Шпаргалка по "Истории Искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:32, шпаргалка

Описание работы

1. Анализ работ исторического жанра. Репин.

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Файлы: 1 файл

Искусство - Билеты.docx

— 232.40 Кб (Скачать файл)

Билет 35

 

1. Анализ работ исторического жанра. Репин.

 

Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Значительный вклад  в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. И.Е.Репин  принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство  понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни. Репин не признавал «искусства для искусства». «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, – писал он, – делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».

Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось  слышать от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру  своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог  увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Картина Бурлаки на волге: Однажды, еще в бытность Репина в Академии, приятель утащил его кататься на пароходе. День был погожий, погода солнечная – пароход весело шел по Неве. Неожиданно по радостному и светлому полю этой чудной картины поползло какое-то неприятное и зловещее пятно. Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Резкий контраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигур произвел на Репина сильное впечатление. Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины!» – как писал он впоследствии… К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!» И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику».

Картина построена  так, что процессия движется из глубины  на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед  нами – вереница персонажей, каждый из которых – самостоятельная  портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной  формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя  различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного  философа, справа – бородач с  несколько обезьяньей пластикой, олицетворение  первобытной дремучей силы, справа – «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим  взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым  прищуром, Канин являет собой как  бы серединный характер между этими  двумя противоположностями.

Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и  словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть  товарища – последнего, одинокого  бурлака, готового рухнуть на песок.

Начало и конец  пути, продуманное повествование  о жизни людей, годами существующих рядом, вместе – таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».

2. Работы Давида.

Жак Луи́ Дави́д - французский художник, основоположник французского неоклассицизма.

«клятва горацио», Велизарий, Смерть философа Сократа, Смерть Сенеки, Смерть Марата, Свобода на баррикадах.

Картины середины XVIII века - стиль рококо - подвергались резкой критике за изощренность и условность композиции. Внимание архитекторов привлекла строгость греческой архитектуры, этому способствовали раскопки Помпеи в 1755 году. Классицизм становится модным при дворе. 
Давид. 
Основоположник революционного классицизма. Друг Робеспьера.Он отказывается от мифологических тем и обращается к древнеримской истории. Большое место в его творчестве занимает портрет. Давид прославлял героев, жертвовавших собой во имя общественного блага. Картина "Клятва Горациев" воплощает принципы революционного классицизма, сюжет взят из древнеримской легенды. "Клятва в зале для игры в мяч" - картина посвящена собранию депутатов 20 июня 1769 года, выдвинувших требование новой конституции.  Картина "Смерть Марата" написана под непосредственным впечатлением той обстановки, в которой художник видел последний раз друга народа. Портреты: "Автопортрет", "Зеленщица", "Королева Антуанетта перед казнью". После подавления революции и казни Робеспьера Давид отказался от своих политических убеждений, ушел в мир идеальной красоты, получил титул "первого живописца императора". Он пишет портреты: "Бонапарт на перевале Сен-Бернар", "Коронование императора и императрицы". Давид кончил жизнь в изгнании за участие в революции. 

 

Билет 34 
1. Сравнительный  анализ работ «Тайная вечеря» Тинторетто и Леонардо Да винчи

“Тайная вечеря” — самое зрелое и законченное произведение Леонардо. В этой росписи мастер избегает всего того, что могло бы затемнить основной ход изображенного им действия, он добивается редкой убедительности композиционного решения. В центре он помещает фигуру Христа, выделяя ее просветом двери. Апостолов он сознательно отодвигает от Христа, чтобы еще более акцентировать его место в композиции. Учеников Леонардо разбивает на четыре симметрические группы, полные жизни и движения. Стол он делает небольшим, а трапезную — строгой и простой. Это дает ему возможность сосредоточить внимание зрителя на фигурах, обладающих огромной пластической силой. Давая в образах апостолов законченные человеческие характеры и темпераменты, Леонардо заставляет каждого из них по-своему реагировать на произнесенные Христом слова. Именно эта тонкая психологическая дифференциация, основанная на разнообразии лиц и жестов, и поражала более всего современников. Он объединяет Иуду в одну группу со всеми прочими апостолами, но придает ему такие черты, которые позволяют внимательному зрителю сразу же опознать его среди двенадцати учеников Христа. Каждого из учеников Леонардо трактует индивидуально. Она поражала и продолжает поражать не только правдивостью деталей, но и верностью “в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах”, т.е. тем, что Энгельс считал основным признаком реализма.

1579-1581 гг. Церковь Сан Маркуола, Венеция.

