Шпаргалка по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 22:29, шпаргалка

Описание работы

1) ИскусствоXIX века. Реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.
2)Научно-методическое руководство коллективами народного художественного творчества.
1) Аксиология как наука о ценностях. Этика и эстетика.
2) Особенности воспитания учащихся посредством народного художественного творчества.

Файлы: 1 файл

шпоры.docx

— 445.43 Кб (Скачать файл)

Элитарная культура

Элитарная, или высокая  культура создается привилегированной  частью общества, либо по ее заказу профессиональными  творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного  человека. Как правило, она на десятилетия  опережает уровень восприятия среднеобразованного  человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда  уровень образования населения  растет, круг потребителей высокой  культуры расширяется. К ее разновидности  можно отнести светское искусство  и салонную музыку. Формула элитарной  культуры — “искусство для искусства”.

Элитарная культура предназначена  для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует  хорошей подготовки для правильного  восприятия.

К элитарной культуре можно  отнести авангардные направления  в музыке, живописи, кинематографе, сложную литературу философского характера. Часто творцы такой культуры воспринимаются как жители «башни из слоновой кости», отгородившиеся своим искусством от реальной повседневной жизни. Как правило, элитарная культура является некоммерческой, хотя иногда может оказаться финансово  успешной и перейти в разряд массовой культуры.

Современные тенденции таковы, что массовая культура проникает  во все области «высокой культуры», смешиваясь с ней. При этом массовая культура снижает общекультурный уровень  ее потребителей, но в то же время  сама постепенно поднимается на более  высокий культурный уровень. К сожалению, первый процесс пока протекает гораздо  интенсивнее, чем второй.

Народная культура.Народная культура признается особой формой культуры.В  отличие от элитарной культуры народная, культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) или  коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки, песни и  танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Фольклор — ещё одно название народного творчества, которое создается  различными слоями населения. Фольклор локализован, т. е. связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку  в его создании участвуют все  желающие.К современным проявлениям  народной культуры можно отнести  анекдоты, городские легенды.

Массовая культура

Массовая или общедоступная  культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков  народа. Время ее появления —  середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и  стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может  быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка —  яркий пример массовой культуры. Она  понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как  правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или  народная культура. Но у нее самая  широкая аудитория. Она удовлетворяет  сиюминутные запросы людей, реагирует  на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят  из моды. С произведениями элитарной  и народной культуры подобного не происходит. Поп-культура — сленговое  название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

2 вопрос. Понятия «организация», «руководство», «управление». Актуальные задачи российской государственной культурной политики в области организации и руководства развитием народного художественного творчества.Социальная организация — это относительно автономная группа людей, ориентированная на достижение некоторой заранее фиксированной цели, реализация которой требует совместных и координированных действий. Характерной особенностью таких развитых организаций является наличие в них специализированного персонала, прошедшего соответствующую подготовку и выполняющего функцию управления.

Организация - обязательное условие успешного проведения большинства  социокультурных мероприятий. Слово «организация» употребляется в нескольких значениях, наиболее распространенными из которых являются два: организация как учреждение, заведение, предприятие, объединение, ведомство и организация как деятельность (процесс). В тех случаях, когда речь идет об организациях социокультурной сферы, мы пользуемся, как правило, терминами «учреждение», «ведомство» или «объединение».

Организация СКД - это система действий субъектов социокультурного процесса, направленных на достижение определенного позитивного результата. Но это не только система действий организационного характера, но и протекающий во времени процесс. Как правило, организация охватывает все стадии подготовки и проведение мероприятия. Действие организационного фактора прекращается с окончанием этого мероприятия или в связи с достижением поставленной задачи.

В ходе организации решаются самые разнообразные задачи и  осуществляются самые разнообразные  функциональные действия. К примеру, это может быть:

- основание или учреждение  культурных объединений (клубов  по интересам, детские и подростковые  коллективы);

- подготовка и проведение  социокультурного мероприятия (праздник, смотр, конкурс, выставка, экскурсия);

- упорядочение или наладка  социокультурного процесса (учебно-творческий  процесс в коллективе художественной  самодеятельности);

- вовлечение в тот  или иной вид социокультурной  деятельности представителей различных  социально-демографических групп  населения и т.д.

Исходя из специфики СКД (добровольный характер, опора на инициативу и интересы различных групп населения) управление в этой сфере осуществляется в своеобразной форме и носит, как правило, косвенный характер. В СКД часто важно не столько  управлять, сколько оказать помощь в организации и проведении того или иного мероприятия. В СКД  управление часто проявляется в  форме организации. И здесь уместно  говорить о едином организационно-управленческом процессе.

Имея много общего (прежде всего, общие цели достижение позитивного  результата), управление и организация  имеют и свои отличия. Управление - это взгляд на проблему, как правило, сверху. Организация - это взгляд на проблему, как правило, изнутри.

Основная задача управленца (руководителя) - поставить задачу, запустить  механизм реализации и контролировать ход работы. «Вид сверху» заключается  в том, чтобы определить в общем  плане пути реализации, выявить кадровый, материальный и финансовый ресурсы, т.е. осуществить первоначальный этап организации.

Задача организатора - непосредственно  участвовать в осуществлении  поставленной перед ним задачи («вид изнутри»). Это участие выражается в конкретных действиях, направленных на создание условий, необходимых для  достижения результата, на поиск исполнителей поручения, объединение совместных усилий и т.п.

