Шпаргалка по "Истории Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание работы

1. Анализ работ исторического жанра. Репин.

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Файлы: 1 файл

Искусство - Билеты.docx

— 232.40 Кб (Скачать файл)

           Католическая религия оказывает огромное влияние на тематику искусства. Человек дается в строгом благородном аспекте. Искусство полно мрачного величия и трагизма.  
Эль Греко (Доменико Теотоколупе). 
Аристократизм, утонченная интеллектуальность, пылкая фантазия. 
Мастер колорита. Любит лимонно-желтые, изумрудно-зеленые, синие, бледно-розовые, фиолетовые тона. "Погребение графа Оргаса". Портрет инквизитора Ниньо де Гевара. Портрет поэта-мистика Парависино. 
Веласкес Диего де Сильва. Величайший реалист. Один из первых мастеров валерной живописи. Черный цвет легок и прозрачен. "Портрет Филиппа IV". "Вакх". "Портрет Папы Иннокентия X". Серия портретов шутов и карликов королевского двора. 
Мурильо. 
Стремился сохранить традиции реализма."Мадонна с младенцем". 

2.Работы  Репина.

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Значительный вклад  в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. И.Е.Репин  принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство  понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Репин не признавал  «искусства для искусства». «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, – писал он, – делать из своих  картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми  своими ничтожными силенками я стремлюсь  олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».

Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось  слышать от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру  своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог  увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Горбун, Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художник создает острохарактерные народные типажи ("Мужик с дурным глазом", "Протодиакон"; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты ("Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт", 1889, там же). Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878–1891", там же; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом. Садко в Подводном царстве. Осенний букет Портрет Веры 
Репиной, дочери художника, 

 

Билет 9

 

1. Причины возникновения  Маньеризма.

Основной причиной возникновения  маньеризма можно считать исчерпанность  ренессансных идей, когда художники, демонстрируя свое мастерство, прибегали  к различным внешним эффектам, виртуозной технике и оригинальности манеры исполнения. Маньеризм стал великолепным толчком развития в  сторону экспрессивности, живописности и динамичности формы.



Маньеризм - ападноевропейский литературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко. Стилевые особенности. Характерными особенностями художественного решения работ, относящихся к стилю маньеризма, можно считать повышенный спиритуализм (нередко сочетающийся с не менее сублимированным эротизмом или, напротив, подчёркнуто противопоставленный ему), взвинченность и изломанность линий (в частности, использование так называемой «змеевидной» линии), удлинённость или даже деформированность фигур, напряжённость поз (контрапост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, использование едкой хроматической гаммы, перегруженность композиции и т. д.

2.Работы Ван  Гога. Пейзаж,натюрморт, портрет.

Постимпрессионизм - течение  в живописи конца 19в.-начала 20в. Возникло во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, постимпрессионизм противопоставил ему поиски начала бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, повысил интерес к декоративной стилизации и формальным приемам.

Ван-Гог. 
Страстная эмоциональность, социальный протест, сочувствие людям труда, контрасты цвета. Произведения выдержаны в сумрачных тонах. 
"Ночное кафе", "Пейзаж в озере после дождя".  1ый шаг к модернизму.

с увлечением рисовал  простых людей, крестьян, ремесленников, заключенных. В серии картин и этюдов середины 1880-х годов (“Крестьянка”, 1885, Государственный музей Крёллер-Мюллер, Оттерло; “Едоки картофеля”, 1885, фонд Винсента ван Гога,Амстердам), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности. В 1886–1888 ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, “синтетические” произведения Поля Гогена. В этот период палитра ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, характерный для него динамичный, как бы струящийся мазок (“Мост через Сену”, 1887, “Папаша Танги”, 1881).

Творчество двух последних  лет жизни художника отмечено экстатической одержимостью, предельно  обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения – от исступленного отчаяния и  мрачного визионерства (“Дорога с  кипарисами и звездами”, 1890, Музей  Крёллер-Мюллер, Оттерло) до трепетного чувства просветления и умиротворения (“Пейзаж в Овере после дождя”, 1890, ГМИИ, Москва).

