Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

В 40 - 50-е годы 19в. Невский  проспект украсили бронзовые скульптуры Петра Карловича Клодта (1805-1867) «Укротители  коней», установленные на устоях Аничкова моста через Фонтанку. Еще одна работа Клодта - памятник Николаю 1 на Исаакиевской площади в Петербурге. Император  изображен верхом на лошади.

Сорок лет, с 1818 по 1858 г., строился Исаакиевский собор в Петербурге - самое большое здание, возведенное  в России в первой половине 19в. Внутри собора одновременно могут находиться 13 тысяч человек. Проект был разработан французским архитектором Огюстом  Монферраном (1786-1858). Фигура ангела, держащего  крест, была выполнена Б.И.Орловским. Ему же принадлежит памятники  М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли  в Петербурге.

Карл Иванович Росси (1775-1849), сын итальянской балерины, родился  и жил в России. По проекту Росси  были построены здания Сената и Синода, Александровского театра, Михайловского  дворца (ныне - Русский музей).

Московский классицизм был  характерен отдельными зданиями, а  не ансамблями. Трудно было создать  архитектурные ансамбли на изогнутых  улицах с наслоением разных эпох. Даже пожар 1812 г. не переломил традиционное разностилье московских улиц, живописную хаотичность застройки.

После пожара в Москве были возведены такие выдающиеся по красоте  здания, как Большой театр, Александровский  сад и Манеж (архитектор О.И.Бове, инженер А.А.Бетанкур), Опекунский дворец на Солянке (архитектор Д.И.Жидярди). На Красной площади был воздвигнут памятник Минину и Пожарскому - произведение Ивана Петровича Мартоса (1754-1835).

В 1839-1852 гг. по проекту немецкого  архитектора Лео Кленце в Петербурге было построено здание Нового Эрмитажа.

Работа Тона понравились  Николаю 1. Архитектор получил два  крупных заказа для Москвы. В 1838-1849 гг. под его руководством был построен Большой Кремлевский дворец и  здание Оружейной палаты. В 1839 г. на берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Торжественное освящение  храма Христа Спасителя состоялось в 1883 г.

Русская живопись. Для русского изобразительного искусства также были характерны романтизм и реализм. Однако официально признанным методом был классицизм. Два замечательных портретиста своего времени - Орест Адамович Кипренский (1782-1836) и Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) - Оставили нам прижизненные портреты Пушкина.

В 1803 г. на раскопках античного  города Помпеи побывал русский художник Карл Петрович Брюллов. «Последний день Помпеи» .

Своей вершины академическая  живопись достигла в творчестве Александра Андреевича Иванова (11806-1858). «Явление Христа народу».

В первой половине 19 в. в русскую  живописи входит бытовой сюжет. Одним  из первых к нему обратился А.Г.Венецианов. Он посвятил свои картины «На пашне», «Захарка», «Утро помещицы» изображению крестьян. Его традиции продолжил Павел Андреевич Федотов (1815-1852). Свой путь художника-сатирика он начинал, будучи офицером-гвардейцем. Тогда он делал веселые, озорные зарисовки армейского быта. В 1842 г. на академической выставке была представлена его картина «Свежий кавалер».

Театр и музыка. В первой половине 19 в. в России театральная  жизнь вступает в новую фазу. Существовали различные виды театров. По прежнему широко были распространены крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим  фамилиям (Шереметьевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров  было немного (Александринский и  Мариинский в Петербурге, Большой  и Малый в Москве). Начали появляться частные театры, которые то разрешались, то запрещались властями.

Драматический театр развивался под воздействием тех же тенденций, что и литература. В нем в  начале 19 в. господствовали классицизм и сентиментализм. Позднее появились  романтические пьесы. Ставились  произведения европейских (Ф.Шиллер, В.Шекспир) и отечественных авторов. Особенно популярен был Н.В.Кукольник, написавший ряд исторических пьес. Большим успехом  пользовались сатирические комедии  Д.И.Фонвизина и И.А.Крылова. В 30 - 40-е годы 19 в. под влиянием отечественной  литературы в театральном репертуаре стали утверждаться реалистические традиции.

Большим событием в театральной  жизни России была премьера гоголевского «Ревизора» - В эти же годы на сцене  московского Большого театра была поставлена опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» (впоследствии на советской сцене она шла  под названием «Иван Сусанин»).

Литература. Именно рассвет  литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской  культуры. Писатели, отражавшие русскую  действительность, занимали разные общественно-политические позицииНа рубеже 18-19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому методу пришел Г.Р.Державин. Главным представителем русского сентиментализма  был писатель и историк Н.М.Карамзин (повесть «Бедная Лиза»).

Романтизм оказал заметное влияние на раннее творчество А.С.Пушкина  и М.Ю.Лермонтова.

Во второй четверти 19 в. в  европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С.Пушкин. После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В творчестве М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, И.А.Гончарова отчётливо  проявились характерные черты реализма.

Развитие литературы происходило  в сложных социально-политических условиях. Её постоянное соприкосновение  с передовыми течениями общественной мысли вынуждало правительство  применять к литераторам запретительные и репрессивные меры. В 1826 г. цензурный  устав, названный современниками «чугунным», сменил прежний (1804г.), более либеральный. Теперь цензор мог по своему усмотрению кромсать текст, убирая из него все, что  ему казалось оскорбительным для  самодержавия и церкви. «История нашей  литературы, по словам А.И.Герцена, - это  или мартиролог, или реестр каторги». А.И.Полежаев и Т.Г.Шевченко были отданы в солдаты. А.И.Герцен и Н.П.Огарев за свои первые литературные опыты  сосланы. А.А.Бестужев-Марлинский убит во время Кавказкой войны.