«…Интересно сравнить трактовку этого распространённого  сюжета у разных мастеров Возрождения. Леонардо брал его со стороны внутренней значительности происходящего и  развёртывал сложную гамму характеров, не допуская никаких посторонних  деталей. Веронезе бесхитростно трактовал  «Тайную вечерю» как богатый  ужин в обстановке, близкой обычному венецианскому быту, и тут уже  любая деталь оказывалась уместной. У Тинторетто – опять новое  решение, можно назвать романтическим. Дело тут происходит не в богатом доме, а, скорее всего, в народной таверне, полутёмной, с низкими потолками и простым длинным столом. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. На первом плане слуги достают из корзин припасы, любопытная кошечка заглядывает в корзину, - эта побочная мизансцена написана с истинно венецианской любовью к колоритным бытовым аксессуарам. Но слуги не видят, что происходит в другой части картины: при словах Христа целые сонмы бесплотных прозрачных ангелов появляются под потолком.

 Возникает причудливое  тройное освещение: призрачное  свечение ангелов, колеблющийся  свет светильника, свет ореолов  в округ голов апостолов и  Христа. Художник пишет головы  апостолов силуэтно выделяющимися на фоне их собственного сияния, и это производит ем более таинственное и чудесное впечатление, что сама обстановка таверны реальна и всё написано в соответствии с законами оптики. Тинторетто мог наблюдать похожие световые эффекты в каком-нибудь погребке, освещенном плошками и факелами, - но он сотворил из этих наблюдений волшебную фантасмагорию. Яркие вспышки в полумраке светотеневые контрасты, свет клубящийся, свет, расходящийся лучами, игра теней, бродящих, блуждающих, повторяющих и усиливающих движения людей, создают атмосферу смятенности. Не будь этого позы и жесты апостолов при ровном рассеянном свете могли бы показаться довольно обычными. Романтический Тинторетто, в противоположность классику Леонардо, не столько передаёт индивидуальности, сколько ищет выразить общее, суммарное настроение сцены, единый ток, её пронизывающий. В этой картине, написанной художником в 1594 году, не задолго до смерти, заложено многое, что потом, разлившись по разным руслам, развивалось в искусстве XVII столетия».

2.Творчество Репина

        Репин Илья Ефимович – ист. Живопись, портрет, - критический реализм, - бытовые сцены. Картины: Бурлаки на волге, садко в подводном царстве, Запорожцы, Иван Грозный и его сын, Осенний букет, Плачь пророка Иеремии.

Значительный вклад  в историю русской культуры внес художник Илья Ефимович Репин. И.Е.Репин  принадлежит к числу выдающихся русских художников второй половины 19 века. Его творчество олицетворяет собой высшие достижения живописи передвижников, стремившихся сделать искусство  понятным и близким народу, актуальным, отражающим основные закономерности жизни.

Репин не признавал  «искусства для искусства». «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, – писал он, – делать из своих  картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени. Всеми  своими ничтожными силенками я стремлюсь  олицетворить мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст».

Репин был величайшим реалистом. Окружающим часто приходилось  слышать от него жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру  своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог  увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Но при всей своей любви к зримой красоте материального мира Репин был ярым противником непосредственного творчества. Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Все это позволило художнику создать на глубоко реалистичной основе искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы, являющиеся зеркалом своего времени.

Картина Бурлаки на волге: Однажды, еще в бытность Репина в Академии, приятель утащил его кататься на пароходе. День был погожий, погода солнечная – пароход весело шел по Неве. Неожиданно по радостному и светлому полю этой чудной картины поползло какое-то неприятное и зловещее пятно. Пятно приближалось, росло и оказалось ватагой грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Резкий контраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигур произвел на Репина сильное впечатление. Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины!» – как писал он впоследствии… К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!» И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику».

Картина построена  так, что процессия движется из глубины  на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед  нами – вереница персонажей, каждый из которых – самостоятельная  портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной  формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя  различные характеры, темпераменты, человеческие типы.

Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицом напоминавший Репину античного  философа, справа – бородач с  несколько обезьяньей пластикой, олицетворение  первобытной дремучей силы, справа – «Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим  взглядом уставившийся прямо на зрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым  прищуром, Канин являет собой как  бы серединный характер между этими  двумя противоположностями.

Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик, набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и  словно пытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек», обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть  товарища – последнего, одинокого  бурлака, готового рухнуть на песок.

Начало и конец  пути, продуманное повествование  о жизни людей, годами существующих рядом, вместе – таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков».

Репин портретист

«Портрет  Н.Н. Ге» выполнен в сумрачных «рембрандтовских» тонах, мелкими, рельефными мазками, близкий по времени портрет Пелагеи Стрепетовой – размашисто, этюдно. Эта «горячая» эскизная живопись прекрасно соответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характеру знаменитой актрисы. Репин всякий раз словно заражается личностью портретируемого, подчиняя свою живописную манеру свойствам характера и стилю поведения модели.

В живописном толстовском  цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л.Н. Толстой босой» или же «Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Жаркий летний воздух, свежая зелень листвы, густая прохладная тень от дерева, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель. Или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории Искусств"