Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

1 билет.1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.

XIX в. вошел в историю  Европы как период кардинальных  перемен и выдающихся достижений. Из потрясений революций и  войн, на развалинах феодализма  капитализм построил величественное  здание во многом нового типа  цивилизации и культуры.

Промышленный переворот  произошел ранее всего в Англии. К середине XIX в. он завершился в большинстве  стран Европы. Это объясняется  политической победой буржуазии  в ходе ряда европейских революций XIX в.Началось стремительное развитие промышленного производства. Практические потребности производства требовали  быстрого развития науки.

XIX в. ознаменовался открытием  электричества, телефона и телеграфа,  были созданы новые двигатели  (водяные турбины, паровые турбины  и двигатели внутреннего сгорания). Применение электроэнергетики изменило  облик городов. Появились трамваи,  отпала необходимость строить  жилища вокруг предприятий, из  центров городов исчезли перенаселенные  трущобы.

Вследствие этих изобретений  техническое господство над пространством, временем и материей выросло беспредельно. Начался небывалый пространственно-временной  рост цивилизации: в духовный мир  человека входили новые территории и новые пласты прошлого. Познание раздвинуло свои границы вглубь и  вширь. Вселенная как бы одновременно сузилась и расширилась, все пришли в соприкосновение со всеми. Мир  качественно преобразился.

В значительной мере на социокультурную  ситуацию в Европе оказала влияние  французская революция (1789-1793 гг.).

Принятая в 1789 г. «Декларация  прав человека и гражданина» провозглашала, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, среди которых фигурировали: собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

В развитии искусства ХIХ  в. столетия можно выделить две основные эпохи: эпоху романтизма (первая половина века) и эпоху декаданса (с конца 50х гг. до первой мировой войны).

Суть романтического стиля  — признание острого, драматического и поэтому глубоко переживаемого  противоречия между уродливой, низменной  действительностью и высоким  идеалом, несовместимым с нею, а  подчас и вообще нереализуемым. Утверждение  и развертывание прекрасного  идеала как реальности, осуществляемой хотя бы в мечтах, — сущностная сторона  романтизма.

Следует отметить, что в 40е  гг. ХIХ в. наряду с романтизмом складывается и утверждается как самостоятельное течение реализм. Вообще развитие реализма сопровождает становление капиталистического способа производства. Это не случайно: все более острыми становятся социальные противоречия, все более пронизывающим влияние чистогана на быт и нравы общества, на духовное развитие человека, и зеркалом этих процессов выступает реалистическое искусство.

Как могучее художественное движение реализм складывается в  середине XIX столетия. Говоря о реализме середины XIX в., имеют в виду определенную художественную систему. Во Франции  реализм связывается прежде всего  с именем Курбе, который, правда, отказывался  от наименования реалиста. Реализм  в искусстве, несомненно, связан с  победой прагматизма в общественном сознании, преобладанием материалистических взглядов, господствующей ролью науки. Обращение к современности во всех ее проявлениях с опорой, как  провозглашал Эмиль Золя, на точную науку стало основным требованием  этого художественного течения. Реалисты заговорили четким, ясным  языком, который пришел на смену  «музыкальному», но зыбкому и смутному языку романтиков.

Революция 1848 г. развеяла все  романтические иллюзии французской  интеллигенции и в этом смысле явилась очень важным этапом в  развитии не только Франции, но и всей Европы. События 1848 г. имели прямое воздействие  на искусство. Художники активно  втя¬гиваются в бурный ход общественной жизни.

Жизнь выдвигает нового героя, которому в скором времени предстоит  стать и главным героем искусства,—  трудового человека. В искусстве  начинаются поиски обобщенного, монументального  его образа, а не анекдотически-жанрового, как это имело место до сих  пор. Быт, жизнь, труд этого нового героя  станут новой темой в искусстве. Новый герой и новые темы породят  и критическое отношение к  существующим порядкам, в искусстве  будет положено начало тому, что  уже в литературе сформировалось как критический реализм. Во Франции  критический реализм сложится в 40—50-х годах. Наконец, с реализмом  в искусстве находят свое отражение  и волнующие весь мир национально-освободительные  идеи.