2 вопрос. Сущность художественного творчества и особенности художественно-творческой деятельности учащихся. Творчеством в этом случае признается все, что приводит к созданию нового. Известный итальянский физик, посвятивший ряд своих работ психологии научного творчества, Антонио Дзикики, дает весьма характерное, для этого подхода, определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось»

Есть  и второй подход к определению и оценке творчества не по продукту, а по степени алгоритмизации процесса деятельности. Если процесс деятельности жестко алгоритмизирован, то творчеству в нем места нет. Справедливо считается, что такой процесс приводит к заранее известному результату. Утверждение о том, что творчество возникает в условиях, когда процесс не алгоритмизирован, можно признать верным, но здесь вновь возникает целый спектр иных, трудноразрешимых вопросов.

Оказывается, творчество с  некоторой долей условности можно  характеризовать новизной продукта, его объективной ценностью, неалгоритмизированностью процесса. Важно и то, что оно  универсально и «не привязано» к  определенному виду деятельности. 
Рассмотрим само понятие «творчество». В Большой советской энциклопедии содержится следующее определение. «Творчество — деятельность порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере. В научной, производственно-технической, художественной, политической и т. д. — там, где создается, открывается, изобретается нечто новое».

Интересна трактовка понятия «творчество», предложенная К. Марксом и Ф.Энгельсом. По их мнению, творчество — это деятельность человека, преобразующая природный  и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных  законов действительности. «Творчество  как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру, осуществлению и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью».

Философия

Согласно теориям познания Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж. Локка и Д.Юма, творчество — это удачная, но в значительной мере случайная комбинация уже существующих элементов; творчество сродни изобретательству. Согласно Ф. Шеллингу  творчество (прежде всего творчество художника и  философа) представляет собой высшую форму человеческой жизнедеятельности: благодаря творчеству человек соприкасается  с абсолютом. Николай Бердяев  уделял достаточное внимание проблеме творчества. Его философски идей замыкались на тварности мира, создании мира Творцом. И если человек может менят  окружающую действительность мир тварен.

Психология

Согласно теориям Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, Я.А. Пономарева творчество – это форма человеческой активности, выполняющая преобразующую деятельность, глубинна сфера психических процессов  индивидуума, основа внутреннего механизма  и всех когнитивных процессов. Оно  проявляется  в особом характере  мышления, связанного с порождением  множества решений на основе однозначных  данных.

В современном научном знании обозначились следующие подходы к пониманию  творчества.

1 подход  - творчество, как   специфически человеческое явление, которое способствует реализации историческому развитию и связи поколений.

2 подход – творчество как деятельность

2 подход – творчество как процесс..

4 подход – творчество как «живая модель», так как обусловлена работой человеческого мозга

Виды

Представляется, что нельзя использовать один общий термин «творчество», ведь существует множество его видов.

Например, художественное творчество — воспроизведение на холсте, бумаге или другом материале возникающих  в воображении образов посредством  использования линий, цвета, материалов. Художественное творчество, результатом  которого является литературное произведение, представляет собой воспроизведение  не только образов, но и сюжета, хотя подчас романы основываются на реальных событиях.

Помимо этого, творчество — это  продукт мыслительных процессов. Научное  творчество — формирование гипотез, доктрин, концепций. Его сущность заключается  в решении научных задач, которые  применимы на практике (в отличие  от художественного творчества, где  главное — самовыражение автора).

Поэтому, как представляется, автором  результата интеллектуальной деятельности является лицо, посредством мыслительных процессов и физического труда  которого создан такой результат. В  принципе, если речь идет о полезной модели, исключительные права принадлежат  изначально автору, даже если он не принимал участие в осуществлении проекта. А вот произведение искусства (например, картина), мыслительные процессы автора и его физический труд неразделимы.

Среди многообразия определений  творчества можно выделить две основные интенции.

Творчество, творческая деятельность - отличительный признак проявления человеческой жизни. Она составляют характерную особенность человека как живого материального существа. Творческая активность может возникать в процессе деятельности, но связана она не с достижением намеченной цели, а с порождением в ходе деятельности побочного продукта. Этот побочный продукт и является настоящим результатом творчества.

Творчество может сопутствовать  любой деятельности и отсутствовать  там, где его непременно ожидают  увидеть.

Своеобразно эта идея отразилась в педагогической теории и образовательной  практике. Многие педагоги-практики (в  особенности это характерно для  педагогов дошкольного звена) убеждены, что есть творческие и нетворческие виды деятельности детей. Так, например, рисование, пение, музицирование и  другие виды детских художественных занятий ими обычно квалифицируются  как творческие. Потому и предполагается, что, занимаясь этим с ребенком, мы обязательно развиваем его творческие способности. При этом, как правило, не принимается во внимание, что  эта деятельность часто оказывается  предельно алгоритмизированной  и лишенной всякого творческого  начала.

Не следует думать, что  любое нанесение линий или  красочных пятен на бумагу, картон или холст, любое воспроизведение  звуков собственным голосом или  извлечение их из музыкальных инструментов следует квалифицировать как творчество. Можно творчески мыть полы или забивать гвозди и совсем не творчески петь, музицировать или писать картины.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к творческой деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др.\

Творческий  процесс. Этапы творческого процесса.Основными инструментами, использовавшимися для определения этапности творчества, традиционно служили наблюдение и умозрение.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"