В отличие от управленца (начальника, руководителя, т.е. лица, наделенного  властными полномочиями) организатор  является ответственным за непосредственное исполнение поручения, он непосредственный организатор и речь в данном случае идет не об управлении персоналом  учреждения, где как и в любом учреждении деятельность осуществляется в значительной степени на основе директивных методов, а о взаимоотношениях между специалистами (организаторами) процесса и его  рядовыми участниками, выполнения поставленной задачи, посредник между управленцами и исполнителями. Организатор только частично выполняет управленческие функции. Но независимо от того, в какой  степени организатор наделен  властными полномочиями, он обязательно  берет на себя роль лидера (формального  или неформального), того, кто считает, что имеет право вести других за собой. Организатор требуется, как  правило, тогда, когда для выполнения поставленной задачи необходимо объединение  усилий как минимум нескольких лиц. В том случае, когда для выполнения поручения достаточно усилий только одного человека, т.е. самого организатора, он выступает не как организатор, а как исполнитель поручения, сам же организуя свою деятельность.

Руководство – это:

  1) действие по значению  глагола: руководить;

2) то, чем руководствуются  или следует руководствоваться  в какой-либо деятельности;

4) руководящий состав  учреждения, организации.

Руководитель:

1) тот, кто направляет  чью-либо деятельность, осуществляет  руководство чем-либо;

2) наставник, воспитатель;

3) тот, кто возглавляет  учреждение, организацию и т.п.;

4) должность лица, заведующего  чем-либо;

5) лицо, занимающее такую  должность.

Руководить:

1) направлять чью-либо  деятельность, быть во главе чего-либо;

2) наставлять, воспитывать  кого-либо;

3) побуждать или понуждать  кого-либо к какому-либо действию, управлять чьими-либо поступками

Из трех обозначений управленческой профессии в русском языке (начальник, руководитель, управляющий) по характеру  деятельности организатор ближе  всего ко второму и третьему. С  руководителем его объединяет наличие  общего качества - определять, указывать  направление работы. С управляющим - не только определять направление, но и организовывать исполнение поручения. Несколько в отдалении от организатора находится начальник как носитель власти. Но и его сближает с организатором общее: в соответствии со своим «званием» начальник определяет начало работы, т.е. ее последовательность и порядок исполнения. А это уже организаторская функция. К тому же часть своих властных полномочий начальник, как правило, делегирует организатору.

Управлять, заведовать чем-либо (учреждением, предприятием и т.п.).

Управление (в психологии) — функция систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. В технических, социотехнических и  социальных системах управление объективируется  в форме деятельности по управлению, которая имеет либо субъект-объектный (деятельность оператора, управляющего процессами и предметами), либо субъект-субъектный характер (организационное управление, осуществляемое в форме управленческого  взаимодействия между отдельными субъектами или группами). Как уже отмечалось, характер организационного процесса напрямую вытекает из особенностей социокультурной деятельности, предполагающей самодеятельность и активность личности. При организации СКД часто нет четкого деления на субъекты и объекты. Более того, просматривается явная тенденция перехода субъект-объектных отношений в субъект-субъектные. В социокультурном процессе не только учитываются запросы и интересы личности, проявляется ее самодеятельность. А последняя предполагает значительную долю самоорганизации этого вида деятельности со стороны самой личности. В таком случае либо совсем не требуется профессиональный организатор, либо его роль сводится к оказанию помощи участникам социокультурного процесса.

Специфика СКД делает актуальным вопрос об уровнях и степени организации. Как и в управлении, в организации  есть предел организации, т.е. имеются  виды социокультурной деятельности, где требуются значительные организационные  усилия со стороны профессионалов, и имеются виды деятельности, где  требуется совсем незначительная помощь со стороны профессионалов. И здесь  уместно вести речь о таких  понятиях, как самодеятельность и  самоуправление, самодеятельность и  самоорганизация.

На степень организации  СКД влияют самые разнообразные  факторы, и, прежде всего такие, как  уровень образованности и подготовленности личности, уровень ее социально-культурной активности, а также ряд объективных  факторов - политические, экономические  и психолого-педагогические условия, в которых эта деятельность протекает.

Специфика СКД позволяет  выявить и основные функционально-организационные  действия; установление связи между  участниками социокультурного процесса; координация действий между ними; оказание помощи участникам в достижении необходимого социокультурного результата (консультация, совет, уточнение направления  движения и т.п.).

Организации СКД присущи  и свои особенности, и свои специфические  принципы. На первое место среди  них следует поставить ситуационный принцип. Суть его в определении  пределов, характера и степени  организационного воздействия в  зависимости от ситуации (необходимости). Речь может идти о жесткой или  мягкой организации, о собственно организации  и о самоорганизации.

Принцип партнерских отношений  организатора и организуемых означает равенство участников социокультурного процесса. Отношения между ними могут  начинаться и как субъект-объектные, но затем, как правило, переводятся  в субъект-субъектные. Организатор, выступающий в качестве инициатора, стремится сделать организуемых равноправными участниками процесса. И наоборот, если инициатива исходит "снизу", организатор включается в ее осуществление как в свое собственное дело.

Принцип постоянного действия организационного фактора. Организационное  воздействие в той или иной форме присутствует на любой стадии подготовки и проведения культурного  мероприятия. Правда, степень и характер этого вида действия различны - в  зависимости от ситуации, потребности (необходимости), специфики самого мероприятия  или вида деятельности. Явно организационный  фактор проявляется, как правило, в  определенный момент. До этого он может  находиться в так называемой неактивной фазе, или в режиме самоорганизации, т.е. невидим для постороннего глаза. Иногда от организатора требуется только запустить механизм подготовки мероприятия или только начать само мероприятие. А дальше организатор как бы отходит в сторону, выполняя роль наблюдателя. Иногда организатор присутствует на всех стадиях подготовки и проведения мероприятия, в той или иной степени влияя на его ход.

Информация о работе Шпаргалка по "Искусству"