Рима (5-1 вв. до н.э.). 
9. Императорский период Древнего Рима (1-5 вв. н.э.). 
 
Многофигурные скульптурные группы эпохи эллинизма, драматический характер их сюжетов (фарнезский бык, Лаокон) 
На Родосе работали в конце 2 в. до н.э. скульпторы Аполлоний и Тавриск. Копия их произведения "Казнь Дирки" (или "Фарнезский бык") имеет сюжет: Зет и Амфион хотят привязать Дирку к рогам быка. Произведение кажется нарочито усложненным. Идея произведения - неизбежность страшной казни. Тем же настроением ужаса проникнута группа Лаокона с двумя сыновьями, созданная скульпторами Агесандром, Полидором и Афинодором в селине 1 в. до н.э.. Композиция носит характер рельефа. 
Искусство ранней греческой классики (5в. до н.э.) 
 
Было воздвигнуто много храмов с богатыми скульптурными украшениями. 
Храм Геры в Пестуме - большой 6-тиколонный периптер. 
Храм Афины Афайи (о.Эгин) (490 г. до н.э.). 
Храм Зевса в Олимпии (468, 456 гг. до н.э.) 
Афинский акрополь (скульптор Фидий), реконструкция 447 г. до н.э. (зодчии Иктин, Каликрат, Мнесикл), включающий в себя: 
Пропилеи (входные ворота), 
Храм Нике Аптерос (архитектор Каликрат), 
Парфенон, посвящённый Афине Парфенос, 
Храм Эрехтейон, посвящённый Афине Палладе и Посейдону. 
Храм Гефестейон в Афинах.

Декоративные начала, встречается  сложный коричневый стиль, появляются сооружения круглой формы, театры из камня.  
В Эпидавре архитектором Поликлетом младшим создаётся здание для исполнения культовой музыки, окружённое дорическими колоннами. Внутри кольцо коринфских колонн.  
Театр Диониса в Афинах.  
Филиппентон, посвящённый победе Филиппа Македонского.  
 
Изобразительное искусство. 
На первое место выступает частный заказ, требующий создание памятников, прославляющих отдельную личность. Одни мастера продолжали классику 5 в. до н.э., другие искали новых путей. Проблема передачи внутреннего мира человека.  
Скульптор Кефисодот ("Эйрена с младенцем Плутосоном" 370г. до н.э.).  
Творчество Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Леохора.  
В живописи пейзаж занимает более значительное место в композиции. Источник света раскрывает возможности живописи. Блестящего развития достиг живописный портрет. Живописец Павсий (натюрморты).  
Школа живописи в Фивах (Аристид Старший). Никий, Апеллес, Фимоксен. 

2.Организация  - Мир Искусства

— художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основателями «Мира искусства» стали петербургский художник А. Н. Бенуа и театральный деятель С. П. Дягилев. Громко о себе заявило, организовав «Выставку русских и финляндских художников» в 1898 году в Музее центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица.

Классический период в  жизни объединения пришёлся на 1900—1904 гг. — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства». После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904—1910 гг. большинство членов «Мира искусства» входило в состав Союза русских художников. После революции многие его деятели были вынуждены эмигрировать. Объединение фактически прекратило существование в 1924 году.

удожники «Мира искусства» считали приоритетным эстетическое начало в искусстве и стремились к модерну и символизму, противясь идеям передвижников. Искусство, по их мнению, должно выражать личность художника. С. Дягилев в одном из номеров журнала писал:

«Произведение искусства  важно не само по себе, а лишь как  выражение личности творца»

Рерих, Добужинский, Бакст, Яковлев.

 

 

 

 

 

Билет 15

 

1.Иконопись Древней  Руси.

Феофан грек –  мастер монументальной росписи и  икон.

 Особенности- экспрессия образов, драматическая напряжённость, монохромная живопись, точно положенные блики, широкие удары кисти. Характер героев аскетичный, суровый.

«Троица» - сдержанная, скупая палитра, в которой доминируют оранжево- коричневые и серебристо – голубые цвета. В этой росписи видно безысходное пессимистическое  миропонимание мастера. Икона Богоматерь великая Панагия (копия). Иконостас Благовещенского собора впервые приобретает законченную форму.

 Рублёв – представитель  Московской школы живописи. Ученик  Феофана Грека. Росписи Владимирского  и Успенского собора. Хар- кА: в основе творчества лежит иная, чем у Феофана философская концепция: добра и красоты, лишена трагизма и безысходности.  Лучше всего сохранились росписи сцен «страшного суда». Для этого же собора Рублёв создал иконостас 61 икона, высота каждой 3м. иконы: архангел Михаил, апостол Павел, спас.«Троица» - избрал композицию круга, символизирующего вечность. Использование новой краски голубец.