 

Билет 8

 

1.Романтизм в русской живописи.

Тропинин, щедрин, кипренский, айвазовский. В России  романтизм начал проявляться вначале в портретной живописи. В первой трети 19 века она большей частью утратила связь с сановной аристократией. Значительное место стали занимать портреты поэтов, художников, меценатов искусства, изображение простых крестьян. Особенно ярко проявилась эта тенденция в творчестве О.А. Кипренского (1782 – 1836 гг) и В.А. Тропинина (1776 – 1857 гг). 
Василий  Андреевич Тропинин стремился к живой непринужденной характеристике человека, выраженной через его портрет. «Портрет сына» (1818), «Портрет А.С.Пушкина» (1827), «Автопортрет» (1846)  поражают не портретным сходством с оригиналами, а необыкновенно тонким проникновением во внутренний мир человека. Иной характер носили пейзажи С. Ф. Щедрина. Их наполняет гармония   сосуществования человека и природы ("Терраса на берегу моря. Капуччини  близ Сорренто", 1827). Многочисленные виды Неаполя его   кисти пользовались необычайным успехом.

В блистательных картинах И. К. Айвазовского ярко воплотились романтические идеалы упоения борьбой и мощью природных сил, стойкостью человеческого духа и умением сражаться до конца. Тем не менее, большое место в наследии  мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам,  где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью, и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов ("Вид Одессы в лунную ночь", "Вид Константинополя при лунном  освещении", оба - 1846). 
2.Барокко в архитектуре. Особенности.

Характерно, что  в эпоху Барокко фасады романских  церквей переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно выразительными, а готические - оставались в неприкосновенности. Один из первых признаков искусства Барокко: избыточность средств и смешение масштабов    В церкви Сан Иво, построенной Борромини в 1642- 1660 гг. (см. «иезуитов стиль»), структура плана представляет собой два пересеченных равносторонних треугольника - «Звезду Давида», а вместо традиционного купола в небеса «ввинчивается» спираль. Фасад церкви Сан Карло «у четырех фонтанов» . 
               Еще нагляднее эта особенность стиля Барокко выразилась в творчестве архитектора и скульптора Джан Лоренцо Бернини (1598- 1680). Основные черты творчества Бернини - неестественность, надуманность, театральность, бутафорность. Становится понятным пренебрежительное и враждебное отношение к искусству Барокко со стороны «классиков» и «академиков». Перед собором Св. Петра в Риме Бернини построил колоннаду - типично театральную декорацию. Она скрывает расположенную за ней хаотическую застройку города и одновременно формирует иллюзорное, не соответствующее реальному, пространство площади .

 

Билет 7

 

1.Общая характеристика искусства 2ой пол 19в в России.

Крупнейшее прогрессивное  демократическое художественное объединение  Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) было создано русскими живописцами и скульпторами реалистического  направления. Возникновение Товарищества в значительной степени было обусловлено  кризисом салонного академического искусства, общим подъемом демократической  культуры в 50—60-е годы XIX века и подготовлено деятельностью петербургской Артели художников-демократов во главе с  Крамским, ставшим в 1870 году одним  из членов-учредителей Товарищества, его вождем и идейным вдохновителем. Московские художники Мясоедов, Перов, В. Е. Маковский, Прянишников, Саврасов в конце 1869 года предложили петербургской Артели соединиться всем вместе и образовать новое общество. В 1870 году "Товарищество", уже утвержденное правительством, начало свою деятельность. Ко времени создания Товарищества петербургская Артель почти прекратила свое существование, и часть ее членов вошла в новое объединение. Главное, чего прежде всего сумели добиться члены Товарищества, — это устройство самостоятельных выставок и передвижение их по городам России. "Передвижники", как стали называть членов Товарищества, ставили перед собой задачу самой широкой пропаганды искусства и общественно-эстетического воспитания народных масс. Уже в 50-60-е годы XIX века в противовес ложноклассическому искусству, которое насаждала императорская Академия художеств, происходит тесное сближение с жизнью демократического искусства. А с появлением передвижников новое искусство развивается в едином русле с передовой русской литературой, музыкой, театром, общественной мыслью, образуя мощный поток русской демократической культуры, одухотворенной передовыми социальными идеями своего времени.