Во французской живописи реализм заявил о себе ранее всего  в пейзаже, на первый взгляд наиболее отдаленном от общественных бурь и  тенденциозной направленности жанра. Реализм в пейзаже начинается с так называемой барбизонской школы, с художников, получивших в истории  искусства такое название по имени  деревушки Барбизон недалеко от Парижа.Собственно, барбизонцы — это понятие не столько  географическое, сколько историко-художественное. Некоторые из живописцев, например, Добиньи, вообще не приезжали в Барбизон, но принадлежали к их группе по своему интересу к национальному французскому пейзажу. Это была группа молодых  живописцев — Теодор Руссо, Диаз делла  Пенья, Жюль Дюпре, Констан Тройон и  др.—которые приехали в Барбизон писать этюды с натуры. Картины они  завершали в мастерской на основе этюдов, отсюда законченность и обобщенность в композиции и колорите. Но живое  ощущение натуры в них оставалось всегда. Всех их объединяло желание  внимательно изучать природу  и правдиво ее изображать, однако это  не мешало каждому из них сохранять  свою творческую индивидуальность.

Одно время работал  в Барбизоне Жан Франсуа Милле (1814— 1875). Его героем становится крестьянин. В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли («Сеятель», 1850). Он показал сельский труд как  естественное состояние человека, как  форму его бытия. В труде проявляется  связь человека с природой, которая  облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле. Этой идеей  пронизаны картины луврского  собрания («Собирательницы колосьев», 1857; «Анжелюс», 1859).

Говоря о пейзажистах  первой половины—середины XIX в., нельзя обойти молчанием одного из самых  тонких мастеров французского пейзажа—Камиля Коро (1796—1875). Человек в пейзажах Коро органически входит в мир  природы. («Семья жнеца», около 1857). В  пейзажах Коро редко встретишь борьбу стихий, ночной мрак, что так любили романтики. Он изображает предрассветную пору или грустные сумерки, предметы в его полотнах окутаны густой мглой или легкой дымкой, прозрачные лессировки обволакивают формы, усиливают  серебристую воздушность. Но главное  —изображение всегда пронизано личным отношением художника, его настроением.

Критический реализм как  новое мощное художественное тече¬ние активно утверждает себя и в живописи жанровой. Его становление в этой области связано с именем Гюстава  Курбе (1819—1877). Все исторические события, происходившие во Франции, начи¬ная с революции 1830 г. и кончая франко-прусской войной и Парижской коммуной 1871 г., нашли самое яркое отражение  в графике одного из крупнейших французских  художников Оноре Домье (1808—1879).

импрессионизм (франц. — впечатление) в качестве философской базы использовал позитивизм. Это направление возникло в недрах французского реалистического искусства.

«Впечатление. Восход солнца»  — именно так назывался пейзаж К. Моне, показанный на первой выставке импрессионистов в 1874 г. Импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, Э. Дега, О. Ренуар и  др.) ставили перед собой задачу непосредственного наблюдения и  изучения окружающего мира в его  разнообразных индивидуальных проявлениях  и переноса в искусство результатов  своих наблюдений.

Другими словами, они стремились выразить не только то, что видишь, но и как видишь. Отсюда в импрессионизме появилось подчеркнутое внимание к  передаче света, оттенкам освещения, переливам  красок, а также к движению воздушных  масс, меняющих формы предметов и  передающих динамику окружающего мира.

Еще более отчетливо проявился  кризис реалистической традиции в постимпрессионизме (П.Сезанн, В.ВанГог, П.Гоген и др.). Для него характерен поиск новых форм реализма, способных отразить дегуманизацию условий жизни человека, диссонансы большого города, а также новых творческих приемов, которые могут помочь решению этой задачи.

Формальные искания постимпрессионистов  приводили к тому, что искусство  становилось все более рассудочным, регламентированным, а неспособность  понять и преодолеть средствами живописи социальные конфликты толкала художников к бегству от действительности –  в собственный мир или в  экзотические страны, что сближает импрессионизм с романтизмом. Общими для них являются также черты  субъективизма, мистицизма, символичности  в изображении действительности.

Все эти качества последовательно  воплощены в символизме. У его  истоков стоит Ш.Бодлер с его  книгой «Цветы зла» (1857 г.). Мастерская передачи настроений усталой подавленности  и душевной распутицы, цепенящего страха за мятежное богоотступничество, выносящее  приговор всему земному творению, способствовала распространению символизма.

Таким образом, ХIХ в. ушел в прошлое, оставив человечеству не просто сумму выдающихся достижений культуры и острые социальные проблемы. В ХIХ в. в Европе были заложены краеугольные камни нового типа цивилизации. В его основе — индустриализм, политическая демократия, духовный плюрализм  и многообразие.