Дионисий: росписи  фиропонтового  монастыря, Благовещение,  Покров, «О тебе радуются» всего25 композиций. Колорит- голубые, розовые цвета, отсутствие драматических сцен. Иконы: Богоматерь, митрополит Петр, Алексей.

 С. Ушаков –  царский изограф. Икона «Троица»- глубина перспективы, телесная  объемность. В иконе « Владимирская  Богоматерь»  впервые в живописи  дано реал. Изображение стен и  башен Кремля. он писал библейские образы с натуры.

2. Творчество Жерико.

- французскийживописец эпохи романтизма.

Сохранив присущее искусству  классицизма тяготение к обобщенно-героизированным  образам, Жерико первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей.

        Ранние произведения Жерико, отразившие героику наполеоновских войн (“Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку”, 1812, “Раненый кирасир, покидающий поле боя”, 1814, – обе картины в Музее Лувра, Париж), выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают темные, оживленные интенсивными цветовыми оттенками тона. После поездки в Италию в живописи                 Жерико усиливается обобщенная монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромным (“Бег свободных лошадей в Риме”, 1817, Лувр, Париж). Одна из центральных в творчестве Жерико работ - картина “Плот «Медузы»” (1818–1819, Лувр, Париж) - написана на острозлободневный сюжет, в основе которого – трагедия оказавшихся в океане на плоту пассажиров погибшего фрегата «Медуза». Придавая частному событию глубокий символический и исторический смысл, Жерико раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств – от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Представление о художнике-романтике как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности Жерико выразил в ряде портретов (“Портрет двадцатилетнего Делакруа”, 1819, Музей изящных искусств и керамики, Руан) и автопортретов. Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощен в объективности серии портретов душевнобольных (около 1822–1823, Музеи изящных искусств, Лион, Гент и другие собрания). Жерико выступил как пионер литографии во Франции (серия “Большая и малая английские сюиты”, 1820–1821).

       Жерико был полон творческих планов, осуществить которые помешала ранняя смерть. Страстный любитель и знаток лошадей, с поразительным мастерством изображавший их в своих произведениях, Жерико разбился, упав с лошади, что послужило одной из главных причин его преждевременной смерти. Сильнее всех переживал кончину Жерико его друг — молодой Делакруа, который стал впоследствии на долгие годы  главой прогрессивных романтиков.

 

Билет 14

 

1. Живопись Франции 1п. 18 века.

Рококо- неправильная раковина, всё ассимитрично. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Ватто, а дальнейшее развитие он получил в творчестве таких художников, как Буше и Фрагонар. Самым ярким представителем этого стиля во французской скульптуре является, пожалуй, Фальконе, хотя в его творчестве преобладали рельефы и статуи, предназначенные для украшения интерьеров, бюсты, в том числе из терракоты. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Родившийся во Франции, стиль Рококо быстро распространялся в других странах благодаря французским художникам, работавшим за границей, а также публикациям проектов французских архитекторов. Что касается Англии, то здесь Рококо оказал влияние в основном Хогарт и Гейнсборо, у которых утончённость образов и артистическая манера письма полностью соответствует духу Рококо. Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. Художники Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар Рококо в России только в архитектуре.

2. Работы С.Ушакова.

С. Ушаков – царский  изограф. Икона «Троица»- глубина  перспективы, телесная объемность. В  иконе « Владимирская Богоматерь»  впервые в живописи дано реал. Изображение  стен и башен Кремля. он писал библейские образы с натуры.

Монументальная  живопись XVII века (Москва, Ярославль, Ростов) - искусство переживает расцвет. 
Москва. Церковь Троицы в Никитниках - роспись фресками можно сравнить с цветным ковром. В сценах внимание уделяется бытовым подробностям. 
Ярославль. Церковь Ильи Пророка - фрески говорят о знании пластической анатомии, то есть происходят изменения в иконографии фресок.  
Основа композиции - сцена жатвы, - показана как работа крестьян в поле.  
Тщательная выписанность делает фрески похожими на произведения станкового искусства, как бы развешанными на стенах храмов. 
Творчество Симона Ушакова. Его сочинение "Призыв к любителям иконного писания" - призыв к художникам изображать реальную жизнь.  
Иконописец Симон Ушаков придавал почти скульптурную точность лику святых, Христа или Богоматери.  
Икона "Богоматерь Владимирская" - изображена Владимирская богоматерь, покровительница Руси.  
Икона "Троица" - за основу взята старая иконописная схема композиции, художник стремится показать божественную сущность своих персонажей. Большое внимание уделено золотому фону, на котором разворачивается действие. 

 

Билет 13

 

1.Товарищество передвижных выставок. Цели. Задачи.

Крупнейшее прогрессивное  демократическое художественное объединение  Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического  направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено  кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической  культуры в 50—60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с  Крамским, ставшим в 1870 году одним  из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем. Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Ко времени создания Товарищества петербургская Артель почти прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, — это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Искусств"