Живопись художников-передвижников  России. Товарищество объединяло вокруг себя всех лучших живописцев и скульпторов  второй половины XIX — начала XX века. Это Перов и Крамской, Мясоедов и В. Маковский, Савицкий и Максимов, Прянишников и Ге, Саврасов и Шишкин, Куинджи и Дубовской, В. Васнецов и Поленов, Костанди и Пимоненко, Гун и Неврев, Репин и Суриков, Серов и Левитан, Ярошенко и Нестеров, Касаткин и С. Иванов, Позен и Андреев, Попов и Архипов, Бакшеев и Бялыницкий-Бируля и многие другие. На некоторых выставках передвижников в качестве экспонентов участвовали Антокольский, Верещагин, К. Коровин, С. Коровин, Малявин, Рябушкин, Волнухин, Коненков и другие.

В 70—80-е годы 19 века деятельность Товарищества достигла наивысшего расцвета. Ведущее место на передвижных  выставках принадлежало картинам Репина, а также Сурикова, Крамского, Поленова, Нестерова, Мясоедова, Маковского, Перова. В своем творчестве они отразили самые существенные явления окружающей действительности во всей их сложности и противоречии. Передвижники оказали огромное влияние на все стороны художественной жизни России, на формирование национальных художественных школ. Среди членов Товарищества и экспонентов были художники различных национальностей. Многие из них стали основоположниками реалистического, демократического искусства своих народов.Критический реализм развивался в борьбе с идеалистической эстетикой. По инициативе Ге, Мясоедова, Перова, Крамского возникло Товарищество передвижных выставок. Передвижники ставили своей основной задачей многосторонне отобразить современную жизнь. 

2.Работы Леонардо Да Винчи.

Основоположник высокого Возрождения. Для него искусство - познание мира. Углубленные характеристикм. Обобщенные формы. Крупный ученый. 
К миланскому периоду относятся:"Мадонна в гроте","Тайная вечеря". Шедевр "Монна Лиза". Его искусство, теоретические исследования оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. «Поклонение волхвов», «мадонна в гроте», «Тайная вечеря», «мадонна лита», «Мона Лиза», «бах», «мадонна с щеглёнком», «мона Лиза».

 

Билет 6

 

1.Творчество художников Франции конца 19 века.

Импрессионизм. Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро, А.Сислей. 
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети 19 века и начала 20 века. Импрессионисты стремились наиболее естественно запечатлеть мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления в живописи. Внесли в искусство светотень, неожиданные ракурсы, точки зрения. Работали на открытом воздухе. Создали систему разложения сложных тонов на чистые цвета, цветные тени.  
Ренуар. 
Живописец, график, скульптор. Близок к импрессионизму. Светлые, прозрачные по живописи пейзажи. Воспевание чувств, красоты и радости бытия.  
"Портрет актрисы Ж.Самари", "Мулен дела Галет".  
Э.Мане. 
Переосмыслил образы и сюжеты старых мастеров в духе современности. Ввел в искусство пеструю жизнь Парижа. Свежесть и острота восприятия.  
"Завтрак на траве","Олимпмя","Завтрак в мастерской","Бар "Фоли-Бержер"".  
Дега. 
Живописец, график и скульптор. Острое восприятие современной жизни сблизило его с импрессионистами. Картины со строго выверенной ассиметричной композицией, точным рисунком, неожиданным ракурсом фигур. Мастер пастели."Звезда", "Голубые танцовщицы".  
Писарро. 
Светлые, чистые по цвету пейзажи. Правдивость передачи мира."Вспаханная земля".  
Сислей. 
Картины интимные по мотивам. Певец гармонии. "Деревья на берегу Сены".  
К.Моне. 
Типичный мастер импрессионизма. Пейзажное восприятие."Бульвар Капуцинок в Париже","Вид Темзы и Парламента в Лондоне", 
"Поле маков - Аржантей","Руанский собор". 

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Искусств"