2)Научно-методическое  руководство коллективами народного  художественного творчества.Задачу методического обеспечения и координации деятельности учреждений культуры  и коллективов традиционного художественно творчества возложена на региональные Дома (Центры) народного творчества.В целях создания вертикали управления государственной культурной политики в области народного творчества и досуга, предметом деятельности учреждений культуры должно стать организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, расположенных в территориях субъектов Российской Федерации и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.Современная роль и значимость методических служб во многих субъектах Российской Федерации подтверждается тенденцией к укреплению материальной базы путем перевода Домов (Центров) народного творчества в крупные дворцы. В целях оптимизации процесса методического обеспечения деятельности многие территории объединяют Дома (Центры) народного творчества с курсами повышения квалификации  и развивают сеть филиалов в муниципальных образованиях. В ряде субъектов Российской Федерации Дома (Центры) народного творчества являются главными исполнителями региональных программ развития культуры.В соответствии с уставными задачами региональная сеть Домов (Центров) народного творчества представлена следующими наименованиями: Дома (Центры) народного творчества, Дома (Центры) народного творчества и досуга, Научно-методические центры народного творчества и досуга, Центры народного творчества и повышения квалификации.Кроме региональных Домов народного творчества изучение и практическое восстановление народных традиций ведут специально созданные учреждения такие, как районные и сельские методические центры, центры народной традиционной культуры, дома ремесел, национально-культурные центры. В своей деятельности вышеназванные учреждения культуры исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывая принципиально новые, востребованные обществом, социально значимые формы и методы работы учреждений культуры. Наблюдается тенденция к созданию интегрированных моделей учреждений культуры.

В последнее  время заметно активизировалась творческая инициатива населения. Культурная жизнь насыщена локальными фестивалями, конкурсами и другими художественными  акциями,

Концептуальной  основой стратегии сегодня является методическое сопровождение преобразовательных процессов, происходящих в связи  с реформой местного самоуправления, которая влечет за собой масштабную реструктуризацию сети учреждений культурно-досуговой  сферы, традиционно ведущей работу по сохранению нематериального культурного  наследия. В указанных целях ГРДНТ  подготовил издания по правоприменительной  практике, аналитические издания  по проблемам культуры села, сборник  «Досуговые предпочтения: практика регионов»  по итогам Всероссийского мониторинга  новых форм учреждений культуры. Ведет  активную работу по повышению квалификации. Принимает участие в экспертной оценке программы реструктуризации сети в субъектах федерации и  концептуальном обеспечении преобразовательных процессов. Готовит методические рекомендации о критериях преобразования  и  показателях деятельности сети КДУ  в контексте реформ.

Учитывая специфику  деятельности в каждом отдельном  субъекте федерации Д(Ц)НТ должны направить  свои усилия на создания методики конструирования  муниципальной сети учреждений культуры с учетом многовариантности:

  • оптимального
  • недостаточного
  • кризисного бюджетов.

Мониторинг потребительского спроса на услуги культуры должен стать  основой системного анализа для  создания новых форм культурной деятельности, преобразования традиционной сети в  новые виды организаций культуры  разнообразной жанровой направленности.

  Совершенствование  условий для привлечения инвестиций и    расширение спектра предоставляемых услуг культуры позволят оказать положительное влияние на качество жизни населения, сохранить и преумножить культурное достояние народов России.

В целях обеспечения  вертикали управления процессами сохранения и развития народного творчества и социокультурной деятельности продвижение информационных и методологических проектов должно стать основой преобразований в сфере народного творчества.

2 билет.1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика. В современной философии есть раздел, отведенный исследованию ценностей,— аксиология (от греч. ахios — ценный и 1оgos — слово, понятие, учение). Для философского мировоззрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии является установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Существенные различия между философскими системами, школами, течениями и т. д. обусловливаются тем, какие ценности и в каком соотношении полагаются в их основание. Например, в философии Ницше на первый план выдвигается ценность индивидуальной воли к могуществу (воли к власти), которая становится мерилом в его «переоценке всех ценностей». Философствуя, человек размышляет о том, в чем суть всего существующего, ставя под вопрос себя самого. Он неизбежно оказывается перед проблемами смысла, назначения своей жизни, ее задач и возможностей. Ценность, достоинство отдельного существования, включая личное, определяется в соотнесении его с иерархией ценностей, на вершине которой — абсолютное благо. Исследование его выявляет глубокий смысл и действенность идущего от Платона сближения идеального и идеала; тождества и различия ценностей божественного, бытия, истины, добра, красоты, сливающихся в идее Единого-Блага, т. е.— ценностного абсолюта.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"